Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Инструкции
Читать 23 минуты

Продюсерский договор

Самая сложная договорная конструкция в музыкальной индустрии, за работу над которой возьмется не каждый юрист. Для составления, проверки и сопровождения таких договоров требуется внушительный опыт в юриспруденции и понимание процессов в музыкальной индустрии. Поэтому крайне нежелательно пытаться понять такой договор самостоятельно или при помощи знакомого, который когда-то давно окончил юрфак. Подобный договор, как вы сами могли видеть из новостей, может оставить артиста без музыки, имени (товарного знака), концертов и мерча. 

Но это касается не только артистов. Чтобы продюсерский договор работал, прежде всего его нужно грамотно составить. Поэтому скачивать его из интернета или искать шаблоны в чатах — дело бесполезное. Даже скорее погибельное. Если вы не понимаете хотя бы один пункт из вашего договора или у вас рядом нет специалиста, готового в любой момент объяснить вам все непонятное, то такой договор скорее ваш враг, чем друг. 

Разумеется, учитывая вышесказанное, универсальной или стандартной формы существовать не может. Как минимум потому, что сама форма «продюсерского договора» не предусмотрена законом: это всегда солянка из нескольких конструкций. Продюсерский договор может состоять, например, из лицензии, отчуждения, договора авторского заказа, агентского договора или договора возмездного оказания услуг. В комплекте еще наверняка пойдет соглашение на использование изображения гражданина, на обработку персональных данных, договор поручительства, взаимозачета, доверенность и так далее.

В зависимости от договоренностей этот перечень может сокращаться, дополняться или изменяться иным способом. По аналогии с лицензией мы не можем предоставить универсальный шаблон в силу отсутствия такового в природе. 

Как было сказано ранее, продюсерский договор — солянка из разных форм договоров. Самые популярные конструкции для включения их в основу продюсерского — агентский договор, авторский заказ, лицензия, отчуждение. И тут важно не столкнуться с популярным заблуждением. Многие полагают, что тут история, как в «Вольтроне»: несколько единиц собираются в целое, смешиваются и становятся одной целой единицей, с новыми фичами и механиками. Но на самом деле это скорее «Могучие рейнджеры»: каждый занимает место в большом механизме и продолжает выполнять свою функцию. Таким образом, каждая конструкция продолжает работать самостоятельно, находясь в синергии с остальными. Поэтому комментарии к этим формам договора, расписанные ранее в этой статьей, вполне применимы и к продюсерским соглашениям.

Основные положения продюсерского договора

Подводных камней в продюсерских соглашениях бывает очень много, поэтому далее будут приведены популярные цитаты и положения из разных контрактов с кратким пояснением того, что это значит и с чем это едят. 

Уточним, что приведенные далее цитаты являются полностью видоизмененными и дословную формулировку вы не найдете ни в одном из договоров. 

«В силу того, что Продюсер руководит развитием профессиональной карьеры Артиста, и того, что Продюсер берет на себя инициативу и ответственность за первую запись Исполнений Произведений Артистом, Продюсер является единственным изготовителем всех Фонограмм в смысле статьи 1322 ГК РФ, созданных в течение Срока».

Данное положение означает, что права на фонограммы (треки) будут изначально принадлежать продюсеру и передача прав на них попросту не нужна. А значит, по истечении срока артист остается без музыки. Новому человеку в индустрии такое условие покажется суровым, однако это вполне адекватно в случаях, если продюсер действительно будет делать существенные вложения в артиста. С абсолютной уверенностью можно сказать, что меньше половины таких проектов вообще окупаются и хотя бы выходят в ноль. И права — это просто актив. И если обе стороны работают со взаимным уважением и сохраняют хорошие отношения, то ничто не помешает им в будущем договориться о передаче прав артисту.

«Артист отчуждает в пользу Продюсера исключительное право в полном объеме на все Произведения и Исполнения, созданные им и/или при его участии в течение Срока действия Договора. Исключительное право на указанные Произведения и Исполнения переходит к Продюсеру в момент возникновения таких прав».

