Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/instructions/section/190/image/main-6fb53c35927f97e5ad4d1b921701f1eb.jpg2025-07-03T10:48Помогаем разобраться во всех тонкостяхКак выбрать дистрибьютора? Большая сравнительная таблица
Инструкции
Читать 16 минут

Как выбрать дистрибьютора? Большая сравнительная таблица

Поиск надежного партнера по цифровой дистрибуции — задача, с которой сталкивался почти каждый артист. Если раньше выпуск своей музыки было сложным и затратным делом, которое трудно реализовать без контракта с лейблом, то сегодня в мире работают сотни сервисов, доставляющих аудиоконтент на цифровые площадки. Кому стоит доверять, а к кому — отнестись с осторожностью? На что обратить особое внимание и какие дополнительные услуги можно получить от цифрового партнера? Давайте разбираться.

Дистрибьюторы, агрегаторы, лейблы: в чем разница?

Для начала определимся с терминологией. 

Дистрибьютор — ключевой элемент в цепочке доставки музыки от правообладателя к слушателю. Ни один исполнитель в мире ни технически, ни юридически не может сам обеспечить распространение своих треков на стримингах. 

Для этого артисты пользуются дистрибьюторами, которые обладают необходимыми договорами и техническими решениями для осуществления этой задачи. Таких компаний сотни, однако настоящими дистрибьюторами могут считаться организации, у которых есть прямые контракты со стримингами. 

Чтобы проверить, является ли дистрибьютор официальным партнером площадок с прямым контрактом или пользуется посредниками при доставке контента, можно свериться со списком надежных представителей на сайтах Яндекс МузыкиApple Music и Spotify.

Агрегаторами могут считаться компании, которые собирают материал от независимых артистов и передают его большим дистрибьюторам. Агрегаторы — посредники, которые могут решать некоторые технические проблемы музыкантов. Например, если исполнителю сложно понять требования дистрибьюторов к контенту (аудиозаписям, обложкам, текстам и так далее), за небольшую сумму агрегатор поможет со всеми вопросами, связанными с заливкой треков на стриминги. 

Агрегатор заинтересован в расширении каталога: чем больше успешных релизов он выпустит через свой аккаунт, тем более выгодные условия работы сможет получить от дистрибьюторов (в том числе от не упомянутых в этом материале гигантов индустрии Believe Digital и The Orchard, которые делают упор на сотрудничество с юридически оформленными компаниями, у которых уже есть бэк-каталог). При этом агрегатору не всегда интересен успех конкретного артиста: они не общаются с редакциями стриминг-сервисов и не обсуждают с исполнителем маркетинговые планы, но могут оказать отдельные платные услуги — например, проведение рекламной кампании или размещение релиза в партнерских пабликах и плейлистах.

А как же лейблы? В своем привычном формате они никуда не делись, все так же выполняют издательские функции, но цифровая музыкальная «пищевая цепочка» устроена так, что прямую доставку на стриминги  осуществляют только мейджоры Universal, Sony, Warner (с марта 2022 года не работают в России) и некоторые крупные лейблы. Например, на российские площадки напрямую доставляет Zion. Как правило, все остальные лейблы пользуются услугами дистрибьюторов.

 Лейбл — это прежде всего люди, которые в нем работают, а не просто сайт, куда можно залить свой WAV-файл. Лейблы сегодня — это команда артиста, которая строит стратегию его развития, придумывает средства монетизации творчества — и цифровая дистрибуция является одним из способов такой монетизации, пусть и не единственным. Вместе с тем лейблы финансируют запись музыки, составляют маркетинг-план, производят мерч, организовывают концерты и закрывают другие важные задачи. Формат работы с каждым артистом обычно отличается от лейбла к лейблу и обсуждается индивидуально.

