
Антон Маскелиаде2019-10-28T22:30Дом, который построил звук. Глава из книги Антона Маскелиаде «Твой первый трек»Дом, который построил звук. Глава из книги Антона Маскелиаде «Твой первый трек»
Авторы
Публикуем главу из дебютной книги музыканта, куратора ИМИ.Резиденции и основателя Maskeliade Music School Антона Маскелиаде «Твой первый трек», в которой рассказывается, как начать сочинять музыку и обрести уверенность в своих творческих силах. В главе «Этажи» Антон предлагает представить трек в виде трехэтажного дома. Автор объясняет, чем такой подход полезен при создании композиции.

Текст: Антон Маскелиаде
Этажи
Мы уже определили, что, когда в треке одновременно звучат более пяти разных партий, все превращается в шум. Но какими эти партии должны быть? Как правильно выбирать инструменты? Какими должны быть звуки, чтобы все инструменты дружили друг с другом и не было конфликтов?
У меня есть решение. Я предлагаю представить ваш трек как дом с тремя этажами. Каждый этаж — это как бы регистр нашего трека. У нас есть три диапазона, в каждом из которых мы можем разместить инструменты.
Для каждого этажа есть свое ограничение по количеству одновременно звучащих инструментов. Если его не соблюдать, конструкция не выдержит и дом рухнет.
Первый этаж заполняют низкие звуки, которые воспринимаются как тяжелые, темные и мощные: бас, бочка и звуковые спецэффекты, например какой-нибудь низкочастотный гудок или шум. Как правило, это инструменты из нижних октав.
На первом этаже могут одновременно располагаться максимум 2 звука. Если добавить третий, то велика вероятность низкочастотного гула, от которого пострадает весь трек.
Второй этаж наполняется главными звуками трека, которые находятся в среднем спектре частот. Тут могут обитать вокал, акустические и электрогитары, синты, атмосферные пэды, снейр — в общем, почти все ритмические, гармонические и мелодические инструменты. Этот этаж — сердце трека. Там находятся главные инструменты, отвечающие за хуки, историю и атмосферу.
Критическое число инструментов на втором этаже — четыре. Так как этот этаж будет слышен из любого динамика и наушников, важно, чтобы тут не было сильного перегруза по звукам. Если поставить сюда пять инструментов и больше, начнутся конфликты, каждый инструмент будет залезать на шею другому. Дом рухнет и превратится в шумную пыль.
Человеческий слух особенно восприимчив к среднечастотному диапазону, поэтому здесь важно следить не только за числом событий, но и за резкостью звуков.
Третий этаж, или чердак, — место для ярких высокочастотных инструментов. Например, хайхэтов, шейкеров, колокольчиков, светлой перкуссии, шума природы или белого шума.
Чердак тесный, в нем может поместиться максимум 1 инструмент.
Если инструментов одновременно окажется больше, скорее всего, наверху что-нибудь замкнет. Резкие высокочастотные звуки потеряют связность, чердак загрязнит общий микс, дом сгорит.
Совет: если на одном из этажей слишком много инструментов, возьмите их в другую часть трека.

Тут вы можете удивиться: в начале главы я говорил про максимум пять разных партий, а тут у нас получается целых семь.
Все верно: я говорил именно про партии инструментов. Ритм целиком я считаю за одну партию — а он, как правило, состоит из бочки (первый этаж), снейра (второй этаж) и хайхэтов (третий этаж). Инструмента три, а ритмическая партия — одна.
Если в вашем треке есть полноценный ритм, то, считайте, с каждого этажа уходит на него по одному месту. А если в ритме не используются хэты, то еще можно поселить какие-нибудь колокольчики на чердак.
Давайте разберем композиции разных жанров из разных времен, посмотрим, как заполнены их этажи.
The Doors — «Light My Fire» На первом этаже — бас и бочка. Второй этаж уверенно занимает вокал, клавиши, гитара и снейр. Наверху звенят тарелки. Обратите внимание: когда играет соло, ему никто не мешает. Другие инструменты остаются на втором плане, играя спокойную партию.

