Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
«Ubel — это как Майя Кристалинская с электрогитарой»
Группа Ubel — о борьбе с лейкозом, записи музыки в гаражах, семейном дуэте и ностальгической музыке
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/685/image/article_featured-33c3efb92e38b3b91ee5367f104cde3d.gif2025-10-28T10:00Группа Ubel — о борьбе с лейкозом, записи музыки в гаражах, семейном дуэте и ностальгической музыке«Ubel — это как Майя Кристалинская с электрогитарой»

«Ubel — это как Майя Кристалинская с электрогитарой»

Группа Ubel — о борьбе с лейкозом, записи музыки в гаражах, семейном дуэте и ностальгической музыке

Поп-гранж дуэт Ubel дал интервью новому подкасту ИМИ «Такт-Такт». В первом выпуске Варя Убель вспоминает, как писала альбом «Лидокаин» во время борьбы с лейкозом, и реагирует на высокие оценки от Ларисы Долиной и Игоря Бутмана, а Егор Убель делится секретами ностальгического звучания группы.

Как Варя Убель пришла к званию «Восходящей звезды джаза»

Варя Убель: «Я не перестаю удивляться всему, что со мной происходит. Джаз однажды очень сильно меня зажег и стал азартной игрой в плане прощупывания собственных границ. В этом жанре мне интересно все, это очень веселое место для самореализации.

Когда великие люди вроде Ларисы Долиной и Игоря Бутмана называют меня одной из лучших джазовых вокалисток России или мира, я не могу поверить, что это на самом деле реально происходит со мной. Мне становится всегда немножко смешно, а потом я прихожу в себя и осознаю масштаб ответственности».

Егор Убель: «Мой путь к джазу начался в более взрослом возрасте и без понимания, что такое джаз. Я изучал джаз в учебном учреждении и воспринимал эту музыку только из инструмента. У меня уже была сформирована вкусовая база, джаз стал в ней новым элементом и иногда ставил в тупик, но в процессе обучения все получилось.

Варе было шесть лет, она наблюдала за моим обучением в студенчестве. На втором курсе мы с коллегами по обучению записали спонтанную ипишку с пятью или шестью джазовыми стандартами, я показал тот релиз ей.

В тот момент были проложены рельсы. Скажем так, я сходил на разведку, а Варю отправили обучаться по расчищенным дорожкам. Классно, что у Вари все складно получилось и она рано почувствовала любовь к жанру».

Варя Убель: «Я смотрела мультики по телевизору, никому не мешала, а Егор вдруг надел на меня большие наушники и включил свой джазовый релиз. Я запомнила восторг, но не музыку. Я сразу побежала к маме на кухню и сказала, что хочу стать знаменитой джазовой певицей. Меня очень долго стебали за эту фразу в музыкалке

Меня сначала не поняли, потому что детей джазу никто не учил. В Новосибирске был лишь музыкальный колледж, там собрались все мастодонты джаза, они из поколения в поколение передают столетнюю мудрость и секрет джаза. Маленькой мне никто не давал готовые минусовки, ноты, песни. Мы вместе с педагогом искали песни и слушали записи, а Егор в Петербурге потом записывал для них аранжировки. У нас с Егором с детства сложился творческий союз.

У нас есть потрясающий клип «Маленький тигрёнок». Его в шутку снял наш папа. Та аранжировка с метальными вставками меня до сих пор очень сильно умиляет. Это был большой вклад в развитие группы Ubel 2008 или 2009 года».

Почему между Варей и Егором не бывает творческих конфликтов

Егор Убель: «Я увлекся и загорелся музыкой с малолетства. У нас не было друзей или родственников хотя бы из регионального шоу-бизнеса — все рабочие, архитекторы, инженеры. Мне был нужен компаньон, с кем бы я мог делить эту радость. 

Было круто добывать музыку. В 7 лет родители подарили мне двухкассетный магнитофон. Это стало катализатором к звукорежиссёрской карьере. Я проводил всякие опыты по записи, перезаписи. Искал песни по радио, перехватывал звонки по домашнему радиотелефону. У меня проснулся инженерный интерес. 

Мне хотелось с кем-то это разделить. В школе у меня таких друзей не было, у них были обычные детские развлекухи вроде PlayStation, Sega, хоккея с мячом. У меня была музыкальная школа, и вот это увлечение. 

Когда появилась Варя, мне было 11 лет. Я был опытным парнем, у меня сформировалась система вкусовых координат. Я попросил родителей оставить мне этот экспонат [Варвару] под эксперименты, и думал: а что ей включить? Высоцкого? Led Zeppelin? Мне доверили пустую копилочку, которую я могу наполнить информацией, и у меня была большая ответственность».

