За 12 лет существования «Дикая мята» проделала путь от однодневного фестиваля в московском парке со свободным входом до крупнейшего российского опен-эйра. Сейчас «Дикая мята» — это, по сути, город cо всеми коммуникациями, который строится в Тульской области ради трех фестивальных дней в конце июня. Продюсер «Дикой мяты» Андрей Клюкин рассказал нам обо всех этапах подготовки события.
Записал: Илья Зинин
«Каждый год время начала подготовки „Дикой мяты“ менялось. Сначала нам хватало трех месяцев, потом это было полгода, до недавнего времени мы начинали готовиться к следующему фестивалю через неделю после окончания предыдущего. Но уже и эта планка взята: „Дикая мята — 2019“ еще не началась, а у нас уже идут переговоры по артистам на 2020 год, а также проходят встречи с партнерами по 2021 году».
«Мы в постоянном и плотном контакте с администрацией Тульской области. За три дня через наше поле проходят 70 000 зрителей — понятно, что тут нужна совместная работа с МВД, МЧС, Министерством здравоохранения, Роспотребнадзором, Санэпидемстанцией и не только. Каждая структура должна дать свое добро на проведение, но, в конце концов, это и есть их работа.
Если это вопрос о коррупции, то нет, нам ни разу никто не намекнул на подобную схему взаимоотношений. Даже наоборот: нам реально помогают даже в тех вопросах, в которых могли бы и не помогать. Денег не выделяют, но такую помощь за деньги и не купить: дают транспорт на случай дождя, скидки на административное жилье для персонала, инициируют совещания, на которых присутствуют все службы региона, и так далее.
Взаимодействие с властями строится на принципе взаимоуважения. Администрация видит, что мы максимально въедливо относимся ко всем вопросам подготовки фестиваля, а мы видим, что наш труд уважают. Посудите сами: когда летом зрители с моря едут в Тульскую область на фестиваль — это же дорогого стоит! В дни проведения „Дикой мяты“ все гостиницы в радиусе 40 километров от фестиваля забронированы, местные предприниматели очень довольны, а налоги пополняют бюджет».
«Мы почти ушли от наружной рекламы, основная работа у нас проходит в сети, как, впрочем, у всех актуальных фестивалей. Наружка — это скорее имиджевая составляющая, которая почти никак не влияет на реальные продажи.
Наша команда много работает с радио, у нас есть московский партнер „Comedy Радио“ и партнер в регионах — холдинг „Медиа Траст“, мы давно дружим. Кроме того, в этом году мы начали совместную работу с телеканалом ТНТ-4».
«У нас есть прекрасный отдел по работе с клиентами, который возглавила Ирина Словохотина, и с ее приходом я больше не погружаюсь в эту тему. Знаю, что спонсоры благоволят „Дикой мяте“, многие заключили многолетние контракты, остальные ежегодно их продлевают».
Источники дохода фестиваля в этом году:
50% — продажа билетов
40% — спонсоры
10% — сдающиеся в аренду точки питания и торговли
Среди коммерческих партнеров фестиваля — бренды Volkswagen, Тинькофф Банк, Glo и Мегафон.
«„Дикая мята“ — крупнейший в России независимый фестиваль, нам никто не может диктовать, каких музыкантов приглашать, а каких нет. Мы не связаны обязательствами ни с радиостанциями, ни с телеканалами, ни с журналами, ни со спонсорами. Именно поэтому музыкальная программа „Дикой мяты“ интересная и разноплановая.
Правда, есть ряд табуированных жанров: мы не работаем с шансоном и не приглашаем искусственно выращенных эстрадных поп-звезд.
Как только заканчивается фестиваль, мы собираемся и обсуждаем идеи по программе следующего. Первые переговоры с артистами начинаются уже в июле. В это время мы решаем, каких хедлайнеров мы хотим видеть и почему. Так в этом году было с Бастой, „Мумий Троллем“, Primal Scream и Faithless.
