Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив

«Главное — понять, что такое сэмпл»

Как пользоваться чужой музыкой и не нарушать авторское право
Фрагмент обложки балета «Жар-птица» Игоря Стравинского в исполнении Симфонического оркестра Атланты. В начале 1980-х из «Жар-птицы» взяли сэмпл Orchestra hit, который используется до сих пор.
журналhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/article/441/image/article-7591733b2805ec865d350bb7c85ffebd.jpg

В последнее время выходит все больше трибьютов,  треки известных групп обрастают каверами, а сэмплы успели стать основополагающим элементом для нескольких музыкальных жанров. При этом многие музыканты по-прежнему не знают, как легально использовать чужое творчество и не увязнуть в судебных разбирательствах. Какие основные понятия авторского права стоит запомнить артисту, чтобы сделать свой кавер? Как очистить сэмпл? Как, наконец, защитить себя от обвинений в плагиате?

За ответами мы обратились к экспертам. На вопросы «ИМИ.Журнала» отвечают юристка компании Nevsky IP Law Елена Гладкова, юрист Вадим Хохлов, который сотрудничает со многими хип-хоп-исполнителями, а также директор по работе с артистами и репертуаром DNK Music Руслан Иванов.

Елена Гладкова

Юристка компании Nevsky IP Law, специалист по праву интеллектуальной собственности и защите креативного бизнеса

Руслан Иванов

Руководитель отдела по работе с артистами и репертуаром в DNK Music

Вадим Хохлов

Юрист по интеллектуальной собственности, работает с лейблами «Саппорт Музыка» и CPLUS

Основные правовые понятия

Любое музыкальные произведения относится к объектам авторского права. Причем закон защищает не только произведение в целом, но и его отдельные части (музыку, текст, название трека или альбома), если они — результат творчества артиста.

Так, у автора появляются права, которые остаются с ним навсегда и не могут быть переданы другим людям или компаниям — их называют личными неимущественными правами (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения и другие). Есть еще права имущественные — их можно предоставлять третьим лицам. Например, артист может отдать права на синхронизацию или разрешить лейблу дистрибутировать свою музыку. За счет имущественных прав автор и зарабатывает на созданном им произведении. 

Один из главных принципов авторского права — получение согласия правообладателя на любое использование произведения или его части. Из этого правила есть исключения — музыкальный материал можно свободно заимствовать в информационных, научных, учебных или культурных целях. Здесь имеется в виду цитирование музыки или иллюстрирование чего-либо с ее помощью. В любом случае такое использование не подразумевает получение коммерческой выгоды.

Музыка не существует лишь «на бумаге» — исполнение песни регулируется смежным правом, в котором, как и в авторском, есть имущественные и неимущественные аспекты. Еще один объект смежного права — фонограмма или запись музыкального произведения.  

Подробнее о правах, которые есть у специалистов, учавствующих в создании, записи и исполнении музыки, читайте в нашей инструкции

Как очистить права на сэмпл?

Елена Гладкова: Сэмпл — это охраняемая часть музыкального произведения. Сэмплы и биты часто создаются и существуют в сети сами по себе, то есть, без привязки к какой-либо существующей песне. И закон считает их отдельными произведениями. 

Поэтому на сэмпл, который может длиться лишь пару секунд, распространяется тот же уровень правовой охраны, что и на симфонию. Очистка прав на сэмпл подразумевает серьезную проверку всей документации или вообще ее подготовку с нуля, так как для его использования необходимо иметь соответствующее право или разрешение правообладателя. 

Как и в отношении любого другого произведения, очистка начинается с поиска правообладателей. Затем следует проанализировать все цепочки договорных отношений с авторами и изготовителями фонограмм, вступить с ними в переговоры, чтобы получить согласие на использование сэмпла в новом произведении и, в отдельных случаях, определить вознаграждение правообладателя за такое использование (роялти). Весьма показателен пример группы Public Enemy — их песни принесли больше убытков, чем доходов как раз из-за того, что музыканты слишком беспечно отнеслись к подбору сэмплов и не смогли оплатить все лицензии.

Руслан Иванов: Важно понимать, что при использовании мелодии или текста нужно очищать только авторские права. Если речь о сэмпле, то уже необходимо очищать и смежные права. Я часто сталкивался музыкантами, которые считают, что если они взяли сэмпл из трека в 3 секунды или, например, текст в две строчки, то о правах можно не задумываться. Очистить права — значит обратиться к правообладателю и договориться об условиях использования. Нужно оговорить, какой кусочек будет взят, как будет звучать фонограмма, в каком формате будут происходить выплаты. В общем, согласовать все условия.

Очищать права на тот или иной сэмпл лучше всего при помощи профессионалов, но артисту это под силу и самому. Главное — понять, что такое сэмпл. Это не самая простая задача: зачастую трудно сказать, является ли сэмпл объектом авторских прав или смежных, является ли звуковой материал вообще каким-либо произведением, потому что в сэмпле может отсутствовать творческий вклад артиста. Если это просто какой-то звук длиной в полсекунды, вряд ли приложил к его созданию какое-либо творческое усилие. Если же это отрывок в 2-3 секунды, у которого есть какая-то отличительная особенность, и его тяжело воспроизвести или повторить, то он становится объектом авторского права.

Как сделать ремикс на трек и не нарушить авторские права? 

Вадим Хохлов:  Важно определиться, что мы считаем ремиксом. Возьмем два примера — трек Saint Jhn «Roses (Imanbek Remix)» и «Cristal & Moet (Remix)» от Моргенштерна. Первый — ремикс в традиционном понимании, классическая клубная версия. Второй — скорее кавер, переработка произведения с новыми соавторами, каждый из которых пишет свой куплет, вследствие чего возникает новый объект авторского права.

