Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/instructions/section/214/image/main-aa9d5259304e59009eedd3c8b74cd53f.jpg2020-08-30T16:10От представителей Moscow Music Week, инициативы RUSH и News from HelsinkiСоветы по успешному выступлению на шоукейсе
Инструкции
Читать 16 минут

Советы по успешному выступлению на шоукейсе

Со 2 по 5 сентября в Москве состоится конференция и шоукейс-фестиваль Moscow Music Week, где выступят около 100 артистов. В преддверии события «ИМИ.Журнал» расспросил опытных промоутеров и организаторов шоукейс-фестивалей о том, как музыкантам стоит показывать себя и что важно сделать до выхода на сцену. 

В этом году ИМИ — генеральный партнер музыкальной конференции Moscow Music Week, которая состоится 3 и 4 сентября на площадке дизайн-завода «Флакон». Мы проведем на MMW три дискуссии о важных и актуальных проблемах отечественной музыкальной индустрии. Купить билеты.


Таня Макарова 

Директор конференции Moscow Music Week

Задумайтесь о позиционировании 

Для всех делегатов всегда очень важно то, как артист себя позиционирует. То, как он выглядит, как он двигается на сцене, каков его артистический образ, насколько эффектно его шоу и каков потенциал артиста. Можно быть не идеальным и не гениальным музыкантом, но должна считываться особенность. И если это присутствует, то артиста могут позвать куда-то выступить, вложить в него деньги — инвестировать в его альбомы и продакшен.

Инвестируйте в себя

История о том, что ты приезжаешь на шоукейс-фестиваль за свои деньги и все себе сам оплачиваешь (а еще и платишь за участие в самом шоукейсе), — это абсолютно нормальная международная практика. Все международные шоукейсы так работают: от Iceland Airwaves до Reeperbahn Festival, куда вообще невозможно попасть бесплатно, особенно на конференцию, посвященную актуальным вопросам музыкального бизнеса.

В этом и заключается индустрия: тебе нужно заплатить, чтобы участвовать в выставке талантов. По сути, шоукейс-фестиваль — это выставка талантов. Я считаю, что ни один артист не должен бояться инвестировать в себя, но нужно всегда понимать, что известность и путь к известности — это отчасти удача и случай. Поэтому не нужно расстраиваться и жалеть о потраченных деньгах: не инвестируя в собственную карьеру, добиться чего-либо невозможно. 

Попробуйте договориться об удачном слоте 

Вести переговоры с организаторами о том, чтобы тебя поставили в какой-то наиболее интересный слот на классном шоукейсе, можно и даже нужно.  Но если мы говорим, например, про западные фестивали, там есть шоукейсы, которые проходят в 12 часов дня, и может быть забит полный зал, стоять очередь на вход. Потому что там главная цель шоукейса — чтобы пришли делегаты и представители индустрии. В России пока что индустрия не так велика. В этом году, например, на Moscow Music Week мы вообще не сможем привезти иностранных делегатов из-за закрытых границ, поэтому все усложняется. 

Придумайте, как привлечь аудиторию

Как это работает в европейском мире: есть специальные PR-агентства, которые занимаются привлечением аудитории во время шоукейс-фестиваля — для конкретного артиста. Они работают с базой [делегатов и экспертов], делают PR-рассылку по своей базе и приглашают на концерт делегатов, слушателей и всех заинтересованных лиц. Если такой возможности нет, то, конечно, лучше прийти на конференцию, со всеми познакомиться, для всех подготовить какие-то красивые карточки-презентации. В общем, важно общаться и развиваться в плане нетворкинга. Очень часто артистам сложно это делать самим, поэтому они нанимают менеджеров, но бывает так, что артисты знакомятся со всеми сами, потому что нет возможности кого-то нанять.

Шоукейс фестиваля «Боль» на Moscow Music Week 2019

Вероника Белоусова  

Соосновательница инициативы RUSH и фестиваля Sound Up

Подготовьте пресс-пакет

Шоукейс-фестивали cобирают разных профессионалов из музыкальной сферы: программные директора фестивалей и площадок, представители букинг- и менеджмент-агентств, лейблы, продюсеры, журналисты. Каждый приходит со своим индивидуальным фестивальным маршрутом (в который вы попадете или нет) и ищет то, что нужно конкретно ему.

Делегаты начинают изучать артистов, конечно, не с выступления, а с сайта фестиваля. Эксперт просматривает лайнап, предварительного знакомится с творчеством групп интересующих его жанров. Поэтому для начала крайне важно убедиться, что вас можно найти на сайте и вы представлены в лучшем свете. Проверьте набор жанровых тегов и убедитесь в том, что ваш профайл — аннотация о проекте, фото, видео, прикрепленные треки — вас «продает». В пресс-тексте не стесняйтесь упоминать медиа, которые о вас писали, названия лейблов, на которых вы издавались, фестивали и площадки, на которых вы выступали, комментарии музыкантов «старшего эшелона» о вашем творчестве и так далее.  