Затем мы начинаем плотно мониторить пожелания поклонников нашего фестиваля: читаем посты, комментарии, сводим в таблицы все упоминания об артистах. После этого оставляем в списке тех музыкантов, которые близки по духу фестивалю. Так формируется существенная часть программы. В этом году это „Аквариум“, Dubioza Kolektiv, Дельфин, The Great Machine, Alai Oli, The Hatters и другие.
И третья часть лайнапа „Дикой мяты“ — это молодые группы, которые мы открываем для себя в течение года. Многие артисты сами присылают заявки, и я ежедневно посвящаю два часа их прослушиванию; с кем-то связываемся сами.
Кроме того, за 12 лет работы над „Дикой мятой“ я приучил себя слушать не менее трех новых альбомов в день. Мне это необходимо для того, чтобы ориентироваться в том, что происходит в музыкальном мире. Я очень горжусь тем, что существует большое количество музыкантов, у которых первый фестивальный опыт случился именно у нас. Я абсолютно убежден, что и в этом году мы откроем зрителям немало новых и ярких имен.
В этом году агентство Pop Farm у нас отвечает за привоз одного артиста на фестиваль (Primal Scream), но я планирую расширять сотрудничество. Причин выбора этой команды две. Во-первых, Дмитрий Зарецкий и Андрей Саморуков—приятные и порядочные люди. Во-вторых, Pop Farm очень динамично развивается, имеет сложившиеся контакты со всеми крупными мировыми агентами, поэтому переговоры занимают очень мало времени. Кроме того, парни прекрасно разбираются в музыке, и всегда готовы помочь советом».
«Мы уже много лет работаем на площадке под Бунырево. Нам хорошо известны особенности поля, его топография, устойчивость к осадкам, поэтому время работы не такое уж большое. В среднем мы занимаемся стройкой три недели.
За это время мы досыпаем дорожки, возводим столбы освещения, строим временный водопровод, прокладываем электрокабели согласно разработанной карте .
Суммарно в это поле уже засыпано 250 тонн гравия.
Каждый год растет потребление воды (это около 200 тонн) и количество устанавливаемых туалетных кабин.
В этом году мы увеличили количество душевых кабин в два раза (они бесплатные и с горячей водой), а также количество питьевых фонтанов и точек выдачи бесплатного кипятка».
«Трудно сказать, что именно продает билеты на фестиваль — мне кажется, это сумма факторов. Тут и музыкальная программа — четыре сцены, которые работают почти круглосуточно, 100 концертов, почти тысяча музыкантов из десятков стран. Тут и спортивные зоны: пляжный футбол, волейбол, серф, скалодромы, гонки на квадроциклах.
В этом году мы в пять раз увеличили количество воздушных шаров — теперь можно не только подняться над фестивалем, но и совершить над ним полет.
Конечно, будут лекции, творческие встречи, кинопоказы, детские городки, аттракционы».
«„Дикая мята“ — событие культурологическое. Мы не про то, чтобы убиться и валяться на земле, поэтому мы должны создавать зоны реального комфорта. К нам приезжают зрители с детьми, в том числе с маленькими, и мы, конечно, должны думать о таких посетителях. Так у нас появилась комната матери и ребенка. В ней есть пеленальные столы, плиты, холодильники, стиральные машины. Есть возможность подмыть ребенка, покормить, постирать одежду. Этот сервис нужен, чтобы человек чувствовал себя человеком, и в этом случае он сможет воспринимать и музыку, и кино, и литературу».
«Пять лет назад мы столкнулись с погодной аномалией: через фестиваль проходил циклон, лило три дня, это было суровым испытанием и для зрителей, и для организаторов. Но я очень благодарен тому, что с нами это произошло.
Теперь мы всегда готовы к любым капризам погоды: у нас есть дорожки, въезды и выезды просыпаны гравием, все активности проходят в комфортных шатрах, ярмарка укрывается под огромным тентом, а одна из сцен полностью защищена от ветра, солнца или дождя. По сути, мы строим клуб на 5000 зрителей в чистом поле.
