
Полина Старцева2025-10-10T18:00Профессия A&R: чем занимаются, сколько зарабатывают и как стать одним из нихПрофессия A&R: чем занимаются, сколько зарабатывают и как стать одним из них
A&R (Artists and Repertoire) — одна из самых востребованных профессий в музыкальной индустрии прямо сейчас. Её представители, скауты и A&R-менеджеры, ищут перспективных артистов, подписывают их на лейблы и впоследствии становятся связующим звеном между музыкантами и выпускающими компаниями. От интуиции A&R и их умения выстраивать отношения во многом зависит успех сотрудничества, в том числе коммерческий. Что сегодня нужно знать и уметь, чтобы работать на лейбле, сколько зарабатывают начинающие A&R-менеджеры и как попасть в эту сферу — в большом разборе ИМИ с опытными A&R-специалистами.
Масштабные перемены, произошедшие в российской музыкальной индустрии за последние три года, не могли не повлиять и на сферу A&R. Число лейблов растёт, а вместе с ним — и конкуренция, и спрос на профессионалов.
Как герои материала пришли в A&R
Никогда не планировал работать с музыкой. «Полжизни мечтал» стать юристом, потом учился в НИУ ВШЭ на юриста и после пошёл работать по специальности в Роспатент. Весной 2021 года увидел рекламу Академии Sony Music, прошёл отбор, закончил её — так и попал в музиндустрию. «Как оказалось, многие из работающих сейчас в индустрии менеджеров артистов, A&R-специалистов и сотрудников стримингов обучались в ней», — делится Власенко. После окончания Академии его пригласили на работу в Sony, и он до сих пор остаётся в Koala Music, где после ухода Sony Music из России остался локальный каталог мейджора.
В 2021 году лейбл Warner Music Russia сделал Денису оффер о работе главой A&R. До этого он 8 лет проработал директором группы Little Big и лейбла Little Big Family. «К моменту прихода в компанию опыт у меня уже был достаточно широкий: и с выпуском музыки, и с концертами, и с другими аспектами музыкального бизнеса, но в мейджор-лейблах я никогда не работал. Я полгода обдумывал предложение и в итоге решился», — вспоминает Глазин. 1 марта 2022 года он вышел на работу в Warner Music Russia. Спустя 3-4 недели после этого лейбл приостановил активные операции в России, включая подписание новых артистов. Поэтому, когда бывшие менеджеры Warner Music Russia запустили лейбл S&P Digital, пригласив Глазина занять должность A&R-директора, он без сомнений согласился присоединиться к команде.
В 2018 году попал в Академию Sony Music. «После неё могли либо взять на работу в Sony, либо не взять. По итогу я не прошёл и после этого решил заняться менеджментом артиста Mayboy. Примерно через месяц он довольно сильно взлетел, и меня позвали в Sony Music», — делится Кузьмичёв.
В музиндустрии с 17 лет. Изначально занимался менеджментом артистов, делал туры по России и СНГ. Потом пришёл в Believe в качестве Artist Solutions Manager. Эта позиция включала в себя аккаунт-менеджмент артистов и частично A&R: выстраивание релизных планов, работу с дистрибуцией, коммуникацию и плюсом подписание новых артистов. Позже возглавил команду по работе с артистами в рамках дистрибуции, а потом стал главой A&R. Сейчас Штанов курирует сделки в компании, поиск новых артистов, их идентификацию на ранней стадии и подключается к переговорам с текущими клиентами, на которых обсуждаются условия продолжения работы.
Сколько зарабатывают A&R-специалисты
Власенко: Точных цифр не скажу, но примерно столько же, сколько получают юристы в среднем в Москве. Не как у айтишников, но не сильно меньше. Очень сильно зависит от компании и компетенций конкретного сотрудника. Так, для небольших компаний (маленьких лейблов) порядок зарплат может быть ниже, и нормой может быть формат «фикс + процент». Где-то есть просто фиксированный оклад без процента.
Но в целом это, как правило, достойные деньги, выше рынка по средним зарплатам именно с учётом возможностей профессионального роста. На своём примере могу сказать, что за четыре года возможно стать экспертом в индустрии и внести в неё уже серьёзный вклад.
Есть вероятность, что крупный артист попросит тебя менеджерить его с процентом — тогда можно и миллионы в месяц зарабатывать, но эта работа очень трудоёмкая и несовместима с работой на лейбле или дистрибьюторе.
Глазин: Зависит от города. В Москве — от 80 тысяч рублей на старте карьеры, чтобы не приходилось подрабатывать. Далее зарплата сильно зависит от результатов твоей работы. Если специалист делает для компании много денег, то ему достаточно легко вести с начальством переговоры об окладе.
Кроме того, если ты успешен в роли скаута, A&R-менеджера или A&R-директора, то твоё возможное дальнейшее развитие — это создание своего лейбла. В таком случае потолка как такового нет.
Кузьмичёв: Через пару лет опыта вполне можно претендовать на 150 тысяч рублей. Вообще, у каждого лейбла по-разному, но, учитывая современные реалии жизни в Москве, 70 тысяч — вполне справедливая зарплата для начинающего A&R.
Мне кажется, 400 тысяч — потолок современной индустрии. Может быть, где-то и есть больше. В A&R не то чтобы есть супербольшой карьерный рост: младший A&R, старший A&R, потом руководитель A&R. Дальнейший рост уже связан, скорее всего, не с этой специальностью.


