Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив

Как выбрать дистрибьютора? Большая сравнительная таблица

Помогаем разобраться во всех тонкостях
Источник: Dan-Cristian Pădureț
журналhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/article/424/image/article-993f9a3835b0be70e18c888e12c6e2b9.jpgГлеб Лисичкин2021-08-23T17:30Помогаем разобраться во всех тонкостях

Поиск надежного партнера по цифровой дистрибуции — вопрос, ответ на который ищет каждый музыкант. Если раньше издание пластинки было сложным и затратным делом, которое трудно реализовать без контракта с лейблом, то сегодня в мире работают сотни сервисов, которые предлагают доставить аудиоконтент на цифровые площадки. Кому стоит доверять, а к кому — отнестись с осторожностью? На что обратить особое внимание и какие дополнительные услуги можно получить от цифрового партнера? Давайте разбираться.

Дистрибьюторы, агрегаторы, лейблы: в чем разница?

Для начала давайте разберемся с терминологией. 

Дистрибьютор — это ключевой элемент в цепи по доставке музыкального контента от правообладателя к слушателю. Ни один исполнитель в мире ни технически, ни юридически не может сам обеспечить распространение своей музыки на прилавках стриминг-сервисов. 

Для этого артисты пользуются дистрибьюторами, которые обладают необходимыми договорами и техническими решениями для осуществления этой задачи. Таких компаний сотни, однако настоящими дистрибьюторами могут считаться организации, которые обладают прямыми контрактами со стримингами. 

Чтобы проверить, является ли ваш дистрибьютор официальным партнером площадок или пользуется посредниками при доставке вашего контента, можно свериться со списком надежных представителей на сайтах Apple Music и Spotify — эти сервисы во всем мире считаются основными, и каждый уважающий себя дистрибьютор имеет с ними прямой контракт.

Агрегаторами могут считаться компании, которые собирают материал от независимых артистов и передают его большим дистрибьюторам. Агрегаторы — это посредники, которые могут решать некоторые технические проблемы музыкантов. Например, если исполнителю сложно понять требования, которые дистрибьюторы выставляют к контенту (аудиозаписям, обложкам, текстам и т. д.), за несколько сотен рублей агрегатор может решить все проблемы, которые касаются заливки треков на стриминги. 

Агрегатор заинтересован в расширении своего каталога: чем больше успешных релизов он выпустит через свой аккаунт, тем более выгодные условия работы можно получить от дистрибьюторов (в том числе от не упомянутых в этом материале гигантов индустрии Believe Digital и The Orchard, которые делают упор на сотрудничество с юридически оформленными компаниями, у которых уже есть бэк-каталог). При этом агрегатору не всегда может быть интересен успех конкретного артиста: они не общаются с редакциями стриминг-сервисов и не обсуждают с исполнителем маркетинговые планы, — но могут оказать отдельные платные услуги (например, проведение рекламной кампании или размещение релиза в партнерских пабликах и плейлистах).

А как же лейблы? Лейблы в своем привычном формате никуда не делись, они все так же выполняют издательские функции, но цифровая музыкальная «пищевая цепочка» устроена так, что прямую доставку на цифровые площадки осуществляют только мейджоры (Universal, Sony, Warner), а все остальные (независимые лейблы) пользуются услугами дистрибьюторов. 

С точки зрения взаимоотношений с артистом лейблы и менеджмент-компании сегодня являются важнейшим элементом коммуникации: хорошие организации отличаются жанровой экспертизой, они занимаются продюсированием артистов, финансируют запись, придумывают маркетинг-план, производят мерч и т. д. 

Лейбл — это прежде всего люди, которые в нем работают, а не просто сайт, на который можно залить свой WAV-файл. Лейбл сегодня — это команда артиста, которая строит стратегию его развития, придумывает средства монетизации творчества — и цифровая дистрибуция является одним из способов такой монетизации, пусть и не единственным.

Приведенное выше объяснение терминов не является каноническим: многие компании (и даже паблики «ВКонтакте») могут называть себя дистрибьюторами, дистрибьюторы иногда называют себя агрегаторами, а самостоятельные артисты часто считают себя самих «лейблом». 

