Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Инструкции
Читать 7 минут

Чем занимаются лейблы, дистрибьюторы и агрегаторы

Лейблы, дистрибьюторы и агрегаторы, как правило, монетизируют авторские и смежные права артистов, которые те им передают. В первую очередь речь идет о монетизации в стриминговых сервисах.

Пошагово схема доставки музыки на стриминги с участием лейбла выглядит так: 

  • Музыкант передает лейблу трек и права на него 
  • Лейбл передает права дистрибьютору — это компании-посредники, с которыми работает большинство стриминг-сервисов
  • Дистрибьютор выкладывает трек непосредственно на стриминг-сервис

Монетизация доходов от использования треков, соответственно, работает так же, но в другую сторону: стриминг-площадки выплачивают роялти дистрибьютору (или агрегатору), тот (забирая свой процент) передает их лейблу, а лейбл (опять же забирая свой процент) — непосредственно артисту.

Однако доставить треки дистрибьютору музыкант может и без участия лейбла — воспользовавшись услугами агрегаторов.  

Чем занимаются лейблы 

В первую очередь, лейблы выполняют издательские функции — именно они передают музыку дистрибьюторам. Есть некоторые исключения — например, три мировых мейджора Universal, Sony и Warner (с марта 2022 года не работают в России) или российский Zion Music, которые доставляют контент напрямую на цифровые площадки. 

Лейблы не только занимаются монетизацией творчества артиста через цифровую дистрибуцию, но и строят стратегию его развития и являются важнейшим элементом коммуникации: по-настоящему профессиональные компании отличаются жанровой экспертизой, занимаются продюсированием артистов, финансируют запись, придумывают маркетинг-план, производят мерч. 

Из огромного количества лейблов рекорд-компании отбирают либо тех, в чей успех верят, либо тех, кто подходит им имиджево. В случае с нишевыми и субкультурными артистами попадание в бэк-каталог даже крохотного независимого лейбла автоматически дает музыкантам внимание аудитории, следящей за выходящими на нем релизами. 

Крупный лейбл, как правило, берет на себя обязательства по продвижению артиста. Кроме того, сегодня большие компании могут авансировать музыкантов и финансово участвовать в записи, сведении, покупке битов, разработке макетов обложек и не только. Лейбл может вложиться в промо и маркетинг релизов, для этого у крупных компаний есть собственные SMM- и PR-отделы. Они могут сделать посевы во «ВКонтакте», таргетинг, печатную рекламу, организовать интервью, обеспечить эфиры и ротации на радиостанциях и телеканалах, а также посодействовать с выходом публикаций о релизе в СМИ.

Помимо этого, как было сказано выше, лейбл может организовать промо на цифровых витринах, обеспечив попадание в раздел новинок и плейлисты — у крупных рекорд-компаний налажены прямые связи с редакторами площадок. Также лейбл обеспечивает монетизацию контента на всех цифровых платформах и собирает авторские отчисления из всех источников.

Еще лейбл может взять на себя юридическое сопровождение дел артиста — не только подготовку документов, консультирование и защиту его прав, но и регистрацию прав музыканта в РАО, ВОИС и РСП (некоторые лейблы — например, «Первое музыкальное» выполняют функцию паблишеров, управляя правами артистов и собирая вознаграждения). И наконец, многие лейблы до сих пор производят компакт-диски, кассеты и винил с записями своих артистов: несмотря на то, что физические носители сегодня можно рассматривать скорее как разновидность мерча.

Чем занимаются дистрибьюторы

Дистрибьютор — это ключевой элемент в цепи по доставке музыкального контента от правообладателя к слушателю. Он обладает необходимыми договорами и техническими решениями для осуществления этой задачи. Таких компаний сотни, однако настоящими дистрибьюторами могут считаться организации, у которых есть прямые контракты со стримингами. Разные лейблы работают с разными дистрибьюторами, и при выборе лейбла, конечно, стоит это учитывать.

Российским музыкантам следует обратить внимание в первую очередь на компании, у которых есть локальные офисы с техподдержкой в России — например, на FreshTunes.

Большая сравнительная таблица, в которой собраны основные сравнительные характеристики компаний, занимающихся дистрибуцией 

Чем занимаются агрегаторы 

В случае, если артист по разным причинам не может или не хочет выпускать музыку на лейбле, он всегда может сделать это самостоятельно. Для этого существуют агрегаторы — компании, которые собирают материал от независимых артистов и передают его большим дистрибьюторам. В отличие от лейбла, агрегаторы — это только посредники между музыкантом и дистрибьюторами, хотя некоторые из них могут решать и технические проблемы музыкантов. Например, если исполнителю сложно понять требования, которые дистрибьюторы выставляют к контенту (аудиозаписям, обложкам, текстам), то за определенную сумму агрегатор может решить все вопросы, касающиеся заливки треков на стриминги. 

При этом важно знать, что агрегаторам зачастую не интересен успех конкретного артиста: они не общаются с редакциями стриминг-сервисов и не обсуждают с исполнителем маркетинговые планы, но могут оказать отдельные платные промоуслуги. К примеру, организовать проведение рекламной кампании или размещение релиза в партнерских пабликах и плейлистах.

При выборе агрегатора музыканту стоит отталкиваться от собственных нужд и ориентироваться на конкретные характеристики: если вы планируете разместить треки на площадках самостоятельно, обязательно изучите предложения агрегаторов и посмотрите, какие дополнительные инструменты они предлагают. Среди них могут быть как маркетинговая поддержка, так и дополнительные возможности по статистике — важно знать, какая аудитория и на каких площадках слушает вас наиболее активно.