В прошлом году мы столкнулись с тем, что электронная система обработки браслетных чипов не заработала вовремя и это привело к очередям на входе. Но тут решение было очевидным: мы просто сменили подрядчика и четко прописали критерии качественной работы».
«Мы стараемся делать „Дикую мяту“ самым безопасным опен-эйром страны, над этим работает целая команда профессионалов. У нас есть директор по безопасности, под его началом трудятся более сотни сотрудников ЧОП, привлекаются представители МВД и МЧС. Введена строгая билетная система, чипированные браслеты, видеоконтроль».
«Зрители попадают на фестиваль на электричках, личном транспорте или на микроавтобусах, которые отправляются от станции метро „Бульвар Дмитрия Донского“.
Для автомобилистов организована парковка.
Микроавтобусы предоставляет алексинская транспортная компания — она же, кстати, встречает на станции Тарусская гостей, которые приехали на электричке.
Кроме того, мы приготовили пару приятных сюрпризов для тех, кто выбрал электричку. Во-первых, предъявляя билет до станции Тарусская, зрители получают в фестивальных кассах скидку в 500 рублей. А во-вторых, совместно с Центральной пригородной пассажирской компанией (ЦППК) мы организовали дополнительный „Дикомятный экспресс“, который забирает наших зрителей в 22:30 от станции Тарусская и везет без пробок и остановок в Москву».
«Зрители попадают на фестиваль на электричках, личном транспорте или на микроавтобусах, которые отправляются от станции метро „Бульвар Дмитрия Донского“.
Для автомобилистов организована парковка.
Микроавтобусы предоставляет алексинская транспортная компания — она же, кстати, встречает на станции Тарусская гостей, которые приехали на электричке.
Кроме того, мы приготовили пару приятных сюрпризов для тех, кто выбрал электричку. Во-первых, предъявляя билет до станции Тарусская, зрители получают в фестивальных кассах скидку в 500 рублей. А во-вторых, совместно с Центральной пригородной пассажирской компанией (ЦППК) мы организовали дополнительный „Дикомятный экспресс“, который забирает наших зрителей в 22:30 от станции Тарусская и везет без пробок и остановок в Москву».
«Всего на фестивале работает 50 ресторанов. Руководитель нашей ресторанной службы следит за тем, чтобы меню было предельно разнообразным. Наши зрители могут питаться блюдами мексиканской, китайской, итальянской, вьетнамской и русской кухни».
«Мы с коллегами постоянно колесим по мировым шоукейсам: это уникальная возможность познакомиться с новой музыкой. Кроме того, организаторы зарубежных шоукейсов помогают артистам, которые на них представлены: если ты приглашаешь иностранного музыканта, то шоукейс платит за его перелеты — так он дает исполнителю шанс получить аудиторию в другой стране.
В России пока таких шоукейсов не было. Мы подумали, что это замечательная тема: продюсеров мировых фестивалей мы знаем, и у нас есть возможность пригласить их и сделать так, чтобы они услышали наши группы (в этом году на „Дикую мяту“ приедут продюсеры крупнейших мировых фестивалей и отберут российских музыкантов для участия в своих событиях. — Прим. ИМИ). Нам очень повезло, что компания „МегаФон“ приняла решение поддержать этот проект».
«Никогда до завершения фестиваля не знаешь, как сложится его экономика. Делать опен-эйр — это не для слабаков и не для тех, кто ждет гарантированной прибыли. Нужно раз и навсегда это усвоить и смириться с этим. Но мы делаем все для того, чтобы иметь возможность жить исключительно за счет фестиваля. Мне хочется посвящать себя только любимой работе, и каждый раз я молюсь о том, чтобы так и сложилось».
«Дикая мята» в цифрах:
Подписывайтесь на ИМИ в социальных сетях: