Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/140/image/article-b5be6f504fcbf266f94fb7402a2c461c.jpgРедакция ИМИ.Журнала2019-12-15T22:25Главные проблемы музыки в России: что происходит с фестивалями
Главные проблемы музыки в России: что происходит с фестивалями
Слева направо: Евгения Галетка, Илья Бортнюк, Дарья Шульга. Фото: Анна Ульянова

Главные проблемы музыки в России: что происходит с фестивалями

Слева направо: Евгения Галетка, Илья Бортнюк, Дарья Шульга. Фото: Анна Ульянова

В начале декабря мы провели четвертую дискуссию из цикла «Главные проблемы музыки в России» в креативном пространстве «Рихтер». Управляющий директор Пикника «Афиши» Дарья Шульга, организатор фестивалей «Стереолето» и «Части света» Илья Бортнюк, а также сооснователь ивент-агентства Journey Евгения Галетка поговорили об особенностях, плюсах и недостатках современных фестивалей. Публикуем наиболее интересные фрагменты этой беседы. 

О состоянии фестивальной индустрии

Евгения Галетка: Фестивальная индустрия появилась буквально семь лет назад. В 2007 году не было ощущения, что у зрителей есть выбор, куда ходить, а тебе нужно конкурировать за артистов с другими фестивалями.

Илья Бортнюк: Раньше организация фестиваля была сродни выходу в космос: спросить было не у кого, разве что подсмотреть за границей. Но с тех пор сменилось уже несколько поколений фестивалей.

Дарья Шульга: За последние два-три года стало гораздо больше всего происходить.

Илья Бортнюк: Сейчас в Питере — почти как в Москве, по фестивалю каждую неделю. Хотя в Москве бывает и по несколько фестивалей в одни выходные, а в Питере так делать нельзя и организаторы стараются договариваться между собой.

Евгения Галетка: Фестиваль — это мир, который нужно создать вокруг музыки. Это сосредоточение нескольких индустрий, в том числе гастрономической, а также брендового спонсорства.

Дарья Шульга: Пикник «Афиши» сегодня самостоятельный мир, а не маркетинговое мероприятие журнала.

Евгения Галетка: Люди начали понимать, что за фестиваль надо платить. Они стали вкладываться в индустрию.

Илья Бортнюк: Появились профессионалы, которые умеют делать фестивали. И это тоже тектонический сдвиг.

Фото: Анна Ульянова

О проблемах фестивалей

Хедлайнеры

Дарья Шульга: Как летний фестиваль мы отмечаем, что веселую музыку, подходящую для дневных слотов, найти непросто. И для нас это проблема.

Евгения Галетка: Я делаю фестивали для коммерческих брендов — Esquire Weekend и Martini Time, и это фестивали не только для молодежи. Для аудитории в возрасте 25–30 лет труднее подбирать лайнап. Мы сталкиваемся с тем, что большинство групп до главной сцены просто недотягивает. И волей-неволей приходится постоянно возвращаться к Дельфину и «Ленинграду».

Илья Бортнюк: Группы, собирающие на свое выступление около 1000 человек, стали появляться быстрее: раньше на то, чтобы достичь такого уровня, у артистов уходило лет пять, сегодня они могут набрать такую цифру за год. Но дальше качественного скачка не происходит. 

Для главной сцены фестиваля нужно шоу, а для него одной только группы мало, требуется еще и профессиональный менеджмент.

Дарья Шульга: Ширина главной сцены Пикника — 18 метров. И когда перед ней собирается не более 300 зрителей, выглядит это не очень классно. Так что это всегда большой вопрос — кого позвать на нее. У артиста может быть несколько миллионов просмотров в YouTube, но живьем он не будет вытягивать.

Погода

Евгения Галетка: В России погода — чувствительный фактор для фестиваля. Калифорнийская Coachella за два часа продает все билеты. А в России достаточно много билетов покупается прямо в день фестиваля. Поэтому я всем организаторам желаю хорошей погоды.

Илья Бортнюк: Мне два раза пришлось переносить фестивальные сеты в клубы, потому что из-за урагана на «Стереолете» могла обрушиться сцена. 

Фальшивые продавцы билетов

Дарья Шульга: У нас были проблемы с фейковым сайтом Пикника, который продавал билеты на фестиваль с большой наценкой. Они вкладывали большие деньги в контекстную рекламу, и когда человек забивал в Google «Пикник „Афиши“», поисковик выдавал их сайт, а не наш. Мы смогли добиться того, чтобы их рекламу заблокировали, но они могут объявиться снова.

Фото: Анна Ульянова

О том, куда могут развиваться фестивали

Дарья Шульга: Мы каждый год пытаемся сделать что-то новое и работаем над ошибками. Например, сделать один большой вход на фестиваль, как в этом году. Установить много экранов, как мы сделали для Arcade Fire в 2018-м. Договориться с департаментом транспорта Москвы о выпуске к Пикнику специальных проездных.

Илья Бортнюк: Я не стремлюсь к гигантомании, потому что рынок в Питере меньше, чем в Москве. Но я хочу попробовать установить на «Стереолете» специальные видеоэкраны с таймером, который поможет музыкантам вовремя проводить чек и не вылетать из временной сетки на сцене.

Евгения Галетка: Я не хочу делать обычные музыкальные сцены, я хочу вписывать их в общую среду фестивалей. Чтобы сцена была архитектурным объектом, который захочется выложить в инстаграм. В этом смысле мне понравилось, как было организовано пространство на последней «Боли» и Present Perfect. Для меня это вызов на следующий год.

И все мы будем развивать экотему — по крайней мере, думать о ней.

Дарья Шульга: Думать-то мы будем, но если в городе нет необходимой инфраструктуры для поддержки экологических инициатив, мы мало что можем сделать.

Фото: Анна Ульянова

О том, как реагировать, когда жильцы окрестных домов жалуются на шум

Дарья Шульга: В этом году я общалась со всеми бабушками, которые к нам приходили и жаловались на то, что фестиваль им мешает. Я читала сообщения во всех районных группах. И мне, кстати, понравилось, что многие в этих группах защищали нас.

Что можно сделать с жалобами? Мы заканчиваем фестиваль строго в 11 вечера. Мы замеряем громкость звука на сценах и следим за тем, чтобы он не превышал допустимые нормы.

Евгения Галетка: Закон точно нужно соблюдать. А дальше — вопрос налаживания коммуникации. Если ты выходишь и пытаешься объяснять, зачем нужен фестиваль, это работает. Если разъяснительной работой не заниматься, что-то обязательно пойдет не так.

Илья Бортнюк: Организаторам фестивалей в любом городе приходится достигать компромисса с людьми, которые живут рядом, это необходимое условие.


Следите за ИМИ.Семинарами на нашем сайте.

Следующая дискуссия из цикла «Главные проблемы музыки в России» состоится 16 декабря.

Также открыта запись на ИМИ.Семинар «Право и музыкальная индустрия», который состоится 12 декабря.

Авторы

Редакция ИМИ.Журнала