Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/75/image/article-236782be264023bcb0f3fc2f39fd3b3d.jpegКристина Сарханянц2019-09-09T20:43Сайд-проект: на чем зарабатывают артисты, помимо музыки
Сайд-проект: на чем зарабатывают артисты, помимо музыки
Ольга Маркес на SEKTACAMP2019. Фото: Kristina Di

Сайд-проект: на чем зарабатывают артисты, помимо музыки

Ольга Маркес на SEKTACAMP2019. Фото: Kristina Di

Бар, книжное издательство, школа идеального тела и не только. «ИМИ.Журнал» выяснил, зачем независимые музыканты открывают свое дело, приносит ли оно стабильный доход и как артисты совмещают бизнес и музыку.

Текст: Кристина Сарханянц

Ольга Маркес. Фото: Kristina Di
Ольга Маркес. Фото: Kristina Di

Группа: Alai Oli
Бизнес: фитнес-школа

Вокалистка группы Alai Oli и основательница школы идеального тела #sekta Ольга Маркес, по ее словам, пришла к идее открытия своего дела естественным путем.

В конце 2000-х — начале 2010-х Alai Oli активно гастролировали, проводя дома в Екатеринбурге примерно месяц-полтора в год. Столь напряженный гастрольный график неизбежно сказывался на образе жизни музыкантов, поэтому, чтобы мотивировать себя оставаться в форме, в 2011 году Ольга завела блог fat-is-dead.

В нем вокалистка Alai Oli делилась с читателями своими идеями, принципами и методами ведения здорового образа жизни, рассказывала о том, как сбросить вес. Вокруг fat-is-dead быстро сложилось сообщество поклонников-единомышленников.

Спустя некоторое время Маркес забеременела, оставила активные гастроли и осела в Санкт-Петербурге. Тогда же она задумалась о том, чем хочет заниматься дальше, и поняла, что ее проект о здоровом образе жизни и дистанционное обучение единомышленников — это то самое новое дело.

В 2013 году Маркес открыла первый зал школы идеального тела #sekta на Невском проспекте. На старте ей значительно помогло то, что вокруг проекта уже сложилось сообщество: по данным Forbes, 40 человек, которые пришли на первое занятие, заплатили по 1000 рублей за неделю, при этом за аренду зала на тот же срок Ольга отдала 10 тысяч рублей. За четыре года Маркес построила сеть с ежемесячным оборотом в 8 миллионов рублей.

Фото: Школа идеального тела #Sekta VK
Фото: Школа идеального тела #Sekta VK

Сейчас #sekta работает как отлаженный механизм. Маркес не занимается бизнес- или финансовой стороной дела, она сохраняет за собой роль основательницы и вдохновительницы школы.

«Конечно, занимаясь только музыкой, я бы никогда не смогла позволить себе многие вещи, например купить квартиру, — говорит Ольга. — Но это никогда не было основной целью. Главное — заниматься тем, что ты любишь». По словам Маркес, в настоящий момент она получает с каждого концерта от 10 до 100 тысяч рублей.


Максим Поливанов. Фото: А. Тринеев
Максим Поливанов. Фото: А. Тринеев

Группа: Motorama
Бизнес: несколько баров и кафе

Участник ростовской группы Motorama Максим Поливанов открыл свое дело в 2014 году практически случайно — чтобы успокоить родственников, которые не верили, что семья музыканта может жить на доходы от игры в группе. Необычное пиво Максим любил всегда, но ни одного бара с крафтом в Ростове-на-Дону на тот момент еще не было, поэтому музыкант решил создать заведение по образу и подобию любимых зарубежных пабов.

Партнеров у Поливанова не было, опыта тоже, так что на запуск заведения «Голодранец» пришлось взять кредит. В первый год в «Голодранце» работали три человека, сегодня их четверо.

«На вырученные за первый год деньги получилось открыть еще пару мест и успокоить родных», — говорит Максим.

Сейчас в Ростове-на-Дону работают четыре заведения Поливанова: бар «Голодранец», салон «Бокальчик», магазин «Бутылочка», а также вегетарианский бар «Колючка». Суммарно во всех заведениях гитариста Motorama трудятся 17 человек.

«Голодранец». Фото предоставлено Максимом Поливановым
«Голодранец». Фото предоставлено Максимом Поливановым

Поливанов отмечает, что в разные периоды больше зарабатывать получается то с музыки, то с баров, но в любом случае, по словам гитариста Motorama, на доходы с двух видов деятельности можно благополучно жить с ребенком и помогать родителям.

«Музыкой мне заниматься гораздо интереснее, а бар может жить сам по себе благодаря ребятам, которые в нем работают. Мое участие, кроме одобрения каких-то конкретных вещей, сегодня практически не нужно, — подводит итог музыкант. — Вся моя работа с заведениями проходит в компьютере, поэтому вопрос о том, как совмещать музыку и бары, даже не стоит». Назвать порядок доходов, которые гитарист Motorama получает от игры в группе и работы баров, Максим Поливанов отказался.