Большинство денег в индустрии на стороне артистов. То есть менеджер крупного артиста явно зарабатывает больше A&R.
Штанов: Всё зависит от внутренних договоренностей. Рынок у нас молодой, нет чёткой вилки, сколько должен зарабатывать A&R. То есть и базу как таковую не обозначить, и потолок тоже, поскольку бизнес очень разных размеров — от инди-лейбла с маленькими оборотами до крупной компании.


Самое сложное на старте карьеры
Власенко: Когда ты не понимаешь базовых механизмов индустрии. Не понимаешь, как всё устроено, как искать артистов. Не понимаешь своё место в индустрии, возможности в ней. Это непростой этап калибровки, когда приходит понимание: примет тебя индустрия или всё-таки это не совсем твой путь. На это вполне хватит года. Самый важный показатель правильного выбора карьерного пути для меня, что по сей день я каждое утро рад предстоящей работе.
Глазин: Не сложным, а, скорее, удивительным оказалось осознание, что до прихода в лейбл про индустрию как про бизнес я вообще ничего не понимал. При том, что за предыдущие восемь лет у меня были стадионные концерты, международные проекты, куча классных коллабораций типа Crocs х Little Big, EP с достаточно большим на тот момент американским артистом Оливером Три. Выход на должность A&R-директора стал точкой погружения — и тогда открылись глаза. Появилась возможность рассмотреть, что происходит в индустрии: какие есть игроки, где есть деньги, как всё это на самом деле работает.
Кузьмичёв: Мне поначалу было тяжело писать незнакомым артистам. Это со временем проходит: ты просто начинаешь воспринимать это как холодные звонки. Не ответит и ладно, ответит — супер. Бывают ситуации, когда могут написать в грубой форме. Сначала это немного обижало, сейчас вообще плевать. Я понимаю, что отвечают по большей части не мне лично, а компании. А среди каких-то профессиональных вещей не было сложностей. После двух лет работы юристом я не боялся рутины и оформления договоров.
Важнейшие знания и скиллы для начинающего A&R
Власенко: Перед тем как пойти работать на лейбл, важно хотя бы примерно понять систему координат текущей индустрии. Лейблы — это в первую очередь бизнес, поэтому нужно изучить чарты и понимать, какая музыка в них.
Также стоит читать паблики, стараться общаться с кем-то из индустрии, до кого есть возможность дотянуться.


Профессиональная «чуйка» развивается только на практике. Важно следить за трендами, иначе можно просто потерять связь с реальностью.
Расширяйте свой кругозор. Если вы хотите двигаться именно в российской индустрии, то нужно изучить законы РФ, а также помнить, что индустрия небольшая, о любых негативных ситуациях все узнают очень быстро. Важно быть просто порядочным и честным. В таком случае A&R-менеджера ждёт очень хорошее будущее.
Глазин: Важно обладать классными коммуникационными способностями. Уметь хорошо общаться, очаровать, добиться своего, вести переговоры. Для меня качество коммуникации играет решающую роль и в собеседованиях. Для скаутов, помимо этого, нужна способность анализировать и иметь критическое мышление: как подойти к тому или иному человеку, что про него нужно изучить, что нужно ввернуть на встрече так, чтобы люди к тебе прониклись доверием. Знания про чарты и индустрию приложатся: за полгода мы натаскаем любого классного коммуникатора до приличного скаута.
Кузьмичёв: В A&R больше решают именно софт-скиллы: коммуникация, понимание культурного кода, в котором ты существуешь, что может нравиться и не нравиться людям, какой музыкальный материал качественный, а какой нет. Главное — хорошая коммуникация, эмпатичность, выстраивание доверительных отношений для работы на длинной дистанции. Треки можно искать и без какого-то великого музыкального вкуса. Всегда есть вариант делать это по статистике, постоянно перелопачивать TikTok и быстро хватать те, которые уже растут.
Штанов: Понимать всё на рынке, на котором работаешь — от юридических основ до умения работать с дата-аналитикой. Нужно быть в курсе музыкальных трендов, иметь представление о том, что будет актуально завтра, послезавтра и через много лет. Формируется это сочетанием насмотренности и понимания уже произошедшего на разных рынках: жанровых трендов, взлетевших артистов, маркетинг-кейсов вместе с тестированием гипотез на потенциал новых артистов и набирающих обороты жанров.
Будущий A&R должен обладать предпринимательской чуйкой, чтобы оценивать потенциал артиста, например, только начавшего стрелять в TikTok.


