Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/43/image/article-c8fc909932ad5c0dd3cb826740e82ece.jpgАртем Лобынцев2019-09-09T20:43Профессия: музыкальный продюсер телеканала
Профессия: музыкальный продюсер телеканала
Денис Дубовик. Фото: Анна Ульянова

Профессия: музыкальный продюсер телеканала

Денис Дубовик. Фото: Анна Ульянова

Запускаем новую рубрику «Профессия». Ее первый герой — Денис Дубовик, музыкальный продюсер проектов телеканалов ТВ-3 и ТНТ. Денис рассказал ИМИ.Журналу, как подбирается музыка для фильмов и сериалов, о стоимости покупки прав на композиции, а также о том, сколько может заработать композитор на саундтреке.

Записал: Артем Лобынцев

Что делает музыкальный продюсер на ТВ

«Еще со времен СССР существует миф, что продюсер — это человек, который дает деньги, но такой миф развеивает даже само слово produce — „создавать“, „производить“. Я, например, создаю синхронизацию предоставленного мне видео с различной музыкой со всего мира.

Синхронизацией называется включение музыки в состав видео: фильмов, сериалов, рекламы. Для этого покупаются отдельные права, о которых многие музыканты даже не подозревают.

В какой-то момент руководство канала ТНТ подумало: „Мы выделяем деньги на производство видео, а музыка в них не очень, притом что бюджет весь израсходован. Нужно это как-то контролировать“. Так появилась моя должность — человек, который следит за тем, чтобы музыка была качественной, но при этом чтобы на нее не тратились лишние деньги.

Пошлое слово „продюсер“ приобрело для меня за последние годы совершенно другие краски. В моем случае это довольно узкая специальность, которой занимается мало людей».

Как устроена работа музыкального продюсера

«Чаще всего музыкальный продюсер привязывается к проекту на этапе сценария, еще до съемок, чтобы для сцен в духе „человек приходит в клуб, там танцуют люди“ или „выступает группа“ была подготовлена музыка. Предположим, режиссер говорит: „Я хочу вот эту и вот эту группу“, музыкальный продюсер связывается с этими коллективами, кто-то из них может ответить: „Нам неинтересно, мы не хотели бы себя видеть в таком фильме“, тогда музыкальный продюсер ищет альтернативы и предлагает что-то еще.

Иногда уже после съемок на монтаже мне дают, например, 8 серий нового проекта, там нигде нет музыки. Соответственно, я должен подобрать ее (если там нет референсов), утвердить у режиссеров или у продюсеров, а потом полностью все это очистить, то есть приобрести права на использование.

В целом моя глобальная задача — из видео без музыки сделать полностью озвученный продукт».

Саундтрек сериала «Измены» (ТНТ): Sea Of Bees — «Wizbot»

Как отбираются музыка и песни для фильмов и сериалов

«Условно говоря, режиссер сходил на пару блокбастеров и скачал себе саундтреки из них. Докинул туда Майкла Джексона и The Beatles. Дальше он сидит с монтажером, монтирует свой проект и расставляет эти треки по видео. Продюсеры посмотрели — их все устраивает, только где-то они хотят, чтобы было менее драматично, где-то — поромантичнее, и так далее. Или я, или режиссер вносим необходимые изменения.

Дальше нам нужно либо очистить права на треки, либо заменить их на похожие. Я вижу, что все композиции, которые захотел вставить режиссер, взяты из других фильмов, — это нельзя очистить, повторно никто не продаст права. Приходится их на что-то менять. Имеющиеся треки используются как референсы.

У нас сейчас есть два штатных композитора, по возможности работаем с ними, но они часто заняты на других наших проектах — и тогда остается только искать замены. Тут в ход идут всевозможные аудиобиблиотеки плюс накопленные 2 терабайта музыки, разложенные по папочкам с названиями в духе „грустное инди“, „веселое инди“, „Тарантино“, „грустное пианино в ночи“ и другие. Из всего этого отбираются несколько вариантов для каждой сцены, обсуждаются с режиссерами или продюсерами и после утверждения отправляются звукорежиссеру и в эфир».

Аудиовизуальная любовь

«Казалось бы, что сложного в том, чтобы подобрать подходящую музыку для того или иного видео? А вы попробуйте послушать за день 1500 треков. У меня часто бывает именно так: я слушаю 1000–1500, скачиваю из них 300, отбираю 50, а 10–20 из них ставлю в сцены.

