Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Инструкции
Читать 9 минут

Базовое соглашение между соавторами

Обращаем ваше внимание, что шаблоны договоров носят информационный характер и не могут заменить полноценную работу с юристом при заключении контрактов. Каждый случай — особенный, поэтому подготовка документов требует внимательного отношения к деталям со стороны профессионала. 

Прежде чем перейти к готовым шаблонам, рекомендуем вам прочитать статью, чтобы лучше понять суть и структуру договора. Если же вы уверены в своих знаниях и хотите сразу перейти к образцу документа, скачать готовый шаблон можно внизу страницы.

Соглашение между соавторами — практически незаменимая вещь, когда встает вопрос денег и их раздела. Такое соглашение может понадобиться при сотрудничестве с лейблами, продюсерскими центрами, обществами по коллективному управлению правами и другими организациями, готовыми платить за вашу музыку. Чаще всего соглашение служит в качестве определителя долей роялти: кому сколько процентов будет причитаться. К тому же это незаменимая вещь, когда два артиста с разных лейблов пишут совместный трек и по общему решению одна из сторон выпускает совместный трек на своем лейбле. Такое согласие сторон тоже может фиксироваться в указанном договоре между соавторами.

В какой момент музыканты становятся соавторами? Формально, если два артиста пишут по куплету на бит, который сделал третий артист, то никто из них не является соавтором: так как отсутствует элемент совместной работы над одним объектом. Каждый просто делает свои части песни, которые достаточно условно соприкасаются друг с другом, в разное время (иногда между написанием куплетов разных артистов проходит несколько месяцев или даже лет). Если же вы вместе пишете текст, правите музыку, создаете цельный объект, это уже другой разговор. Поэтому нужно давать собственную оценку: вы авторы отдельных произведений, слившихся в одно, или работаете над одной цельной песней.

Поэтому на вопрос, стоит ли заключать соглашение между соавторами, специалисты смотрят по-разному и, как правило, вывод возводится в абсолют: либо делать всегда и для всего, либо не делать вообще. Но соглашение между соавторами как минимум может упорядочить управление правами и распределение долей в вознаграждении. Именно этот пример мы и рассмотрим.

Что должно быть в соглашении

  • Все соавторы, соисполнители и изготовители фонограммы. Даже если кто-то из этих лиц не участвует в подписании, их все равно нужно указать, обозначив конкретную роль в создании композиции.

Вопреки всеобщему заблуждению, изготовитель фонограммы — это не тот, кто ее замастерил, свел или записал. Это не битмейкер, не звукорежиссер и не саундрайтер. Согласно закону, изготовитель фонограммы — лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения. Проще говоря, это тот, кто был инициатором записи трека. Как правило, артист, позвавший второго артиста на фит, является изготовителем фонограммы и ее правообладателем.

  • Доли в вознаграждении за использование песни. Соглашения о соавторстве заключают уже на готовые треки (фонограммы), поэтому доли в вознаграждении должны указываться по отдельности: доля за реализацию авторских прав на произведение, доля за реализацию смежных прав (исполнение и фонограмма).
  • Пределы использования произведения для каждого из соавторов. Например, оба вправе публично исполнять произведение и доводить фонограмму до всеобщего сведения, например, публиковать трек в социальных сетях. Но только один вправе выпускать трек на любом из лейблов. При этом важно, что, если за обоими соавторами сохраняется некий объем прав, такие же условия должны быть отражены и в договоре с дистрибьютором.
  • Срок действия соглашения.

Чего не должно быть в соглашении

  • Любого указания или намека на то, что соглашение заключается для того, чтобы разделить исключительное право на доли. Выделение долей в исключительном праве не допускается в соответствии с пунктом 35 ПП ВС №10 от 23.04.2019. Если предметом соглашения между соавторами будет деление исключительного права на доли, то эта бумага будет иметь примерно такой же смысл, как надпись на песке.
  • Упоминания в качестве одной из сторон соглашения каких-либо лиц, не обладающих правами на объект. То есть, если в соглашении идет речь о готовом треке, сторонами соглашения могут являться соавторы, соисполнители и изготовитель фонограммы. Звукорежиссер, пиарщик, таргетолог или менеджер фигурировать в соглашении не должны.
  • Учитывая, что произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно (а если оно представляет собой неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе запретить другому его использовать) и учитывая также неоднозначность вопроса о том, насколько то или иное музыкальное произведение является неразрывным целым, то крайне нежелательно использовать ограничения прав. Вместо них лучше указывать так называемые негативные обязательства. Проще говоря, не стоит писать, что Соавтор X не вправе делать N. Пишите лучше, что Соавтор X обязуется воздержаться от N.

Что может быть опционально

  • Условия о совместных решениях. Например, если вам предложат «почистить права», чтобы третье лицо сделало кавер или ремикс, то решение о согласии на такое действие может приниматься соавторами совместно.
  • Условия о лицензировании одной песни разными лейблами. Допустим, два соавтора написали по куплету песни, которые можно спокойно исполнять на концертах по отдельности. То есть два куплета не представляют неделимое целое и могут использоваться в отрыве друг от друга. Каждый из авторов исполнил свою вокальную часть (у каждого есть право на исполнение). За эти куплеты каждый из соавторов может получать роялти от лейбла (или лейблов) напрямую. Однако за грамотным составлением данного условия лучше обратиться к юристу.
  • Если все вознаграждения будет собирать один из соавторов (так бывает в 99% случаев), стоит предусмотреть согласие на сбор вознаграждений с обществ по коллективному управлению правами (ОКУП), а также предусмотреть общий порядок выплат остальным соавторам их долей.

В редких случаях соглашение между соавторами заключают не с целью упорядочить управление правами и распределить доли в вознаграждении. А для того, чтобы:

  • Договориться о лицензировании соавторами с разных лейблов.
  • Договориться, что один из соавторов будет анонимом и его имя нигде не будет указываться (гострайт, саундрайт).
  • Закрепить на бумаге всех соавторов и заключения договора с ОКУП.
  • Заключить соглашение о том, что один соавтор вправе выпустить ваш совместный трек на конкретном лейбле (только на нем и ни на каком другом) за всех соавторов.
  • Заключить соглашение об отказе одного из соавторов от получения вознаграждений.

И это только поверхностный перечень. Иногда приходится сталкиваться с абсолютно уникальными и даже абсурдными договоренностями. Например, два соавтора договорились, что написанная ими песня должна быть впервые исполнена только на МКС и никак иначе. Поэтому соглашение между соавторами от случая к случаю могут выглядеть совершенно по-разному, предусматривать разные права и обязанности и содержать нестандартные условия. Подписывая и редактируя подобные соглашения, в первую очередь опирайтесь на фактические договоренности. Здесь вы ограничены только рамками своей фантазии и положениями закона.


Данная инструкция и договоры составлены в соответствии с положениями закона об интеллектуальной собственности, актуальными на дату публикации.

Шаблоны договоров носят исключительно информационный характер. ИМИ не рекомендует использовать шаблоны без консультации с юристом и не несет ответственности за неправильное использование документов со стороны артистов.