
Как выбрать лейбл и подписать с ним контракт
Как выбрать лейбл
Прежде всего необходимо изучить бэк-каталог лейбла и посмотреть на других его подписантов. Создатель экспериментальной электроники вряд ли получит контракт с мейджором, а поп-артисту, напротив, не имеет особого смысла обращаться в DIY-панк-лейбл — лучше искать издательство, выпускающее близких вам по духу и жанру исполнителей. Изучите бэкграунд рекорд-компании, к которой вы собрались обратиться: за вывеской лейбла может скрываться недобросовестный специалист, который ничего не делает для артистов, а только заливает их музыку через агрегаторы и на ровном месте получает свой процент доходов от стриминга.
После ухода из России лейбла Sony Music и приостановки работы двух других мейджоров — Universal и Warner местные музыканты могут ориентироваться только на отечественные рекорд-компании. Крупнейшие из них — Soyuz Music, Zion Music, Hyperboloid и многие другие. Активны и нишевые лейблы, которые, вероятно, лучше всего помогут начинающему музыканту донести свою музыку до потенциальной аудитории.
Ознакомиться со списком российских лейблов можно на сайте ИМИ. А по этой ссылке вы найдете подборку рекорд-компаний, которые работают с начинающими артистами.
Переговоры с лейблом: подписание контракта и возможные риски
Вам нужно найти официальные контакты лейбл-менеджера и подготовить вежливое письмо, в котором будет описана суть предложения, рассказано о ваших достижениях и перспективах, даны ссылки на официальные аккаунты группы, а также закрытые ссылки на демо нового материала или уже готовые треки. Состоявшиеся артисты, которые боятся утечки песен, могут продемонстрировать лейблам их фрагменты.
В случае если лейбл откликнулся и предложил вам контракт, универсальных рецептов ведения дальнейшей коммуникации нет. Например, вам могут предложить договор, по которому у рекорд-компании будет неисключительная лицензия и она возьмет на себя промо, а также будет платить вам процент от доходов со стриминга.
Но нередки случаи предложения так называемых «кабальных» контрактов — когда музыкант в случае его нарушения может потерять права на имя и творчество. В таком случае лейбл претендует не просто на эксклюзив и процент от всех доходов артиста, но и на прибыль от его концертной деятельности, синхронизации музыки и продажи мерча. Достаточно вспомнить громкий суд L’One с Black Star, по итогам которого рэпер потерял право и на сценический псевдоним, и на использование материала, созданного во время действия контракта. Решение о том, насколько необходим такой договор, должен принять сам артист — он же обязан просчитать возможные последствия вместе с юристом. При этом стоит помнить, что риск потерять право исполнять свои треки существует не только в результате подписания «кабального» контракта с лейблом, но и в случае заключения аналогичных контрактов с менеджером или продюсером — например, как в случае кейса Антохи МС и Эдуарда Шума.
Обычно действует простая закономерность: чем больше финансов и ресурсов компания готова вложить в артиста, тем жестче будут условия и длиннее сроки действия договора. В любом случае, когда речь заходит о серьезном контракте, вам необходимо юридическое сопровождение и консультации со специалистами.
Найти юриста, который специализируется на музыкальной индустрии и авторском праве, можно на сайте ИМИ в разделе «Специалисты».
Сегодня многие лейблы массово подписывают начинающих артистов в расчете на то, что из десяти «выстрелит» один — окупит затраты на всех остальных и будет приносить компании прибыль. Это, однако, не означает, что лейблы непременно стремятся загнать артистов в кабалу. Случаев симбиоза, когда компания делает артиста популярным, а потом зарабатывает вместе с ним, немало.
Впрочем, стоит помнить, что лейбл — не отлаженная машина по раскрутке артистов: решающую роль всегда играет человеческий фактор. Менеджер, который прямо сейчас с горящими глазами предлагает вам контракт на пять лет и три альбома, обещая золотые горы, через полгода может уволиться, а руководство лейбла изменит политику и перестанет уделять вам внимание. Договор при этом продолжит действовать.
Главное — не забывать о том, что все детали вашего сотрудничества (от финансовых условий до промоподдержки) обязательно должны быть зафиксированы в договоре.