Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив

Как музыканту подготовиться к интервью в медиа

Советы автора и ведущего подкаста о музыке «Кулзвук»
Артур Кулаков. Источник: архив героя
журналhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/article/524/image/article-26cc56d4de222fbe8b21ffc76fbbe4ff.jpgАртур Кулаков, Юля Рябова2022-02-12T11:10Советы автора и ведущего подкаста о музыке «Кулзвук»

Автор и ведущий подкаста и канала о музыке «Кулзвук» Артур Кулаков рассказал зрителям вебинара ИМИ, зачем музыкантам нужно давать интервью, как побороть внутренние блоки и как использовать опубликованное интервью для собственного промо. 


Зачем артисту давать интервью

Для артиста интервью — это в первую очередь один из способов рассказать о себе. В разговоре с медиа музыкант может показать себя аудитории с разных сторон, раскрыться не только как артист, но и как человек. Также интервью — это промоматериал и возможность создать важный инфоповод: например, заявить о новом альбоме, возвращении на сцену или поговорить о волнующей вас теме.

При подготовке к разговору артист должен понимать, что интерес интервьюера к спикеру может быть разным. Есть те, кому нужно просто забить эфир. Их не особо интересует творчество артиста, к интервью они готовятся очень поверхностно и обычно не погружаются в личность человека, с которым им предстоит беседовать. Обычно такая ситуация происходит на радио или ТВ: вопросы для беседы часто пишет гостевой продюсер или редактор. Получается довольно банальная повседневная беседа с вопросами вроде откуда вы родом, как долго вы писали свой альбом, чем вы планируете заняться после интервью, когда у вас концерт и какая погода за окном. 

Второй тип интервьюеров — люди, которым действительно интересно с вами поговорить. Обычно это журналисты или подкастеры, которые хорошо знают вашу музыку, заинтересованы в беседе и глубоко погружены в контекст. Когда артист приходит к такому ведущему, ему, конечно, проще раскрыться, показать свои нетривиальные стороны и обсудить то, что его действительно беспокоит. Во время интервью важно не забывать, что, общаясь с ведущим, вы опосредованно говорите и со своей аудиторией.  

Как стать хорошим собеседником

Кто такой «хороший собеседник»? Это человек, который в первую очередь смотрит на привычные вещи с новой стороны. В этом плане интервью сродни творчеству: когда мы создаем произведение, мы пытаемся посмотреть на привычные вещи и чувства со своей индивидуальной оптикой, и классно, когда артист в интервью не стесняется делиться своей точкой зрения. 

Следующее важное качество — широкий кругозор и способность говорить о вопросах, выходящих за пределы повседневности. Даже в интервью с не очень заинтересованным собеседником можно увести разговор в такие далекие дали, что скучная беседа заиграет новыми красками. Хороший тому пример — интервью музыканта Вени Д’ркина: совершенно нулевой ведущий и Веня с невероятными и неожиданными ответами.

Хороший собеседник говорит не только о себе. В интервью не забывайте делать заявления от лица группы, упоминайте своих коллег и всех, с кем вы делали релиз, о котором рассказываете в интервью. Говорить только про себя любимого — это интересно и замечательно, но читателю или зрителю интересно оценить широту вашего кругозора. 

Любознательность — еще одно важное качество. Не бойтесь задавать свои вопросы или переспрашивать непонятные моменты. Если вы не понимаете, о чем идет речь, всегда лучше уточнить, чем выглядеть после публикации глупо.

Еще одно важное умение для любого собеседника — способность сопереживать. Об этом особенно важно вспоминать интервьюеру при подготовке к беседе: попробуйте поставить себя на место вашего гостя, пропустите через себя его интересы, проблемы и актуальные события в жизни. Сопереживание помогает сделать интервью глубже и интереснее. 

А еще не стесняйтесь шутить: очень часто интервью становится интересным именно за счет юмора собеседника, его иронии или просто позитивного отношения к жизни. Юмор помогает вывезти интервью, если журналист ведет себя некорректно или задает некомфортные вопросы. Главное — не пытайтесь быть кем-то другим, оставайтесь в своем комфортном образе во время беседы, будьте собой. Скорее всего, именно за это вас и любит ваша аудитория.  

Как побороть внутренние блоки перед беседой

Зачастую артисты, особенно в начале своей карьеры, думают: «Я неинтересен, зачем мне идти на это интервью? Ну, позвали там куда-то, ну, посмотрят на меня человек 10 максимум». Гоните от себя эти мысли как можно дальше. 

