Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Инструкции
Читать 14 минут

Составление технического и бытового райдеров

Что такое райдеры

Райдеры (технические и бытовые) — документы с перечнем вещей, необходимых артисту для выступления.

Технический райдер — это список звукового и светового оборудования для концерта. В него также входят требования по проведению саундчека — то есть предконцертной отстройки звука — и самого выступления. В бытовом райдере расписываются требования по пребыванию музыкантов в городе, их транспортировке, проживанию и питанию.

Райдеры — непубличные документы: ваши требования по техническому оборудованию, а также питанию и проживанию широкой публике знать не нужно. Обычно артисты адресно высылают райдеры промоутерам (например, загрузив в папку на «Яндекс Диск» или Google Drive). Впрочем, иногда их можно найти и в свободном доступе — например, в прикрепленных документах в пабликах музыкантов во «ВКонтакте». Перед составлением собственного документа имеет смысл по возможности изучить райдеры гастролирующих артистов, близких вам по стилистике, — просто для того, чтобы понять логику построения и адаптировать ее под ваши нужды.

Составление технического райдера, как и многих других документов, всегда лучше доверить профессионалам. Если у вас нет собственного звукорежиссера — сами подготовьте список того, что вам действительно необходимо на сцене, этот документ станет вашим первым райдером. Также обязательно внесите в концертный договор пункт о том, что райдер является приложением к договору и обязателен для исполнения.

Общие принципы составления технического райдера

Нет универсальных советов по составлению райдеров: это могут быть как документы, подготовкой которых занимается целая команда профессионалов, так и простое перечисление того, что необходимо музыкантам для выступления.

Имейте в виду: если вы начинающий артист, который играет в маленьких клубах, «тяжелые», детально проработанные райдеры, как правило, не только невыполнимы, но и не нужны. Более того, каждый сложный или необычный пункт райдеров подразумевает дополнительные затраты для принимающей стороны. Любой арт-директор клуба внимательно изучает эти документы, прежде чем принять решение о проведении концерта.

В технический райдер входит:

  • Описание аппаратуры, которую артист везет с собой, и той, которую должен предоставить организатор
  • Стейдж-план (схема расстановки и подключения оборудования на сцене)
  • Инпут-лист (порядок и способ подключения аппаратуры)
  • Комментарии — в них содержатся требования по проведению саундчека и концерта, рекомендации по настройке звука и зачастую список оборудования, с которым артист принципиально не работает

Также в техрайдере прописываются штрафные санкции за невыполнение его пунктов — от неустоек до отмены концерта без возврата предоплаты за него.

Вновь подчеркнем, что технический райдер может сильно повлиять на бюджет концерта и, соответственно, целесообразность его проведения. Состоявшийся артист может потребовать для своего выступления оборудование определенных производителей, но для начинающего музыканта эта опция почти всегда недоступна: если придется заказывать бэклайн — сценическую аппаратуру — дополнительно, концерт может получиться нерентабельным. Так что арендовать оборудование, которого нет в клубе, вам, скорее всего, предложат за свой счет.

На что нужно обратить внимание при составлении технического райдера

На начальном этапе должен быть универсальным и содержать действительно необходимые пункты —  держите в голове, что в региональном клубе, скорее всего, не будет ни нужной акустической системы, ни требуемого пульта, ни гитарных кабинетов.

К примеру, вот райдер одной начинающей группы:

Для выступления требуется: два вокальных микрофона на стойках типа «журавль», гитарный комбик, басовый комбик, вертушка для диджея, ударная установка (не менее трех стоек под «железо», не считая стойки для хай-хэта, малый барабан; «железо» и педаль барабанщик возит с собой), не менее трех мониторов и двух независимых мониторных линий.

