Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/146/image/article-456e368af6c77d4214319c108a40cd3a.jpgНикита Ровнов2020-01-09T20:40Главные проблемы музыки в России: что волнует музыкальных менеджеров
Главные проблемы музыки в России: что волнует музыкальных менеджеров
Фото: Валерий Белобеев

Главные проблемы музыки в России: что волнует музыкальных менеджеров

Фото: Валерий Белобеев

В конце декабря мы провели пятую дискуссию из цикла «Главные проблемы музыки в России» в Moscow Music School. PR-директор Ивана Дорна Дарья Евсеева, продюсер и директор группы Lumen Вадим Базеев, а также менеджер рэпера Rocket и команды «Казускома» Даниель Харвест обсудили особенности профессии музыкального менеджера. Публикуем наиболее интересные фрагменты этой беседы. 

Записал: Никита Ровнов

Как начинающему музыканту найти менеджера

Даниель Харвест: «Нужно просто делать хорошую музыку, и тогда тебя найдут, на тебя обратят внимание».

Дарья Евсеева: «Необходимо в первую очередь посмотреть вокруг себя, на свой круг общения и в качестве менеджера выбрать человека, который в тебя верит, который любит твою музыку».

Вадим Базеев: «Часто на первых этапах менеджером становится самый организованный участник группы».

О росте российской музыкальной индустрии в последние годы

Даниель Харвест: «Артистов сейчас очень много, даже ненормально много — больше, чем индустрия может в себе содержать. Появилось много денег и много желающих эти деньги забрать. Всплеск хип-хопа был, например, в 2016–2017 годах, и люди, которые до этого усердно работали, к этому моменту первыми добрались до своего куска пирога. Проблема в том, что артистов становится очень много, а людей, готовых платить за музыку, больше не становится. Но с другой стороны, это хорошо, так как создает конкурентнyю среду».

Дарья Евсеева: «В последнее время люди наконец стали зарабатывать на музыке деньги. В том числе во многом благодаря стримингам. А сама музыка стала гораздо доступнее».

Вадим Базеев: «Музыканты никогда не пропадали, чтобы сейчас неожиданно появиться. В аналоговую эпоху многие зарабатывали на продаже носителей. Растущее число концертов сейчас создает видимость роста индустрии, хотя она пока еще формируется в новых реалиях. Выступления — основной доход подавляющего большинства артистов в нашей стране сегодня, а продажа прав и сувенирной продукции — лишь небольшое дополнение».

Фото: Валерий Белобеев

О пиратстве

Дарья Евсеева: «Сейчас людям гораздо удобнее платить за стриминг, поэтому пиратство уходит в прошлое».

Даниель Харвест: «А как вообще выглядит пиратство в наши дни? Процент людей, которые специально занимаются пиратством, предельно мал».

Вадим Базеев: «Музыку готовы покупать те, кто ценит удобство и свое время. Оставшаяся часть [меломанов] плюс аудиофилы, которые предпочитают lossless-форматы, по-прежнему пользуются торрентами».

О проблемах музыкальной индустрии

Вадим Базеев: «Основная проблема сейчас заключается в адекватной монетизации музыки, в правовом сегменте».

Даниель Харвест: «Так исторически сложилось, что тот промежуток времени, за который можно чему-то научиться в музыке, сейчас заметно сократился; проблема в том, что люди не хотят учиться, тратить свое время, стараться — некоторым достаточно узнать основы, а затем они перестают развиваться. Еще есть проблемы в культуре общения, то есть в коммуникациях и координации. Люди из индустрии не всегда умеют адекватно общаться и договариваться, им не хватает диалога».

О концертном сегменте музыкального рынка

Вадим Базеев: «Наврать, пропасть за пару дней до концерта, не заплатить — это, к сожалению, пока еще норма [у отечественных промоутеров]. Многих организаторов в России не волнует собственная репутация».

Советы музыкантам, менеджерам и другим профессионалам индустрии

Даниель Харвест: «Мы живем в волшебное время. Музыкальная индустрия — это непаханое поле. Дерзайте, делайте, боритесь за свою музыку и своих артистов».

Дарья Евсеева: «Здорово, что наша индустрия очень молодая и в ней есть большое поле для работы. Но работу менеджера надо выполнять самоотверженно, честно и до конца».

Вадим Базеев: «Развивайтесь бесконечно, ставьте себе кажущиеся недосягаемыми цели и не разменивайтесь на малое».

Фото: Валерий Белобеев

О том, без каких качеств не выжить музыкальному менеджеру

Дарья Евсеева: «Коммуникабельность, память и собранность».

Вадим Базеев: «Музыкального менеджера в общем понимании можно сравнить с режиссером, который реализует определенный сценарий. Менеджер должен быть авторитетом для музыканта, он должен иметь опыт, знать историю индустрии, разбираться в основных этапах пути артиста. Если говорить о психологических особенностях [этой профессии], хладнокровность и настойчивость — качества хорошего музыкального менеджера, продюсера, директора».

Может ли менеджер критиковать творчество артиста

Даниель Харвест: «Критиковать, конечно, можно, но всегда есть какие-то рамки и границы, к тому же это всегда индивидуально, в зависимости от отношений с артистом. Если артист тебе доверяет, интересуется твоим мнением, тогда это допустимо».

Вадим Базеев: «Критиковать можно и нужно. Причем максимально прямо, если артист показывает тебе свой материал и хочет услышать мнение. В отношении собственного творчества у него, как правило, всегда много вопросов». 

О том, чего нельзя допускать в работе музыкального менеджера

Дарья Евсеева: «Нельзя путать личное с рабочим. Также артисту и менеджеру категорически нельзя манипулировать друг другом».

Вадим Базеев: «Если между артистом и менеджером нет доверия, никакая форма контракта не поможет. Лучшая форма работы, сотрудничества — это когда вы становитесь не только партнерами, но и друзьями».

Авторы

Никита Ровнов