Важно очень круто знать продукт компании, в которой ты работаешь, и что в качестве бизнеса вы можете предоставить артисту и как это может быть ему полезно, какие точки роста задействовать. Сейчас конкуренция на рынке довольно высокая, и чтобы артист к тебе шёл, ты должен понимать, за счёт чего он может развиваться.
Нужно обладать навыками финансиста: например, моделингом сделок и расчётом P&L, что пригодится во время обсуждений авансов, сроков контракта, прогнозирования выручки контракта. Важно, чтобы договор был выгоден не только для артистов, но и для компании, win-win. Сегодня довольно много сделок, в которых фигурируют суммы денег, не соответствующие рынку. Происходит это потому, что некоторые игроки просто не понимают иногда, сколько зарабатывает большой альбом.
Ну и навык переговоров с артистами, умение слышать то, что артист ожидает от сотрудничества. Важны этика переговоров, взаимоотношений, умение строить и видеть релизный план артиста.
Что помогает держать руку на пульсе
Власенко: Я хожу на разные индустриальные мероприятия и тусовки, замечаю новые лица. Там средний возраст аудитории — 20 лет. В 2025 году это поклонники Madk1d’a, Тёмного принца — они как бы центр тусовки новой волны. Есть Daily Slime — Виталик, который пишет про музыку для молодёжи в Telegram-канале на 30 тысяч подписчиков и делает вечеринки с перспективными артистами. У них своё комьюнити, для которого уже я наставник. Мы сейчас сделали акцент на преемственности, и чтобы это существовало в симбиозе. В Koala Music работает несколько скаутов, которым от 20 до 25 лет, они как раз активно занимаются трендовой музыкой, позволяют не выпадать из контекста, и мы постоянно находимся в обсуждении. Такая командная работа.
Кузьмичёв: Природное любопытство. Мне очень интересно узнавать какие-то новые вещи, интересные штуки, которые сейчас популярны в информационном пространстве. Поэтому я с огромным удовольствием смотрю TikTok как по работе, так и вне работы. Постоянно слежу за новостями, трендами.
Как проходит рабочий день A&R-специалиста
Власенко: В основном это общение с артистами и партнёрами-лейблами. Это встречи, звонки, интервью. Это поиск артистов на концертах, в интернете, а также решение вопросов с финансовым, юридическим, маркетинговым отделами, проработка кампаний релизов, просчёты сделок, брифинги и другие важные рабочие встречи с обсуждениями процессов по артистам и релизам. Бывает, что нужно к какому-то сериалу, фильму или шоу подобрать треки или подобрать артиста, который идеально подойдёт для создания музыки к продуктам кинопродюсеров или крупных брендов.
Это одна из ключевых должностей в лейбле. Отдельно стоящая профессия, тесно связанная с менеджментом процессов и консалтингом. A&R выступает связующим и контролирующим звеном между артистом и лейблом по всем направлениям. Он — постоянный советник музыканта, объясняющий многое по бизнес-части, связанной с индустрией — от финансовых до юридических вопросов. Может оказывать помощь в создании контента, технической поддержке по площадкам, поиске любых необходимых контактов, лоббировании среди значимых СМИ перспективных молодых музыкантов.
Глазин: Утро для пожаров: это ответы на срочные вопросы сотрудников по сделкам и авансам, решение возникших проблем. Далее я приезжаю в офис, и начинается процесс согласования или продумывания сделок вместе с командой скаутов и A&R-менеджеров. Они предварительно общаются с артистами, находят тех, кому интересно сотрудничество. Я придумываю, что мы им можем предложить, обсуждаю с командой варианты, и дальше мы уходим с ними к артистам.
Если это понедельник, то с 11:00 начинается совместная летучка с командами A&R и маркетинга по предстоящим релизам. Если это вторник, то у нас двухчасовое собрание-обсуждение проделанной работы за последнюю неделю, а также прослушивание ещё не вышедших треков и рассказы о новых подписаниях.
Дальше встречи с артистами, обычно длящиеся до вечера. После этого я уезжаю домой, но остаюсь на связи для созвонов, сообщений для потенциальных партнёрств, либо еду ужинать с кем-нибудь из дорогих мне людей из индустрии, каких-то партнёрских компаний.
Самостоятельно я поиском артистов практически не занимаюсь: удалось выстроить эффективную команду, благодаря которой я имею возможность сосредоточиться на обдумывании и утверждении сделок по проектам, которые приносят скауты и A&R-менеджеры. У меня команда из 11 человек, обеспечивающая непрерывный поиск артистов. Скауты договариваются с ними, приводят и после передают в руки A&R-менеджеров, а те занимаются их дальнейшим ведением, чтобы скауты могли пойти дальше искать свежую кровь.
Но часто бывает, что мои давние друзья и знакомые пишут напрямую мне. В таком случае уже после утверждения сделки я передаю этих партнёров в нежные руки моих сотрудников, ведущих их к заключению договора и релизам.
Кузьмичёв: Поиск — это всегда неизменная часть. Это вещь, которая идёт перманентно. Ищешь, пока едешь куда-то, смотришь TikTok, слушаешь музыку, ползаешь по Telegram-каналам. Хорошо работают рекомендации Spotify и Яндекс Музыки, которые могут подкинуть каких-то новых классных артистов. Примерно 50-60% работы — это постоянный творческий поиск.
Оставшиеся 40-50% — рутина. Это договоры, бумажки, большое количество собраний с командой и созвонов с артистами, коммуникация с которыми по сути идёт постоянно. МТС — большая компания. У нас очень основательный документальный процесс.
То есть в работе миксуются обязанности скаута и A&R-менеджера. Это и поиск, и дальнейшее сопровождение артиста по различным вопросом. Например, по репертуарной и стратегической частям. Вместе решаем, какую музыку выпускать, когда, как дальше развиваться и так далее.
Штанов: Моя позиция и мои задачи — это примерно на 70-80% работа с российским и СНГ-бизнесом, а остальные 20-30% посвящены обмену опытом с другими бизнес-юнитами и построению так называемого общего взаимодействия, а также коллаборациям, которые мы потенциально можем делать между артистами Believe из разных стран. Например, у нас много коммуникаций с артистами и менеджментом из Индии и Китая.
Сегодня нет такого, чтобы дни проходили одинаково. При этом есть якорные таймлайны. Понедельник посвящен изучению трендов, которые есть в Instagram, в Reels, в TikTok и в SoundCloud. Делаем с командой первичный срез потенциальных кандидатов на подписание.
В другие части дня моя работа связана с согласованием сделок, утверждением условий, с коммуникацией с головным офисом. Также я общаюсь с артистами и их менеджментом по поводу потенциальной пролонгации договоров или подписаний.
Вторник, среда, четверг — дни командных встреч внутри Believe. На них мы обсуждаем и слушаем потенциальных артистов-подписантов. Также проходят встречи с брейнштормом идей для уже подписанных артистов к выпуску их альбомов. Ну и другие встречи, встречи, встречи.
Пятница — обычно день тишины. Я стараюсь посвящать этот день полностью дата-аналитике. То есть я изучаю всё, что происходит на других рынках, какие есть тренды по жанрам, какие есть тренды в Spotify. И в целом занимаюсь такой Big Data аналитикой.
Кейсы-предметы гордости
Власенко:
- Три альбома Friendly Thug 52 Ngg. Он сейчас точно тир-1 рэп-игрок в России.