Даже при таком, казалось бы, простом и понятном райдере важно предусмотреть все мелочи. Любой арт-директор расскажет вам массу историй про барабанщиков, которые считали, что все необходимое есть на площадке, и приезжали, например, без своего малого барабана. Из-за такой мелочи, если она выясняется на саундчеке, концерт может сорваться. Поэтому обратите внимание: авторы райдера акцентируют внимание на том, что часть инструментов ударник привозит с собой. Но вместе с тем в их документе есть и требование барабанщика: не менее трех стоек под «железо», не считая стойки для хай-хэта. Правда, три барабанные стойки есть далеко не в каждом клубе. Если количество стоек не оговаривалось заранее, ваш барабанщик может прямо на саундчеке узнать, что на площадке их не хватает, и ему придется играть на том, что есть.

Это самое главное: четко прописывайте в райдере все детали. Если гитаристу не подходит комбик определенного производителя, напишите об этом. Если для вашей аппаратуры нужно десять розеток на сцене, обязательно подчеркните это. Если вы не возите с собой шнуры и на саундчеке вам понадобятся три провода «джек-джек» и один XLR, тоже не забудьте это указать. Если вы передвигаетесь на минивэне и возите с собой бэклайн или какую-то его часть, непременно обозначьте, что именно вы собираетесь взять с собой.

Помимо списка оборудования, указывайте в техрайдере, сколько времени вам необходимо на саундчек. Рекомендуется уточнить, что отсчет времени идет с момента готовности сцены: это важное напоминание для клубного звукорежиссера: к началу отстройки звука сцена должна быть собрана.

Стейдж-план для маленьких площадок нужен далеко не всегда (хотя сделать его совсем не сложно, для этого существуют специальные сервисы — например, www.stage-plan.com). То же самое справедливо и для инпут-листа. Помните, однако, что для выступлений на фестивалях наличие стейдж-плана и инпут-листа обязательно: технический директор заранее собирает райдеры всех групп и исходя из них заказывает оборудование на фестивальную площадку.

Что касается света, то в небольших клубах, скорее всего, не будет хорошей световой аппаратуры: даже экран и проектор есть далеко не везде. Кроме того, начинающие артисты редко выступают с собственным светоинженером и виджеем, а в маленьком клубе своего световика попросту нет. Поэтому готовьтесь к тому, что на площадках может быть только статичный свет. Если у вас серьезные требования по свету, вписывайте их в райдер, но настраивайтесь на то, что это ограничит ваши возможности: многие площадки просто не смогут принять вас у себя.

Наконец, в техрайдере обязательно должна быть указана контактная информация звукорежиссера артиста, а если его нет — кого‐то из музыкантов, кто лучше всех в группе разбирается в технике. Будьте готовы к тому, что звукорежиссер площадки, прочитав ваш райдер, перезвонит и предложит свой вариант оборудования и подключения исходя из возможностей клуба.

Общие принципы составления бытового райдера

В бытовых райдерах звезд можно увидеть массу требований, которые могут показаться странными: от встречи в аэропорту на автомобиле класса люкс до предоставления пяти пар носков и блока сигарет. И если первый пункт связан со статусом артиста, то второй и третий действительно могут быть необходимы в туре: плотный гастрольный график по схеме «переезд — гостиница — саундчек — выступление» не оставляет музыкантам времени даже для похода в магазин.

Для независимого артиста, самостоятельно организующего свою гастрольную жизнь, очень важно соблюсти баланс между возможностями промоутеров и собственным комфортом. Как и в случае с техническим райдером, бытовой — всегда дополнительный бюджет для принимающей стороны.

Не забывайте: туры — это не только приключение для начинающей группы, но и источник сильного стресса. Поэтому всегда старайтесь предусмотреть возможность регулярного сна и нормального питания. Впрочем, и здесь необходимо сопоставлять свои пожелания с реальностью: если вы выступаете в клубе на 100 человек, в нем может не быть гримерки, а у организатора не будет возможности обеспечить вас ничем, кроме самого необходимого. Вносите в райдер действительно важные пункты и будьте готовы к компромиссам.

