Советы по успешному выступлению на шоукейсе
Со 2 по 5 сентября в Москве состоится конференция и шоукейс-фестиваль Moscow Music Week, где выступят около 100 артистов. В преддверии события «ИМИ.Журнал» расспросил опытных промоутеров и организаторов шоукейс-фестивалей о том, как музыкантам стоит показывать себя и что важно сделать до выхода на сцену.
В этом году ИМИ — генеральный партнер музыкальной конференции Moscow Music Week, которая состоится 3 и 4 сентября на площадке дизайн-завода «Флакон». Мы проведем на MMW три дискуссии о важных и актуальных проблемах отечественной музыкальной индустрии. Купить билеты.
Задумайтесь о позиционировании
Для всех делегатов всегда очень важно то, как артист себя позиционирует. То, как он выглядит, как он двигается на сцене, каков его артистический образ, насколько эффектно его шоу и каков потенциал артиста. Можно быть не идеальным и не гениальным музыкантом, но должна считываться особенность. И если это присутствует, то артиста могут позвать куда-то выступить, вложить в него деньги — инвестировать в его альбомы и продакшен.
Инвестируйте в себя
История о том, что ты приезжаешь на шоукейс-фестиваль за свои деньги и все себе сам оплачиваешь (а еще и платишь за участие в самом шоукейсе), — это абсолютно нормальная международная практика. Все международные шоукейсы так работают: от Iceland Airwaves до Reeperbahn Festival, куда вообще невозможно попасть бесплатно, особенно на конференцию, посвященную актуальным вопросам музыкального бизнеса.
В этом и заключается индустрия: тебе нужно заплатить, чтобы участвовать в выставке талантов. По сути, шоукейс-фестиваль — это выставка талантов. Я считаю, что ни один артист не должен бояться инвестировать в себя, но нужно всегда понимать, что известность и путь к известности — это отчасти удача и случай. Поэтому не нужно расстраиваться и жалеть о потраченных деньгах: не инвестируя в собственную карьеру, добиться чего-либо невозможно.
Попробуйте договориться об удачном слоте
Вести переговоры с организаторами о том, чтобы тебя поставили в какой-то наиболее интересный слот на классном шоукейсе, можно и даже нужно. Но если мы говорим, например, про западные фестивали, там есть шоукейсы, которые проходят в 12 часов дня, и может быть забит полный зал, стоять очередь на вход. Потому что там главная цель шоукейса — чтобы пришли делегаты и представители индустрии. В России пока что индустрия не так велика. В этом году, например, на Moscow Music Week мы вообще не сможем привезти иностранных делегатов из-за закрытых границ, поэтому все усложняется.
Придумайте, как привлечь аудиторию
Как это работает в европейском мире: есть специальные PR-агентства, которые занимаются привлечением аудитории во время шоукейс-фестиваля — для конкретного артиста. Они работают с базой [делегатов и экспертов], делают PR-рассылку по своей базе и приглашают на концерт делегатов, слушателей и всех заинтересованных лиц. Если такой возможности нет, то, конечно, лучше прийти на конференцию, со всеми познакомиться, для всех подготовить какие-то красивые карточки-презентации. В общем, важно общаться и развиваться в плане нетворкинга. Очень часто артистам сложно это делать самим, поэтому они нанимают менеджеров, но бывает так, что артисты знакомятся со всеми сами, потому что нет возможности кого-то нанять.
Подготовьте пресс-пакет
Шоукейс-фестивали cобирают разных профессионалов из музыкальной сферы: программные директора фестивалей и площадок, представители букинг- и менеджмент-агентств, лейблы, продюсеры, журналисты. Каждый приходит со своим индивидуальным фестивальным маршрутом (в который вы попадете или нет) и ищет то, что нужно конкретно ему.