Приведенное выше объяснение терминов не является каноническим: многие компании (и даже паблики «ВКонтакте») могут называть себя дистрибьюторами, дистрибьюторы иногда называют себя агрегаторами, а самостоятельные артисты часто считают себя самих «лейблом». Мы не претендуем на словарное определение этих понятий, но считаем нужным предупредить о разнице в бизнес-моделях таких компаний и, соответственно, разном уровне их ответственности перед артистом. 

Начинающему артисту следует понимать, какую именно проблему он хочет решить, обращаясь на лейбл к агрегатору или к дистрибьютору, — найдя правильного партнера, вы не разочаруетесь и лишь умножите свой успех. И, конечно, мы призываем всех внимательно читать договор (даже онлайн-оферту) по дистрибуции музыкального материала и не стесняться задавать уточняющие вопросы по правам на ваши треки.

Почему именно эти компании попали в наш обзор?

Из всего многообразия цифровых музыкальных дистрибьюторов и агрегаторов мы выбрали те, что соответствуют следующим критериям:

  • бизнес-модель компании подходит для DIY-артистов: не подписанных на лейбл, без юридического лица, без бэк-каталога;
  • компания имеет юридическое лицо в РФ или работает с пользователями из РФ;
  • компания доставляет музыку на популярные в РФ стриминги.

Поэтому в таблице нет таких дистрибьюторов, как ZVONKO digital, Pulse, Believe и ONErpm, работающих только с лейблами и крупными артистами. В таблицу вошли не все агрегаторы, удовлетворяющие указанным условиям: таких компаний очень много, поэтому редакция отобрала лишь те, которые, по нашему мнению, наиболее востребованы у музыкантов.