Варя Убель: «Я себя чувствовала нейросетью, которую воспитывают. Нам очень классно вдвоем. Все думают, что нам тяжело работать друг с другом, но нет, с Егором легко, потому что он меня воспитал под себя. Сейчас я его тоже воспитываю».

Что такое музыка Ubel

Варя Убель: «Нам понравился термин «стадионный джаз». Поп-гранж, интеллектуальный поп. Игорь Бутман сказал, что мы играем Ubel-джаз.

Это как если бы Майя Кристалинская взяла в руки электрогитару. Это про смесь академической музыки и бунтарской подачи, звука. Смешение жанров в какую-то одну вселенную. 

Самые классные вещи рождаются, когда ты делаешь интересно для себя, а не  для кому-то ещё. Мы сначала пишем песни, а потом думаем, что это за жанр, на какую радиостанцию пойдет материал.

Когда мы задумали этот проект, Егор как опытный музыкант и продюсер понимал, что в одном жанре будет скучно работать долго. Если бы все песни Ubel в двух альбомах были в одном жанре, работа над третьим превратилась бы в рутину. Но этого не происходит, потому что мы поставили цель удивить самих себя и сделать нечто новое. Иногда это правило нарушается, если нам нравится какая-то одна песня и мы хотим еще одну с такой же энергетикой.

Наши песни уже группируются в блоки. Есть блок с рейв-песнями вроде «Плевать», балладами, например, «Обмани меня», «Засыпай», «Помни». «Невесомость» скорее джазовая. Есть рок вроде «Несерьёзно» и «Это был знак», меня к такому сейчас больше всего тянет. 

На ближайшие пять лет я поставила цель — написать и снять киномюзикл. Хочется сделать это классно, масштабно, не на коленке. Туда можно взять что-то из нашего репертуара, но есть и совсем новые песни».

Как борьба с лейкозом определила «Лидокаин»

Варя Убель: «В 2020 году мне поставили острый лейкоз, я попала в больницу. Эта ситуация дала определенное вдохновение для многих песен, вызвала много переживаний. Эти песни нельзя было не выпустить, вот прямо они рвали изнутри, очень хотелось всем их показать 

С маркетинговой точки зрения, после победы в [шоу] «Ну-ка, все вместе!» нужно было выпустить поп-хиты, чтобы их все услышали и подняться на волне. Однако в тот момент у нас были готовы песни «Лидокаина».

Ubel «Лидокаин», 2022 год

Альбом стал для меня способом отвлечься от очень болезненных процедур. Даже не помню, как придумала припев заглавной песни, он просто пришел целиком, с «Оригами» было так же.

Первый курс лечения я провела в одиночной палате. Это было тяжело, но  там я хотя бы могла петь и никому не мешать. Ко мне приходили гости, передавали там какие-то вкусняшки, но общаться мы могли только по телефону. Я сидела с трубкой на подоконнике, как Рапунцель, и смотрела в окно.

На следующие курсы химиотерапии меня поселили в палату с бабушками. Рядом с ними я забивала в Ableton все минусовочки, демочки. Мне приходилось закрываться в туалете, пробовать вокальные лайнапы, пела «Я могу всё!»

Не могу сказать, что этот эпизод дал мне личностный рост. Скорее я многое поняла про смирение и про надежду. За время в больнице я поняла, что не хочу становиться сильнее. Я не хочу больше оказываться в таких неприятных ситуациях и показывать стойкость. С болью можно только смириться, и тогда она станет полегче. Я не считаю, что такие истории делают нас сильнее».

Альбом «Лидокаин» записан в гараже

Егор Убель: «Я тепло люблю запись в капитальных гаражах, в этом есть такой какой-то андеграунд, мужиковость. У меня есть друг барабанщик  Рома Федотовский. Он чем-то похож на Джона Бонема из Led Zeppelin. Он оригинально мыслит, у него очень характерный звук в руках. Он собрал установку, подобающую этому звуку, она звучит по-царски.

Рома снял бетонную коробку в гаражном комплексе, поставил туда барабаны, настроил. Они потрясающе звучат именно в этой бетонной коробке. Все громыхает, стены ходуном ходят. 

Во время работы над «Лидокаином» мы могли перевезти Рому в любую столичную студию: хоть в Питер на «Добролёт», хоть на «Восход», хоть в Москву на «Мосфильм». Но мы хотели сохранить его звук, решили с подвыпердом подойти к вопросу. Я приехал в Новосибирск, перевез в гараж к Роме половину своей студии, рэки с микрофонами, набрал другого оборудования. 