Такая путаница, похоже, устраивает всех игроков рынка, и в этой статье мы не претендуем на словарное определение этих понятий, но считаем важным предупредить о разнице в бизнес-моделях таких компаний и, соответственно, разном уровне их ответственности перед артистом. 

Начинающему артисту следует понимать, какую именно проблему он хочет решить, обращаясь на лейбл или к дистрибьютору, — найдя правильного партнера, вы не разочаруетесь и лишь умножите свой успех. И, конечно, мы призываем всех артистов внимательно читать условия договора (даже онлайн-оферты) по дистрибуции своего музыкального материала и не стесняться задавать уточняющие вопросы лицензиатам прав на ваши произведения. В данной статье мы поговорим только про некоторых DIY-дистрибьюторов.

Почему именно эти дистрибьюторы попали в наш обзор?

Из всего многообразия цифровых музыкальных дистрибьюторов в мире мы выбрали несколько наиболее популярных среди российских музыкантов. В нашу подборку вошли дистрибьюторы, которые выполняют следующие требования:

  • компания является официальным партнером Apple и/или Spotify
  • компания доставляет контент на локальные цифровые площадки UMA («ВКонтакте», Boom, «Одноклассники») и «Яндекс.Музыку»
  • бизнес-модель компании подходит для DIY-артистов (не подписанных на лейбл, без юридического лица, без бэк-каталога)

Из-за такой фильтрации в нашу выборку не попали некоторые популярные сервисы, такие как DistroKid (не доставляет музыку на площадки UMA), Multiza (не является официальным партнером площадок, а доставляет контент через Kontor New Media и AudioSalad), а также Believe Digital и The Orchard (крупнейшие дистрибьюторы с офисами в России, которые предпочитают работать с крупными артистами или лейблами).

Preferred Plus — наивысшая степень доверия и рекомендация от Apple Music. Preferred — второй уровень доверия после Plus.

TuneCore

Среди клиентов: «Рыночные отношения», «Моральный кодекс», Нейромонах Феофан, Slim, Жанна Агузарова 

Компания TuneCore появилась в 2005 году в Нью-Йорке и является одним из старейших дистрибьюторов цифровой музыки. В 2015 году TuneCore была поглощена компанией Believe Digital, но сохранила свою бизнес-модель, согласно которой артист оплачивает ежегодную подписку и получает 100% роялти. TuneCore занимается только дистрибуцией и не берет на себя обязанности по маркетингу своих клиентов, хотя и предлагает некоторые дополнительные услуги (сбор роялти за авторские права, продажа лицензий на исполнение кавер-версий, монетизация музыки на YouTube через Content ID и т. д.) В сентябре 2020-го TuneCore открыли представительство в России.

CD Baby

Среди клиентов: «Валентин Стрыкало», «Театр Яда», Yoga for Wine Lovers, «Иван Купала», Саша Алмазова & Non Cadenza

Сайт CD Baby появился в 1998 году — его разработал музыкант Дерек Сиверс, чтобы продавать по интернету свой собственный CD-релиз. Потом на витрине появились диски его друзей-музыкантов, со временем CD Baby стал продавать большие каталоги, а в 2008 году стал одним из первых партнеров iTunes. CD Baby стал одним из гигантов цифровой DIY-дистрибуции — во многом благодаря дружелюбной интонации в соцсетях и многочисленным инструкциям, которые помогают инди-артистам самостоятельно монетизировать свое творчество. В 2019 году CD Baby (а еще такие дистрибьюторы, как Soundrop, FUGA и DashGo) купила компания Downtown Music Holdings.

