Как музыканты зарабатывают на Twitch
Несмотря на то что Twitch по большей части считается пространством для геймеров, в последнее время его начали осваивать музыканты и просто любители музыки. Популярная стриминг-площадка стала для артистов неплохим источником дохода.
Мы выяснили, как музыканты зарабатывают на Twitch, сколько стоит необходимое для этого оборудование и на что стоит обратить внимание начинающим стримерам.
Что музыканты делают на Twitch
В 2020 году изоляция и невозможность посещать концерты, безусловно, повысили интерес любителей музыки к интернет-трансляциям, многие музыканты стали исполнять свои песни онлайн. Если раньше для этих целей использовались платформы Instagram Live или YouTube, то сейчас артисты часто обращаются именно к Twitch.
Юлия Кошкина, известная под ником koshkamoroshka, выступает на Twitch уже четыре года. За это время она прошла путь от начинающего стримера с аудиторией в несколько десятков человек до одного из наиболее популярных музыкальных блогеров: сейчас у Кошкиной более 70 тысяч подписчиков.
Юлия — профессиональный музыкант. Она поет, играет на гитаре, фортепиано и исполняет не только кавер-версии, но и собственный материал. До карьеры Twitch-стримера Кошкина работала в детском хоре, преподавала вокал в группах и индивидуально.
Не так давно Twitch-стримы стали ее основной деятельностью.
«Я уволилась, потому что решила переехать из Иркутска в Москву. Стримы приносят больший доход, чем моя предыдущая работа, но это произошло не сразу. Постепенно я полностью перешла на Twitch», — говорит Юлия.
Российская стримерша и певица с псевдонимом Ai Mori, которая исполняет каверы и русифицированные версии иностранных хитов (среди них — «Don’t Speak» No Doubt, «Crawling» Linkin Park и другие), предпочитает работать на трех площадках: VK, YouTube и Twitch. Именно благодаря последней платформе Ari Mori удалось записать коллаборацию с Майком Шинодой из Linkin Park.
Сам Шинода — активный пользователь Twitch. Музыкант не просто выступает на этой платформе, но и показывает свою звукозаписывающую кухню, общается с фанатами. Микстейп Шиноды под названием «Dropped Frames, Vol. 1» был записан на стримах в Twitch, а идеи для альбома подкидывали поклонники.
Однажды Майк написал в твиттере, что у него закончились идеи для песни «Open Door». Он объявил конкурс и попросил желающих предложить свою версию вокала. В результате Ai Mori записала свой голос, и ее вариант попал в официальный релиз участника Linkin Park.
Шинода не единственный, кто с помощью Twitch показывает, как устроена его творческая лаборатория.
Российские музыканты также раскрывают на популярной платформе секреты продакшена и игры на инструментах.
Например, стример под ником MILANRODD в прямом эфире показывает сведение хип-хоп-треков. Он последовательно и детально рассказывает про каждый бит, одновременно общается в чате с публикой и комментирует свои действия.
Виталий Голованов — музыкант метал-группы Ametist, основатель шоу «This is Хорошо» и автор нескольких успешных интернет-шоу — играет на гитаре онлайн. В своих стримах он рассказывает о приемах игры на инструменте: описывает разные звуки, показывает процессоры и другие примочки.
Впрочем, демонстрация и рассказ о деталях звукозаписи и звукоизвлечения — довольно редкое явление, по крайней мере в российском сегменте Twitch. По большей части платформа выполняет развлекательную функцию.
Например, стримерша Юлия Кошкина делает импровизации на основе информации из чата: зрители предлагают ей спеть песни с определенным набором слов и делают заказы. Естественно, не бесплатно.
Как зарабатывают стримеры
Существует несколько способов монетизации музыки на Twitch.
Первый — это подключение партнерской программы. Для этого ваш канал должен иметь более 50 подписчиков, не менее 500 минут трансляции за последние 30 дней и минимум семь дней трансляций за последний месяц.
Помимо этого, ваши трансляции в среднем должны смотреть не менее трех уникальных зрителей одновременно.
Дополнительно на Twitch можно заработать за счет встраиваемой в трансляцию рекламы.
Площадка дает стримерам, которые согласились встроить в свои видео автоматическую рекламу, больше возможностей для оформления канала и взаимодействия с пользователями. Также платформа увеличивает хранилище стримов для повторных просмотров.
Правда, при такой схеме сотрудничества стримера с Twitch зритель не сможет смотреть ролики блогера бесплатно (нужно будет платить около пяти долларов в месяц). Половину от этой суммы получит Twitch, другую половину — стример.
Еще один способ заработка на Twitch — это реклама. Она бывает двух видов: реклама от самой платформы и прямая, от рекламодателя. В обоих случаях доход не фиксирован: он зависит от популярности стримера и количества просмотров его роликов.