- «Heavy Metal 2» Kai Angel и 9mice (объединение Viperr). Этот альбом, как и последний альбом Friendly Thug, входил в топ-10 альбомных дебютов недели на Spotify по всему миру. Такой рекорд виден за пределами локального рынка.
- По этой же причине невозможно не упомянуть успех трека «Гламур» от Uniqe, Nkeeei, Artem Shilovets, Wipo, который тоже завирусился на Западе. Это большой международный хит, который в Spotify набирает безумные цифры до сих пор (к моменту выхода материала у трека более 81 млн стримов на этой площадке. — Прим. ИМИ).
С белорусами Uniqe, Nkeeei, Artem Shilovets мы сотрудничаем с 2021 года. Это один из моих первых прорывных кейсов ещё на Sony Music. С тех пор мы уже почти четыре года работаем с ребятами. То есть к «Гламуру» с этими артистами был пройдён целый путь в плане сотрудничества.
Наша с ними самая громкая проработка релиза — презентация и кампейн к альбому «Glamour». Мы разослали по некоторым СМИ и инфлюенсерам в музыкально-блогерской среде боксы с телефонами-раскладушками в стразах из нулевых, в которые были закачаны треки с альбома. Далее делали конкурс за пресейвы — один из первых в российской индустрии, где большие артисты использовали эту механику. Мы разыгрывали проходки на закрытое предпрослушивание альбома в лимузине: победителей катали в ночь перед релизом по Москве с артистами.
В день презентации альбома огромная площадка на три тысячи человек была полностью наполнена людьми: это был бесплатный ивент. И на фоне всего этого ещё начал стрелять трек «Гламур», выходя на международный уровень.

С «52-ми» и Viperr мы работаем с 2023 года. Это артисты, которые поверили в нас тогда, поэтому мы в ответ делаем всё возможное для их дальнейшего развития. Это в первую очередь комфортные условия дистрибуции, консалтинг в рамках роллаутов релизов, проработки релизов, активностей и спецактивностей с площадками и так далее.
Например, в начале работы с Alblak 52 мы сразу же устроили с Яндекс Музыкой предпрослушивание его альбома «Long Live 812» для фанатов по пресейвам. Это было очень крутое камерное мероприятие: плыли по Неве на лодке и слушали новый альбом. Не просто слушали, артист его исполнял под аккомпанемент бэнда с живыми инструментами — это был разнос.
С Viperr у нас был ещё один прорыв в Spotify: у каждого из артистов трек вошёл в «Internet People» — один из крупнейших плейлистов с современной молодёжной музыкой. Это был прямой наш питчинг, и для ребят было очень ценно и важно, потому что они ориентируются в том числе и на западную аудиторию. Насколько я помню, в Spotify в таких крупных плейлистах никто из русских артистов не получал поддержки с 2022 года.
Глазин:
- Это Владимир Золотухин, которого мы подписали примерно год назад со всем каталогом. Мне кажется, Zoloto — абсолютно великая группа, у которой всё впереди. Ей нужен буквально один хит, чтобы улететь в астрал.

- Невероятно горжусь группой «Сироткин». Каждый раз на концертах ребят поражаюсь тому, насколько качественно может быть сыграна музыка. Это недосягаемый уровень для 99% российских артистов. Качество живого звучания и атмосферы на уровне Tame Impala для меня.
- Ещё горжусь новичками. Сейчас сильно верю в чувака Поларойд, который стал новой «искоркой» Яндекс Музыки. Очень свежая музыка, которая уходит за пределы SoundCloud-рэпа и которую было бы неправильно так характеризовать.
- Горжусь успехом артиста Травма, с которым мы начали сотрудничать сразу после его успеха с «Плохой Девочкой» и пришли к крайне впечатляющим результатам. Не встречал ни одного артиста, который вёл бы свои соцсети и продвигал треки сильнее, чем Илья!
- Горжусь тем, что имею возможность соприкасаться с живыми легендами — Jony, Guf, Полина Гагарина, и, как бы ни было странно увидеть его в этом списке, Pharaoh, которого я тоже считаю легендарными артистом.
Кузьмичёв:
- Это артистка нашего лейбла Ульяна Мамушкина. Она сейчас очень классно выросла за счёт как минимум двух песен: «Домом» и «Солёное счастье» попали сейчас в «Искру» Яндекс Музыки. Это был случай, когда произошло что-то волшебное. Жена дома включила яндексовскую «Волну», и там заиграла песня Ульяны Мамушкиной. Я не знал её как артиста на тот момент, но, услышав песню, я подумал: «Вау, это кто?» Сразу зашёл к ней в соцсети, увидел, что у неё концерт через два дня. Пошёл на концерт, там познакомились, пообщались и после этого начали работу.

