Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Инструкции
Читать 10 минут

Лицензионный договор

Лицензии — главный хлеб индустрии. По этой форме договора работают все лейблы, дистрибьюторы и агрегаторы. Ее суть проста: одна сторона передает на определенный срок исключительные права на какие-либо объекты интеллектуальных прав другой стороне. Работать по этому договору рано или поздно приходится каждому артисту, чей уровень увлечения музыкой перерос обычное хобби. Для проверки и согласования таких договоров лучше привлекать компетентных специалистов, которые знают, что такое стриминг, откуда берутся паблишеры и кто такие дистрибьюторы. Однако некоторые вещи вы вполне в состоянии отследить и сами, поэтому предложу вам наиболее реалистичный вариант развития событий, при котором вам, возможно, удастся сэкономить.

Обращаться к юристу — прекрасная практика. Но иногда лучше самому немного освоиться и, сделав пару простых шагов, понять, стоит ли вообще заключать сделку или нет. Юриста же лучше привлекать тогда, когда нужно согласовать условия и помочь заключить договор. Или когда вопрос срочный или сложный. 

С лицензией все как раз просто. Существует множество условий, которые для вас невыгодны, но которые лейбл/дистрибьютор никогда не уберет. Чтобы искать компромиссы и корректировать условия, как раз и нужен юрист. Вам же со своей стороны лучше обратить внимание на те условия, которые плохи для артиста и которые вы можете согласовать или изменить без помощи специалиста.

К плохим условиям относятся

  • Право публичного исполнения произведения (именно произведения, к исполнениям и фонограммам это не относится). Либо в этом же пункте, либо далее по договору должно быть условие, по которому лицензиар (то есть вы) или артист (если договор подписывается менеджером/лейблом) не ограничивается в праве публично исполнять произведения в ходе концертной деятельности. Отсутствие этого пункта формально лишает вас возможности петь на концертах свою музыку без согласия вашего лейбла/дистрибьютора.
  • Право на синхронизацию и право на переработку произведения и фонограмм. Первое — это про совмещение вашей музыки с любыми аудиовизуальными произведениями (фильмы, клипы, реклама). Второе — про создание каверов и ремиксов. Оба эти права в идеале должны реализовываться лицензиатом (вашим лейблом/дистрибьютором) с вашего согласия. В противном случае вы можете проснуться и увидеть с десяток танцевальных ремиксов вашей песни, которые вы не согласовывали и с существованием которых ничего не можете сделать.
  • Срок лицензии. Средний срок по индустрии — от трех до пять лет. Больше пяти лет — это уже серьезно, и юрист за вас это решение не примет.
  • Авторский заказ. Условие, которое убрать практически нереально, если вам отказали в этом изначально. В договоре необходимо поискать следующие ключевые слова: «Новые Объекты», «Новые Произведения», «Новые Фонограммы», «Заказ», «Обязательство по созданию» и так далее. Если в тексте договора вы видите условия, по которым обязуетесь создать для вашего лицензиата новые объекты и предоставить исключительное право на них, это означает только одно: некоторое количество нового материала вы неизбежно должны принести вашему лицензиату и никому другому. Если вас это условие принципиально не устраивает, а ваш лицензиат отказывается его убирать, то и юрист тут фактически бесполезен. Просто ищите нового лицензиата.
  • Автопролонгация, то есть автоматическое продление договора в случае, если ни одна из сторон не уведомила другую заранее о том, что хочет прекратить действие договора после истечения основного срока. Автопролонгация страшна не самим своим фактом, а сроком продления. Адекватно, когда договор продлевается на один год. Неадекватно, когда продлевается на десять лет.
  • Отчеты и их ежеквартальное предоставление. Предоставление отчетов — обязательное правило для лицензионного договора.
  • Реклама и расходы. Если лицензиат намерен продвигать вашу музыку, то расходы в любом случае надо будет как-то отбить: они будут вычитаться либо из общего дохода, либо из вашей доли. Поэтому логично будет, если суммы расходов на промо будут согласовываться сторонами. Очевидно, что бывают ситуации, когда надо вложиться здесь и сейчас. Согласовать сумму расходов в такие моменты просто невозможно, но было бы правильно все же получить формальное согласие от артиста.

