Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив

Ренессанс модульных синтезаторов

Фото: Fotodom.ru
журналhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/article/84/image/article-62e217a283e9451688e1bd1e22dd6772.jpegМария Теряева2019-09-09T20:43

По просьбе «ИМИ.Журнала» московский музыкант Мария Теряева составила плейлист из композиций современных артистов, которые демонстрируют возможности модульных синтезаторов, изобретенных во второй половине прошлого века.

Модульные системы, предшественники привычных клавишных синтезаторов, появились в 1960-х годах. Они представляли собой электронные устройства огромного размера и стоимости со сложной коммутацией и множеством регулируемых параметров.

Возникшая в 2010-х новая волна интереса к модульным устройствам была обусловлена не только стародавней мечтой музыкантов и композиторов «выйти за пределы 12 нот», но и запросом на новый звук.

С запросом на качество пришло и удешевление технологий — модульные синтезаторы стали доступнее. Сегодня собрать небольшую систему можно примерно за 1500 долларов, что как минимум в 5–6 раз дешевле аналогичных устройств из прошлого века. Метаморфозы случились и с мобильностью инструментов. Вместо занимавших всю стену «шкафов» появился новый формат — еврорек, изобретение немецкой компании Doepfer.

Вскоре после этого исполнители и продюсеры начали активно осваивать модульные системы и быстро пришли к выводу о невероятной широте возможностей некогда забытых инструментов.

Сегодня многие музыканты использует модульные системы, причем не только представители электронной сцены (например, Flume), но и мейнстримовые коллективы (Coldplay, The National).

Если вы в первый раз слышите о модульных синтезаторах — опубликованный ниже плейлист станет хорошим экскурсом в мир возможностей инструментов прошлого, совсем недавно получивших новую жизнь.

Kirkis — «Untitled»

Панк, гитара и модульный синтезатор Buchla. Пока я мечтала о таком сочетании, австралийский музыкант Kirkis воплотил эту идею в жизнь. Мое личное открытие последних месяцев и настоящее искусство.

Ursula Bogner — «Begleitung Fur Tuba»

Легенда гласит, что немецкий фармацевт Урсула Богнер с 1969 по 1988 год в свободное от науки время тайно экспериментировала с электронной музыкой. И только спустя 30 лет ее записи случайно попали соотечественнику Яну Елинеку, который выпустил альбом Богнер на своем лейбле в 2008 году. Есть мнение, что музыку на пластинке написал сам Елинек, но это не делает проект менее интересным. Музыкант отлично понимает раннюю электронику и ее актуальность сегодня.

Maria Teriaeva & Alex Zinger — «Plant»

Наша коллаборация с джазовым барабанщиком Александром Зингером. Вышли за рамки привычного камерного/студийного использования модулей и сделали трек, который можно играть полностью живьем и на большой площадке.

Jonathan Fitoussi & Clemens Hourrière — «Lunar Leap»

Прекрасное владение инструментом и звукоизвлечение. Мне нравится, как французский композитор Жонатан Фитусси использует модули Buchla.

Kaitlyn Aurelia Smith & Suzanne Ciani — «Closed Circuit»

Захватывающий синтез эпох: совместная работа пионера электронной музыки Сюзан Чани и 32-летней артистки Кейтлин Орелии Смит, представительницы волны музыкантов, которые возрождают интерес к модульным синтезаторам.

Heinali

Пример перформативного использования модулей. Украинский музыкант Олег Шпудейко, на мой взгляд, придумал очень неожиданное сочетание синтезаторов и чечетки.

Christina Aguilera — «Birds Of Prey»

Трек Агилеры нравился мне еще до того, как я сама стала играть на Buchla! Известно, что в аранжировке песни «Birds Of Prey» Алессандро Кортини (электронный музыкант, работавший с Трентом Резнором, Ladytron и Muse. — Прим. ИМИ) использовал именно этот синтезатор.

Todd Barton — «Long Singing»

Американский композитор Тодд Бартон, современник Дональда Буклы, остается верен традициям электроники начала 1960-х. Бартон продолжает выпускать музыку, делать прекрасные обзоры модульных синтезаторов и с азартом следит за новинками.

George Harrison — «Under The Mercy Wall»

Закончить хочу малоизвестной историей, которая в свое время меня очень удивила. В 1969 году Джордж Харрисон выпустил альбом «Electronic Sound», полностью записанный на модульном синтезаторе Moog. Музыкант даже нарисовал его на обложке.

Подпишитесь на рассылку
Рассылка о самом интересном в музыкальной индустрии