Делегаты начинают изучать артистов, конечно, не с выступления, а с сайта фестиваля. Эксперт просматривает лайнап, предварительного знакомится с творчеством групп интересующих его жанров. Поэтому для начала крайне важно убедиться, что вас можно найти на сайте и вы представлены в лучшем свете. Проверьте набор жанровых тегов и убедитесь в том, что ваш профайл — аннотация о проекте, фото, видео, прикрепленные треки — вас «продает». В пресс-тексте не стесняйтесь упоминать медиа, которые о вас писали, названия лейблов, на которых вы издавались, фестивали и площадки, на которых вы выступали, комментарии музыкантов «старшего эшелона» о вашем творчестве и так далее.
Интервью с куратором инициативы RUSH Денисом Бояриновым — о том, как русским музыкантам пробиться за рубеж
Репетируйте
На фестивале важно круто отыграть. Те профессионалы, которые придут на ваш концерт, уже услышали или увидели в вас что-то интересное, и на выступлении они будут оценивать, так ли вы хороши в лайве, как на записях, достаточно ли у вас опыта выступлений и возможно ли продавать ваш проект площадкам и фестивалям, захотят ли люди купить ваш мерч после концерта. Соответственно, репетиции, репетиции и еще раз репетиции.
Составьте впечатляющий сет-лист
Важно подумать о том, как сделать программу выступления равномерно впечатляющей. Если вы выступаете на большом шоукейс-фестивале с насыщенной программой, многие профессионалы не смогут прийти к началу вашего выступления. Эксперты могут послушать 10–15 минут сета, а затем убежать на другой концерт. Соответственно, убедитесь, что козыри равномерно распределены по всей программе и смогут произвести впечатление как на тех, кто пришел к началу выступления, так и на тех, кто пришел к концу концерта.
Приготовьтесь к быстрому саундчеку и скромному райдеру
Нужно понимать: шоукейс-фестиваль — это в первую очередь b2b-событие (шоукейс-фестиваль — платформа для новых бизнес-контактов и сотрудничества, музыкант показывает свой проект другим участникам индустрии. — Прим. «ИМИ.Журнала»), направленное на представление музыкантов индустрии. В нем есть определенная специфика: короткие выступления, короткие саундчеки (или даже в основном лайнчеки), минимальный технический райдер, который нужно зачастую довозить артисту за свои деньги, отсутствие бытового райдера (вода и пиво — практически всегда, но весь остальной хоспиталити — крайне редко). Организаторы вкладывают немалые деньги, чтобы собрать профессионалов и журналистов на свой фестиваль и дать им возможность увидеть и услышать вас. Шоукейс-фестивали — это в первую очередь история партнерства. Требовать от таких событий пакета, который традиционно дает b2с-фестиваль (на такие фестивали артист привлекает своих слушателей, тем самым помогая организатору продать больше билетов; известные b2c-фестивали России — «Боль», Stereoleto, Пикник «Афиши» и другие. — Прим. «ИМИ.Журнала»), не нужно и совершенно бессмысленно.
Наймите своего звукорежиссера
Свой звукорежиссер на любом концерте — большой плюс. На шоукейсах это особенно важно с учетом ограниченного саундчека и короткой продолжительности выступления. Тут звукорежиссер, знающий материал, сможет быстрее сориентироваться в ситуации и настроить звук в условиях лайнчека.
Отложите деньги на трансфер
Пока вы не начнете стабильно продавать залы на 500 человек, никто не будет оплачивать вам перелет или проезд. Это касается и шоукейс-фестивалей, и туров по Европе. Некоторые большие европейские b2c-фестивали могут оплачивать дорожные расходы или проживание. Но в целом — до тех пор, пока вы не готовы будете показать свою аудиторию на том или ином рынке (стриминг-сервисы, продажа билетов на концерты) — туры и выступления будут вашей инвестицией в рост этой самой аудитории. Это нормально, и это общемировая практика.
Не думайте про гонорар
Гонорары платят тем музыкантам, которые, во-первых, гарантированно продают нужное организатору количество билетов, во-вторых, соберут прессу и увеличат упоминаемость фестиваля в медиа.