Интервью с куратором инициативы RUSH Денисом Бояриновым — о том, как русским музыкантам пробиться за рубеж

Репетируйте

На фестивале важно круто отыграть. Те профессионалы, которые придут на ваш концерт, уже услышали или увидели в вас что-то интересное, и на выступлении они будут оценивать, так ли вы хороши в лайве, как на записях, достаточно ли у вас опыта выступлений и возможно ли продавать ваш проект площадкам и фестивалям, захотят ли люди купить ваш мерч после концерта. Соответственно, репетиции, репетиции и еще раз репетиции. 

Составьте впечатляющий сет-лист 

Важно подумать о том, как сделать программу выступления равномерно впечатляющей. Если вы выступаете на большом шоукейс-фестивале с насыщенной программой, многие профессионалы не смогут прийти к началу вашего выступления. Эксперты могут послушать 10–15 минут сета, а затем убежать на другой концерт. Соответственно, убедитесь, что козыри равномерно распределены по всей программе и смогут произвести впечатление как на тех, кто пришел к началу выступления, так и на тех, кто пришел к концу концерта. 

Приготовьтесь к быстрому саундчеку и скромному райдеру

Нужно понимать: шоукейс-фестиваль — это в первую очередь b2b-событие (шоукейс-фестиваль — платформа для новых бизнес-контактов и сотрудничества, музыкант показывает свой проект другим участникам индустрии. — Прим. «ИМИ.Журнала»), направленное на представление музыкантов индустрии. В нем есть определенная специфика: короткие выступления, короткие саундчеки (или даже в основном лайнчеки), минимальный технический райдер, который нужно зачастую довозить артисту за свои деньги, отсутствие бытового райдера (вода и пиво — практически всегда, но весь остальной хоспиталити — крайне редко). Организаторы вкладывают немалые деньги, чтобы собрать профессионалов и журналистов на свой фестиваль и дать им возможность увидеть и услышать вас. Шоукейс-фестивали — это в первую очередь история партнерства. Требовать от таких событий пакета, который традиционно дает b2с-фестиваль (на такие фестивали артист привлекает своих слушателей, тем самым помогая организатору продать больше билетов; известные b2c-фестивали России — «Боль», Stereoleto, Пикник «Афиши» и другие. — Прим. «ИМИ.Журнала»), не нужно и совершенно бессмысленно.

Наймите своего звукорежиссера 

Свой звукорежиссер на любом концерте — большой плюс. На шоукейсах это особенно важно с учетом ограниченного саундчека и короткой продолжительности выступления. Тут звукорежиссер, знающий материал, сможет быстрее сориентироваться в ситуации и настроить звук в условиях лайнчека. 

Отложите деньги на трансфер 

Пока вы не начнете стабильно продавать залы на 500 человек, никто не будет оплачивать вам перелет или проезд. Это касается и шоукейс-фестивалей, и туров по Европе. Некоторые большие европейские b2c-фестивали могут оплачивать дорожные расходы или проживание. Но в целом — до тех пор, пока вы не готовы будете показать свою аудиторию на том или ином рынке (стриминг-сервисы, продажа билетов на концерты) — туры и выступления будут вашей инвестицией в рост этой самой аудитории. Это нормально, и это общемировая практика.

Не думайте про гонорар

Гонорары платят тем музыкантам, которые, во-первых, гарантированно продают нужное организатору количество билетов, во-вторых, соберут прессу и увеличат упоминаемость фестиваля в медиа. 

Изучите мировые шоукейс-фестивали 

Не нужно переоценивать волшебство слова «шоукейс-фестиваль». Их много, и не все они стоят ваших финансовых инвестиций. В Европе из стоящих — The Great Escape (Великобритания), Reeperbahn (Германия), Tallinn Music Week (уже несколько лет основная площадка для встречи музыкантов и профессионалов Западной и Восточной Европы), MENT (Словения). В России движущий локомотив — это, конечно же, Moscow Music Week, до пандемии инвестировавший большие деньги в привоз европейских журналистов и букеров.  

Шоукейс шоукейсу рознь. Есть и шоукейс-фестивали, заточенные под жанр, они узкоспециализированные. Таким, например, является ADE (Amsterdam Dance Event) — фестиваль электронной музыки, или Classical:NEXT — фестиваль инструментальной музыки, современной классики, исполнительского искусства. Есть WOMAD, в ДНК которого вписана фолк-музыка, или Jazzahead, который ориентирован на джаз. В общем, одной из важных задач вашего менеджера будет как раз поиск фестивалей, подходящих именно вашей группе, чтобы ваша инвестиция принесла большую отдачу.

Шоукейс фестиваля «Боль» на Moscow Music Week 2019

Григорий Гольденцвайг
Организатор национальных шоукейсов News from Helsinki, Russia:Music:Change в Стокгольме


Изучите шоукейс, на который объявлен набор

Важно узнать историю и репутацию шоукейс-фестиваля, в котором вы хотите участвовать. Например, профессионалы индустрии знают, что есть Tallinn Music Week — лучшая витрина балтийско-постсоветской сцены (и финской заодно) с достаточным количеством западных делегатов. Если вы позиционируете себя как артиста, потенциально интересного для рынка постсоветских стран, логично туда отправиться. 