Санчир Бадаков. Фото: Ольга Костина
Санчир Бадаков. Фото: Ольга Костина

Группа: Elektromonteur
Бизнес: бар

В отличие от участника Motorama Максима Поливанова, Санчир Бадаков из московского дуэта Elektromonteur мечтал о собственном баре еще со времен учебы в школе. В 2014 году он познакомился с Андреем Липой в столичном баре «Все твои друзья». В тот вечер они перебрали пива Red Machine и выяснили, что разделяют мечту о своем пабе с крафтом.

Новоявленные предприниматели нашли подвал на Покровке и за 600 тысяч рублей сколотили такой бар. Вскоре туда стали ходить друзья и друзья друзей. Буквально за пару лет «Сосна и Липа» стал культовым пабом среди московских тусовщиков и любителей крафтового пива.

«Помогает ли бар заниматься музыкой? Наверное, да, — признает Санчир. — На ранних концертах Elektromonteur было очень много постоянных посетителей „Сосны и Липы“. Возможно, были даже случаи, когда, кроме них, никого и не было».

Фото: Сосна и Липа FB
Фото: Сосна и Липа FB

Именно в «Сосне и Липе» музыкант Elektromonteur познакомился с Иваном Лубенниковым, владельцем студии, на которой сегодня работает группа. И хотя Elektromonteur зарабатывают концертами, назвать музыкальную деятельность основным источником дохода участники дуэта не могут. Музыканты шутят, что получают с выступлений намного меньше, чем «какой-нибудь электромонтер четвертого разряда в городе, скажем, Смоленске», но точных цифр называть не хотят.

Что же касается бара, то, несмотря на популярность места, Бадаков считает, что бизнес развивается странно. В лучшие времена «Сосна и Липа» приносила прибыль в размере 1 миллиона рублей в месяц, но за четыре года бар дважды переезжал из-за повышения арендных ставок.

В начале августа, после очередного переезда «Сосны и Липы», говорить о каких-то цифрах или успехе пока рано. Но партнеры верят, что наконец нашли идеальное по размерам и локации место (во дворах на Мясницкой). «Прогнозы оптимистичные, — говорит Санчир. — Приходите, выпьем!»


Евгений Алехин (справа). Фото: Игорь Куприянов
Евгений Алехин (справа). Фото: Игорь Куприянов

Группа: «Макулатура»
Бизнес: книжное издательство

Когда в 2011 году бастард русского хип-хопа вокалист групп «Ночные грузчики» и «Макулатура» Евгений Алехин выпустил свой первый сборник прозы «Третья штанина» в издательстве «Эксмо», то остался крайне недоволен сотрудничеством с гигантом российского книжного рынка.

«Мне показалось, что меня просто кинули, настолько там некрасиво обходились с молодыми писателями», — вспоминает о том опыте Алехин.

После этого начинающий прозаик попросил басиста «Макулатуры» Кирилла Маевского помочь ему издать вторую книгу своими силами. Маевский к тому времени уже имел собственный «лейбл-издательство», так он называл свой домашний проект «Ил-music».

Вскоре друзья начали издавать и книги друзей-писателей Алехина, а также работы зарубежных авторов. В какой-то момент музыканты даже открыли ООО, чтобы выпустить мемуары вдовы фронтмена Joy Division Иэна Кёртиса Деборы «Touching from a Distance». Участники группы даже собирались перевести автобиографию Стивена Патрика Моррисси из The Smiths, но у того обнаружили рак, и музыкант передумал публиковаться на иностранных языках.

«Нам все это немного надоело, мы ООО закрыли, — рассказывает Алехин. — Маевский осел в Казани, открыл издательство „Смена“, а сейчас еще работает в Ad Marginem».

Сам Евгений продолжил заниматься «Ил-music», но утверждает, что это не бизнес. Вычиткой музыкант занимается сам, иногда просит помочь с этим второго участника «Макулатуры» Константина Сперанского.

Корректорам и верстальщикам Алехин платит процент с продаж: по словам музыканта, в туре можно продать книг на сумму, равнозначную месячному доходу «на какой-нибудь обычной работе». В среднем издательство приносит музыканту «Макулатуры» 80–100 тысяч рублей в месяц, включая концертные гонорары.

Впрочем, оговаривается Евгений, гораздо выгоднее было бы выпускать футболки, а не книги. Доход со своих печатных изданий Алехин забирает себе, с чужих — отдает авторам.

Фото: Макулатура VK
Фото: Макулатура VK

Независимое книгоиздательство стало для музыканта стилем жизни, процессом, который сложно остановить. Так, Евгений рад, что у него получилось поработать с любимыми авторами (Кириллом Рябовым, Антоном Секисовым, Маратом Басыровым, Эдуардом Лимоновым).

Сейчас Алехин хочет уделять больше внимания написанию собственных текстов, чем изданию книг. В 2018 году он выпустил роман «Календарь» в петербургском независимом издательстве «Все свободны», а в ближайшем будущем хочет попробовать сделать что-то для нового издательского проекта «Теслит» своих друзей Максима Тесли и Владимира Седых, музыкантов групп «Он Юн» и «Сестры».