Компания / Параметры для сравнения Freshtunes Tunecore MusicAlligator Imixes Broma16 DNK Music Multiza Sferoom Vauvision
Юрлицо в РФ Да Нет Да Да Да Да Да  Да Да
Русскоязычная техподдержка Да; PRO-подписчики получают ответы в приоритетном порядке Нет Да Да Да Да Да Да Да
Приоритетный партнер стримингов (Apple Music, Spotify, Яндекс Музыка и другие) Яндекс Музыка, Apple Music Яндекс Музыка, Apple Music, Spotify Яндекс Музыка, VK Музыка, Звук Нет Нет Яндекс Музыка Яндекс Музыка, YouTube Music, VK Музыка Нет Да
Артисты, которые пользуются услугами Bahroma, Russell Ray, Ze Fish Proloxx, Ultar, Rebzyyx TrueТень, Linna, Зомб Paragon, Kometa & Sonic Art, группа «Альянс» Виктория Дайнеко, Корни, Arash 10Age, Dose, Cold Carti, Keendy Татьяна Буланова, Сергей Арутюнов, Narvent Бьянка, Фактор 2, Настя Негода Три Дня Дождя, ОМ., Money Flip, Yasmi, Palmdropov, Позорище
О компании «Поддерживаем независимых артистов по всему миру с 2015 года» — сказано на сайте компании. Дистрибьютор быстро получил популярность среди музыкантов благодаря своей бизнес-модели: артисты получают 100% роялти и сохраняют права на свою музыку. Все основные сервисы доступны бесплатно, а компания зарабатывает на дополнительных опциях — от расширенных функций платформы до продвижения релизов Компания TuneCore появилась в 2005 году в Нью-Йорке и является одним из старейших дистрибьюторов цифровой музыки. В 2015 году TuneCore была поглощена компанией Believe Digital, но сохранила свою бизнес-модель, согласно которой артист оплачивает ежегодную подписку и получает 100% роялти. TuneCore занимается только дистрибуцией и не берет на себя обязанности по маркетингу своих клиентов, хотя и предлагает некоторые дополнительные услуги (сбор роялти за авторские права, продажа лицензий на исполнение кавер-версий, монетизация музыки на YouTube через Content ID и другие) Дистрибьютор музыки, предоставляющий полный спектр услуг по доставке, монетизации треков и клипов на все основные международные и российские платформы. Компания зарегистрирована в России, ОАЭ, Великобритании, на Кипре и в Болгарии, что позволяет выплачивать роялти без значительных потерь на комиссиях и банковских транзакциях. Работают с ИП, ООО и СЗ. Среди преимуществ указывают интуитивно понятный интерфейс, простую регистрацию, удобный личный кабинет, электронные договоры, регистрацию прав, ежедневную статистику прослушиваний, быструю модерацию и продвижение треков. Также обеспечивают сохранение прослушиваний при переносе релизов от других дистрибьюторов Российский сервис, который работает как независимыми артистами, так и с лейблами, особенно популярен среди диджеев и электронных музыкантов. За отдельную плату можно получить промоподдержку и услуги мастеринга Компания выступает в роли независимого управляющего правами: занимается сбором вознаграждения за использование музыкальных произведений и оказывает услуги авторам, издательствам и авторским обществам Лейбл и дистрибьютор, работающий с 2018 года. Специализируется на цифровой дистрибуции музыки и видео, лицензировании треков в кино и сериалы, маркетинговой и рекламной поддержке релизов Автоматизированная система для распространения цифрового контента как минимум на 300 площадках, работает по индивидуальным контрактам. Компания предоставляет услуги двух типов: подключение ПО для использования в лейблах и дистрибьюторах (Content Management System) и музыкальная дистрибуция с промоподдержкой. Также через компанию можно выпустить музыку на физических носителях Музыкальный сервис, который предоставляет услуги дистрибуции, а также продвижения музыки. Среди своих преимуществ компания называет удобный интерфейс для самостоятельной загрузки контента, возможность попадания в плейлистах стримингов, а тракже дружелюбную техподдержку Компания занимается дистрибуцией музыки и менеджментом артистов с 2018 года. На сайте указана статистика: «Более 12 551 исполнителей выкладывают свою музыку через Vauvision». Среди преимуществ сервис называет промо на площадках, быструю поддержку, предоставление отчетов со статистикой и простой вывод средств через личный кабинет.
Эксклюзивность дистрибуции музыки (запрет на размещение треков у других дистрибьюторов) Нет Нет Нет, удаление релизов возможно через 2 недели после выхода В течение года Обсуждается индивидуально с партнером Нет Нет Нельзя с одним и тем же релизом Нет
Стоимость услуг Дистрибуция — бесплатная. Платные функции: промо релиза, доступ к расширенной статистике, приоритетная поддержка и возможность добавить несколько музыкантов в один аккаунт. Если вы не пользовались платформой более трех месяцев, придется отдать за разблокировку аккаунта 100 долларов Безлимитный тариф на год — от $22.99 Стандартная модерация — 750 рублей, премиум-модерация — 1500 рублей. Бесплатная загрузка контента для крупных лейблов. Выплаты от 80% в пользу артиста или больше, в зависимости от оборота, в том числе по YouTube, YouTube Content ID и другим Fingerprinting платформам Активация аккаунта 600 рублей, комиссия сервиса — 20% Комиссия, условия индивидуальны для каждого партнера Комиссия, условия индивидуальны для каждого партнера Комиссия, условия индивидуальны для каждого партнера Дистрибуция сингла — 700 рублей, альбома — 4 тысячи, а также комиссия 10% Дистрибуция сингла — 2590 рублей, альбома — 3090 рублей
Минимальная сумма выплаты На тарифе Free от $25 и кратно 25, на тарифе PRO — любые суммы от $10 От $1 5 тысяч рублей 1 тысяча рублей 5 тысяч рублей 10 тысяч рублей От 50 евро 2 тысячи рублей 1 тысяча рублей
Способы выплат клиентам Payoneer, Webmoney, MC Pay, банковский перевод для юридических лиц Payoneer Банковский перевод, перевод на карту Банковский перевод Банковский перевод Банковский перевод Банковский перевод Банковский перевод Банковский перевод
Раздельные выплаты авторам Нет Да, но только на безлимитных тарифах Нет Нет Да Обсуждается индивидуально Нет Да Нет
Среднее время доставки релиза на площадки До 3 дней 5-7 дней От 6 до 48 часов От 3 часов до суток До 3 дней От 24 до 72 часов До 3 дней Можно выбрать при загрузке До 3 дней
UMA (VK Музыка, Одноклассники) + Звук + Яндекс Музыка Да Да Да Да Да Да Да Да Да
Дистрибуция в магазины электронной музыки Beatport Beatport Beatport, Beatsource, SoundCloud, Mixcloud, Traxsource Beatport, Beatsource, Juno Download Да Beatport Beatport, Juno Download Beatport Да, кроме Beatport
Выбор цифровых площадок Да Да Да, в том числе UGC-платформы для дополнительной монетизации Да Да Нет Да, по запросу Да Да
Доставка звука в VK Клипы Да Нет Да Да Да, по запросу Да Да Да Да
Доставка видеошотов в Яндекс Музыку Да, по запросу  Нет Да Да Да Да Да Да Да
Дистрибуция видеоклипов (Apple Music, Tidal, VK) Нет Нет Да, Apple Music, Spotify, VK, Яндекс Музыка, Ami, fizy, ROXi, TIDAL, Xite. Комиссия — 20%  Да, комиссия 20% VK, комиссия обсуждается индивидуально с партнером Да, комиссия обсуждается индивидуально с партнером Да, комиссия 20% Да Да, в том числе в Яндекс Музыку
Доставка текстов песен на стриминги и в музыкальные сервисы С помощью Musixmatch Нет Напрямую для Apple Music, VK Музыка, Musixmatch и LyricFind для остальных. Есть функционал создания караоке в личном кабинете С помощью Musixmatch Да Напрямую — Apple Music, VK Музыка, остальное — через Musixmatch Напрямую — Apple Music, VK Музыка, остальное — через Musixmatch Да Да, а также караоке
Питчинг музыки редакциям российских стримингов На тарифе PRO Нет Да Нет Да Да Да Да Да
Питчинг зарубежным редакциям На тарифе PRO Нет Только в зарубежной версии сервиса Нет Нет Да Да, для аккаунтов не из РФ Нет Да, для зарубежных треков и артистов