Штанов:
- Платина, Lil Krystalll и другие ребята из «РНБ Клуба». Мне повезло вести их по выпуску альбомов, многих синглов. Мы работаем вместе уже более 5-6 лет. Выпускали альбом «Sosa Music», который суперзашёл во всех чартах и TikTok, и недавно «Платину». Я очень горд, что в принципе есть такая музыка, которая задаёт тренды и то, как в целом будет звучать хип-хоп.

- Rakhim. На момент подписания в 2021 году он был довольно большим блогером в Instagram, но тогда еще не делал музыку. Мы выпустили с ним трек «Fendi», ставший супермировым хитом. Он набрал в Spotify более 50 миллионов прослушиваний. Думаю, это самый первый глобальный TikTok-тренд, сделанный на российском рынке.
- Ooes. Альбом «Мои (твои) тёмные желания» стал один из самых прослушиваемых альбомов глобально из представителей локальной сцены. Артистку ставили на билборд на Таймс-сквер, делали с ней первую спешл-компанию Radar вместе со Spotify. И сегодня Ooes пользуется очень большой популярностью, в том числе за рубежом — 1,5 миллиона слушателей на Spotify.
- «Каспийский груз». На момент знакомства они пользовались услугами дистрибьютора ONErpm. Как человек, любящий порядок у артистов в каталоге, я заметил у них довольно много недоработок по всем фронтам. Познакомились с Тимуром Брутто и Марком, пришли к общему пониманию, как им лучше всего двигаться в диджитале. Перенесли каталог, провели оптимизацию и работаем с ними по сей день. Сейчас у группы второй прайм, дают огромные туры.
- Miyagi и Andy Panda. Уже много лет работаем с Hajime Records, выпустили вместе большое количество релизов. Они — пример очень классного, стабильно успешного творческого объединения с суперпрофессиональным менеджментом и артистами, которые знают, какой посыл они несут за собой и как потрясающе визуализировать задуманную концепцию.

- Развитие российской электронной сцены в 2022-2023 годах. Увидели c командой, что в Питере есть большие объединения, у которых на тот момент не было представительства ни в стриминге, ни ещё где-то. Мы подписали очень крутые прогрессивные объединения Imminent, Illusione, артистов Plenka, Nbsplv и других. Благодаря этому у многих из них сейчас огромное количество стримов в Spotify, а некоторые попадают в топ-50 Billboard в жанре электроника, например, Nbsplv или Akiaura.
Электронному жанру очень помогла разработка Believe Smart Discovery — это алгоритм, продвигающий музыку внутри Spotify. Believe на ежемесячной основе отправляет туда свои каталоги на тест, и Spotify Discovery Mode предлагает пользователям в плейлистах радио/автоплее в приоритетном порядке тот трек, который участвует в Discovery. Некоторые треки могут получить +400% стримов только из-за того, что трек участвует в алгоритмическом продвижении.
С какими неудачами сталкиваются
Власенко: Неудачи случались, но я бы не хотел конкретизировать. Не исключаю, что те артисты ещё могут выстрелить. Мы никогда не отчаиваемся и всегда направлены на финальный результат. Он не всегда может быть быстрым.
В моменте музыка не попадала в аудиторию, была неактуальной. Бывало, что артист ловил звезду или не работал над образом, не строил стратегию на будущее. Практически никто не думает об этом как о большом бизнес-проекте.
Кому-то усердия не хватает, более детальной проработки контента, экспериментов и анализа разных точек зрения. Иногда даже ряд каких-то мистических факторов происходит, срываются большие фиты, потом артисты теряют надежду и угасают.
Глазин: Учитывая объём наших подписаний, было бы странно, если бы неудач не было. Мы сейчас находимся примерно на уровне 3-6 сделок каждую неделю, существенная часть из них с авансами. Часто бывает, что артист взорвал с каким-нибудь треком, и лейбл его подписывает в надежде на новые большие хиты. Треки выходят, но не получают таких охватов, успеха и количества стримов, как тот самый прорывной. Ведь взорвал он не потому, что артист такой классный, а из-за магии виральных алгоритмов TikTok и Reels. Во времена, когда многое решает некий рандом, всегда есть вероятность ошибиться и поставить не на то.
Кузьмичёв: Где-то не хватало самого желания артиста. То есть музыку он умеет делать классно, а вот на продвижение не осталось сил. В современной индустрии работа артиста не заканчивается на том моменте, когда он написал и сдал песню. Она заканчивается, когда он написал, сдал песню, а потом пошёл ещё 50 тиктоков наснимал.
Бывало, что человек готов к работе, музыка классная, но не может найти своего слушателя. Изредка это и моя ошибка, потому что мне очень нравится материал, но он просто не нравится больше никому.
На первых порах ещё были проблемы, связанные с определённой дискоммуникацией между мной, руководством и артистом. По неопытности не перепроверил информацию, потом где-то не так её до меня донесли, что-то артист не так понял. Тогда мы упустили артиста, но, как показало время, возможно, так было лучше.