Если ваш контрагент отказывает вам в правках по каким-либо из вышеуказанных условий и вам самим кажется, что это крайне невыгодно, то вряд ли ситуацию исправит привлеченный к делу юрист. Поэтому в целях оптимизации ваших расходов советуем сначала попробовать самостоятельно согласовать несколько правок, если, конечно, вам позволяет время. И после того, как у вас сложится ясное понимание того, собираетесь ли вы заключать договор, тогда уже зовите юриста.

Там уже наверняка обнаружатся настоящие подводные камни: право первых переговоров, цессия, опционы, деление исключительного права на доли, право не использовать предоставленные по договору права и так далее. 

Учитывая реалии рынка на момент написания этой статьи, сложностей достаточно много. Многие лейблы рассчитывают на выстраивание долгосрочного партнерства с артистами, а слово «эксклюзив» уже набило многим оскомину. Поэтому помимо прочего при переговорах с лейблом/дистрибьютором/паблишером, не стесняйтесь сразу задавать вопрос насчет эксклюзива на будущий материал. Одно дело — читать в договорах про обязательство нести весь материал к лейблу. Другое — изначально понять политику и намерения вашего контрагента. Зачем им эксклюзив? Заинтересованы ли они в вас и в партнерстве на несколько лет? 

Иногда лейбл прямо сообщает, что рассчитывают вложить в артиста солидную сумму. Что видят артиста своим резидентом и готовы «топить» за его творчество. И если между вами устанавливается контакт и понимание, а представители лейбла ведут себя прилично и дружелюбно, то почему бы и не согласиться? 

Но если вы вдруг нашли в договоре слово «опцион» или «преимущественное право», задаете соответствующий вопрос про эксклюзив вашему контрагенту, а он отвечает вам чем-то запредельно невразумительным, стоит задуматься. Прозрачность условий и планов с самого начала — залог здорового сотрудничества. 

В любом случае, одни и те же условия для разных договоров с разными лейблами могут нести противоположный характер. Некоторые лейблы и их юристы готовы максимально прямо и прозрачно объяснять причину появления таких жестких условий. И если артист согласится на них, это может обернуться для него большой выгодой. Другие же, наоборот, хотят эксклюзив для перестраховки и не могут ничего предложить артисту взамен. Поэтому руководствуйтесь здравым смыслом.

Что не надо менять в лицензионном договоре с лейблом

  • Не требуйте изменить исключительные права на неисключительные. Исключительное право и исключительная лицензия — это разные материи, обреченные законодателем на тесное сосуществование.
  • Не требуйте отменить штраф и ответственность за повторную выдачу лицензий третьим лицам. Это базовый принцип исключительной лицензии, и если вы выдадите повторно лицензию другому лейблу, вы нарушите саму суть договора. Для лейбла будет максимально странно услышать от вас, что вы хотите иметь возможность нарушить самое святое в соглашении и не нести ответственность.
  • Не требуйте снижения штрафов. Разве что если они и правда неадекватных размеров, по типу — 10 миллионов долларов. Зачем вам снижать штраф? Вы собираетесь нарушать договор и косячить? Подобные требования наводят именно на такую мысль.
  • Не требуйте разрешить вам самостоятельно использовать произведения, исполнения и фонограммы. За исключением публичного исполнения, о котором говорилось ранее, и создания UGC-контента в соцсетях. Это вторая значимая ступень исключительной лицензии: ваши самостоятельные манипуляции с музыкой могут стать причиной блокировки треков в стримингах, снять которую может быть сложно.
  • Не требуйте выплаты роялти в другой валюте, если вы гражданин Российской Федерации.
  • Не требуйте от лейбла закрепить договором, что они сделают вас великими. Ни один лейбл не может этого гарантировать.
  • Не требуйте от лейбла того, чего вам изначально не обещали. Если никто не планировал заниматься вашим прямым менеджментом или делать ваш мерч, не просите это указывать в договоре. Даже в качестве опций.

Во многих договорах (особенно в лицензионных) время от времени встречается термин «неисключительное право» и условие о передаче таких прав. На момент написания этой статьи даже пункт 7.1.3 пользовательского соглашения «ВКонтакте» пестрит этим термином. Так вот, в законе неисключительные права отсутствуют с 2008 года. Разумеется, передать то, чего не существует, вы попросту не можете.