Мы попросили представителя музыкального дистрибьютора ONErpm Андрея Бегтина рассказать о том, что музыканты часто упускают из виду, заливая свои релизы на цифровые площадки.
Текст: Андрей Бегтин (ONErpm, marketing coordinator)
Некоторые дистрибьюторы, включая ONErpm, предлагают пользователям загружать одновременно с треками их тексты. Пользователи часто недооценивают эту опцию, и очень зря. Путь музыки к слушателю зачастую неисповедим: возможно, вашу песню возьмут в кино, сериал или рекламу, она прозвучит по радио или вы просто услышите ее в чьем-то диджей-сете .
В этот момент слушатель может не успеть включить Shazam — запомнить яркую строчку из песни ему будет проще. Будет здорово, если он сможет вбить ее в поиск стриминг-сервиса и сразу найдет ваш трек,—так вы обретете нового поклонника. Добавление текстов — один из многих инструментов для повышения микроконверсии, не ленитесь им пользоваться.
В последние годы заметно вырос рынок битмейкеров — теперь рэп-артисты могут без труда найти своего соавтора на биржах битов. Часто такие договоренности об использовании музыки заключаются без документов. Вместо утомительного согласования формальностей певец на словах обещает, что в названии композиции будет указан саунд-продюсер произведения.
Опасность таких договоренностей «за респект», а также «лизинга битов» — тема для отдельного материала. Сейчас важно запомнить, что большинство площадок не позволяют указывать в названии треков продюсеров. Это давно сложившаяся мировая практика: продюсеры треков (равно как и соавторы слов и музыки) указываются в метаданных композиций для того, чтобы соавторы произведений получили полагающиеся им роялти. Но эта информация не видна слушателям: ни Apple Music, ни Spotify не позволяют артистам писать «(prod by…)» в названии трека.
К счастью, российские музыкальные сервисы («Яндекс.Музыка» и Boom) допускают упоминания продюсеров в названиях композиций, но это не происходит автоматически и требует дополнительных согласований с дистрибьютором.
Знайте, что указывать продюсера можно также в названии клипа на YouTube. Многие маститые битмейкеры пользуются классным лайфхаком — вставляют в трек свой узнаваемый voice tag (не путать с вотермарком), это не нарушает правила цифровых площадок, но повышает узнаваемость песни.
Некоторые артисты сталкиваются с тем, что модераторы не пропускают релиз из-за обложки. Нарушений правил, из-за которых обложка может быть отвергнута, не так много, и все они почти очевидны: запрещены нацистские символы, порнография, расчлененка.
Кроме того, обложка должна быть строго квадратной (для экспериментов с формой есть физические носители); запрещены всевозможные «наклейки» («доступно в Apple Music», «послушайте прямо сейчас» и прочие), а вот написание имени артиста и названия релиза, наоборот, приветствуется. Отмечу, что это необязательный пункт, но никто не гарантирует, что на той или иной площадке вашу обложку не пропустят по причине анонимности.
Существуют и другие, менее формализованные причины, из-за которых релиз может быть отклонен дистрибьютором. Так, не стоит искать изображение для обложки в Google-картинках, на Flickr и в стоках: скорее всего, вы нарушите авторские права на изображение, а сама обложка не отразит музыкальных идей и создаст у слушателя негативное впечатление об артисте.
Рекомендую заказать макет у дизайнера или иллюстратора: на этом не стоит экономить. Профессионально сделанная обложка сразу повысит узнаваемость вашего релиза, сделает его более заметным на витрине стриминг-сервиса и в конечном счете повысит количество прослушиваний.
Как и во многих других случаях, тут подойдет простой совет: изучайте рынок, смотрите, какой кавер-арт используют ваши коллеги и конкуренты, вдохновляйтесь чужими успехами и проявляйте креативность.
При выборе дистрибьютора артист часто обращает особое внимание на срок доставки релиза на цифровые платформы. Оперативно разместить альбом на всех нужных площадках действительно важно, но скорость в этом деле далеко не главное.
Перед нажатием кнопки «Отправить» гораздо важнее понять, готовы ли вы к релизу и что можете сделать для того, чтобы его услышали как можно больше людей. Собрали ли вы всю информацию для метаданных? Анонсировали ли альбом в СМИ или соцсетях? Определились ли с подрядчиком на рекламу? Подготовили ли фотосессию или клип? Договорились ли с клубом о концерте-презентации?
Это лишь малая часть вопросов, задавшись которыми вы, возможно, поймете, что выход релиза стоит не ускорить, а, напротив, отложить на несколько недель, чтобы выпустить его с большим медийным охватом.
Не менее важнa и функция pre-save — предзаказа альбома или сингла за некоторое время до даты официального релиза. Пройдя по pre-save-ccылке, пользователь заранее добавляет новинку в свою медиатеку. Это повышает шансы на то, чтобы в день выхода вашу музыку сразу начали слушать много людей и вы смогли попасть в чарты стриминговых платформ.
Если проверка на наличие семплов и музыкальных заимствований проходит в автоматическом режиме, то за поиск обсценной лексики отвечают живые люди — модераторы контента, никакой искусственный интеллект с этой задачей не справится. Стоит помнить, что ненормативной лексикой считается не только мат, но и, например, слово «сука».
Еще стоит держать в голове, что русский мат не обязательно украшает трек и уж тем более не выводит его в чарт автоматически, а вот проблемы с монетизацией создать может (например, на YouTube многие рекламодатели не любят размещать рекламу в контенте с маркировкой 18+). Если без мата ну совсем никак, знайте, что вы можете дополнительно издать цензурную версию трека (так называемую clean version), запикав в ней все плохие слова.
Лейблы и дистрибьюторы работают со стриминг-сервисами напрямую, у них есть возможность маркетинговой поддержки релизов на цифровых площадках. Если вы DIY-музыкант и заливаете музыку самостоятельно — знайте, существуют удобные инструменты продвижения и для вас.
Apple Music for Artists — специальный сервис Apple, с помощью которого музыкант может загрузить свою фотографию в профиль и следить за статистикой прослушиваний своих треков.
Spotify for Artists позволяет оформить профиль в сервисе, а также добавить в него биографию, расписание концертов и даже подать заявку на размещение трека в редакционных плейлистах.
За счет смартлинков пользователь может в один клик получить доступ к альбому на всех площадках и выбрать платформу, на которой ему приятнее всего слушать музыку. Это удобно, практично и повышает конверсию.
В России существует свой локальный смартлинк-сервис BandLink — он позволяет не только давать красивые ссылки на релизы, но и настраивать интернет-рекламу и продавать билеты на концерты. BandLink также дает возможность отслеживать статистику кликов как на весь смартлинк, так и на каждую ссылку внутри него.
Другие советы в ИМИ.Журнале: как продвинуть свою музыку во «ВКонтакте».