Перед записью «Лидокаина» Варя посмотрела весь «Твин Пикс» и хотела, чтобы его звучание ассоциативно присутствовало в альбоме. У меня было три дня до записи барабанов, чтобы хоть как-то ознакомиться. Я осилил за раз серии три или четыре, больше не было времени, и написал «Лидокаин». 

Варя Убель: «Мне было нужно, чтобы «Лидокаин» звучал, будто Бадаламенти, Линч и Фрост родились в России и решили снять здесь «Твин Пикс»

Каждый раз, когда я слушаю тему интро с вступлением, сразу представляю ночную дорогу в деревне под Новосибирском. Там шумит вода — это Егор прокидывал в ванной ведро с водой».

Почему Новосибирск не уступает Петербургу по культурности

Егор Убель: В Новосибирске я работал с Элджеем, когда он еще не был так популярен. В старших классах школы он был нашим постоянным клиентом, записывал свои первые синглы. 

Новосибирск — это музыкальный город, в нем много интересных артистов. Но самое главное — в нём потрясающая публика, разборчивая в музыке. Новосибирск может по культурности потягаться с Петербургом, наверное.

Возможно, это можно связать с советским наследием, ведь Академгородок — это культурная Мекка, куда для лучших учёных привозили запрещёнку или особое финансирование из столицы. У них был доступ к разной культуре. Умные и образованные слушатели вырастили не одно поколение таких же умных и образованных горожан.

В Новосибирске развита культура кавер-бэндов, почему-то она даже популярнее, чем авторская сцена, что горько, честно говоря. Хотелось бы, чтобы сцена обрастала новыми именами, с классной авторской музыкой, но пока сейчас такой перекос.

Чем гаражи, палуба корабля и заброшенный химзавод лучше профессиональных студий

Егор Убель: «Всё началось в детстве, когда мне подарили кассетный магнитофон. У меня не было студии звукозаписи, я был ограничен ресурсами, надо было проявить фантазию, смекалку, чтобы выжать из него максимум результата. 

Когда я стал работать на студиях, я понял, что куда интереснее записывать просто где попало. Для этого у меня появился набор инструментов: небольшая звуковая карта, один или два микрофона, ещё я клянчил недостающее оборудование у знакомых. 

Я записывал альбомы в гаражах, в лесу, на даче, на палубе корабля, на крыше ресторана, на заброшенном химзаводе в Новосибирске ночью. Это безумно интересный опыт записи вне студий. 

Я мог работать на студии в Новосибирске, подрабатывать в кавер-бэндах, взять квартиру, машину, счастливо жить. Но мне показалось, что я нащупал пределы развития как артиста внутри Новосибирска, и в 2011-м я переехал в Петербург в ничто, добывать ресурсы под растущую сестру. Уже тогда в голове были какие-то наполеоновские планы.

Там я каким-то образом выиграл конкурс звукорежиссеров в 2012 году с песней новосибирского коллектива Techtonical Illumination, которая была записана на кухне полевым способом. Меня стали приглашать на студии, хотя до этого, мягко говоря, выгоняли. Я устроился на студию «Восход». Однако я уже познал, что такое записывать где попало, и мне этого остро не хватало. 

После пары лет на студии я ушел в сольное плавание и занимался выездной звукозаписью. Это всегда дает непредсказуемый результат и самобытный материал. И тут главное — заранее проанализировать артиста, его материал, и подумать, что наилучшим образом может выразить идею, какими способами это сделать вне студии, проявить смекалку и фантазию».

В песнях Ubel звучит настоящий католический орган. Где они его нашли?

Егор Убель: «Мы используем только живые клавишные инструменты, а не всякие VSTi, потому что они забивают память компьютера и ничего не двигается в проекте. Куда прикольнее найти аналоговый инструмент, оживить его с помощью паяльника и проволок, записать — такого точно ни у кого не будет.

Мы нашли настоящий орган в храме. Взяли его на «Петербургской студии грамзаписи», они делят помещение с католической Церковью Святой Екатерины».

Варя Убель: «Там на двери висит табличка «В церковный зал не входить», мы шутили, что это потому что Ubel там пишут альбом. В центре зала стоит огромный рояль. У меня клавиши вызывают страх. И тут меня оставили одну посреди церковного зала с роялем и акустикой. Никакой обработки, редактуры, midi-звуков. У меня тряслись руки, но в итоге я сильно кайфанула и с Божьей помощью всё записала. 