На что обратить внимание при составлении бытового райдера

Обязательно укажите, сколько человек входит в команду артиста, требования по транспорту (самолет, купе, плацкарт). Не забудьте рассказать про возможный перевес при перелете или дополнительное багажное место в поезде (для тех, кто возит крупногабаритные инструменты и бэклайн). Если вы передвигаетесь на минивэне, напишите об этом, а также о том, что вам понадобится парковка около клуба. В пункте, связанном с проживанием, сообщите, гостиница какого класса вам нужна. Если готовы ночевать в хостеле, сформулируйте минимальные требования к нему.

Что касается питания — здесь в первую очередь нужно указать, есть ли в составе группы веганы и вегетарианцы (или есть другие ограничения по питанию — например, у кого‐то из музыкантов аллергия на те или иные продукты); принимающая сторона должна заранее быть к этому готова.

В случае с состоявшейся и собирающей стадионы группой питание артиста — далеко не самая значительная часть концертного бюджета, обычно промоутерам несложно выполнить все пункты райдера. Но если речь о независимых музыкантах, готовьтесь к тому, что вопросы с питанием вам придется решать индивидуально с каждым организатором. Клубы устроены по-разному: где-то музыкантов покормят по основному меню, где-то готовы предоставить на него скидку, где-то могут предложить только стафф-обеды (еда, которая готовится для персонала), где-то кухни и вовсе нет. Универсальным решением могут стать суточные (стандарт —  тысяча рублей на человека).

Отдельно в бытовом райдере оговариваются требования по гримерке и тому, что должно быть предоставлено музыкантам перед выступлением. Вопреки распространенным заблуждениям, это не только еда и напитки. Если вам нужно зеркало, утюг, полотенца или что-то неочевидное, эта информация должна быть отражена в райдере. Помните, что по умолчанию на площадке может не оказаться даже самых базовых вещей, например, чайника. Вы должны перечислить все необходимое, вплоть до количества бутылок питьевой воды на сцене. Также обратите внимание организаторов на то, что гримерка должна быть либо охраняемой, либо запираться на ключ: так вы будете застрахованы от возможной кражи вещей и оборудования, что, увы, в клубах не редкость.

Если у вас есть специфические требования и пожелания, все они также должны быть сформулированы. Это могут быть как условия организации интервью с артистом на площадке, так и, например, запрет на использование стробоскопов во время концерта, если у кого-то из музыкантов эпилепсия.

Финальный пункт бытового райдера — напоминание организаторам о том, что они должны заранее согласовать с артистом тайминг пребывания в городе. Если вы играете в своем городе, отдельный документ, скорее всего, не понадобится —  нужно согласовать только время начала и окончания саундчека и концерта. А вот в случае с гастролями необходим подробный документ, где по минутам расписан график музыкантов: от встречи на вокзале или в аэропорту до всех нюансов, связанных с выступлением (выезд на площадку, время саундчека и концерта), а также иной деятельностью гастролеров (интервью и эфиры, свободное время). Каждый пункт тайминга обязательно дополняется адресами локаций, где необходимо оказаться артистам, и контактами ответственных лиц.

Резюмируя, еще раз подчеркнем, что в случае с райдерами всегда нужно быть готовыми к компромиссам: далеко не все промоутеры могут в точности выполнить ваши требования как по оборудованию, так и по бытовым нюансам.

К слову, в этой ситуации оказываются и топовые артисты: их звукорежиссеры постоянно сталкиваются с тем, что региональные площадки не могут предоставить нужную аппаратуру, и согласовывают с музыкантами компромиссные варианты. В любом случае чем подробнее составлены райдеры и чем больше важных для артиста требований в них сформулировано, тем проще и музыкантам, и промоутерам.

Примеры:

  1. Технический райдер популярного дуэта, который попросил не упоминать его название.
  2. Технический райдер андеграундного нойз-рок-трио Jars.