ИМИ.Сцена
Самара 2020
Подробности
Фотографии предоставлены организаторами «Дикой мяты»

Город в чистом поле: Андрей Клюкин о том, как устроен фестиваль «Дикая мята»

За 12 лет существования «Дикая мята» проделала путь от однодневного фестиваля в московском парке со свободным входом до крупнейшего российского опен-эйра. Сейчас «Дикая мята» — это, по сути, город cо всеми коммуникациями, который строится в Тульской области ради трех фестивальных дней в конце июня. Продюсер «Дикой мяты» Андрей Клюкин рассказал нам обо всех этапах подготовки события.

Записал: Илья Зинин

Андрей Клюкин. Фото: Андрей Клюкин VK
Андрей Клюкин. Фото: Андрей Клюкин VK

Подготовка

«Каждый год время начала подготовки „Дикой мяты“ менялось. Сначала нам хватало трех месяцев, потом это было полгода, до недавнего времени мы начинали готовиться к следующему фестивалю через неделю после окончания предыдущего. Но уже и эта планка взята: „Дикая мята — 2019“ еще не началась, а у нас уже идут переговоры по артистам на 2020 год, а также проходят встречи с партнерами по 2021 году».

Взаимодействие с властями

«Мы в постоянном и плотном контакте с администрацией Тульской области. За три дня через наше поле проходят 70 000 зрителей — понятно, что тут нужна совместная работа с МВД, МЧС, Министерством здравоохранения, Роспотребнадзором, Санэпидемстанцией и не только. Каждая структура должна дать свое добро на проведение, но, в конце концов, это и есть их работа.

Если это вопрос о коррупции, то нет, нам ни разу никто не намекнул на подобную схему взаимоотношений. Даже наоборот: нам реально помогают даже в тех вопросах, в которых могли бы и не помогать. Денег не выделяют, но такую помощь за деньги и не купить: дают транспорт на случай дождя, скидки на административное жилье для персонала, инициируют совещания, на которых присутствуют все службы региона, и так далее.

Взаимодействие с властями строится на принципе взаимоуважения. Администрация видит, что мы максимально въедливо относимся ко всем вопросам подготовки фестиваля, а мы видим, что наш труд уважают. Посудите сами: когда летом зрители с моря едут в Тульскую область на фестиваль — это же дорогого стоит! В дни проведения „Дикой мяты“ все гостиницы в радиусе 40 километров от фестиваля забронированы, местные предприниматели очень довольны, а налоги пополняют бюджет».

Рекламная кампания

«Мы почти ушли от наружной рекламы, основная работа у нас проходит в сети, как, впрочем, у всех актуальных фестивалей. Наружка — это скорее имиджевая составляющая, которая почти никак не влияет на реальные продажи.

Наша команда много работает с радио, у нас есть московский партнер „Comedy Радио“ и партнер в регионах — холдинг „Медиа Траст“, мы давно дружим. Кроме того, в этом году мы начали совместную работу с телеканалом ТНТ-4».

Поиск спонсоров

«У нас есть прекрасный отдел по работе с клиентами, который возглавила Ирина Словохотина, и с ее приходом я больше не погружаюсь в эту тему. Знаю, что спонсоры благоволят „Дикой мяте“, многие заключили многолетние контракты, остальные ежегодно их продлевают».

Источники дохода фестиваля в этом году:

50% — продажа билетов

40% — спонсоры

10% — сдающиеся в аренду точки питания и торговли

 

Среди коммерческих партнеров фестиваля — бренды Volkswagen, Тинькофф Банк, Glo и Мегафон.

Лайнап

«„Дикая мята“ — крупнейший в России независимый фестиваль, нам никто не может диктовать, каких музыкантов приглашать, а каких нет. Мы не связаны обязательствами ни с радиостанциями, ни с телеканалами, ни с журналами, ни со спонсорами. Именно поэтому музыкальная программа „Дикой мяты“ интересная и разноплановая.

Правда, есть ряд табуированных жанров: мы не работаем с шансоном и не приглашаем искусственно выращенных эстрадных поп-звезд.

