Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Инструкции
Читать 12 минут

Лицензионный договор

Лицензии — главный хлеб индустрии. По этой форме договора работают все лейблы, дистрибьюторы и агрегаторы. Её суть проста: одна сторона передает другой стороне права использования объекта интеллектуальной собственности — на определенный срок и в пределах согласованной территории.

Работать по этому договору рано или поздно приходится каждому артисту, чей уровень увлечения музыкой перерос обычное хобби. Для проверки и согласования таких договоров лучше привлекать компетентных специалистов, которые знают, что такое стриминг, откуда берутся паблишеры и кто такие дистрибьюторы. Однако некоторые вещи вы вполне в состоянии отследить и сами, поэтому предложу вам наиболее реалистичный вариант развития событий, при котором вам, возможно, удастся сэкономить.

Обращаться к юристу — прекрасная практика. Но если вы сами ничего не понимаете, то и юрист не сможет выполнить свою работу: как согласовывать условия, когда ты не знаешь, чего хочет клиент? Поэтому иногда лучше самому немного освоиться и, сделав пару простых шагов, понять, стоит ли вообще заключать сделку или нет. Юриста лучше привлекать тогда, когда нужно согласовать условия и помочь заключить договор. Или когда вопрос срочный или сложный. 

С лицензией все как раз просто. Существует множество условий, которые для вас невыгодны, но которые лейбл/дистрибьютор никогда не уберет. Чтобы искать компромиссы и корректировать условия, как раз и нужен юрист. 

Вам же со своей стороны лучше обратить внимание на сложные условия, влияющие на ваши отношения с лицензиатом на фундаментальном уровне.

К таким условиям относятся

  • Право публичного исполнения произведения. В договоре точно должна быть оговорка о том, что лицензиар не ограничивается в праве на публичное исполнение музыки в ходе концертной или иной схожей деятельности.

Большинство организаторов мероприятий платят около 5% от билетов в РАО за публичное исполнение. Чтобы избежать этого, организатору нужна так называемая «отказная» — разрешение от правообладателя на каждый трек. Правообладателем чаще всего является лейбл, поэтому именно он должен выдавать такие отказные. Без отказной хотя бы по одному треку процент спишут со всего концерта. Заранее закрепите в договоре, что лейбл обязан выдавать вам «отказные».

  • Право на воспроизведение в любой форме. Это право позволяет лейблам выпускать ваши песни не только в цифровой форме, но и на носителях: винил, диски, кассеты. 
  • Право на синхронизацию и право на переработку произведения и фонограмм. Первое — это про совмещение вашей музыки с любыми аудиовизуальными произведениями (фильмы, клипы, реклама). Второе — про создание каверов и ремиксов. Оба эти права в идеале должны реализовываться лицензиатом (вашим лейблом/дистрибьютором) с вашего согласия. В противном случае вы можете проснуться и увидеть с десяток танцевальных ремиксов вашей песни, которые вы не согласовывали и с существованием которых ничего не можете сделать.
  • Срок лицензии. Средний срок по индустрии — от трех до семи лет. Больше семи лет — это уже очень серьезно, и юрист за вас это решение не примет. Также будьте внимательны к тому, как рассчитывается срок. В договоре может быть указано, что срок лицензии — 5 лет, однако эти 5 лет рассчитываются для всего каталога по последнему релизу. Например, если вы выпустили первую песню в 2025 году, а вторую — в 2026, то договор для первой песни закончится в 2031 году и фактически срок лицензии увеличивается до 6 лет. 
  • Эксклюзивность. Есть «исключительная лицензия», подразумевающая, что эта лицензия является эксклюзивной в отношении конкретных треков. То есть ее можно выдать один раз одному лицензиату и больше никому. А есть именно условия эксклюзивности, когда артист так или иначе должен работать с лейблом эксклюзивно в течение какого-то срока и не выпускаться больше нигде. Иными словами, исключительная лицензия касается конкретных треков, а условия эксклюзивности — будущих релизов и вашей обязанности выпустить их через конкретный лейбл. Авторский заказ (заказ на новые треки), право первых переговоров, опцион (безотзывная оферта) — разновидности эксклюзива. Эти условия не являются плохими сами по себе. Но принимать их артист должен с полным осознанием того, что он одобряет.
  • Авторский заказ. Условие, которое убрать практически нереально, если вам отказали в этом изначально. В договоре необходимо поискать следующие ключевые слова: «Новые Объекты», «Новые Произведения», «Новые Фонограммы», «Заказ», «Обязательство по созданию» и так далее. Если в тексте договора вы видите условия, по которым обязуетесь создать для вашего лицензиата новые объекты и предоставить исключительное право на них, это означает только одно: некоторое количество нового материала вы неизбежно должны принести вашему лицензиату и никому другому. Если вас это условие принципиально не устраивает, а ваш лицензиат отказывается его убирать, то и юрист тут фактически бесполезен. Просто ищите нового лицензиата.
  • Отчеты и их ежеквартальное предоставление. Предоставление отчетов — обязательное правило для лицензионного договора. По традиции отчет всегда предоставляется не в день окончания квартала, а с задержкой на месяц-другой. Но если у лейбла срок предоставления отчетов огромен или вообще не написан, то это серьезно.
  • Реклама и расходы. Если лицензиат намерен продвигать вашу музыку, то расходы в любом случае надо будет как-то отбить: они будут вычитаться либо из общего дохода, либо из вашей доли. Поэтому логично будет, если суммы расходов на промо будут согласовываться сторонами. Очевидно, что бывают ситуации, когда надо вложиться здесь и сейчас. Согласовать сумму расходов в такие моменты просто невозможно, но было бы правильно все же получить формальное согласие от артиста.