Технические требования к релизам

Каждый DIY-дистрибьютор руководствуется определенными требованиями к качеству аудиозаписей, оформлению обложек и метаданным. Эти требования могут показаться исполнителям странными, однако дистрибьюторы всего лишь руководствуются инструкциями стримингов. Эти правила созданы для того, чтобы увеличить интерес к музыкальному контенту: обработав правильно заполненные метаданные, алгоритмы сервисов предложат музыку правильной новой аудитории. Вне зависимости от дистрибьютора всегда необходимо соблюдать технические требования к контенту и метаданным.

Лизинговые биты и другие вопросы авторских прав

Подписывая договор или онлайн-оферту с дистрибьютором, артист обязуется загружать и монетизировать только тот контент, которым он обладает эксклюзивно. Это значит, что по условиям договора с дистрибьютором нельзя загружать треки, записанные на взятые в лизинг биты, использовать семплы из чужих произведений, делать ремиксы на треки без разрешения авторов, использовать в оформлении релизов нелицензированные изображения. 

Каждый дистрибьютор крайне внимательно относится к вопросу соблюдения авторских прав, а команды модераторов стараются не допускать, чтобы на площадки проходил, по сути, пиратский контент.

В интернете есть множество отзывов о дистрибьюторах, которые «придираются» к контенту и просят внести «напрасные» изменения, в то время как другая компания может пропустить лизинговый бит. Такие случаи действительно бывают, потому что модерацией занимаются живые люди (которые иногда могут ошибаться), а контрафактные релизы обычно быстро удаляют со стримингов. 

При выборе дистрибьютора стоит обращаться к надежным организациям, которые помогают качественно монетизировать творчество, а не сподвигают на преступление.