ONErpm

Среди клиентов: «Электрофорез», DenDerty, Mitya, ssshhhiiittt!, Супер Жорик

Дистрибьютор ONErpm появился в 2010 году и одним из первых обратил внимание на экстенсивно развивающийся рынок латиноамериканской музыки. Компания открыла региональные офисы по всему миру — в 2019 году ONErpm открыли офис и в Москве. Данный дистрибьютор предлагает размещение на всех основных площадках без предварительных платежей, забирая 15%-ную комиссию с роялти. За последние годы ONErpm сильно диверсифицировал свою бизнес-модель — компания все чаще заключает эксклюзивные «лейбловые» контракты с артистами. Помимо распространения музыкального контента, ONErpm активно развивает свою партнерскую сеть YouTube. Еще одним важным отличием ONErpm от большинства конкурентов является полная независимость компании от больших корпораций.

FreshTunes

Среди клиентов: «СРУБ», Uratsakidogi, «Красная плесень», «Сатана Печет Блины», Игорь Растеряев

Независимый дистрибьютор FreshTunes является одной из немногих российских компаний в нашем списке (притом что центральный офис зарегистрирован в Дубае). Компания занимается распространением музыки на все основные площадки, отдавая 100% роялти артистам, — согласно информации на сайте, компания зарабатывает за счет дополнительных услуг (продвижение видеоклипов, экспертные оценки и т. д.). Организация быстро получила популярность среди российских музыкантов (одним из первых клиентов FreshTunes был Oxxxymiron), причем для российских клиентов действует интересный механизм авторизации. Для монетизации творчества на площадках UMA (VK, Boom, OK) пользователю необходимо получить статус «доверенного партнера» (прислать сканы паспорта, договоры с авторами произведения и/или видео проекта DAW, доказывающее, что пользователь является обладателем исключительных прав на контент). Другая важная особенность FreshTunes заключается в том, что, согласно оферте, пользователь должен заходить в свой кабинет не реже чем раз в полгода — в противном случае аккаунт может быть заблокирован (разблокировка аккаунта — платная услуга). FreshTunes является одной из самых непубличных компаний в списке — у нее практически не обновляются соцсети и не раскрываются держатели акций. Впрочем, известно, что генетически FreshTunes близка к компании Rightscom, которая связана с «Национальным цифровым агрегатором» и партнерской сетью YouTube Kedoo.

Symphonic Distribution

Среди клиентов: Drummatix, Johnyboy, Рем Дигга, NBSPLV, Galleons

Основанная в 2006 году во Флориде компания Symphonic Distribution изначально ориентировалась на электронную сцену — и до сих пор проще других размещает треки в весьма избирательном сервисе Beatport. Сейчас Symphonic Distribution стал заметным игроком в цифровой индустрии и не только занимается монетизацией музыки на всевозможных сервисах, но и предоставляет своим клиентам ряд эксклюзивных услуг. Клиенты Symphonic Distribution могут дистрибутировать семпл-паки и отдельные партии своих инструментов (стемы). За счет разветвленной сети партнерств лояльные артисты могут собирать авторские отчисления (Songtrust), очищать права на запись и распространение кавер-версий (Easy Song Licensing) и даже продавать физические носители (Amped).

Расширенный спектр услуг открыт не каждому желающему: чтобы стать клиентом Symphonic Distribution, необходимо оставить заявку, рассказав о своих успехах и амбициях, а затем дождаться одобрения от компании. Symphonic гордится сотрудничеством с Амоном Тобином, Surf Mesa, Machinedrum, Рюити Сакамото и Соланж, но получить поддержку от сервиса могут и менее раскрученные артисты.

«Национальный цифровой агрегатор»

Среди клиентов: Zivert, Хабиб, Verbee, Bicycles for Afghanistan, Гречка, «Порнофильмы»

Российская компания НЦА появилась в 2015 году и сначала работала только с крупнейшими российскими поп-лейблами («Первое музыкальное издательство», «Союз», Velvet, «Монолит», ПЦ Матвиенко и т. д). Со временем НЦА стал предлагать свои услуги и независимым артистам. Доступ к сервису НЦА предоставляется после рассмотрения заявки, а для заключения договора необходимо юрлицо, однако компания готова работать и с самозанятыми артистами.

Так как НЦА является российской компанией, помимо цифровой дистрибуции, она  предоставляет ряд полезных для артистов сервисов, которые практически недоступны для глобальных дистрибьюторов: регистрация прав в РАО, ВОИС и РСП, размещение треков в виде рингтонов у локальных телеком-операторов, ротация музыки в сервисах фоновой музыки и т. д.