Если в случае с Imanbek была изменена уже существующая звуковая дорожка, то в ситуации с Моргенштерном, оригинальный трек не меняли, а фактически записали новый. То есть, получили новую фонограмму. С точки зрения права ее даже сложно  назвать переработанной фонограммой. Скорее эту запись следует считать принципиально новым треком, который пересекается с предыдущим разве что названием и битом.

Если музыкант делает классический ремикс, происходит переработка существующей фонограммы — иными словами, переработка объекта смежных прав. В этом случае, разумеется, нужно обращаться к правообладателю, который владеет правами на эту фонограмму. 

Елена Гладкова: В первую очередь стоит найти правообладателей соответствующего произведения — как правило, это издательства или лейблы. В процессе обсуждения условий сотрудничества нужно понять границы использования произведений, особенности допустимой переработки и размер вознаграждения. В будущем это позволит избежать претензий и неожиданных трат. Лучше заранее получить соответствующие гарантии от правообладателя и определить, какую информацию об авторах следует указать в ремиксе, чтобы не нарушить чьи-либо личные неимущественные права (например, права на авторство).

Руслан Иванов: Самый простой способ выпустить ремикс легально — выложить его в бесплатный доступ («ВК», YouTube или SoundСloud), попробовать раскачать различными способами и подождать, пока вас заметят. Тогда правообладатели обратятся к вам сами.

Если же ремиксы выходят официально, то артист, его лейбл или команда сами предлагают другим музыкантам переосмыслить трек. В этом случае отрегулировать вопрос с правами максимально просто. 

Вообще формат ремикса постепенно вымирает: гораздо легче сейчас записать кавер.

Как договориться о правах, чтобы исполнить или записать кавер?

Елена Гладкова: Прежде всего, необходимо сначала выяснить, кто является правообладателем оригинала и как с ним связаться для обсуждения условий. Вероятность того, что вам разрешать использовать произведение бесплатно, крайне маловероятна. Поэтому стоит изначально оценить собственные перспективы и обоснованность выплаты серьезного вознаграждения правообладателю. Если же игра стоит свеч, то можно приступать к переговорам о цене и деталях использования. 

Вадим Хохлов: В случае с каверами и очисткой прав, для того, чтобы перепеть композицию, существуют исключения. Без согласия автора можно сделать только пародию на композицию. В остальных же случаях нужно (независимо от того, коммерческая ли это история или нет) получать согласие у того, кто обладает авторскими правами на произведение. Если вы получаете доход с незаконно записанного кавера, автор может взыскать с вас компенсацию. При этом, отсутствие извлечения выгоды из использования произведения не отменяет факта нарушения прав.

Например, какая-то неизвестная группа выпускает кавер-версию трека в своем паблике во «Вконтакте» без монетизации, а пользователи начинают пересылать эту песню в личных сообщениях. Популярность группы растет, они записывают альбом, начинаются концерты, а толчком ко всему этому стал кавер, который они записали. Выходит, что коммерческую выгоду они все же из него извлекли, просто не прямую. Такие ситуации в отношении каверов по-прежнему вызывают множество споров. 

В случае с исполнением кавер-версий на концерте такая же история. В статье 1270 ГК РФ перечислены способы использования какого-либо объекта авторских прав: в том числе публичное исполнение. Поэтому публично исполнять чью-либо песню без лицензии от правообладателя недопустимо. 

Что делать в случае конфликта с автором оригинала и как не попасть под плагиат?

Елена Гладкова: Если вы использовали чужое произведение, и у вас возник конфликт с автором, необходимо вступить с ним в переговоры и постараться урегулировать спор во внесудебном порядке. Сам процесс таких переговоров поможет понять, какая стратегия потребует минимальных затрат и приведет к лучшему результату — выплата компенсации сразу или же судебный процесс.

Наличие или отсутствие плагиата в каждом случае решается индивидуально. В судебных разбирательствах нередко привлекают экспертов в музыкально-патентоведческой сфере, которые проводят исследования и представляют заключения.

Единственной универсальной рекомендацией может стать сотрудничество с надежными артистами, которые не будут использовать чужое творчество без согласия правообладателя. С таким подходом плагиат в треке не станет для вас неприятной новостью.

Вадим Хохлов: Если вы хотите использовать ту или иную песню для кавера или ремикса, обращаться к автору напрямую чаще всего бессмысленно: скорее всего, у него нет прав на то, чтобы дать вам разрешение. Он наверняка передал их в управление лейблу или издательству. Недавно произошла история с Сергеем Жуковым и тиктокером Егором Шипом, использовавшим песню «Руки вверх!». Жукова возмутило, что трек позаимствовали без его согласия, но по факту его согласие и не было нужно. Нужно было связаться с людьми, которые вправе выдавать лицензию на переработку. 

Руслан Иванов: Попасть под плагиат довольно сложно: в мире может существовать десять треков, которые как-то используют вашу мелодию или текст, но вы об этом не узнаете. Отследить это невозможно, кроме случаев, когда «плагиатный» трек становится известным. В таких случаях у каждой площадки есть процедуры по подаче жалоб. Вы кидаете «страйк», а потом предъявляете свои права на мелодию, текст или трек.

У таких площадок, как «Вконтакте» и YouTube есть технология цифрового отпечатка — она определяет, когда кто-то хочет монетизировать ваши права. Например, во «Вконтакте» часто бывает, что рэперы загружают со своего аккаунте трек с чужим битом. Система считывает это и не дает зарабатывать на чужом творчестве без ведома правообладателя.

Подпишитесь на рассылку
Рассылка о самом интересном в музыкальной индустрии