Штанов: Что касается артистов, то здесь всё прежде всего зависит от них самих. Ситуация по аналогии со многими стартапами. Ты можешь найти бизнес-проект, инвестировать в него, поверить, но он просто может не полететь, может не иметь спрос у аудитории рынка, на котором он работает. Может, его продукт будет слишком современным, слишком опережающим своё время и станет популярен только через 10 лет. Как сейчас, например, происходит со многими старыми треками.
Что самое стрессовое в работе A&R
Глазин: Стрессово всегда, когда происходят конфликты с партнёрами. Мы можем закончить сотрудничество, и артисты продолжат выпускаться в другом месте, но это всегда игра вдолгую. Условно пройдёт год-два, и мы где-нибудь встретимся, возможно, снова начнём работать.
Команды у артистов меняются достаточно часто. Бывает так, что старая команда увела от нас артиста, а новая вернулась и сказала, что это была феноменальная ошибка. Всё-таки мы предлагаем высокий по качеству и уровню сервис для российского рынка. Когда артист и команда долго с нами сотрудничают, они забывают о том, что в других компаниях по-другому. А потом, когда уходят на другие лейблы, начинают чувствовать разницу. Если хватает смелости признать свои ошибки, эти артисты возвращаются.
Кузьмичёв: У меня случилось выгорание во времена ковида, когда все сели на карантин. Помогла дисциплина. Выделял определённое количество времени на работу, а потом отдыхал, гулял в тишине.
Когда приходишь в индустрию, ты готов работать 24/7. Артисты пишут тебе в два часа ночи, ты им отвечаешь. Находишь какой-то трек, пока едешь в такси с вечеринки в три утра. В общем, живёшь работой, она становится образом жизни.


Штанов: Главная сложность — это постоянная смена парадигм, которая есть у 50-60% артистов, и объяснение бизнес-процессов простыми словами артисту и его менеджменту. В России рынок музыкальной дистрибуции появился не так давно, порядка 12 лет назад с приходом в Россию iTunes. Из-за этого экспертиза музменеджмента и в целом рынка находится на не самом высоком уровне. Приходится каждый раз объяснять прозрачно и максимально точно, как всё устроено. Бизнес довольно запутанный и непростой, особенно для людей, у которых в приоритете не он, а творчество. И здесь у Believe позиция как у международного игрока с чётко отлаженными процессами: каждый клиент должен понимать, как мы работаем, откуда берутся роялти и почему он может быть уверенным в прозрачности предоставляемой отчётности.
Поиск артистов завязан на трендах?
Власенко: Это важная часть работы. Зачастую тренд могут просто скинуть друзья. Важно находиться в комьюнити, держать руку на пульсе. Иногда за трендом выстраивается очередь из лейблов. Мы понимаем, что нам просто важно до принятия финального решения войти в эту очередь. В таком случае у нас есть большой шанс подписать этот трек, предоставить артисту высокий уровень сервиса.
Поиск именно артистов, а не трендов, направлен больше на поиск личностей. Эти артисты не всегда могут быть трендовыми. Просто могут быть крутыми и потенциально коммерческими. На это обычно уходит больше времени и усилий, чем на поиск трендовых треков.
ChatGPT, например, очень помогает, когда нужно поразгонять какие-то мысли на тему трендов, тенденций или сделать рутину. По части A&R пока что нет такого, что ИИ ищет артистов. Ты лишь можешь взвесить с ним какие-то данные, попытаться сделать прогноз, но именно в скаутинге он не сильно помогает.
Глазин: Сейчас это ключевое. Если трек начинает вируситься и в нём слышится потенциал, то в личке у этого артиста уже десять скаутов от разных лейблов. Счёт идёт на часы. Темпы соперничества между лейблами высоки. Если ты сразу не вышел, когда трек начал обретать очертания тренда в TikTok, то это сделал кто-то другой.
Кузьмичёв: Зависит от того, каких артистов мы ищем. Есть разные подходы с точки зрения бизнеса. Можно искать трендовые треки, и это как такая венчурная инвестиция, подписывать каждого артиста, который чуть-чуть начинает взлетать. Ты его подписываешь, вкладываешься, и там один из десяти выстрелит и окупит все остальные девять. Я знаю лейблы, которые работают по такой модели, и она довольно успешная в итоге.
Мы больше сконцентрированы на поиске долгосрочных проектов, потому что у нас упор в инди-музыку. Это далеко не всегда про тренды и TikTok. У инди больше хвост стримов, то есть трек вышел, достиг какой-то определённой цифры стримов и дальше начинает потихоньку падать. У музыки, с которой мы работаем, это падение длится очень долго. Именно поэтому мне больше нравится работать с такой моделью, потому что эту музыку будет классно переслушивать через год, да и десять. В большинстве своём к такими артистам классно приходит лояльная аудитория, которая остаётся с ними надолго.
Штанов: TikTok — это инструмент, как и многие площадки. Здесь важно не только находить артиста, но и видеть потенциал его развития. Нужно не просто тупо подписывать артиста, когда он сразу стрельнул. Если у какого-то лейбла такая стратегия, то окей, но если мы говорим про Believe, то мы работаем вдолгую. Нам интересно подписать артиста и потом за счёт ресурсов команды, сервисов прийти в другую точку развития, например, развить артиста от уровня C до уровня A.
О недобросовестной конкуренции
Власенко: Это происходит чуть ли не каждый день в музыкальной индустрии. Например: у артиста стреляет трек в TikTok или где-то ещё. Какая-нибудь компания выкупает эксклюзивные права на бит и потом диктует музыканту свои условия, выкручивает руки. Или выгрузка пиратского зарубежного контента на российские площадки, когда выгрузившие забирают себе 100% вознаграждения. Считаю, что это тоже недобросовестная конкуренция, потому что таким образом также наращивается доля рынка. Я за то, чтобы всё лицензировалось, и, если кто-то использует чужой авторский контент или делает переработку, чтобы стороны договорились так, что это всех устроит. Я за чистоту по правам.
Ключевая проблема в том, что индустрия как будто иногда закрывает глаза на такие вещи: эти случаи часто замалчиваются или проходят как-то без санкций.
Штанов: Конкуренция на рынке довольно высокая. Появилось очень много локальных лейблов, которые хотят подписать артистов. Так как рынок ещё достаточно незрелый с точки зрения уровня образованности, многие лейблы вместо того, чтобы продавать свои плюсы, сервисы и фишки для роста артистов, продают сказки. Якобы у них ставка за стрим больше, чем у других игроков, и никак это не объясняют артистам. Те же просто слепо верят, потому что у них нет ни финансового образования, ни возможности сравнить эти отчёты. И в итоге получается так, что лейблы с первого касания выстраивают обманчивые отношения. Это портит рынок.
Мы в Believe любим рассказывать, как на самом деле всё работает. Прозрачность, экспертиза и честность — ценности, на которых строится наша компания. Если кому-то из артистов и лейблов что-то непонятно, они всегда могут прийти к нам, даже не работая с нами, и получить исчерпывающую информацию о реальном положении дел.
Например, был случай, когда предприимчивые ребята одного из игроков рынка сконструировали таблицу, где посчитали сравнение отчётов за последние месяцы. Себя они само собой поставили на первое место, как «самую доходную компанию», а другие лейблы и дистрибьюторы зарабатывали смешные суммы на их фоне. Потом начали рассылать это артистам, которые, не разбираясь, поверили «разоблачительной картинке, присланной в Telegram». Артисты пришли к нам с вопросом, а правда ли это? Мы проверили всё с нашим финансовым отделом, и правдивых цифр там даже и близко не было.
Некоторые площадки, например Apple Music, открыто публикуют информацию о том, что они одинаково платят партнёрам и не продают места в плейлистах.
О перспективах ниши
Власенко: В 2021 году, когда я учился в Академии Sony Music, заявки подали около двух тысяч человек, а в итоге прошло всего 20. Я думаю, этот коэффициент будет сохраняться или даже расти. Потому что желающих начать работать в индустрии много, ведь она стремительно развивается последние два-три года. Это интересная область, и она конкурентна в плане денег. Всё только растет: увеличивается число пользователей стриминговых площадок, и число свежих новых артистов, 2020-е пройдут отлично. Нет сомнений, что индустрия будет и дальше активно развиваться.
Кузьмичёв: Опытных A&R-менеджеров в целом немного, а лейблов становится всё больше, конкуренция с каждым годом растёт и растёт, как и потребность в специалистах. Например, когда мы открываем какую-нибудь вакансию, нет такого, что сразу откликается большое количество людей с опытом. Дефицит, на мой взгляд, связан с тем, что сегодня мало образовательных программ по этой специальности.
Есть ли возрастной порог для скаутов и A&R?
Глазин: Зависит от направления. Скаутинг молодой музыки возможен, только если ты сам молод. Если тебе 30-40 лет, то участвовать во встречах с 16-летними пацанами будет сложно, потому что они тебя уже не считают своим. Для них ты дядька, который сейчас из них будет либо делать что-то не то, либо обманет.