Этот пункт означает, что все ваши авторские права на произведения и смежные права на исполнения переходят к продюсеру в момент их создания. В совокупности с пунктом, который рассматривался выше, это полная и бесповоротная потеря прав на музыку для артиста.

В зависимости от договоренностей и от того, как именно продюсер будет работать с артистом, это может быть как адекватным приемлемым условием, так и крайне несправедливым.

Подытоживая два описанных пункта, стоит сказать, что не такие они и страшные. Например, если артист сохранит за собой право на получение роялти за использование треков, права на которые он отчуждает по договору (или которые возникают сразу у продюсера), то условие перестает быть жестоким. Это как раз и есть упомянутый нами ранее баланс интересов сторон: когда каждый преследует свои цели, но не в ущерб другой стороне. Поэтому крайне важно при согласовании сделки понимать, где этот самый баланс находится. Если продюсер вкладывает в артиста 30 миллионов за два-три года (да, и такие цифры бывают), то требование артиста дать ему 80% роялти, срок на два года и все права по истечении договора — чистой воды безумие и смещение баланса интересов сторон в пользу артиста. 

Понимать границы этих самых интересов, навскидку определять потенциал проекта и справедливость условий — это и есть одна из основных задач юриста и/или менеджера при согласовании такой сложной сделки. Поэтому так важно, чтобы ваш юрист был не просто специалистом в области интеллектуальной собственности, но и понимал механику работы продюсеров, лейблов и артистов.

«Артист обязуется осуществлять деятельность в качестве артиста-исполнителя эксклюзивно для Продюсера. Без согласия Продюсера, выраженного в письменной форме, Артист не вправе осуществлять деятельность в качестве артиста-исполнителя (музыканта) под другими псевдонимами и/или в составе иных творческих объединений, групп и коллективов».

Данное положение в том или ином виде есть почти в каждом продюсерском договоре. С одной стороны кажется, что это ограничение артиста просто для того, чтобы покрепче держать его возле себя. Однако для продюсера это прежде всего перестраховка на случай, если артист решит схитрить и избавиться от продюсера, сколотив новый проект. Индустрия знает случаи, когда артист, чтобы «слить партнера» попросту формировал фиктивную музыкальную группу и работал с новым проектом, а старый бросал.

«Артист обязуется без согласия Продюсера, выраженного в письменной форме, не осуществлять Запись Исполнений Произведений и изготовление Фонограмм. В том числе, но не ограничиваясь, изготовление Фонограмм совместно с другими артистами-исполнителями и иными третьими лицам (так называемые “фиты”)». 

В дополнение к положению выше, как правило, идет пункт, по которому артисту запрещается делать фиты без согласия продюсера. И снова это выглядит по-разному. Артист может сказать, что это ограничение его творческой деятельности и излишний контроль. У продюсера иной взгляд: «Просто уведоми меня, и там уже вместе решим. А то понапишут сейчас фитов, раздадут права по лейблам, сорвут нам промо релиза и бюджеты полетят в трубу». 

К сожалению, нащупать баланс получается не всегда: иногда есть ситуации «или-или», где один будет в выгодном положении, а второй в уязвимом. Третьего просто не дано. Поэтому в данной ситуации единственный выход — диалог и аргументы. Если продюсер может ясно и честно изложить ситуацию, то можно согласиться на невыгодное условие, продавив что-то для себя чуть позже. Если же вы слышите какие-то обтекаемые формулировки, то в дальнейшей работе не стоит ждать многого. 

В обратную сторону это тоже, кстати, работает. Если артист хочет право фитовать с кем угодно в любое время, но не может объяснить, зачем ему это, то и не надейтесь на прозрачность работы. Продюсерские договоры — это очень серьезная штука, поэтому перед подписанием вы должны понимать, что можете довериться вашему контрагенту. Взаимоуважение и лояльность должны быть не только в начале работы, но и на протяжении всего срока. Тогда все эти «ограничения» останутся на бумаге. 

