Рано или поздно каждый музыкант сталкивается с вопросами авторского права — например, когда относит свои демозаписи на лейбл, или когда организатор клубного концерта спрашивает, подписывал ли артист договор с РАО, или (не дай бог) когда из группы со скандалом уходит один из участников, после чего все начинают выяснять, кто что сочинил.
Любые важные юридические вопросы, будь то договор с лейблом или связанная с нарушением авторских прав конфликтная ситуация, мы рекомендуем решать с привлечением профессиональных юристов. Тем не менее для любого артиста крайне важно разбираться в авторском праве хотя бы на базовом уровне.
Автором признается человек, который создал произведение. Лица, вдохновившие автора на создание произведения или оказавшие ему консультационную, техническую или материальную помощь, авторами не признаются. Применительно к музыкальным произведениям авторами являются композиторы и авторы слов (в случае если речь о песне, то есть произведении с текстом). Зачастую музыку и текст пишут одни и те же люди (так, например, было с Фредди Меркьюри, Стиви Уандером и Стингом), но бывают и другие ситуации — так, Элтон Джон писал лишь музыку, оставляя работу над текстами Берни Топину, сэру Тиму Райсу и Гари Осборну. С юридической точки зрения последние считаются его соавторами; более того, это так называемое раздельное соавторство: в данном случае музыку и слова можно использовать отдельно друг от друга. Если же музыкальное произведение создано коллективными усилиями и авторы вместе продумали общую концепцию песни, инструментальный состав и партии, спецэффекты, а также слова, то можно говорить о нераздельном соавторстве.
Соавторам имеет смысл заключить между собой соглашение о соавторстве, в котором будут отражены:
— доля каждого соавтора в доходах от использования музыкального произведения;
— порядок использования музыкального произведения;
— порядок распоряжения исключительным правом на музыкальное произведение (см. ниже);
— возможность одного из соавторов выступать в интересах другого соавтора в отношениях с издательством, дистрибьютором и другими лицами.
В отсутствие такого соглашения доходы между соавторами по умолчанию делятся в отношении 50/50.