Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
Инструкция Я музыкант. Что делать?
При поддержке
Оглавление
инструкции
Основные положения авторского права

Кто такие автор и соавторы с юридической точки зрения

Рано или поздно каждый музыкант сталкивается с вопросами авторского права — например, когда относит свои демозаписи на лейбл, или когда организатор клубного концерта спрашивает, подписывал ли артист договор с РАО, или (не дай бог) когда из группы со скандалом уходит один из участников, после чего все начинают выяснять, кто что сочинил. 

Любые важные юридические вопросы, будь то договор с лейблом или связанная с нарушением авторских прав конфликтная ситуация, мы рекомендуем решать с привлечением профессиональных юристов. Тем не менее для любого артиста крайне важно разбираться в авторском праве хотя бы на базовом уровне.  

Кто такие автор и соавторы с юридической точки зрения


Автором признается человек, который создал произведение. Лица, вдохновившие автора на создание произведения или оказавшие ему консультационную, техническую или материальную помощь, авторами не признаются. Применительно к музыкальным произведениям авторами являются композиторы и авторы слов (в случае если речь о песне, то есть произведении с текстом). Зачастую музыку и текст пишут одни и те же люди (так, например, было с Фредди Меркьюри, Стиви Уандером и Стингом), но бывают и другие ситуации — так, Элтон Джон писал лишь музыку, оставляя работу над текстами Берни Топину, сэру Тиму Райсу и Гари Осборну. С юридической точки зрения последние считаются его соавторами; более того, это так называемое раздельное соавторство: в данном случае музыку и слова можно использовать отдельно друг от друга. Если же музыкальное произведение создано коллективными усилиями и авторы вместе продумали общую концепцию песни, инструментальный состав и партии, спецэффекты, а также слова, то можно говорить о нераздельном соавторстве.

Соавторам имеет смысл заключить между собой соглашение о соавторстве, в котором будут отражены:

— доля каждого соавтора в доходах от использования музыкального произведения;

— порядок использования музыкального произведения;

— порядок распоряжения исключительным правом на музыкальное произведение (см. ниже);

— возможность одного из соавторов выступать в интересах другого соавтора в отношениях с издательством, дистрибьютором и другими лицами.

В отсутствие такого соглашения доходы между соавторами по умолчанию делятся в отношении 50/50. 

Поделиться