Российская компания StreamPub занимается продвижением стримеров и их взаимодействием с рекламодателями. По словам совладельца агентства Артура Авакяна, благодаря деятельности StreamPub все больше крупных брендов интересуются Twitch и сейчас это хорошо развивающийся сегмент развлекательного рынка.
«Например, у Sony Music Entertainment есть подающие надежды артисты. Мы берем трек артиста, идем к популярным стримерам и предлагаем им послушать эти треки в прямом эфире. То есть получается некий формат радиостанции, где вы можете попасть в ротацию», — рассказал Авакян.
Помимо этого, StreamPub продвигает в Twitch бренды, которые производят музыкальное оборудование и даже продукты питания.
«Есть, например, компания Sennheiser. Она ищет артистов, которые могли бы стать амбассадорами их бренда. Мы помогаем фирме найти таких артистов в Twitch», — объясняет Авакян.
«Еще мы продвигаем бренды процессоров или микрофонов. Чаще всего это распаковка, обзор и использование товаров рекламодателей в прямом эфире. То есть, мы приходим к стримерам и предлагаем им такие активности за деньги. Если у нас есть релевантный продукт питания для аудитории того или иного стримера (вроде нового шоколада или чипсов), мы также можем предложить автору канала разместить такую рекламу у себя на канале», — отметил представитель StreamPub.
Подробнее о том, как музыканты становятся амбассадорами брендов, читайте в нашем материале.
Один из главных способов заработка музыкального стримера — донаты.
«Я пою песни на заказ, это стоит определенных денег. Зрителей, которые хотят услышать любимую песню, много. Чтобы ограничить спрос, я поставила цену в 150 рублей за исполнение. Таким образом к концу месяца скапливается неплохая сумма, на которую можно оплачивать счета и покупать необходимую технику», — комментирует свой заработок Юлия Кошкина.
По ее словам, Twitch не контролирует эти пожертвования, так как они приходят через сторонние сервисы вроде Patreon.
Сколько музыканты могут заработать на Patreon
«Там есть разные нюансы, потому что сторонний сервис берет комиссию на вход и потом, если ты хочешь вывести деньги на карточку или на счет, в зависимости от банка, тоже берется комиссия», — уточняет Юлия.
Уровень дохода Юлии зависит от многих факторов.
«Реклама — неотъемлемая часть заработка, поэтому часто приходят соответствующие заказы. Их бывает много ближе к лету и перед Новым годом. В такие месяцы я могу заработать пару сотен тысяч рублей — это учитывая партнерку Twitch, донаты и рекламные заказы. Это цифра в урожайные месяцы. А так мой заработок в среднем — 100 тысяч рублей в месяц. Такую сумму я получаю за YouTube и Twitch. Сложно сказать, какой процент приходится именно на Twitch», — отметила Кошкина.
Ai Mori называет донаты своим основным заработком. Поэтому важную роль играет не только количество, но и активность аудитории стримера.
По словам Артура Авакяна, есть крупные каналы, у которых не самая мощная поддержка зрителей, но ее хватает, чтобы стример получал в месяц 2–3 тысячи долларов. А есть каналы, у которых меньший охват, но более активная аудитория, и зарабатывать их авторы могут по 5–6 тысяч долларов в месяц.
«Я знаю стримеров, которые занимаются музыкой, но это не единственная их деятельность. Они могут зарабатывать 20–50 тысяч рублей на донатах и поддержке Twitch. Плюс иногда может приходить платная реклама, и в целом тысяч 40–50 можно получать в месяц», — комментирует Авакян.
Сколько стоит сделать стрим
По словам Юлии Кошкиной, общая стоимость ее оборудования, в которое входят камера, свет, звуковая карта, виртуальный микшер, звуковые примочки, педали для гитары, фортепиано и лупер, — около полумиллиона рублей.
Впрочем, начать выступать на Twitch можно гораздо дешевле.
По мнению Ai Mori, новичку достаточно суммарно потратить на звуковую карту и микрофон 20 тысяч рублей.
Конечно, часто стоимость оборудования сказывается на звуке во время трансляции.
«Самоизоляция принесла с собой борьбу за зрителя. До этой ситуации никто о качестве звука на стримах сильно не заморачивался. Зрители, например, приходят послушать музыку, а слышат не самый качественный контент, что и отпугивает публику. Музыкант покупает микрофон, звуковую карту и зачастую много совершенно ненужного оборудования, не зная, как его настроить. Музыканты наслушаются советов, пробуют сделать все самостоятельно, а потом уже приходят ко мне и просят что-то с этим сделать», — объясняет Дмитрий Григорян, звукорежиссер и саунд-директор «Стримфеста», онлайн-фестиваля стримеров.