Начнем с того, что если вас уже позвали на интервью и хотят знать ваше мнение по каким-то вопросам, значит, вы уже интересны аудитории. Даже 10 человек, которые вас послушают, перейдут в вашу фан-базу и будут ходить на все ваши концерты ближайшие 30 лет. Никогда не знаешь, где найдешь людей, которым понравится твоя музыка, так же как и эти люди никогда не знают, где найдут нового любимого артиста. 

Если вы боитесь, что вам нечего рассказать, опишите свой процесс работы над музыкой, объясните аудитории, почему вы написали ту или иную песню, о чем она, какие события из вашей жизни повлияли на ее создание. Благодаря интервьюеру, который будет с вами, вы можете копать вглубь своей жизни как можно дальше, рассказывая аудитории про ваше прошлое, настоящее и, возможно, будущее. 

Часто при подготовке к аудиоинтервью у собеседника возникает страх, что он плохо говорит. На самом деле важно не как говорит человек, а что он говорит. Если вас неинтересно слушать, то не поможет даже дикторская речь, и наоборот: когда собеседнику есть что сказать, слушателя не отвлекут от темы ни запинки, ни дефекты речи. 

Бывает так, что музыканты хотят дать интервью, но боятся навязываться авторам подкастов и редакторам. Иногда артисту действительно нужно договариваться через кого-то, но в целом можно и самому связаться с медиа. Подкастеры, ведущие и журналисты всегда ищут интересных гостей. Напишите им сообщение: вежливо представьтесь, расскажите о себе и своем творчестве и предложите себя в качестве гостя. Конечно, вам могут отказать, но могут и, наоборот, пригласить на интервью. 

И, конечно, не бойтесь выглядеть глупо. Если вы написали песню и не побоялись ее выпустить, вы сделали первый и очень важный шаг. Следующим может стать возможность доказать себе, что не стоит бояться публичных бесед. 

Как приступить к организации интервью

Первое, что нужно сделать, — договориться о самой беседе. Важно заранее обсудить нюансы и мелочи — вплоть до внешнего вида артиста, — чтобы все прошло гладко и ничто не отвлекало от разговора. У артиста может быть свой бытовой райдер — этот момент интервьюер заранее обговаривает с его менеджером: возможно, на площадке нужна вода, еда или другие необходимые вещи. 

Важно заранее обсудить список запретных тем. Даже если вопрос интересен аудитории и журналисту, для артиста он может оказаться болезненным и нежелательным — об этом важно сказать до начала беседы. От тяжелых разговоров о потере близких до вопросов, которые могут разрушить сценический образ артиста, — музыканту необходимо продумать свой бан-лист целиком и донести его до журналиста. 

Не забывайте, что подготовка к интервью требует времени. Не стоит отвечать на сообщения журналиста в последний момент: так ваши договоренности могут просто сорваться. Если собеседник пишет вам сильно заранее, за две недели или месяц, значит, так нужно и столько времени занимает процесс планирования. 

Даже если что-то пошло не по плану, не переживайте: решение можно найти всегда. Например, если вы понимаете, что оделись в слишком темную одежду для выбранной площадки, спросите интервьюера, можно ли поменять свет или заменить фон, потому что темный цвет важен для вашего образа. 75% людей пойдут вам навстречу. Конечно, всегда найдутся те 25%, которые будут против, но через такие ситуации вы сможете понять, стоит ли вам дальше работать с этим человеком.  

Артур Кулаков. Источник: архив героя

Как правильно подготовиться к разговору с журналистом

При подготовке к беседе оцените стиль и манеру речи интервьюера: возможно, это человек, который будет вас троллить или задавать неуместные вопросы, а может, наоборот, будет говорить только о музыке и ждать от вас полезных прикладных лайфхаков в сонграйтинге. Вы поймете, с какими историями стоит выходить в эфир, как себя вести и держаться. Такая подготовка помогает расслабиться и не переживать из-за неизвестности. 

Помимо бан-листа, вы можете отправить интервьюеру список желательных тем для обсуждения. Например, если у вас скоро будет концерт или выйдет релиз, вы спокойно можете попросить журналиста осветить эту тему в разговоре. Конечно, интервьюер имеет право сказать: «Нет, спасибо, у меня немного другой контекст». И это тоже нормально: все мы здесь по любви.

Как вести себя во время разговора

Когда интервью еще не началось, но вы уже встретились с командой медиа, важно познакомиться вживую и поговорить друг с другом. Интервьюер может завести с артистом беседу и настроить его на позитивный лад. Это также помогает артисту сразу понять динамику речи журналиста, привыкнуть к его темпу, понять контекст. Если вы музыкант, не стесняйтесь разговаривать со всеми участниками съемочного процесса — например, познакомьтесь с операторами. Такие беседы помогают настроиться и повышают вероятность того, что все пройдет максимально гладко. 