С другой стороны, отправлять человека, общающегося на языке SoundСloud-рэперов к серьёзным музыкальным бизнесменам тоже абсолютно бесполезно. Команда должна быть сбалансирована людьми разных возрастов, вкусов и скилл-сетов.
Кузьмичёв: A&R — это часто про молодость. Если мы говорим про большой поток музыкального материала, то тут нужно большое количество сил, заряд и запал для прослушивания в поисках того самого. На мой взгляд, у молодых намного лучше получается на ранних этапах находить ярких звёзд. Как будто бы чем старше становишься, тем меньше уже энтузиазма в этом плане. Но это, скорее, связано с тем, что, на мой взгляд, A&R — одна из самых выгорающих профессий в музыкальной индустрии. Это постоянное напряжение, в котором непросто жить на протяжении долгого времени. Молодые с этим справляются намного лучше, пока не выгорят.
Как будто каждый уважающий себя A&R хотя бы разок должен выгореть, чтобы понять, как работать с большей эффективностью и меньшим вредом для своей нервной системы. А так если ты долго следишь и стараешься вникать в то, что сейчас популярно у молодого поколения, то неважно, будет тебе 20, 35, 45 или 50 лет.
Штанов: Это зависит от зрелости рынка. Сейчас, возможно, возраст A&R действительно важен, потому что многие игроки рынка нацелены на подписание фрешменов, взлетающих артистов из TikTok. Но Believe смотрят на 10 лет вперёд.