Вопрос правильного выведения звука в эфир — крайне важный и тонкий.
«Я спрашиваю у стримеров, какой аудиоредактор они знают, чтобы им было проще, и в дальнейшем они могли самостоятельно вносить изменения и сильно от меня не зависеть. Ассортимент программ велик, но подходит практически любой аудиоредактор, потому что принцип работы такого софта примерно одинаковый и выполняет он одни и те же функции», — говорит Дмитрий.
Выбор звуковой карты зависит от задачи стримера.
«Если человек поет или играет под минусовку, то звуковой карты среднего ценового диапазона (до 20 тысяч рублей) ему будет достаточно. Если есть необходимость подключить еще и фортепиано или прочие инструменты, то нужна звуковая карта с большим количеством входных-выходных сигналов, что увеличивает ее стоимость в несколько раз», — отметил звукорежиссер.
По мнению Дмитрия, качественный звук при должном умении можно настроить даже на самом дешевом оборудовании.
«Купить хорошую звуковую карту для домашнего использования можно тысяч за десять. Самый дешевый микрофон из тех, с которыми мне доводилось работать, стоил 15 тысяч. Как показывает практика, стримеры и музыканты, у которых онлайн больше 50–70 человек, уже имеют довольно качественные микрофоны. Есть стримеры, у которых микрофоны стоят по 80 тысяч рублей, от фирмы Neumann и других известных производителей», — рассказал звукорежиссер.
Проблемы с авторскими правами
В июне Twitch обновил правила использования музыкального контента на трансляциях. Стримерам запретили использовать треки, защищенные авторским правом. Это решение неприятно отразилось на исполнителях и музыкальных стримерах, которые включали чужую музыку в своих эфирах.
По словам Артура Авакяна, в первую очередь новые правила ударили по авторам каналов, чьи зрители присылали донаты, чтобы стример послушал у себя в эфире трек какого-нибудь исполнителя.
«Например, я смотрел стрим игры Fortnite и у меня была возможность задонатить сто рублей. Я прикладывал к своему пожертвованию ссылку на YouTube, и видео автоматически начинало проигрываться во время стрима. Или есть, например, стример, который слушает тяжелую музыку, а я ему решил Оксимирона подкинуть и хочу услышать реакцию автора канала. Этот формат для некоторых стримеров составлял 30% месячного дохода. Теперь за несанкционированное использование музыки может прилететь страйк. А три страйка — это бан», — объясняет Авакян.
Twitch также может вынести предупреждение стримерам за архивные видео с фрагментами чужой музыки.
«Поэтому многие стримеры бросились удалять свои клипы — это очень тяжелое эмоциональное решение, особенно, для музыкантов», — уточняет Авакян.
Впрочем, по его словам, музыкальные стримеры быстро адаптировались к новой реальности. Стримеры начали использовать собственные семплы и музыку, обновили плейлист и продолжили свое дело.
«Исполнять и включать каверы без использования оригинальных семплов — можно», — отметил сотрудник StreamPub.
Из-за часто меняющихся правил платформ Ai Mori советует работать на нескольких площадках одновременно.
«Twitch и YouTube часто блокируют пользователей за нарушение авторских прав. Чтобы не остаться у разбитого корыта, в идеале ты должен быть везде. Ты можешь петь каверы, главное — чтобы встроенная в платформу система алгоритмов не распознала, что это кавер. Соответственно, не следует включать или исполнять на стриме оригинальную аранжировку чужой песни или аранжировку, похожую на оригинал», — отметила Ai Mori.
Советы начинающим стримерам-музыкантам
Артур Авакян считает, что, если человек талантлив, он добьется успеха. Главное — не опустить руки, столкнувшись с первыми трудностями.
«Не надо бояться. Тем более когда пишешь альбомы или треки. Здесь так же, как с бизнесом. Наша компания была основана в 2016 году, и до недавнего времени о нас знали немногие. Мы сделали много ошибок, и каждый раз думали, что все, нам конец. Но это оказалось не так», — отметил представитель StreamPub.
Юлия Кошкина выражает схожий оптимизм и отмечает, что начинающие стримеры должны не бояться пользоваться своими положительными сторонами. При этом, по словам Юлии, необходимо показать публике, чем вы отличаетесь от конкурентов, потому что музыкантов на Twitch много.
«Публике интересны те, кто не боится показать себя, у кого есть искра внутри, на кого интересно смотреть. Людям нравятся те, кто не боится тесно общаться со зрителями и показаться глупым. Я пришла к трансляциям и прямым эфирам, потому что мне сильно этого хотелось, я этим жила. Единственный совет — заниматься творчеством, ничего не бояться, и вы обязательно найдете своего зрителя», — поделилась Кошкина.