«Продюсер обязуется в течение Срока прикладывать все разумные усилия, необходимые по мнению Продюсера для продвижения Артиста в сфере шоу-бизнеса и музыкальной индустрии». 

Казалось бы, в этом пункте нет подвоха. Для артиста вроде даже хорошо: продюсер обещает работать. Однако подобных пунктов стоит опасаться сильнее, чем запретов, ограничений и отчуждений. Продюсерский договор, как правило, содержит подробный перечень прав и обязанностей артиста. Все это сопровождается обязательными цитатами закона и очевидных вещей (вроде «во всем, что не установлено договором, стороны руководствуются законодательством Российской Федерации»). 

Но при этом обязанности продюсера могут умещаться буквально в пару пунктов: обещает приложить разумные усилия, платить вовремя и указывать имя артиста при использовании треков. Данные формулировки очень размытые. И если ваш продюсер или лейбл хотят дотошно прописать ваши обязанности, то не стесняйтесь требовать указания обязанностей продюсера. А разумные усилия — это какие? И где пролегает граница разумности? 

В идеальном мире количество прав и обязанностей у обеих сторон должно быть равным (хотя бы приблизительно). Но если у одной из сторон практически нет обязанностей, то и предъявить претензию ставится тяжелее. Как потребовать от продюсера качественного промо вашей музыки, если у него нет такой обязанности? Продюсер говорит: «Мы обещали прикладывать разумные усилия? Реклама этого трека — не очень разумно, как нам кажется. Спасибо за обращение и хорошего дня».

«Продюсер вправе осуществлять все необходимые фактические и юридические действия, необходимые для надлежащей организации Концертов, Фестивалей и иных публичных мероприятий. При этом условия сделок с третьими лицами, предметом которых является организация и/или проведение Концертов, Фестивалей и иных публичных мероприятий, Продюсер вправе определять самостоятельно».

Обычно в таких пунктах все обращают внимание на его вторую часть. Как это так, что продюсер будет самостоятельно определять какие-то условия? Однако не стоит переживать за подобное, потому что цель продюсера такая же, какая и у артиста. Все хотят заработать. И согласовывать сделки — это работа продюсера, за этим он и нужен.

Гораздо важнее обращать внимание на начало подобных пунктов. Право — не есть обязанность. Если не углубляться в терминологию и специфику юриспруденции, то «Продюсер вправе» можно перевести так: «Продюсер может, но не обязан…». 

Определение того, кто и что должен делать — самое важное, что есть в продюсерском договоре. Кроме того, нарушение обязательств должно порождать ответственность, о чем мы поговорим далее.

«В случае нарушения Артистом обязательств, регламентированных пунктами 1.1, 1.2, 1.3 и 1.4 Договора, Артист обязуется возместить Продюсеру все причиненные убытки (реальный ущерб и упущенную выгоду) и выплатить неустойку в форме штрафа в размере 1 000 000 000 (один миллиард) рублей». 

Ответственность в продюсерском договоре достаточно важна для обеих сторон. В чем страх нарушения обязательства, если такое нарушение влечет санкцию? С другой стороны, ответственность должна быть соразмерной нарушению. Поэтому пункты про миллионы долларов в качестве штрафа — это что-то нереалистичное.

Разумным представляется, когда ответственность для сторон разная и сопоставима с их вкладом. Продюсер вкладывает деньги и время. Поэтому в качестве ответственности за нарушение артистом важных обязательств вполне адекватно использовать неустойки и продление договора. Вклад артиста — время и творчество. Поэтому ответственностью за нарушение продюсером каких-то важных обязательств может быть, например, право артиста выпустить альбом на другом лейбле. Или безвозмездно во внесудебном порядке досрочно расторгнуть договор. А требовать от артиста возместить бюджет таргета так же глупо, как просить от продюсера самому съездить на фотосессию, раз ему не нравятся снимки.

«Продюсер вправе самостоятельно определять Имидж Артиста, а также творческое амплуа Артиста и жанр, в котором Артист будет вести деятельность в качестве записывающего артиста-исполнителя». 

