Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/183/image/article-076a3c779a7d64c38935b009985bd243.pngКристина Сарханянц2020-04-13T21:0010 новых книг о музыке на русском языкеДиджеи, рэп и классика
Диджеи, рэп и классика
10 новых книг о музыке на русском языке

Диджеи, рэп и классика

10 новых книг о музыке на русском языке

«ИМИ.Журнал» собрал главные новинки музыкальной литературы на русском, с которыми можно прекрасно скоротать время на самоизоляции и не только. В нашем списке — книги о влиянии музыки на эмоции, западном диджействе, работе кинокомпозиторов и основах музыкального бизнеса. 

Текст: Кристина Сарханянц

Дина Кирнарская. «Классическая музыка для всех. Средневековье. Ренессанс. Барокко. Классицизм» («Слово», 2020) 

Фундаментальный труд по истории западноевропейской музыки от Средних веков до конца XVIII столетия от музыковеда, проректора Гнесинки и одного из самых авторитетных российских специалистов по музыкальной психологии Дины Кирнарской. 

Автор рассказывает об истории музыки в контексте других видов искусства, проводит параллели с философией и литературой соответствующих эпох, а также объясняет разные явления с точки зрения психологии. При этом один из главных плюсов «Классической музыки для всех» — доступность языка и, как следствие, материала. 

Понять, принять и полюбить классическую музыку помогают и более 150 фрагментов музыкальных произведений, которые расположены на страницах книги в виде QR-кодов. Таким образом, «Классическую музыку для всех» можно одновременно читать и слушать. 

Купить

 

Ляля Кандаурова. «Как слушать музыку» («Альпина Паблишер», 2020) 

В предисловии к изданию «Как слушать музыку» автор просветительских курсов о музыке Ляля Кандаурова утверждает, что ее новая работа не энциклопедия, не хрестоматия и, несмотря на то что книга вышла в детской серии издательства «Альпина Паблишер», предназначена не только для малышей.

Скорее это руководство для людей, которые хотят лучше и глубже понимать то, что они слушают, а также подмечать в любимых произведениях новые детали. В общем, теория музыки, но не скучная, а познавательная и с кучей примеров. 

«Как слушать музыку» разбита на условные пять частей: первая посвящена правилам восприятия, вторая — это необходимое разъяснение, зачем мы вообще слушаем музыку, третья рассказывает об основных составных частях музыкального искусства, четвертая — о его истории и прошлом, пятая — о настоящем и будущем. Расцветить музыкальное путешествие помогают занятные иллюстрации Эллис Мугафаровой.

Купить

 

Мартин Астон. «Выбирая другую дорогу. История лейбла 4AD» («Кабинетный ученый», 2020) 

Перевод Олега Дудкина, Олега Мичковского, Евгения Мусихина, Максима Леоновича, Екатерины Зудовой, Анны Филосян

На британском инди-лейбле 4AD в разные годы издавались герои альтернативного рока, постпанка и готик-рока — Bauhaus, Cocteau Twins, Dead Can Dance, Clan of Xymox, Pixies и другие. Лейбл в конце 70-х основали Иво Уоттс-Рассел и Питер Кент. Именно им по большому счету обязан рождением атмосферный стиль дрим-поп. 

Сегодня в ростере 4AD — The National, Grimes, Deerhunter, Big Thief, Future Islands, U.S. Girls, Холли Херндон и прочие покорители вершин хит-парадов. 

В своей книге Астон концентрируется на прошлом компании, которая в 80-е взялась выпускать странную, практически с нулевым коммерческим потенциалом музыку, а в 90-е и вовсе поставила на темную лошадку — предвосхитившую бум гранжа группу Pixies. Тут-то и началось.

В 2013 году, когда «Выбирая другую дорогу» вышла в Великобритании, работу Астона признали музыкальной книгой года журнал NME, независимый лейбл Rough Trade и газета The Times. Теперь этот важнейший документ эпохи доступен русскоязычному читателю. Правда, трудился над его переложением на русский целый сонм переводчиков, так что местами текст выглядит пестро. Впрочем, основа и внушительная часть книги — это интервью с Иво Уоттсом-Расселом, то есть повествование от первого лица, которое читается живо и увлекательно.

