Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Инструкции
Читать 9 минут

Договор со звукоинженером: запись, сведение, мастеринг

Обращаем ваше внимание, что шаблоны договоров носят информационный характер и не могут заменить полноценную работу с юристом при заключении контрактов. Каждый случай — особенный, поэтому подготовка документов требует внимательного отношения к деталям со стороны профессионала. 

Прежде чем перейти к готовым шаблонам, рекомендуем вам прочитать статью, чтобы лучше понять суть и структуру договора. Если же вы уверены в своих знаниях и хотите сразу перейти к образцу документа, скачать готовый шаблон можно внизу страницы.

Пожалуй, ни один из видов правоотношений в музыкальной индустрии не оброс таким количеством мифов и заблуждений, как работа артиста и звукоинженера.

Уже неоднократно поднимался и разбирался вопрос о том, что звукоинженер не является изготовителем фонограммы. Подчеркнем еще раз: вне зависимости от того, какую техническую функцию выполнил звукоинженер, он не является ни правообладателем, ни автором или соавтором музыкального произведения, ни исполнителем или соисполнителем. И абсолютно точно он не является изготовителем фонограммы. 

Звукоинженер оказывает конкретные услуги, которые хоть и связаны с работой над объектами интеллектуальных прав, но все же не влекут возникновения интеллектуальных прав у самого звукоинженера. 

Могут быть крайне редкие исключения. Например, когда прямо во время записи трека звукорежиссер совместно с артистом меняет половину слов, темп и ритмический рисунок. В этом случае звукорежиссер вполне мог бы претендовать на роль соавтора. Однако доказать это практически невозможно, пусть это и правда.

Для того, чтобы избежать недопониманий, при сотрудничестве с любыми специалистами лучше заключать договор непосредственно до начала работы. Какую форму договора использовать в данном случае? Существует два варианта: договор подряда или договор возмездного оказания услуг

Договор подряда

По договору подряда одна сторона обязуется по заказу другой стороны выполнить некоторые работы и передать их результат. Результат работ, в отличие от услуг исполнителя, должен, во-первых, существовать отдельно от подрядчика, и, во-вторых, быть гарантированным.

При этом принято считать, что подряд должен иметь некий овеществленный результат, то есть материальный объект, который в буквальном смысле можно потрогать, измерить, посчитать и оценить. 

Договор возмездного оказания услуг (ВОУ)

Такой договор наоборот не имеет овеществленного результата. Ценность услуги заключается в самих действиях или деятельности исполнителя. А получение услуги происходит одновременно с ее оказанием. Если полезный эффект для заказчика состоит в деятельности исполнителя, то при заключении договора ВОУ на исполнителе не лежит риск недостижения результата, и ссылаться на это самое «недостижение результата» потом нельзя.

Таким образом ни одна из конструкций не подходит на все 100%. Фонограмма не является овеществленным объектом или гарантированным результатом, а услуги и вовсе не подразумевают явно выраженного результата.

Но все же рекомендуется использовать договор возмездного оказания услуг. В первую очередь потому, что это надежнее и более явно отражает фактические отношения. А «овеществленный» результат в виде флешки, на которую потом скинут трек, — обыкновенная фикция, которая может помочь «подрядчику», но не заказчику. Во вторую очередь, сессия звукозаписи, сведение и мастеринг — это все же больше про процесс, в ходе которого может получиться неопределенное количество версий песни, из которых потом будет выбран один.

Дополнительным аргументом служит то, что в данном случае договор подряда может быть переквалифицирован судом в договор возмездного оказания услуг, что в корне поменяет расстановку сил. Допустим, вы недовольны качеством результата, но овеществленного результата в принципе и нет. Оценка качества мастеринга или сведения зачастую субъективна, никакого единого стандарта не существует. Поэтому суд в результате переквалификации договора будет оценивать не качество результата (трека), а качество оказанной услуги. Тут-то аргументация заказчика и посыпется, так как звукоинженер скажет: вот я работал тысячу часов, вот все в высочайшем битрейте, я приложил все разумные усилия. На этих аргументах спор вполне может и закончиться.

Что должно быть в договоре

  • Наиболее важные условия: сроки оказания услуг, точно сформулированный тип услуг, цена. Парадокс в том, что все это не является существенными условиями для договора оказания услуг, однако точное указание этих данных позволит вам избежать разногласий в дальнейшем.
  • Указание, что у звукоинженера не возникает прав на фонограмму, исполнение или произведение в результате оказания услуг. Это само собой очевидно из закона, однако такой пункт поможет вам избежать недопониманий в дальнейшем.
  • Указание, что звукоинженер не вправе использовать получившийся в итоге результат интеллектуальной деятельности. Опять же, это очевидно, но необходимо для того, чтобы избежать конфликтов. В том числе неправомерной блокировки трека на каких-либо площадках посредством «страйков».
  • Четкий порядок и сроки передачи мастер-фонограммы и иных файлов.
  • Если предметом договора является не сведение и мастеринг, а именно сессия звукозаписи, то должны быть указаны дата, время, место и продолжительность сессии.

Если вам нужно юридически оформить сессию звукозаписи, следует заключать только договор возмездного оказания услуг. Договор подряда даже не рассматривайте.

Чего не должно быть в договоре

  • Никаких упоминаний того, что звукоинженер обладает правами на фонограмму.
  • Каких-либо условий и ограничений артиста в использовании созданной фонограммы.
  • Если вы заключили договор подряда, в нем ни при каких обстоятельствах не должно быть слова «услуги». Если вы заключили договор возмездного оказания услуг, в не должно появляться слово «работа».
  • Обязанностей артиста использовать или оставить вотермарк, аудиотег в фонограмме или название студии в треке. Даже если такие договоренности есть, указывать это не стоит. Если в будущем вашу песню возьмут на радио, то у нее срежут вотермарк, а вам потом придется объяснять это звукоинженеру.
  • Любых прямых или косвенных условий о том, что звукоинженер вправе не предоставить вам мастер-фонограмму. Его услуга (процесс и результат) являются основанием для выплаты ему денежных средств. Если услуга фактически не оказана, то основанию для выплаты денег взяться неоткуда.

Что может быть опционально

  • Обязанность артиста указать при публикации трека название студии гиперссылкой. При этом сама ссылка, конкретная подпись и прочие данные должны быть согласованы заранее и указаны в договоре.
  • Оплата услуг в форме роялти. В этом случае следует точно указать процентовку, периодичность выплат и срок. Например, 10% ежеквартально в течение пяти лет.
  • Разрешение на указание фонограммы в портфолио звукоинженера. Однако тут стоит оговориться: подразумевается не согласие на использование фонограммы, а согласие на указание того, что звукоинженер N участвовал в создании мастера фонограммы X артиста Y. Согласие на использование фонограммы потенциально может вызывать проблемы с дистрибьюторами: они всегда берут гарантию, что права ранее никому не предоставлялись.

Распространенное «правило 15 секунд» (если вставить в свое видео или трек отрывок какого-либо другого произведения длиной менее 15 секунд, то это не будет считаться нарушением прав или плагиатом) — заблуждение. В законе про это ничего нет. О десяти, пяти или одной секунде тоже ни слова. Подобные «вставки» регулируются нормами о свободном использовании.


Данная инструкция и договоры составлены в соответствии с положениями закона об интеллектуальной собственности, актуальными на дату публикации.

Шаблоны договоров носят исключительно информационный характер. ИМИ не рекомендует использовать шаблоны без консультации с юристом и не несет ответственности за неправильное использование документов со стороны артистов.