Такому нельзя научиться с ходу, это очень долгий процесс: смотреть, подбирать, подставлять. Многие думают: „О, это классная песня, мне кажется, она офигительно подошла бы в фильм или сериал!“ — 99%, что не подойдет. Такая композиция, как правило, сама по себе настолько классная, что украдет зрителя, отвлечет его от картинки, а нам это не нужно. Музыка должна дополнять картинку, чтобы на экране произошла аудиовизуальная любовь.

Я на своих лекциях показывал сцены без музыки или с заведомо плохой музыкой, чтобы люди понимали, насколько она важна. Если человек посмотрел фильм и не запомнил саундтрек, а в целом фильм ему понравился, значит, музыка выполнила свою функцию. Все идеально».

Пример песни, которая не ворует внимание зрителя: Gary Jules—«Mad World» в финале «Donnie Darko»

Как покупаются права на треки

«Существуют авторские и смежные права. Авторские права чаще всего хранятся у паблишингов (компаний, которые ими управляют), а на фонограмму — у лейблов, у которых может не быть всех прав на треки артистов. При синхронизации я связываюсь как с лейблом, так и с паблишингом. Они редко взаимодействуют между собой. Информацию о владельцах прав я ищу в интернете и запрашиваю у правообладателей. В поисках авторов и издателей, когда это какие-то сложные произведения, мне помогает сайт Discogs. Там есть фотографии старых винилов, где эта информация чаще всего прописана».

Сколько стоит покупка прав

«О суммах мы всегда договариваемся отдельно и индивидуально. Если писать иностранцам, они всегда спросят: „Сколько вы даете?“ Никто не скажет: „Хочу 5 тысяч евро“. Я должен написать сам, сколько мы готовы заплатить. Пример из реальной жизни: я пишу: „2 тысячи“, две недели нет ответа, я пишу: „Окей, 2100“, мне отвечают: „Хорошо, мы согласны“. То есть они будут молчать, могут сказать, что им неинтересно, но не будут говорить, на сколько нужно поднять, чтобы они были довольны.

Это сложно и сильно усложняет задачу, нет условного меню с ценами, из которого можно выбрать и точно знать, что ты влезешь в бюджет, это всегда какая-то викторина.

Проще работать с аудиобиблиотеками, куда многие музыканты отдают свои права на синхронизацию, в случае, если они не передали их лейблу. Распространено заблуждение, что музыка из библиотек заведомо плохая по качеству, тем не менее в некоторых иностранных базах есть треки, авторами которых значатся Ханс Циммер, Клинт Мэнселл, Куинси Джонс и Massive Attack. То есть далеко не малоизвестные музыканты.

В целом моя задача — сэкономить деньги, чтобы купить побольше хорошей музыки. В среднем в процентном соотношении получается 10–20% иностранных, дорогих треков, 20–70% пишет композитор, еще 20–30%—это русские артисты. При этом музыка из библиотек может занимать от 10 до 90% всей музыки в проекте.

Эксклюзивные саундтреки мы просим записывать достаточно редко. Всегда существует проблема времени: нам это нужно в сжатые сроки, а музыканты чаще всего заняты. И в большинстве случаев за этим идут к сложившимся, известным артистам, а у них все расписано далеко вперед.

Для меня лично крайне сложно найти баланс между желаниями продюсеров, которые хотят что-то конкретное, но не могут это описать музыкальными терминами, и музыкантами, которые бывают довольно обидчивыми на критику. И нужно как-то корректно переводить эти два языка на человеческий. Но, как показывает практика, все возможно и приходит с опытом».

Как сочетать музыку и картинку

«У музыки есть свои акценты, у изображения —свои. Кадры можно подвинуть, чтобы визуальные акценты совпали. При работе с музыкой же все сложнее, нам приходится идти на невероятные ухищрения, чтобы подогнать ее под видео, потому что картинку под звук, как правило, никто не подстраивает, а дата эфира уже стоит, и к ней необходимо успеть.

Мы сидим и режем треки, чтобы все совпало: убираем повторы, после вступления сразу ставим припев, в финал подставляем коду, но увеличиваем ее в два раза, потому что времени звучания оригинальной композиции не хватило до конца сцены. После такой обработки треки начинают звучать абсолютно по-другому».