Стороны должны четко понимать, с кем они имеют дело и в чем достоинства контрагентов. Указанное выше условие выглядит совершенно неадекватно. Однако как быть, если артист не может сам проработать имидж и творческий образ, а у Продюсера есть свой стилист и имиджмейкер? В таких ситуациях даже «совместно принимаемые решения» могут сыграть злую шутку.

Таких положений, как правило, в типичном продюсерском договоре очень много. Продюсер сам определяет имидж, жанр, даты туров, даты релизов. Самостоятельно выбирает студию для записи, утверждает кандидатуры режиссера клипа и треки, которые выйдут синглами перед релизом альбома. Все это выглядит так, будто у артиста отнимают право голоса и возможность принимать решения. Но может ли артист делать все перечисленное сам? Точнее, умеет ли артист это все делать сам?

Обсуждение и принятие совместных решений — крайне важная часть работы артиста и продюсера. Но лучше оставьте детали специалистам. Вместо того, чтобы пытаться совместно с продюсером выбрать режиссера для клипа, лучше согласуйте совместно предварительную смету тура. Составьте райдеры, обсудите релиз и вашу промокампанию. 

Помимо того, чтобы помогать друг другу, стороны в идеале еще и должны друг другу не мешать. Каждый должен делать свою работу. Поэтому во время согласования четко выделите области вашей компетенции и постарайтесь понять, что действительно умеет делать ваш контрагент. Если ваш продюсер ничего не понимает в детройт-рэпе, но хорошо разбирается в таргете и знает нужных специалистов, то отразите это в договоре: продюсер не лезет в ваше амплуа, творчество и музыку, а вы в ответ не прикасаетесь к рекламе. И в качестве компромисса добавьте обязанность со своей стороны отправить трек на согласование, а продюсер пусть утверждает с вами «вилку» рекламного бюджета. И все будут счастливы.

Кстати, о рекламе, «вилках» и расходах:

«Вознаграждение Артиста выплачивается из Дохода. В целях настоящего Договора под “Доходом” понимается сумма фактически полученного Продюсером дохода в результате исполнения им Договора, за вычетом сумм всех расходов, понесенных Продюсером».

Такое условие представляется справедливым, так как в противном случае будет странно, если артист начнет выходить в плюс с первого дня сотрудничества, а продюсер будет со своего процента еще долго отбивать вложения, работая в сильный минус.

Но опасность данного условия кроется в обратном: ничто не мешает недобросовестному участнику оборота «накрутить» расходы. Например, продюсер может недооценить условия рынка и вложить деньги в то, что на самом деле не нужно было для продвижения артиста. Или еще хуже: недобросовестный участник оборота может заняться накруткой расходов. Например, публиковать посты с музыкой артиста в собственном паблике во «ВКонтакте», но указывая при этом, что каждая публикация стоит 10 тысяч рублей.

Поэтому учитывать условия по расходам стоит в индивидуальном случае. Нужен ли артисту контроль за этими расходами? А обладает ли артист необходимой компетенцией для этого контроля? Наиболее универсальным решением может быть банальное согласование крупных расходов. Например, любые расходы, превышающие сумму в 50 тысяч рублей, подлежат согласованию. И прежде чем продюсер эти расходы понесет, он должен получить на это действие прямое согласие артиста. Да, это усложнит и без того непростой процесс работы. Но тем не менее на начальных этапах работы подобное условие может спасти артисту проект. Ну или хотя бы не даст погрязнуть в страшном минусе.

Подытоживая сказанное: баланс интересов сторон — это главное, к чему должны стремиться артист и продюсер. Ответственность должна быть соразмерна и каждая из сторон должна четко понимать, что делать нужно, что делать можно, а куда лезть вообще не стоит.

Ну и самый главный вывод банален: все ваши договоренности должны быть четко сформулированы и адекватно изложены в договоре. 