В момент игры я услышала все овертона, распределение звука по залу. У меня возникло ощущение добычи звука. Это сражение артиста с инструментом. Ты прям слышишь эту схватку с акустическим зверем. Здесь нельзя подкрутить атаку, неудачные части можно только вырезать. Это вдохновляющий опыт, я очень благодарна Егору за это.

Было весело записывать клавесин под сценой Ленинградского рок-клуба, ныне это оперный театр «Зазеркалье». Тогда там как раз начали капитальный ремонт сцены».

Егор Убель: «Мы собрались записывать музыку — ровно в эту секунду наверху начался капитальный ремонт сцены. Штанкеты падают, мужики ругаются матом, таскают что-то. Мы уговорили их сделать перерыв на 15 минут». 

Варя Убель: «Егор играл на клавесине, я его записывала и вдруг начала икать. Не могла ни остановиться, ни выйти, а он меня не слышал. Потом он меня наругал, выгнал. Я снимала его на хэнди-кам через щелочку в двери, икала и слушала клавесин».

О работе над «Сувениром с Земли»

Варя Убель: «Когда мы сдавали «Сувенир с Земли», у меня ехала крыша из-за правок. Мы говорим спустя месяц после сдачи альбома, только сейчас я начала нормально слушать музыку. До этого мой мозг все время искал, что не так в песнях, и не мог наслаждаться музыкой».

Ubel «Сувенир с Земли», 2025 год

Егор Убель: «У нас были очень короткие сроки на создание альбома, к тому же Варя была в Москве c концертами, а я занимался продакшеном в Питере. Всё финальное сведение мы делали удаленно и присылали друг другу демки с правками и текстами. Тяжело, когда не можешь видеть проект в разложенном виде. Невозможно наслаждаться этим моментом. 

Ещё Варя может попросить найти какой-нибудь звук, который, например, звучит как свет софита. Как Бьорк, которая просит у продюсеров звук распускающихся почек и уходит. Вот как ты поймешь этот звук?».

Почему «Сувенир с Земли» звучит как из 1990-х 

Егор Убель: «В детстве у нас дома был радиотелефон на антенне. Я смекнул, что могу найти его частоту на магнитофоне и в наушниках прослушивать разговоры, записывать их. Эти кассеты сохранились на даче, я привез их в Петербург и оцифровал с Варей.

У нас случился культурный шок. Это записи из 1990-х, уже нет таких звуков телефонных гудков, набора телефонной АТС. Там сохранились приметы времени, беседы идут в другом темпе, сохранились психологические портреты людей».

Варя Убель: «На одной кассете был разговор нашей бабушки с её подружкой. Это очень мощный слепок времени, психологический портрет человека, которого уже нет с нами. Наши родители отказались слушать эту запись, сказали: не хотели бы, чтобы их телефонный разговор тоже кто-то подслушал.

Тогда я задумалась: а что останется после нас? А будут ли наши переписки в телеграме печатать в сборниках, как письма Цветаевой, Бродского? Нам сейчас это кажется каким-то секретным, но вдруг какой-нибудь мальчишка уже всё взломал и через 20 лет выпустит альбом с нашими голосовыми».

На другой кассете был разговор нашего двоюродного брата, он обзванивал фотоателье и узнавал, можно ли там сфотографировать выпускной класс. Я решила сделать из этого подводку к «Киноплёнке, снятой на глаза». Мы выкинули все его реплики, оставили фразы женщины из фотоателье, выстроили свой диалог-сюжет и записали мои реплики на микрофон в телефонной трубке. Песня «Исчезнуть» заканчивается теми самыми гудками. Все эти звуки взяты не с интернета, а с наших сувениров, из детской шалости из прошлого».

Егор Убель: «В 2017-м я взял советскую телефонную трубку, перепаял на микрофонный XLR и подключил как обычный микрофон. На него потрясающе записывать голос и имитацию телефонных разговоров, а также барабаны, он добавляет прикольный харш.

В «Буре» и «Через тернию в никуда» барабаны звучат как будто с пластинки, у них трип-хоповое звучание. Я реально записал их, потом напечатал единственный экземпляр виниловой пластинки с этими сэмплами, чуть-чуть попортил его, добавил аналогового «песочку» сверху, оцифровал и поместил в альбом. Теперь у нас есть свой набор сэмплов, звук тарелки или шум пластинки, которые мы в полном праве использовать во всех наших следующих записях. По авторским всё кристально чисто. Мы не думали, сколько это может стоить».