Во время записи не бойтесь пауз: если вы не даете интервью в прямом эфире, вырезать ненужные отрезки всегда помогут инструменты монтажа. Лучше говорить медленно и с паузами, чем тараторить, чтобы просто забить эфир.

Не пытайтесь раскрыть все мысли в одном предложении: переходите от темы к теме спокойно и общайтесь без спешки, как в обычной жизни. 

Не забывайте, что в интервью бывают разные степени интимности. Если журналист заинтересован вашим творчеством, то, возможно, вам стоит поговорить о технических подробностях своего релиза или поделиться новостями. Но в какой-то момент будет уместно рассказать и личную историю, если вы к этому готовы.

Глубина разговора — это очень важный аспект успешного интервью. Старайтесь не отвечать на вопросы поверхностно, добавьте в свои истории детали и эмоции. Глубина всегда интересна аудитории: даже если вы просто рассказываете о процессе создания песни, у вас всегда есть шанс раскрыть в интервью те ее аспекты, которые вы упустили на альбоме.

Разберитесь в контексте: он очень важен. Интервью на летнем фестивале у моря и разговор в темном прокуренном помещении будут совершенно разными: в первом случае вам захочется поговорить о каких-то приятных легких вещах, а вторая ситуация располагает к чему-то более мрачному и интимному. Артисту нужно уметь существовать в любом контексте и находиться в нем вместе с интервьюером — тогда случится химия.

Когда можно внести в интервью правки

Постпродакшен включает в себя прослушивание материала после монтажа, внесение правок и финальное согласование перед публикацией. Как правило, прослушивание и монтаж находятся на стороне интервьюера. При этом артист всегда может попросить послушать предварительную версию и внести свои правки или что-то вырезать. Ему могут как пойти навстречу, так и отказать: помните, что ваши правки не должны быть слишком объемными. Условно говоря, вырезать пару моментов можно, а перекроить все интервью, не оставив ничего от живой беседы, — нет.

Что делать, когда интервью уже вышло

Помните, что интервью — это в том числе промо артиста и его надо использовать с умом. Заранее подготовьте все материалы и посты в соцсетях, через которые вы будете рассказывать аудитории о своей беседе с медиа. Вы можете рассказать о том, как вы пришли на интервью, сделать несколько селфи с журналистом в студии, порезать интервью на небольшие цитаты — одним слово, сделать все, что вам кажется уместным. Выложите этот контент на свои страницы во «ВКонтакте», в инстаграме и тиктоке. Для тиктоков, например, особенно хорошо работают смешные фрагменты интервью и забавные моменты. 

Подготовьте пост-описание для канала интервьюера, максимально осветите в этом тексте свое творчество. Дайте ссылки на свои страницы, стриминги, упомяните последние релизы: это очень важно для вашего продвижения. 

Что делать, если ничего не получилось

Возможно, вы видели эти интервью, они достаточно известны: сонные реплики Кинчева; Горшок, рассказывающий, умеет ли он кататься на байке, и разговор Летова со сбивчивым журналистом на радио в Ижевске. 

Первый пример — олицетворение того, как не надо брать интервью: журналист слишком нервничает из-за ответов Кинчева. Такое тоже бывает, и, как правило, лучше просто сменить тему, сформулировать волнующие вопросы иначе или вообще не задавать их. 

Интервью Горшка — пример разговора со специфическим героем со своим чувством юмора и особенной речью. Интервьюер абсолютно не въезжает в контекст и не понимает его шуток. В такой ситуации чувство юмора могло бы спасти журналиста.  

В случае интервью Егора Летова важно сказать, что интервьюеру не стоит извиняться перед артистом за свое волнение или незнание каких-то аспектов музыкального мира. Если журналист новичок и переживает — ничего страшного, нужно просто продолжать делать свою работу. 

Что в таких ситуациях делать артистам? Если вы понимаете, что интервью совсем не получилось, дружеским тоном предложите журналисту не публиковать его и придумать взамен другой формат. 

Как и журналисту, артисту не стоит переживать, если что-то идет не так: не бывает идеальных интервью. Если что-то не получилось в этот раз, то получится в следующий. 

Важно помнить, что задача гостя — раскрыть себя как личность и творца. И вам, и вашему собеседнику должно быть интересно говорить друг с другом: настраивайте себя на позитивный лад, отпустите скепсис и враждебность. Если вам не нравится ваш интервьюер в принципе, то лучше отказаться от беседы, чем тратить время на что-то, что не понравится ни вам, ни вашей аудитории. 

Посмотреть вебинар целиком можно на YouTube-канале ИМИ

Подпишитесь на рассылку
Рассылка о самом интересном в музыкальной индустрии