

Ренессанс модульных синтезаторов
Авторы
По просьбе «ИМИ.Журнала» московский музыкант Мария Теряева составила плейлист из композиций современных артистов, которые демонстрируют возможности модульных синтезаторов, изобретенных во второй половине прошлого века.
Модульные системы, предшественники привычных клавишных синтезаторов, появились в 1960-х годах. Они представляли собой электронные устройства огромного размера и стоимости со сложной коммутацией и множеством регулируемых параметров.
Возникшая в 2010-х новая волна интереса к модульным устройствам была обусловлена не только стародавней мечтой музыкантов и композиторов «выйти за пределы 12 нот», но и запросом на новый звук.
С запросом на качество пришло и удешевление технологий — модульные синтезаторы стали доступнее. Сегодня собрать небольшую систему можно примерно за 1500 долларов, что как минимум в 5–6 раз дешевле аналогичных устройств из прошлого века. Метаморфозы случились и с мобильностью инструментов. Вместо занимавших всю стену «шкафов» появился новый формат — еврорек, изобретение немецкой компании Doepfer.
Вскоре после этого исполнители и продюсеры начали активно осваивать модульные системы и быстро пришли к выводу о невероятной широте возможностей некогда забытых инструментов.
Сегодня многие музыканты использует модульные системы, причем не только представители электронной сцены (например, Flume), но и мейнстримовые коллективы (Coldplay, The National).
Если вы в первый раз слышите о модульных синтезаторах — опубликованный ниже плейлист станет хорошим экскурсом в мир возможностей инструментов прошлого, совсем недавно получивших новую жизнь.
Kirkis — «Untitled»
Панк, гитара и модульный синтезатор Buchla. Пока я мечтала о таком сочетании, австралийский музыкант Kirkis воплотил эту идею в жизнь. Мое личное открытие последних месяцев и настоящее искусство.
Ursula Bogner — «Begleitung Fur Tuba»
Легенда гласит, что немецкий фармацевт Урсула Богнер с 1969 по 1988 год в свободное от науки время тайно экспериментировала с электронной музыкой. И только спустя 30 лет ее записи случайно попали соотечественнику Яну Елинеку, который выпустил альбом Богнер на своем лейбле в 2008 году. Есть мнение, что музыку на пластинке написал сам Елинек, но это не делает проект менее интересным. Музыкант отлично понимает раннюю электронику и ее актуальность сегодня.
Maria Teriaeva & Alex Zinger — «Plant»
Наша коллаборация с джазовым барабанщиком Александром Зингером. Вышли за рамки привычного камерного/студийного использования модулей и сделали трек, который можно играть полностью живьем и на большой площадке.
Jonathan Fitoussi & Clemens Hourrière — «Lunar Leap»
Прекрасное владение инструментом и звукоизвлечение. Мне нравится, как французский композитор Жонатан Фитусси использует модули Buchla.
Kaitlyn Aurelia Smith & Suzanne Ciani — «Closed Circuit»
Захватывающий синтез эпох: совместная работа пионера электронной музыки Сюзан Чани и 32-летней артистки Кейтлин Орелии Смит, представительницы волны музыкантов, которые возрождают интерес к модульным синтезаторам.
Heinali
Пример перформативного использования модулей. Украинский музыкант Олег Шпудейко, на мой взгляд, придумал очень неожиданное сочетание синтезаторов и чечетки.
Christina Aguilera — «Birds Of Prey»
Трек Агилеры нравился мне еще до того, как я сама стала играть на Buchla! Известно, что в аранжировке песни «Birds Of Prey» Алессандро Кортини (электронный музыкант, работавший с Трентом Резнором, Ladytron и Muse. — Прим. ИМИ) использовал именно этот синтезатор.
Todd Barton — «Long Singing»
Американский композитор Тодд Бартон, современник Дональда Буклы, остается верен традициям электроники начала 1960-х. Бартон продолжает выпускать музыку, делать прекрасные обзоры модульных синтезаторов и с азартом следит за новинками.
George Harrison — «Under The Mercy Wall»
Закончить хочу малоизвестной историей, которая в свое время меня очень удивила. В 1969 году Джордж Харрисон выпустил альбом «Electronic Sound», полностью записанный на модульном синтезаторе Moog. Музыкант даже нарисовал его на обложке.