Купить

 

Дейв Хантер. «Британское вторжение комбоусилителей. Как Marshall, Hiwatt, Vox и другие изменили звучание музыки» («Кабинетный ученый», 2020) 

Перевод Олега Дудкина 

Еще одна премьера на русском языке от издательства «Кабинетный ученый», на этот раз более техническая. 

Несмотря на то что рок-н-ролл родился и получил распространение в США, классическое рок-звучание — это плоды трудов инженеров и мастеров из Англии, которые обеспечили музыкантов теми самыми усилителями. В «Британском вторжении комбоусилителей» журналист Дейв Хантер пытается разобраться в том, почему так вышло, и параллельно рассказывает истории культовых производителей: Marshall, Hiwatt, Vox и других. 

Из книги, например, можно узнать, как умельцы с острова Ее Величества еще на старте популярности рок-н-ролла начали делать индивидуальные усилители для The Beatles, The Kinks, Эрика Клэптона, а также переехавшего в Соединенное Королевство Джими Хендрикса. Именно культовая впоследствии аппаратура помогла этим звездам выработать узнаваемый стиль и звучание. 

Еще в книге Хантера собраны интервью с огромным количеством гитарных энтузиастов, коллекционеров и ценителей винтажного звука. Гитарным гикам — то, что доктор прописал. 

Купить

 

Билл Брюстер и Фрэнк Броутон. «История диджеев» («Белое яблоко», 2020) 

Перевод Ильи Воронина

В оригинале «История диджеев» названа в честь знаменитого диско-гимна «Last Night A DJ Saved My Life» — «Прошлой ночью диджей спас мне жизнь» — и, пожалуй, это максимально точное описание монументального труда Билла Брюстера и Фрэнка Броутона об истории современной танцевальной музыки. 

«История диджеев» едва ли не наиболее полно и авторитетно рассказывает, как помешанные на музыке люди из обычных коллекционеров пластинок постепенно превратились в главных героев новой музыкальной сцены и совершили настоящую революцию в массовой культуре. 

«Одной из причин, почему мы с Фрэнком написали эту книгу, — говорил в интервью патриарх британской музыкальной журналистики Билл Брюстер, — стало то, что клубную культуру никто толком не описывал. Я столько раз встречал в нашей прессе, что нью-йоркская дискотека The Paradise Garage проходит в Нью-Джерси». 

Теперь «История диджеев» существует и на русском языке, причем включает дополнительные главы, фотографии, плейлисты легендарных клубов, справочный материал — все, что было добавлено авторами за 20 лет существования книги. Вероятно, том быстро станет библиографической редкостью: издательство «Белое яблоко» эксклюзивно напечатало всего 2020 экземпляров. 

Купить

 

Мэтт Шрадер. «Создание музыки для кино. Секреты ведущих голливудских композиторов» («Эксмо», 2019) 

Перевод Ивана Шальнова, Д. Сажиной

«Когда мне было четыре года, родители показали мне первую серию телесериала „Бэтмен“, — пишет Мэтт Шрадер в предисловии книги. — Эмблема летучей мыши озарила экран, пока мой папа переключал каналы на нашем новом телевизоре в гостиной. Я был загипнотизирован… В 2008-м я стоял в очереди с родителями, чтобы увидеть „Черного рыцаря“, и моя любовь возобновилась. Когда прошли мурашки после просмотра фильма, я понял, что музыка Ханса Циммера живая; она сама была персонажем фильма. Из-за нее по нашим телам бегут мурашки. Каким образом музыка к кинофильму имеет такой сверхъестественный эффект?»

Собственно, «Создание музыки для кино» — это исследование и попытка ответить на заданный вопрос. 

В книге собраны интервью с наиболее известными голливудскими кинокомпозиторами, среди которых, помимо Циммера, Александр Деспла, Говард Шор, Брайан Тайлер, Том Холкенборг и другие. Одни действительно делятся секретами (или, точнее, некоторыми лайфхаками), другие предсказуемо льют воду, но читателю, который давно хотел разобраться, как же устроена музыка в кино, и не знал, с чего начать, эта книга точно будет полезна как популярная точка входа.

