Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/36/image/article-89c3595ad8f1dee50d7cfacae236b0a0.jpgАндрей Ганкин2019-09-09T20:43Субботний плейлист: история дабл-трекинга
Субботний плейлист: история дабл-трекинга
Андрей Ганкин. Фото: Magdalena Acoustic Project VK

Субботний плейлист: история дабл-трекинга

Андрей Ганкин. Фото: Magdalena Acoustic Project VK

Звукорежиссер и саунд-продюсер одной из главных московских гитарных студий DTH Андрей Ганкин на примере девяти треков рассказал о применении эффекта дабл-трекинга с 1950-х годов до наших дней.

Текст: Андрей Ганкин

Дабл-трекингом называется прием, когда партии инструментов или вокала записываются два или больше раз, а потом накладываются друг на друга. Это делается для того, чтобы уплотнить звучание, сделать его масштабнее. Применять дабл-трекинг для записи и сведения голоса начали еще в 1950-е годы, этот прием активно используется и сегодня.

Одним из первых примеров применения дабл-трекинга в вокале стала композиция Бадди Холли «Words Of Love». Благодаря этому приему голос звучит так, словно он парит над музыкой. Для 1957 года, когда сингл Холли увидел свет, такое звучание было уникальным.

К началу 1960-х годов использование вокальных даблов стало невероятно популярным в поп-музыке. Песня Beach Boys «Surfin’ USA» — один из наиболее характерных примеров.

Ярым приверженцем дабл-трекинга был и Джон Леннон, которому жутко не нравилось, как его голос звучал на пленке. Но зачастую петь одно и то же по много раз ему было лень. Чтобы не мучить звезду и заодно сэкономить студийное время, звукорежиссер The Beatles Джордж Мартин пошел на хитрость: он взял вокальную партию Леннона, проиграл ее чуть медленнее и записал на отдельную дорожку вместе с оригиналом. Так появился искусственный дабл-трек, прием, который можно услышать на большинстве записей The Beatles второй половины 1960-х.

Дабл-трекинг подходит далеко не для всех голосов. Однако некоторым певцам он идет настолько, что те делают его своей фирменной фишкой. Например, практически невозможно представить без этого эффекта голос Оззи Осборна.

С расцветом цифровых музыкальных технологий во второй половине 1970-х в моду стало входить синтетическое звучание. Записанный дабл-треком вокал как нельзя лучше помогал придать голосу «сверхчеловеческий» характер. Этим с удовольствием пользовались многие исполнители. Эффект, которого получилось достичь с помощью дабла, отлично слышен в хите группы Boston «More Than a Feeling».

Еще более причудливое применение дабл-трекингу нашли легендарные ирландские шугейзеры My Bloody Valentine. Наложение вокальных партий они использовали для того, чтобы голос вокалистки Билинды Бутчер звучал так, будто он доносится из-под воды. Это отлично подошло размытому психоделическому саунду группы.

Одновременно с экспериментами My Bloody Valentine по другую сторону океана свирепствовала лихорадка гранжа. Многие знаковые представители жанра также не брезговали записывать вокал дабл-треком. Так, фронтмен Alice in Chains Лейн Стэйли в одиночку создавал голосом мощные хоровые партии.

Широко применяется дабл-трекинг и в современной тяжелой музыке, где вокалу приходится конкурировать в миксе с густым лесом агрессивно звучащих перегруженных гитар. C помощью этого приема лидер группы Today Is the Day Стив Остин создал поистине устрашающий эффект. Песня «The Descent» звучит так, будто в ней поет трехглавый монстр.

Дабл-трекинг до сих пор активно используется и в поп-музыке. Например, фирменное звучание вокала Кевина Паркера (Tame Impala) целиком строится на этом приеме.

Слушать плейлист целиком на YouTube