Дом, который построил звук. Глава из книги Антона Маскелиаде «Твой первый трек»
Авторы
Публикуем главу из дебютной книги музыканта, куратора ИМИ.Резиденции и основателя Maskeliade Music School Антона Маскелиаде «Твой первый трек», в которой рассказывается, как начать сочинять музыку и обрести уверенность в своих творческих силах. В главе «Этажи» Антон предлагает представить трек в виде трехэтажного дома. Автор объясняет, чем такой подход полезен при создании композиции.
Текст: Антон Маскелиаде
Этажи
Мы уже определили, что, когда в треке одновременно звучат более пяти разных партий, все превращается в шум. Но какими эти партии должны быть? Как правильно выбирать инструменты? Какими должны быть звуки, чтобы все инструменты дружили друг с другом и не было конфликтов?
У меня есть решение. Я предлагаю представить ваш трек как дом с тремя этажами. Каждый этаж — это как бы регистр нашего трека. У нас есть три диапазона, в каждом из которых мы можем разместить инструменты.
Для каждого этажа есть свое ограничение по количеству одновременно звучащих инструментов. Если его не соблюдать, конструкция не выдержит и дом рухнет.
Первый этаж заполняют низкие звуки, которые воспринимаются как тяжелые, темные и мощные: бас, бочка и звуковые спецэффекты, например какой-нибудь низкочастотный гудок или шум. Как правило, это инструменты из нижних октав.
На первом этаже могут одновременно располагаться максимум 2 звука. Если добавить третий, то велика вероятность низкочастотного гула, от которого пострадает весь трек.
Второй этаж наполняется главными звуками трека, которые находятся в среднем спектре частот. Тут могут обитать вокал, акустические и электрогитары, синты, атмосферные пэды, снейр — в общем, почти все ритмические, гармонические и мелодические инструменты. Этот этаж — сердце трека. Там находятся главные инструменты, отвечающие за хуки, историю и атмосферу.
Критическое число инструментов на втором этаже — четыре. Так как этот этаж будет слышен из любого динамика и наушников, важно, чтобы тут не было сильного перегруза по звукам. Если поставить сюда пять инструментов и больше, начнутся конфликты, каждый инструмент будет залезать на шею другому. Дом рухнет и превратится в шумную пыль.
Человеческий слух особенно восприимчив к среднечастотному диапазону, поэтому здесь важно следить не только за числом событий, но и за резкостью звуков.
Третий этаж, или чердак, — место для ярких высокочастотных инструментов. Например, хайхэтов, шейкеров, колокольчиков, светлой перкуссии, шума природы или белого шума.
Чердак тесный, в нем может поместиться максимум 1 инструмент.
Если инструментов одновременно окажется больше, скорее всего, наверху что-нибудь замкнет. Резкие высокочастотные звуки потеряют связность, чердак загрязнит общий микс, дом сгорит.
Совет: если на одном из этажей слишком много инструментов, возьмите их в другую часть трека.
Тут вы можете удивиться: в начале главы я говорил про максимум пять разных партий, а тут у нас получается целых семь.
Все верно: я говорил именно про партии инструментов. Ритм целиком я считаю за одну партию — а он, как правило, состоит из бочки (первый этаж), снейра (второй этаж) и хайхэтов (третий этаж). Инструмента три, а ритмическая партия — одна.
Если в вашем треке есть полноценный ритм, то, считайте, с каждого этажа уходит на него по одному месту. А если в ритме не используются хэты, то еще можно поселить какие-нибудь колокольчики на чердак.
Давайте разберем композиции разных жанров из разных времен, посмотрим, как заполнены их этажи.
The Doors — «Light My Fire» На первом этаже — бас и бочка. Второй этаж уверенно занимает вокал, клавиши, гитара и снейр. Наверху звенят тарелки. Обратите внимание: когда играет соло, ему никто не мешает. Другие инструменты остаются на втором плане, играя спокойную партию.
