Главные проблемы музыки в России: что волнует музыкальных менеджеров
Авторы
В конце декабря мы провели пятую дискуссию из цикла «Главные проблемы музыки в России» в Moscow Music School. PR-директор Ивана Дорна Дарья Евсеева, продюсер и директор группы Lumen Вадим Базеев, а также менеджер рэпера Rocket и команды «Казускома» Даниель Харвест обсудили особенности профессии музыкального менеджера. Публикуем наиболее интересные фрагменты этой беседы.
Записал: Никита Ровнов
Как начинающему музыканту найти менеджера
Даниель Харвест: «Нужно просто делать хорошую музыку, и тогда тебя найдут, на тебя обратят внимание».
Дарья Евсеева: «Необходимо в первую очередь посмотреть вокруг себя, на свой круг общения и в качестве менеджера выбрать человека, который в тебя верит, который любит твою музыку».
Вадим Базеев: «Часто на первых этапах менеджером становится самый организованный участник группы».
О росте российской музыкальной индустрии в последние годы
Даниель Харвест: «Артистов сейчас очень много, даже ненормально много — больше, чем индустрия может в себе содержать. Появилось много денег и много желающих эти деньги забрать. Всплеск хип-хопа был, например, в 2016–2017 годах, и люди, которые до этого усердно работали, к этому моменту первыми добрались до своего куска пирога. Проблема в том, что артистов становится очень много, а людей, готовых платить за музыку, больше не становится. Но с другой стороны, это хорошо, так как создает конкурентнyю среду».
Дарья Евсеева: «В последнее время люди наконец стали зарабатывать на музыке деньги. В том числе во многом благодаря стримингам. А сама музыка стала гораздо доступнее».
Вадим Базеев: «Музыканты никогда не пропадали, чтобы сейчас неожиданно появиться. В аналоговую эпоху многие зарабатывали на продаже носителей. Растущее число концертов сейчас создает видимость роста индустрии, хотя она пока еще формируется в новых реалиях. Выступления — основной доход подавляющего большинства артистов в нашей стране сегодня, а продажа прав и сувенирной продукции — лишь небольшое дополнение».
О пиратстве
Дарья Евсеева: «Сейчас людям гораздо удобнее платить за стриминг, поэтому пиратство уходит в прошлое».
Даниель Харвест: «А как вообще выглядит пиратство в наши дни? Процент людей, которые специально занимаются пиратством, предельно мал».
Вадим Базеев: «Музыку готовы покупать те, кто ценит удобство и свое время. Оставшаяся часть [меломанов] плюс аудиофилы, которые предпочитают lossless-форматы, по-прежнему пользуются торрентами».
О проблемах музыкальной индустрии
Вадим Базеев: «Основная проблема сейчас заключается в адекватной монетизации музыки, в правовом сегменте».
Даниель Харвест: «Так исторически сложилось, что тот промежуток времени, за который можно чему-то научиться в музыке, сейчас заметно сократился; проблема в том, что люди не хотят учиться, тратить свое время, стараться — некоторым достаточно узнать основы, а затем они перестают развиваться. Еще есть проблемы в культуре общения, то есть в коммуникациях и координации. Люди из индустрии не всегда умеют адекватно общаться и договариваться, им не хватает диалога».
О концертном сегменте музыкального рынка
Вадим Базеев: «Наврать, пропасть за пару дней до концерта, не заплатить — это, к сожалению, пока еще норма [у отечественных промоутеров]. Многих организаторов в России не волнует собственная репутация».
Советы музыкантам, менеджерам и другим профессионалам индустрии
Даниель Харвест: «Мы живем в волшебное время. Музыкальная индустрия — это непаханое поле. Дерзайте, делайте, боритесь за свою музыку и своих артистов».
Дарья Евсеева: «Здорово, что наша индустрия очень молодая и в ней есть большое поле для работы. Но работу менеджера надо выполнять самоотверженно, честно и до конца».
Вадим Базеев: «Развивайтесь бесконечно, ставьте себе кажущиеся недосягаемыми цели и не разменивайтесь на малое».
О том, без каких качеств не выжить музыкальному менеджеру
Дарья Евсеева: «Коммуникабельность, память и собранность».
Вадим Базеев: «Музыкального менеджера в общем понимании можно сравнить с режиссером, который реализует определенный сценарий. Менеджер должен быть авторитетом для музыканта, он должен иметь опыт, знать историю индустрии, разбираться в основных этапах пути артиста. Если говорить о психологических особенностях [этой профессии], хладнокровность и настойчивость — качества хорошего музыкального менеджера, продюсера, директора».
Может ли менеджер критиковать творчество артиста
Даниель Харвест: «Критиковать, конечно, можно, но всегда есть какие-то рамки и границы, к тому же это всегда индивидуально, в зависимости от отношений с артистом. Если артист тебе доверяет, интересуется твоим мнением, тогда это допустимо».
Вадим Базеев: «Критиковать можно и нужно. Причем максимально прямо, если артист показывает тебе свой материал и хочет услышать мнение. В отношении собственного творчества у него, как правило, всегда много вопросов».
О том, чего нельзя допускать в работе музыкального менеджера
Дарья Евсеева: «Нельзя путать личное с рабочим. Также артисту и менеджеру категорически нельзя манипулировать друг другом».
Вадим Базеев: «Если между артистом и менеджером нет доверия, никакая форма контракта не поможет. Лучшая форма работы, сотрудничества — это когда вы становитесь не только партнерами, но и друзьями».