Если ваш контрагент отказывает вам в правках по каким-либо из вышеуказанных условий, а вам самим кажется, что это крайне невыгодно, то вряд ли ситуацию исправит привлеченный к делу юрист. Поэтому в целях оптимизации ваших расходов советуем сначала попробовать самостоятельно согласовать несколько правок, если, конечно, вам позволяет время. И после того, как у вас сложится ясное понимание того, собираетесь ли вы заключать договор, тогда уже зовите юриста.

Там уже наверняка обнаружатся настоящие подводные камни: право первых переговоров, цессия, опционы, право не использовать предоставленные по договору права. 

Учитывая реалии рынка на момент написания этой статьи, сложностей достаточно много. Многие лейблы рассчитывают на выстраивание долгосрочного партнерства с артистами, а слово «эксклюзив» уже набило многим оскомину. Поэтому помимо прочего при переговорах с лейблом/дистрибьютором/паблишером, не стесняйтесь сразу задавать вопрос насчет эксклюзива на будущий материал. Одно дело — читать в договорах про обязательство нести весь материал к лейблу. Другое — изначально понять политику и намерения вашего контрагента. Зачем им эксклюзив? Заинтересованы ли они в вас и в партнерстве на несколько лет? С некоторыми лейблами работать на эксклюзиве — это благодать, с другими — наказание. 

Важно не только понимать то или иное «обязательное» условие лейбла, но и то, зачем оно ему. Издатель хочет эксклюзив? Пусть объяснит причину. Хочет отбивать расходы из вашей доли роялти? Пусть обрисует свою финансовую модель и прояснит, почему именно так, а не иначе. Лицензиат не хочет согласовывать с вами вопросы распряжения правами или суммы расходов? Просите аргументы. И следите за объяснениями: насколько они адекватно звучат.  

Иногда лейбл прямо сообщает, что рассчитывают вложить в артиста солидную сумму. Что видят артиста своим резидентом и готовы «топить» за его творчество. И если между вами устанавливается контакт и понимание, а представители лейбла ведут себя прилично и дружелюбно, то почему бы и не согласиться на эксклюзив? 

Но если вы вдруг нашли в договоре слово «опцион» или «преимущественное право», задаете соответствующий вопрос про эксклюзив вашему контрагенту, а он отвечает вам что-то невразумительное, стоит задуматься. Зачем лейбл настаивает на условии, если не может внятно его объяснить? Тут либо вам что-то не договаривают, либо водят за нос. Прозрачность условий и планов с самого начала — залог здорового сотрудничества. 

В любом случае одни и те же условия для разных договоров с разными лейблами могут нести противоположный характер. Некоторые лейблы и их юристы готовы максимально прямо и прозрачно объяснять причину появления таких жестких условий. И если артист согласится на них, это может обернуться для него большой выгодой. Другие же, наоборот, хотят эксклюзив для перестраховки и не могут ничего предложить артисту взамен. Поэтому руководствуйтесь здравым смыслом.

Что не надо менять в лицензионном договоре с лейблом

  • Не требуйте изменить исключительную лицензию на простую (неисключительную) для дистрибуции релиза на стриминговые сервисы. Сделка в такой форме попросту невозможна. Простая лицензия может быть в договоре для переработки, синхронизации, воспроизведения на носителях, но не для дистрибуции (доведения до всеобщего сведения)
  • Не требуйте отменить штраф и ответственность за повторную выдачу лицензий третьим лицам. Это базовый принцип исключительной лицензии, и если вы выдадите повторно лицензию другому лейблу, вы нарушите саму суть договора. Для лейбла будет максимально странно услышать от вас, что вы хотите иметь возможность нарушить самое святое в соглашении и не нести ответственность.
  • Не требуйте снижения штрафов. Разве что если они и правда неадекватных размеров, по типу — 10 миллионов долларов. Зачем вам снижать штраф? Вы собираетесь нарушать договор и косячить? Подобные требования наводят именно на такую мысль.
  • Не требуйте разрешить вам самостоятельно использовать произведения, исполнения и фонограммы. За исключением публичного исполнения, о котором говорилось ранее, и создания UGC-контента в соцсетях, а также видеоконтента. Это вторая значимая ступень исключительной лицензии: ваши самостоятельные манипуляции с музыкой могут стать причиной блокировки треков в стримингах, снять которую может быть сложно.
  • Не требуйте выплаты роялти в другой валюте, если вы гражданин Российской Федерации.
  • Не требуйте от лейбла закрепить договором, что они сделают вас великими. Ни один лейбл не может этого гарантировать.
  • Не требуйте от лейбла того, чего вам изначально не обещали. Если никто не планировал заниматься вашим прямым менеджментом или делать ваш мерч, не просите это указывать в договоре. Даже в качестве опций.