Купить

 

Аре Бреан и Гейр Ульве Скейе «Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект» («Альпина Паблишер», 2020) 

Перевод Дарьи Гоголевой 

Известно, что с точки зрения биологии музыка бесполезна: она не нужна нам для физического выживания или продолжения рода. Тем не менее мелодии и ритмы завораживают нас, а наш мозг пытается выцепить захватывающие звуки даже в повседневном шуме.

Норвежские нейробиологи Аре Бреан и Гейр Ульве Скейе решили взглянуть на музыку именно с точки зрения мозга и в своей новой книге объясняют, что в нем происходит, когда мы слушаем свои любимые песни (спойлер: приблизительно то же, что и во время еды или секса, а также просмотра любимого фильма; иными словами —  выделение отвечающих за удовольствие нейромедиаторов).

Примерно в том же ключе, то есть с приведением примеров из биохимии и случаев из повседневной жизни, авторы разбирают воздействие музыки разных жанров на мозг и организм в целом, ее влияние на наше настроение и даже роль в профилактике и лечении серьезных заболеваний (еще один спойлер: сочетания звуков разной тональности дают индивидуальный эффект — от обезболивания до повышения выносливости).

Купить

 

Пол Эдвардс «Как читать рэп» («Альпина Паблишер», 2019) 

Перевод Романа Багаева, Исы Гахраманова, Петра Попазогло

Практическое пособие по искусству и науке эмсиинга с примерами из текстов и интервью наиболее влиятельных и авторитетных рэперов из разных эпох и стилей хип-хопа от Kool G Rap, will.i.am из Black Eyed Peas и Chuck D из Public Enemy до Aesop Rock, Pusha T и Q-Tip — всего более 100 интервью. 

На страницах «Как читать рэп» герои Эдвардса популярно рассказывают, где брать идеи для треков, как доносить их до слушателей, как писать цепляющие тексты, правильно дышать, держать темп, выступать и не только. Также в книге объясняется, какие распространенные ошибки совершают начинающие эмси и что с этим делать. 

Эдвардс подробно разбирает процесс создания песни от идеи до записи в студии и презентации материала на сцене: какой способ изложения и средства выразительности выбрать, как увеличить словарный запас и применять игру слов, какие бывают рифмы, как держать ритм, — все на примерах треков героев издания. Причем делает это максимально доступно. 

Кроме того, в русской версии «Как читать рэп» некоторые куплеты и хуки популярных рэперов снабжены дополнительными пояснениями, так что читатель сможет понять используемые артистами отсылки с еще большей легкостью, чем с помощью сайта Genius. 

Купить

 

Дэвид Бирн «Как работает музыка» («Альпина нон-фикшн», 2020) 

Перевод Евгения Искольского

Масштабное исследование эволюции музыкального бизнеса, описание социальных и психологических сторон жизни артиста, а также собрание индустриальных гайдов.

Книга Бирна вышла на английском в 2012 году, став современной классикой музыкальной литературы о музыкальной индустрии.

Главу о том, каким должен быть идеальный клуб, можно прочитать в «ИМИ.Журнале».

Купить

 

Майк Робертс «Как художники придумали поп-музыку, а поп-музыка стала искусством» («Ад Маргинем Пресс», 2020) 

Перевод Елены Гурылевой, Артема Макарского, Юлии Мачевской, Мари Мишель, Дарьи Похолковой, Анастасии Суслопаровой 

Казалось бы, что общего может быть у неоэкспрессиониста Жан-Мишеля Баския и легкомысленных поп-хитов группы Blondie? А у работы авангардного композитора Роберта Шеффа и дикими первыми выступлениями Игги Попа с The Stooges? 

Майк Робертс рассказывает как раз о таких неочевидных пересечениях и размышляет о взаимоотношениях искусства и поп-музыки в целом. 

Автор пытается разобраться, почему многие музыкальные звезды вышли из арт-колледжей, какое влияние на их музыку оказала художественная среда и как популярные артисты сами влияли на современное искусство. 

Несмотря на громоздкое название и не самую простую тему, новинку от «Ад Маргинем Пресс» можно рекомендовать всем, кто интересуется историей поп-музыки и хочет узнать о ней то, о чем обычно не пишут в биографиях звезд.

Купить