The Velvet Underground & Nico — «Sunday Morning» В этой песне колокольчики находятся на чердаке, бас — на первом этаже, гитарные фоновые пэды — на втором этаже, вместе со звонким снейром и вокалом. В конце трека появляется соло-гитара вместо вокала — второй этаж. Бас занимает первый этаж.
Beck — «Loser» Песня начинается с мощного рифа на гитаре и ритма. Вокал вместе со звуком гитары, похожей на ситар, сидит на втором этаже. Бас с бочкой — на первом.
Radiohead — «Paranoid Android» Комплексная композиция из нескольких частей.
В песне мощная разнообразная перкуссия на чердаке. На втором этаже — целая группа инструментов: акустическая гитара, электрогитара с эффектом, вторая хуковая гитара, играющая наверху в припеве, вокальные семплы робота. На первом этаже — бас и бочка.
Во второй части песни появляется синт (2:40), две перегруженные орущие гитары. То есть сначала на втором этаже играют одни инструменты, потом они выходят, и заходят новые. На пике трека звучат целых 8 инструментов! Сделать такое цельным очень непросто, требуется опытный звукоинженер.
Kanye West — «Runaway» (feat. Pusha T) В песне звучит минималистичное пианино на чердаке. Голоса, хрустящий снейр, хайхэты и вокальный семпл — это второй этаж.
В середине трека на втором этаже появляется струнный синт вместо баса. В подвале обычно бочка и бас. В конце песни вокал превращается в агрессивный синт, а бас — в виолончель.
Four Tet — «She Moves She» Снейр, два щипковых инструмента (соло и фон), гонг — на втором этаже. Колокольчики и тарелки — на чердаке. Бас и бочка — внизу. Иногда прорезается резкий звуковой семпл, тоже на втором этаже.
Несмотря на то что инструментов многовато, дом стоит целехонький, потому что звуки дозируются аккуратно и звучат не постоянно, появляясь и быстро исчезая. Благодаря этому нет ощущения перегруза.
The Chemical Brothers — «Let Forever Be» На втором этаже сразу присел хуковый перевернутый семпл, ритмический луп, вокал. Звуковые эффекты с шейкером живут на чердаке. Бас грувово поет внизу вместе с бочкой. Трек удивительно минималистичен по инструментам, зато различные стереоэффекты и летающие звучки создают обратное впечатление. Магия аранжировки.
Sufjan Stevens — «Jacksonville» Второй этаж наполнен банджо, пианино, вокалом с бэками и гитарой. На чердак уверенно залезли группа скрипок, трубы и флейты пикколо, которые переговариваются и поют поочередно. Внизу — бас с мягкой бочкой. В треке целая палитра разных звуков, но аранжировка выстроена так, что все инструменты интеллигентно общаются друг с другом, не перебивая. Весь трек — это купание в прозрачных и теплых тембрах. Полное удовольствие!
Конечно, это лишь рекомендация. Есть музыка, в которой дома состоят из четырех этажей по десять инструментов, а есть гулкие амбары с толпой музыкантов внутри. Для каждого жанра своя специфика.
Если вы только начинаете погружаться в удивительный мир аранжировки, советую следовать простым правилам: максимум 7 звуков, 1 наверху, 2 внизу и 4 посередине.
Кстати, если представить, что каждый звук занимает одну дорожку, то в Ableton нам понадобится 7 дорожек. В лайт-версии программы Ableton Live Lite, которую дают бесплатно с некоторыми контроллерами, есть целых 8 дорожек. Одна про запас!
Еще следует помнить: чтобы наш дом не рухнул, он не должен быть заполнен полностью всеми семью инструментами долго, иначе не выдержит фундамент. То есть в кульминациях на один-два квадрата — ок. Но не больше.
Еще один способ заполнить дом большим количеством инструментов — это использовать их по чуть-чуть, короткими мазками. Тогда места хватит всем.
Помните, что эти этажи условные и часто звук может находиться как бы между этажами. Ориентируйтесь на свое восприятие, оно самое верное.
Оформить предзаказ книги «Твой первый трек»