Почему ностальгия так важна для музыки Ubel

Варя Убель: «С новым альбомом я хотела закинуть арку в беззаботное детство, когда меня еще не было в живых, а Егору подарили кассетный магнитофон, и он развлекался с нашим двоюродным братом.

Я бы поставила слово «ностальгия» рядом с фамилией Убель. Я чувствую взросление и стала реже испытывать ностальгию, потому что уже не так привязана к дому. Раньше я ездила в Новосибирск и, уезжая, чувствовала, что прощаюсь с домом и могу его больше не увидеть в прежнем виде. Cейчас после лейкоза и ощущения близости смерти я стала гораздо спокойнее. Возможно, я сублимировала это ощущение в музыку и стало проще».

Егор Убель: «Мы с большим уважением относимся к советской эстраде, и было непросто создать не пародию и не подделку, а выразить благодарность этому жанру.

Это золотая эпоха звукозаписи, там не было вспомогательных элементов вроде Melodyne или компьютеров, чтобы что-то поправить. Тогда артисты надеялись только на себя, записывали песни всем ансамблем, долго учились играть, понимать музыку, взаимодействовать друг с другом в ансамбле и делать это красиво.

Были отдельные профессии вроде поэтов-песенников, композиторов-песенников, целая качественная индустрия, где каждый занимался своим делом. Это сложно повторить сейчас». 

Варя Убель: «Для меня это по настроению музыка, полная надежды на светлое. Ностальгия — мой вечный спутник, у меня всегда было чувство, что я будто смотрю это глазами старушки, вспоминаю, как классно жить. И если относиться к каждому моменту жизни как в выигрышу, ты запомнишь множество неповторимых моментов. Благодаря этому во время концертов меня захлестывают эмоциональные лавины и не хочется уходить со сцены.

Даже когда я счастлива, я чувствую меланхолию: все моменты могут пройти и больше не повторятся. Даже если что-то повторится, оно будет другим.  

Кто-то говорил, что у «Сувенира с Земли» очень мудрёная концепция, но это не так. Все эти песни не про конкретные события, а слепки состояний, которые повторяются в жизни. 

Я могу гулять в другой стране и вдруг почувствовать себя в книжке об этой стране из детской библиотеки, вновь ощутить знакомый свет, воздух и внутреннее состояние. Ты постоянно лавируешь между этими состояниями, и в этом и есть прелесть жизни. Смысл в том, чтобы стыковать эти моменты — неважно, какая картинка перед тобой.

Почему 2020-е — золотая эра российской музыки

Варя Убель: «Мне кажется, мы входим в золотую эру российской музыки. Много популярных артистов как будто стали давать себе больше свободы и делать живой, винтажный, менее трендовый звук

Мы в полном восторге от альбома Zoloto «Перевоплотиться», от звука и текстов. В полном восторге с альбома L’One «Пиросмани», с этих госпеловских хоров, фортепиано, синтов. 

Очень нравится, что делают «Обстоятельства». «Ах.реп» — открытие последнего месяца для меня, слушаю альбом «Нечто» в наушниках постоянно, трушный хип-хопчик домашнего производства.

Группа Settlers с их последним альбомом и предыдущими. Молюсь, чтобы однажды их звучание стало повсеместным. Ник Брусковский, Super Collection Orchestra, его новая группа «Дело» — они меня заряжают.

Я чувствую, что музыканты не пытаются оправдать ожидания, а играют интересное для себя. Мне кажется, что за этим будущее. Когда мы все с вами начнем делать прикольно для себя, а посторонние люди будут смотреть на нас и умирать от зависти. 

Веселиться и не работать на чьи-то ожидания — это наши ближайшие творческие планы, потому что иначе будет очень грустно. Сразу видно артистов, которые пишут фиты ради фитов и хайпа. А мы стараемся писать фиты только с теми, кого сами слушаем и любим, даже если наши стили не совмещаются.

Слева: Ubel и vestfalin «ты», 2025 год
Справа: Ubel и L'One «Оригами», 2024 год

Музыкантам, видеопродакшену, фотографам надо объединяться, больше общаться и вариться в одном котле, потому что из этого рождаются прикольные идеи.

Егор Убель: «Сейчас у каждого школьника в кармане или дома есть своя маленькая студия. Достаточно просто скачать программку и можно написать произведение, которое получит «Грэмми». Imanbek — это что за чудо такое? Так не бывает, но вот случилось. Или можно обойтись вовсе без студии».к не бывает, но вот случилось. Или можно обойтись вовсе без студии»