Пример трека, в котором пришлось увеличить или сократить хронометраж для сцены или титров: alt-J—«Breezeblocks» в сериале «Измены» (ТНТ)

Профессиональные хитрости и приемы

«Даже если музыка в фильме звучит из утюга — это все равно и авторские права, и права на фонограмму. Если песня только напета персонажем, фонограмму мы не покупаем, экономя на этом.

Иногда мы можем купить только авторские права, а фонограмму перезаписать. Например, мы купили авторские на песню „El Bimbo“ (музыка из бара „Голубая устрица“), в одном из проектов у нас звучит ее версия, заново записанная нашим композитором.

Кроме того, мы часто прибегаем к каверам. Есть много примеров, когда песня в кадре звучит не так, как в оригинале, и из-за этого начинает жить новой жизнью в интернете».

Александр Соколов—«El Bimbo» для сериала «Полицейский с Рублевки» (ТНТ)

Сколько зарабатывают музыканты на треках для фильмов и сериалов

«Если говорить о малоизвестной группе, то за песню для сериала она сможет заработать себе на запись и сведение 1–2 треков. В фильмах финансовые возможности для музыканта в два-три раза выше.

Что касается работы композиторов, можно рассмотреть для примера сериал из 8 серий по 45 минут. В него войдет 20–30 полностью оригинальных треков плюс вариации чужих композиций, в зависимости от сцен.

Гонорар за такую работу может варьироваться от 300 тысяч рублей до 2,5 миллиона.

Мы не стремимся заказывать музыку у известных композиторов. Даже если он напишет в социальных сетях, что сочинил музыку к одному из наших проектов, вряд ли все побегут его смотреть. Какой тогда толк от популярности автора?

Разница по качеству между материалом за 2 миллиона и за 300 тысяч рублей, как правило, невелика. Часто молодежь, которая сейчас начинает углубленно всем этим заниматься и изучать, пишет музыку намного лучше, интереснее и качественнее мэтров».

Трейлер фильма «Орлеан». Саундтрек написан британской группой The Tiger Lillies

Как начинающей группе попасть в саундтрек к фильму или сериалу

«Нужно выбрать 1–2 песни с прицелом на телеаудиторию. Если музыкант не может выбрать, значит, у него в принципе нет хороших песен, значит, он не уверен в своей музыке и она вряд ли понравится кому-то еще.

Отправлять музыку, которая заведомо не прозвучала бы в наших проектах, нет смысла. Если человек играет индастриал, а у нас ни в одном проекте не было такой музыки, вряд ли мы его куда-то поставим.

Нельзя присылать холодные письма, все должно быть индивидуальным, именным, чтобы человек понимал, что это не рассылка всем подряд.

В письма нельзя вкладывать треки, только ссылки, где я могу это послушать и скачать. Убедитесь, чтобы в файлах были метаданные, чтобы, если я найду через год эту песню, было понятно, как и с кем связаться.

Мы стараемся в каждый проект поставить кого-то начинающего. Часто после того, как песня прозвучит в фильме или в сериале, никому не известные до этого артисты появляются у людей в плейлистах, начинается какая-то жизнь. Но это почти всегда очень долгий процесс. Присланный трек может пригодиться и через год, и через два».

Для всех частей «Гоголя» (3 фильма) новые/оригинальные песни написали Сергей Шнуров, «Аквариум», Лобода и Скруджи

Сложности профессии

«Временные рамки. Всегда адский дедлайн, потому что можно нарушить что угодно, но эфир уже запланирован. И всегда есть страх, что что-то не будет очищено и пойдет в эфир без разрешения правообладателей.

У нас с первого дня руководство сказало: „Было так, что выходили некоторые программы, а мы постфактум что-то очищали, — это проблема. Ее нужно решить. Мы должны перед эфиром покупать все права“. А учитывая, что на момент выхода первой серии мы еще доделываем седьмую-восьмую, это жуткая нервотрепка. Можно провести месяц без выходных, без сна, потому что нужно все подобрать, очистить, договориться, передоговориться, подписать все бумаги.

Я работаю с музыкой на телевидении 15-й год и понимаю, что мне еще учиться и учиться. Это непаханое поле как минимум с точки зрения большого числа юридических аспектов, прав и много чего еще».