На что еще стоит обратить внимание в продюсерском договоре:

  • Товарный знак. Это непростой вопрос. Однако если в договоре есть какое-либо упоминание товарных знаков, то лучше сразу проконсультироваться со специалистом. В противном случае вы можете лишиться вашего псевдонима, названия группы, логотипа и прочих средств индивидуализации.
  • Сроки. Несколько разных сроков в продюсерских договорах — это норма. Сам договор может действовать пять лет, лицензия на треки, например, десять лет, эксклюзивное право продюсера заниматься вашими турами и концертами — пятнадцать лет. Поэтому будьте внимательны изначально и обращайте внимание на эти цифры, если они вдруг различаются.
  • Конфиденциальность. Если договор и его положения строго конфиденциальны, то показывать его друзьям (если он подписан) — не самая хорошая идея. Важно понимать, что вы не ограничиваетесь в профессиональной юридической помощи. Но для того, чтобы показать договор юристу и не нарушить конфиденциальность, лучше на всякий случай заключить с ним договор оказания юридических услуг.
  • Опционы. Если видите слово «опцион», лучше звоните юристу. Опционы на продление договора, на выпуск новых треков — это все достаточно сложно.
  • Концертные альбомы. Достаточно хитрая штука, согласно которой права на концертные альбомы возникают у продюсера или передаются ему автоматически. Таким образом, без вашего согласия и без каких-либо выплат может быть выпущен релиз с главными «лайв-хитами».
  • Публичное исполнение произведений. Данное право должно сохраняться за артистом в течение срока действия договора и по его окончании. Если это право отчуждается, необходимо озаботиться обратной лицензией (то есть договором, по которому права на публичное исполнение будут передаваться в обратную сторону).
  • Минимальные обязательства. Указание, что артист должен ежегодно создавать минимум десять мастер-фонограмм, которые можно отправить в релиз, это разумно и адекватно. Обязательство артиста «отрабатывать косяки» записями треков или вводить принудительные сессии звукозаписи по требованию продюсера — это уже не всегда адекватно и справедливо.
  • Реклама и товары. Зачастую артист по умолчанию обязуется принимать участие в рекламе любого бренда и товара, который продюсер потребует рекламировать. Не все артисты дорастают до уровня, когда их зовут в рекламу, но лучше заранее определить, что вы не будете рекламировать ни при каких обстоятельствах и ни за какие деньги. И буквально перечислить это в договоре.
  • Согласие по умолчанию. Одно из распространенных условий в продюсерских договорах. Артист заранее соглашается на участие во всех концертах, акциях, промокампаниях и прочих активностях. Если у вас есть принципиальная позиция насчет участия в чем-либо, то лучше добавьте пункты, по которым вы также по умолчанию откажетесь от всего, что вам не нравится.
  • Молчаливое согласие. Более редкое условие, однако, не самое приятное. Обычно оно касается отчетов или коммерческих предложений. Отсутствие ответа от артиста на поступающее предложение в течение двух дней означает автоматическое согласие. Иногда такое условие выглядит адекватно, но все же к нему стоит подходить с долей осторожности.
  • Отчеты. Как правило, продюсерский договор содержит элементы лицензии и агентского договора. Поэтому обязанность предоставлять отчеты у продюсера возникает из требований закона. Если иное не указано в договоре, конечно. А вот если вместо лицензии отчуждение, то здесь ровно наоборот: по общему правилу отчеты при отчуждении не предоставляются. Так что если про отчеты в договоре ни слова, а права отчуждаются продюсеру, то настаивайте на внесение данных положений. В противном случае цифры со стриминга будут появляться для вас буквально из воздуха и вы никогда не узнаете, сколько прослушиваний у вашего хита.

В продюсерских и лицензионных договорах часто встречается условие о разделении исключительного права на доли. К сожалению, даже многие юристы ошибаются, допуская, что это возможно. Поэтому при заключении сделок о передаче прав на музыку большой ошибкой будет исходить из тезиса, что у вас, например, 50% прав. Их либо 100%, либо нет вообще.