The Velvet Underground & Nico — «Sunday Morning» В этой песне колокольчики находятся на чердаке, бас — на первом этаже, гитарные фоновые пэды — на втором этаже, вместе со звонким снейром и вокалом. В конце трека появляется соло-гитара вместо вокала — второй этаж. Бас занимает первый этаж.

Beck — «Loser» Песня начинается с мощного рифа на гитаре и ритма. Вокал вместе со звуком гитары, похожей на ситар, сидит на втором этаже. Бас с бочкой — на первом.

Radiohead — «Paranoid Android» Комплексная композиция из нескольких частей.
В песне мощная разнообразная перкуссия на чердаке. На втором этаже — целая группа инструментов: акустическая гитара, электрогитара с эффектом, вторая хуковая гитара, играющая наверху в припеве, вокальные семплы робота. На первом этаже — бас и бочка.
Во второй части песни появляется синт (2:40), две перегруженные орущие гитары. То есть сначала на втором этаже играют одни инструменты, потом они выходят, и заходят новые. На пике трека звучат целых 8 инструментов! Сделать такое цельным очень непросто, требуется опытный звукоинженер.

Kanye West — «Runaway» (feat. Pusha T) В песне звучит минималистичное пианино на чердаке. Голоса, хрустящий снейр, хайхэты и вокальный семпл — это второй этаж.
В середине трека на втором этаже появляется струнный синт вместо баса. В подвале обычно бочка и бас. В конце песни вокал превращается в агрессивный синт, а бас — в виолончель.

Four Tet — «She Moves She» Снейр, два щипковых инструмента (соло и фон), гонг — на втором этаже. Колокольчики и тарелки — на чердаке. Бас и бочка — внизу. Иногда прорезается резкий звуковой семпл, тоже на втором этаже.
Несмотря на то что инструментов многовато, дом стоит целехонький, потому что звуки дозируются аккуратно и звучат не постоянно, появляясь и быстро исчезая. Благодаря этому нет ощущения перегруза.

The Chemical Brothers — «Let Forever Be» На втором этаже сразу присел хуковый перевернутый семпл, ритмический луп, вокал. Звуковые эффекты с шейкером живут на чердаке. Бас грувово поет внизу вместе с бочкой. Трек удивительно минималистичен по инструментам, зато различные стереоэффекты и летающие звучки создают обратное впечатление. Магия аранжировки.
Sufjan Stevens — «Jacksonville» Второй этаж наполнен банджо, пианино, вокалом с бэками и гитарой. На чердак уверенно залезли группа скрипок, трубы и флейты пикколо, которые переговариваются и поют поочередно. Внизу — бас с мягкой бочкой. В треке целая палитра разных звуков, но аранжировка выстроена так, что все инструменты интеллигентно общаются друг с другом, не перебивая. Весь трек — это купание в прозрачных и теплых тембрах. Полное удовольствие!
Конечно, это лишь рекомендация. Есть музыка, в которой дома состоят из четырех этажей по десять инструментов, а есть гулкие амбары с толпой музыкантов внутри. Для каждого жанра своя специфика.
Если вы только начинаете погружаться в удивительный мир аранжировки, советую следовать простым правилам: максимум 7 звуков, 1 наверху, 2 внизу и 4 посередине.
Кстати, если представить, что каждый звук занимает одну дорожку, то в Ableton нам понадобится 7 дорожек. В лайт-версии программы Ableton Live Lite, которую дают бесплатно с некоторыми контроллерами, есть целых 8 дорожек. Одна про запас!
Еще следует помнить: чтобы наш дом не рухнул, он не должен быть заполнен полностью всеми семью инструментами долго, иначе не выдержит фундамент. То есть в кульминациях на один-два квадрата — ок. Но не больше.
Еще один способ заполнить дом большим количеством инструментов — это использовать их по чуть-чуть, короткими мазками. Тогда места хватит всем.
Помните, что эти этажи условные и часто звук может находиться как бы между этажами. Ориентируйтесь на свое восприятие, оно самое верное.
Оформить предзаказ книги «Твой первый трек»