Как только заканчивается фестиваль, мы собираемся и обсуждаем идеи по программе следующего. Первые переговоры с артистами начинаются уже в июле. В это время мы решаем, каких хедлайнеров мы хотим видеть и почему. Так в этом году было с Бастой, „Мумий Троллем“, Primal Scream и Faithless.

Затем мы начинаем плотно мониторить пожелания поклонников нашего фестиваля: читаем посты, комментарии, сводим в таблицы все упоминания об артистах. После этого оставляем в списке тех музыкантов, которые близки по духу фестивалю. Так формируется существенная часть программы. В этом году это „Аквариум“, Dubioza Kolektiv, Дельфин, The Great Machine, Alai Oli, The Hatters и другие.

И третья часть лайнапа „Дикой мяты“ — это молодые группы, которые мы открываем для себя в течение года. Многие артисты сами присылают заявки, и я ежедневно посвящаю два часа их прослушиванию; с кем-то связываемся сами.

Кроме того, за 12 лет работы над „Дикой мятой“ я приучил себя слушать не менее трех новых альбомов в день. Мне это необходимо для того, чтобы ориентироваться в том, что происходит в музыкальном мире. Я очень горжусь тем, что существует большое количество музыкантов, у которых первый фестивальный опыт случился именно у нас. Я абсолютно убежден, что и в этом году мы откроем зрителям немало новых и ярких имен.

В этом году агентство Pop Farm у нас отвечает за привоз одного артиста на фестиваль (Primal Scream), но я планирую расширять сотрудничество. Причин выбора этой команды две. Во-первых, Дмитрий Зарецкий и Андрей Саморуков—приятные и порядочные люди. Во-вторых, Pop Farm очень динамично развивается, имеет сложившиеся контакты со всеми крупными мировыми агентами, поэтому переговоры занимают очень мало времени. Кроме того, парни прекрасно разбираются в музыке, и всегда готовы помочь советом».

Подготовка фестивальной площадки

«Мы уже много лет работаем на площадке под Бунырево. Нам хорошо известны особенности поля, его топография, устойчивость к осадкам, поэтому время работы не такое уж большое. В среднем мы занимаемся стройкой три недели.

За это время мы досыпаем дорожки, возводим столбы освещения, строим временный водопровод, прокладываем электрокабели согласно разработанной карте .

Суммарно в это поле уже засыпано 250 тонн гравия.

Каждый год растет потребление воды (это около 200 тонн) и количество устанавливаемых туалетных кабин.

В этом году мы увеличили количество душевых кабин в два раза (они бесплатные и с горячей водой), а также количество питьевых фонтанов и точек выдачи бесплатного кипятка».

Другие развлечения на фестивале

«Трудно сказать, что именно продает билеты на фестиваль — мне кажется, это сумма факторов. Тут и музыкальная программа — четыре сцены, которые работают почти круглосуточно, 100 концертов, почти тысяча музыкантов из десятков стран. Тут и спортивные зоны: пляжный футбол, волейбол, серф, скалодромы, гонки на квадроциклах.

В этом году мы в пять раз увеличили количество воздушных шаров — теперь можно не только подняться над фестивалем, но и совершить над ним полет.

Конечно, будут лекции, творческие встречи, кинопоказы, детские городки, аттракционы».

Ноу-хау фестиваля

«„Дикая мята“ — событие культурологическое. Мы не про то, чтобы убиться и валяться на земле, поэтому мы должны создавать зоны реального комфорта. К нам приезжают зрители с детьми, в том числе с маленькими, и мы, конечно, должны думать о таких посетителях. Так у нас появилась комната матери и ребенка. В ней есть пеленальные столы, плиты, холодильники, стиральные машины. Есть возможность подмыть ребенка, покормить, постирать одежду. Этот сервис нужен, чтобы человек чувствовал себя человеком, и в этом случае он сможет воспринимать и музыку, и кино, и литературу».

Форс-мажоры

«Пять лет назад мы столкнулись с погодной аномалией: через фестиваль проходил циклон, лило три дня, это было суровым испытанием и для зрителей, и для организаторов. Но я очень благодарен тому, что с нами это произошло.