А если это новый шоукейс и истории нет? Я помню, когда Мартин Элборн и частично люди, которые делали Glastonbury, вместе с культурными властями Брайтона придумали новый шоукейс — The Great Escape. Это было в 2006 году. Всем было понятно, кто эти люди, стоящие за фестивалем, и что у них есть кредит доверия.

Можно и нужно смотреть списки предыдущих участников шоукейса и, главное, узнать, какие делегаты приезжали на этот фестиваль. То есть, если музыкант хочет продать больше концертов или познакомиться с каким-то лейблом, вряд ли нужно подаваться на фестиваль, где среди делегатов будут в основном производители аудиооборудования. Задача менеджера — провести исследование, узнать, кто, где и когда на этом шоукейсе выступал, кто из нужных вам людей там бывает, у кого что там получилось. 

Шоукейс фестиваля «Боль» на Moscow Music Week 2019

Не забудьте также изучить, какие площадки вам предлагает фестиваль, соберутся ли на них люди. Находятся ли клубы в центре событий, далеко ли площадки от районов, где кипит жизнь шоукейс-фестиваля, или до клуба нужно ехать куда-то в другую сторону, и так далее. Если далеко добираться, велик шанс, что люди не дойдут, пропустят ваше выступление, и так далее. Также подумайте о значимости техрайдера: подойдет ли вам оборудование площадки — сможете ли вы показать себя, не жертвуя принципиально важными для вас элементами? Например, ваше шоу полностью завязано на видео, а на площадке нет проектора и экрана. Возможно ли пожертвовать видеопроекцией — или это будет уже не ваше шоу? 

Убедитесь, что ваш проект может заинтересовать делегатов

Музыкант должен задаться вопросом «Зачем мне этот шоукейс?». Я предполагаю, что ответ будет таким: «Для того, чтобы показать себя потенциальным покупателям». Покупатели — это те, кого может заинтересовать ваш продукт, они могут сделать вам промо, концерт, помочь организовать тур или «купить» у вас что-то другое. Поэтому, если вы решили, что вам нужен шоукейс, важно определиться, какой фестиваль вам нужен и будут ли там покупатели, которых вы можете заинтересовать. Оцените не только за, но и против: не оказываетесь ли вы в роли бесплатной массовки на чьем-то чужом празднике жизни?

Деятельность менеджера на шоукейсе не менее важна, чем выступление артиста. Менеджер группы должен заранее изучить тех, кто из покупателей едет на тот или иной фестиваль. Затем нужно с ними познакомиться, написать им адресные имейлы, связаться в Facebook — зависит от профиля. В дни шоукейса менеджер должен охотиться на делегатов, приглашать их на выступление артиста и ненавязчиво напоминать о времени и месте. Поэтому важно не быть, например, самым первым в программе, когда половина делегатов еще в аэропорту, а половина не вышла с фуршета. Лучше отыграть несколько слотов в разное время и в разных местах и, возможно, на площадках разного формата. Если позволяет концепция фестиваля. 

Познакомьтесь с делегатом и подарите ему что-то на память

Менеджеру артиста: когда покупатели пришли на площадку, попробуйте завязать с ними отношения. Как минимум тепло поприветствуйте нужного человека, предложите пива, обязательно дайте диск, кассету, майку, значок, стикер (в соответствии со стилистикой проекта) — то, что напомнит об артисте, будет найдено на дне делегатской сумки и не выкинуто. Позаботьтесь о том, чтобы у важного для вас покупателя осталось приятное впечатление и напоминание об артисте, которое позволит выделить его из многих отслушанных. 

Что это может быть за напоминание — вопрос индивидуальный. Если, например, это японский делегат, то дарите все позиции мерча, красиво их заверните: японцам важна физическая составляющая. Если это условный Мартин Элборн из Glastonbury, у него, в общем, все в этой жизни уже есть. Но, возможно, такой человек не откажется от пинты хорошего пива, за которой вы ему сможете сказать два лишних ценных слова об артисте. Стройте отношения.

Приведите в порядок ваши соцсети

Если мы говорим, например, о видео на YouTube — очень важно, чтобы в поиске по вашему имени первым выпадало ваше самое крутое концертное видео. Потому что его посмотрят потенциальные промоутеры и мало кто будет терпеть неинформативное интро или отсматривать несколько роликов, если не понравился первый. 

На самом шоукейсе кто-то придет на вашу первую песню, кто-то опоздает, кто-то придет на последнюю, кто-то придет посередине, кто-то не дойдет — думайте о том, как построить программу, чтобы понять и оценить ее можно было, слушая с любого места. 

В этом году ИМИ — генеральный партнер музыкальной конференции Moscow Music Week, которая состоится 3 и 4 сентября на площадке дизайн-завода «Флакон». Мы проведем на MMW три дискуссии о важных и актуальных проблемах отечественной музыкальной индустрии. Купить билеты.