Repost Network

Среди клиентов: Царица Птиц, ПоЖаР, «конец солнечных дней» 

В прошлом году стриминг-платформа SoundCloud запустила собственный сервис по дистрибуции музыки Repost. Услуги по распространению стали доступны всем обладателям тарифа Pro Unlimited или по отдельной подписке. Клиенты Repost получают 100% от «родного» сервиса (по новой модели) и 80% от остальных сервисов. Кроме того, пользователи могут подать заявку в акселератор Repost Select — отобранные кандидаты получат помощь личного менеджера, который сможет построить и реализовать стратегию по успешному продвижению релиза (и проинвестировать ее).

Label Worx

Среди клиентов: Monomark Music, Highway Records, «Абстрасенция»

История компании Label Worx началась в 2004 году со встречи двух диджеев, которые попробовали свои силы в IT для оптимизации работы своего лейбла. Их менеджерский инструментарий Label Management System оказался удобным и эффективным, и вскоре Label Worx уже обслуживали более 15 тысяч лейблов по всему миру. Исторически так сложилось, что Label Worx работает преимущественно с электронной музыкой, но с интересом следит и за другими жанрами. Помимо дистрибуции музыки, Label Worx предлагает интересные дополнительные услуги: мастеринг треков (включая Apple Digital Masters), инструментарий для проморассылок и интерфейс для приема демо. Компания также занимается образовательной инициативой Mixtank, под брендом которой выходят кураторские плейлисты во «ВК». Финансовые условия работы с каждым лейблом определяются индивидуально, после одобрения заявки через форму на сайте.

Технические требования к релизам

Каждый DIY-дистрибьютор руководствуется определенными требованиями к качеству аудиозаписей, оформлению обложек, метаданным и т. д. Эти требования могут показаться исполнителям странными, однако дистрибьюторы не придумывают их, чтобы усложнить жизнь артистам, а всего лишь руководствуются инструкциями стриминг-сервисов. Эти правила созданы для того, чтобы увеличить интерес к музыкальному контенту: обработав правильно заполненные метаданные, алгоритмы стриминг-сервисов предложат музыку правильной новой аудитории. Вне зависимости от дистрибьютора всегда необходимо соблюдать технические требования к контенту и метаданным.

Внимательный пользователь стриминг-сервисов может заметить, что большинство популярных релизов нарушают правила DIY-платформ (посторонний текст на обложке, капс в названиях треков и т. д.) — действительно, мейджор-лейблы и крупные дистрибьюторы (The Orchard, Believe Digital) более лояльно относятся к требованиям площадок, однако в данном материале мы сравниваем именно DIY-дистрибьюторов, которые готовы к сотрудничеству с любым талантливым артистом вне зависимости от его статуса.

Лизинговые биты и другие вопросы авторских прав

Подписывая договор или онлайн-оферту с дистрибьютором, артист обязуется загружать и монетизировать только тот контент, которым он обладает эксклюзивно. Это значит, что по условиям договора с дистрибьютором нельзя загружать треки, записанные на взятые в лизинг биты, использовать семплы из чужих произведений, делать ремиксы на треки без разрешения авторов, использовать в оформлении релизов нелицензированные изображения и т. д. Каждый дистрибьютор крайне внимательно относится к вопросу соблюдения авторских прав, а команды модераторов стараются не допускать, чтобы на площадки проходил, по сути, пиратский контент.

В интернете есть множество отзывов о дистрибьюторах, которые «придираются» к контенту и просят внести «напрасные» изменения, в то время как другая компания может пропустить лизинговый бит. Такие случаи действительно бывают, потому что модерацией занимаются живые люди (которые иногда могут ошибаться), а контрафактные релизы обычно быстро удаляют со стримингов. 

При выборе дистрибьютора стоит обращаться к надежным организациям, которые помогают качественно монетизировать творчество, а не сподвигают на преступление.

Подпишитесь на рассылку
Рассылка о самом интересном в музыкальной индустрии