Теперь мы всегда готовы к любым капризам погоды: у нас есть дорожки, въезды и выезды просыпаны гравием, все активности проходят в комфортных шатрах, ярмарка укрывается под огромным тентом, а одна из сцен полностью защищена от ветра, солнца или дождя. По сути, мы строим клуб на 5000 зрителей в чистом поле.

В прошлом году мы столкнулись с тем, что электронная система обработки браслетных чипов не заработала вовремя и это привело к очередям на входе. Но тут решение было очевидным: мы просто сменили подрядчика и четко прописали критерии качественной работы».

Комфорт и безопасность

«Мы стараемся делать „Дикую мяту“ самым безопасным опен-эйром страны, над этим работает целая команда профессионалов. У нас есть директор по безопасности, под его началом трудятся более сотни сотрудников ЧОП, привлекаются представители МВД и МЧС. Введена строгая билетная система, чипированные браслеты, видеоконтроль».

Комфорт и безопасность

«Зрители попадают на фестиваль на электричках, личном транспорте или на микроавтобусах, которые отправляются от станции метро „Бульвар Дмитрия Донского“. 

Для автомобилистов организована парковка.

Микроавтобусы предоставляет алексинская транспортная компания — она же, кстати, встречает на станции Тарусская гостей, которые приехали на электричке.

Кроме того, мы приготовили пару приятных сюрпризов для тех, кто выбрал электричку. Во-первых, предъявляя билет до станции Тарусская, зрители получают в фестивальных кассах скидку в 500 рублей. А во-вторых, совместно с Центральной пригородной пассажирской компанией (ЦППК) мы организовали дополнительный „Дикомятный экспресс“, который забирает наших зрителей в 22:30 от станции Тарусская и везет без пробок и остановок в Москву».

«Зрители попадают на фестиваль на электричках, личном транспорте или на микроавтобусах, которые отправляются от станции метро „Бульвар Дмитрия Донского“.

Для автомобилистов организована парковка.

Микроавтобусы предоставляет алексинская транспортная компания — она же, кстати, встречает на станции Тарусская гостей, которые приехали на электричке.

Кроме того, мы приготовили пару приятных сюрпризов для тех, кто выбрал электричку. Во-первых, предъявляя билет до станции Тарусская, зрители получают в фестивальных кассах скидку в 500 рублей. А во-вторых, совместно с Центральной пригородной пассажирской компанией (ЦППК) мы организовали дополнительный „Дикомятный экспресс“, который забирает наших зрителей в 22:30 от станции Тарусская и везет без пробок и остановок в Москву».

Питание

«Всего на фестивале работает 50 ресторанов. Руководитель нашей ресторанной службы следит за тем, чтобы меню было предельно разнообразным. Наши зрители могут питаться блюдами мексиканской, китайской, итальянской, вьетнамской и русской кухни».

Шоукейс Mint Music

«Мы с коллегами постоянно колесим по мировым шоукейсам: это уникальная возможность познакомиться с новой музыкой. Кроме того, организаторы зарубежных шоукейсов помогают артистам, которые на них представлены: если ты приглашаешь иностранного музыканта, то шоукейс платит за его перелеты — так он дает исполнителю шанс получить аудиторию в другой стране.

В России пока таких шоукейсов не было. Мы подумали, что это замечательная тема: продюсеров мировых фестивалей мы знаем, и у нас есть возможность пригласить их и сделать так, чтобы они услышали наши группы (в этом году на „Дикую мяту“ приедут продюсеры крупнейших мировых фестивалей и отберут российских музыкантов для участия в своих событиях. — Прим. ИМИ). Нам очень повезло, что компания „МегаФон“ приняла решение поддержать этот проект».

Экономика фестиваля

«Никогда до завершения фестиваля не знаешь, как сложится его экономика. Делать опен-эйр — это не для слабаков и не для тех, кто ждет гарантированной прибыли. Нужно раз и навсегда это усвоить и смириться с этим. Но мы делаем все для того, чтобы иметь возможность жить исключительно за счет фестиваля. Мне хочется посвящать себя только любимой работе, и каждый раз я молюсь о том, чтобы так и сложилось».

«Дикая мята» в цифрах:


Подписывайтесь на ИМИ в социальных сетях:

Facebook | ВКонтакте | Telegram | Instagram

Читайте также