Всё зависит от целей бизнеса и того, с каким каталогом вы работаете. Потому что бэк-каталог старого рока может приносить намного больше, чем каталог фрешмена.
Где учиться A&R
Власенко: Мы возобновили, по сути, ту же Академию с теми же принципами и механизмами, без бренда Sony, но совместно с лейблами S&P Digital, Legacy Music и музыкальным дистрибьютором «Pulse.». Обновлённое название проекта «Академия Музыкальной Индустрии» — на личном опыте могу заявить, что это лучший шанс попасть в индустрию.
Проводили её в прошлом году, тогда именно на A&R училось 20 участников, больше половины из них сейчас работают на разных лейблах.
Двое человек после Академии начали работать в Koala Music именно в скаутинге и уже добились успехов, чартовых треков. Один из них подписал Тёмного принца и Kristiee (в чарте несколько месяцев стоял трек «Dirty»), второй — артиста Хe1to, который попал в «Искру» Яндекс Музыки после начала нашей совместной работы.
Кузьмичёв: Я преподаю в Moscow Music School, и как минимум уже три человека, с которыми я работал в своём A&R-отделе, были её выпускниками. Я уже знал этих ребят, понимал, какие они в коммуникации, что важно для A&R. На собеседовании это проверить сложно: человек может классно поговорить, но потом в кризисной ситуации повести себя абсолютно иначе.
Тут же есть возможность продолжительное количество времени пообщаться с человеком, понять его поведение. Плюс это отличная история и для самой школы, что молодые ребята после неё могут попадать в лейблы, работать. Преимущество любого образования — это в том числе связи, которые ты получаешь во время учёбы.
Штанов: Если говорить про позицию A&R-менеджера, то это 80% опыта, который специалист должен доставать из любых мест в индустрии, и 20% знаний, которые можно получить в интернете, на курсах, от общения с коллегами и на каких-то образовательных программах. Мне очень нравятся те, которые делают продюсерские центры. Например, вот ребята из Fmt.Jetlag ведут курс музыкального менеджмента в «Вышке». У них прикольный набор спикеров и топиков. Лекции непосредственно от опытных участников рынка полезны для студентов и тех, кто хочет вдохновиться и работать в этой индустрии.
Как еще можно попасть в индустрию
Власенко: Сейчас есть музыкальные сервисы и много перспективных лейблов, в которых можно узнать про программы стажировок или походить на их мероприятия. Перед выбором места работы предварительно стоит изучить по чартам, какие лейблы выпускали те или иные успешные треки, посмотреть имиджевые кейсы. Эта информация есть в открытых источниках. Индустрия достаточно живая, и если очень хочешь работать в ней, то ты 100% сможешь это сделать. Порог входа не такой высокий, как может казаться. Даже если начнешь работать в не суперклассном, но уже связанном с индустрией месте, то, проявив себя профессионально, быстро окажешься в хорошей компании и нащупаешь своё направление.
Глазин: В S&P Digital есть стажировки, но на данный момент все вакансии закрыты. Скоро будет проходить «Академия Музыкальной Индустрии», там будет примерно 30 учеников в этом году, из которых 20 пойдут на A&R и 10 — на маркетинг. Мы явно возьмём кого-то из них.


Также сейчас очень много начинающих молодых лейблов, работающих с нами и нашими соперниками по рынку. Попасть к ним на стажировку и работу проще простого, если есть вкус, насмотренность, желание развиваться и предрасположенность к тому, чтобы классно и много общаться. Все постоянно ищут скаутов — это самая большая проблема и самая востребованная роль в компаниях.
Тем, кто уже знаком с индустрией и поработал на других лейблах, будет быстрее и проще влиться. Но при этом у нас есть скаут Артём Пестов: он ещё учится в универе и нигде до этого не работал.
Артём нашёл меня в чате «Круг» и просто написал мне длинное сообщение, подкрепив его списком артистов, которых, по его мнению, нужно подписать. Мне этот список понравился и показался крайне свежим. И вот он работает у нас уже 4-5 месяцев.


Можно говорить о том, что попасть в индустрию сложно, когда вы написали 50 разным компаниям и вас никуда не взяли. Если вы не написали 50 разным компаниям и жалуетесь на то, что это сложно, то вам просто не надо в эту индустрию, потому что вы не умеете добиваться своего любыми путями.
Кузьмичёв: Помимо образовательных программ, дающих знакомства, можно пробовать самому менеджерить артистов. Если никуда не берут, начинайте делать что-то самостоятельно.
Ищите любые возможности проявить себя — от волонтёрств до различных работ. Индустрия нуждается в классных менеджерах, в увеличении конкуренции, потому что из-за высокой конкуренции мы все начинаем расти. Это единственное, что двигает вообще всегда любую индустрию вперёд.
На собеседованиях я смотрю на то, насколько большое у человека желание работать в индустрии, насколько он готов выкладываться, потому что на первых этапах без этого вообще никуда. Это как раз та вещь, которая будет его двигать вперёд в плане наработки скиллов в работе с артистами и наслушанности.
Очень здорово, когда человек ведёт какие-то свои записи вроде списка перспективных артистов, собирает плейлисты. Это может быть классным плюсом, показывающим как раз то самое желание и умение слушать много музыки. Например, наш нынешний сотрудник Артём Семыкин, откликаясь на вакансию, прислал мне список артистов, за которыми он следит. Я посмотрел, заинтересовался.
Штанов: Даже если вы ещё учитесь в универе, всегда есть время на то, чтобы взять на менеджмент небольшого артиста, посмотреть, как у него работают процессы, либо попробовать организовать тусовку, сделать концерт.


У нас, например, в Believe есть стажировки, на которые мы берём не только студентов, но и людей, интересующихся индустрией, и обучаем их тому, как работает большой музыкальный игрок и как в целом ведёт себя рынок. После этого можно претендовать на полноценную работу.