Изучите мировые шоукейс-фестивали
Не нужно переоценивать волшебство слова «шоукейс-фестиваль». Их много, и не все они стоят ваших финансовых инвестиций. В Европе из стоящих — The Great Escape (Великобритания), Reeperbahn (Германия), Tallinn Music Week (уже несколько лет основная площадка для встречи музыкантов и профессионалов Западной и Восточной Европы), MENT (Словения). В России движущий локомотив — это, конечно же, Moscow Music Week, до пандемии инвестировавший большие деньги в привоз европейских журналистов и букеров.
Шоукейс шоукейсу рознь. Есть и шоукейс-фестивали, заточенные под жанр, они узкоспециализированные. Таким, например, является ADE (Amsterdam Dance Event) — фестиваль электронной музыки, или Classical:NEXT — фестиваль инструментальной музыки, современной классики, исполнительского искусства. Есть WOMAD, в ДНК которого вписана фолк-музыка, или Jazzahead, который ориентирован на джаз. В общем, одной из важных задач вашего менеджера будет как раз поиск фестивалей, подходящих именно вашей группе, чтобы ваша инвестиция принесла большую отдачу.
Изучите шоукейс, на который объявлен набор
Важно узнать историю и репутацию шоукейс-фестиваля, в котором вы хотите участвовать. Например, профессионалы индустрии знают, что есть Tallinn Music Week — лучшая витрина балтийско-постсоветской сцены (и финской заодно) с достаточным количеством западных делегатов. Если вы позиционируете себя как артиста, потенциально интересного для рынка постсоветских стран, логично туда отправиться.
А если это новый шоукейс и истории нет? Я помню, когда Мартин Элборн и частично люди, которые делали Glastonbury, вместе с культурными властями Брайтона придумали новый шоукейс — The Great Escape. Это было в 2006 году. Всем было понятно, кто эти люди, стоящие за фестивалем, и что у них есть кредит доверия.
Можно и нужно смотреть списки предыдущих участников шоукейса и, главное, узнать, какие делегаты приезжали на этот фестиваль. То есть, если музыкант хочет продать больше концертов или познакомиться с каким-то лейблом, вряд ли нужно подаваться на фестиваль, где среди делегатов будут в основном производители аудиооборудования. Задача менеджера — провести исследование, узнать, кто, где и когда на этом шоукейсе выступал, кто из нужных вам людей там бывает, у кого что там получилось.
Не забудьте также изучить, какие площадки вам предлагает фестиваль, соберутся ли на них люди. Находятся ли клубы в центре событий, далеко ли площадки от районов, где кипит жизнь шоукейс-фестиваля, или до клуба нужно ехать куда-то в другую сторону, и так далее. Если далеко добираться, велик шанс, что люди не дойдут, пропустят ваше выступление, и так далее. Также подумайте о значимости техрайдера: подойдет ли вам оборудование площадки — сможете ли вы показать себя, не жертвуя принципиально важными для вас элементами? Например, ваше шоу полностью завязано на видео, а на площадке нет проектора и экрана. Возможно ли пожертвовать видеопроекцией — или это будет уже не ваше шоу?
Убедитесь, что ваш проект может заинтересовать делегатов
Музыкант должен задаться вопросом «Зачем мне этот шоукейс?». Я предполагаю, что ответ будет таким: «Для того, чтобы показать себя потенциальным покупателям». Покупатели — это те, кого может заинтересовать ваш продукт, они могут сделать вам промо, концерт, помочь организовать тур или «купить» у вас что-то другое. Поэтому, если вы решили, что вам нужен шоукейс, важно определиться, какой фестиваль вам нужен и будут ли там покупатели, которых вы можете заинтересовать. Оцените не только за, но и против: не оказываетесь ли вы в роли бесплатной массовки на чьем-то чужом празднике жизни?
Деятельность менеджера на шоукейсе не менее важна, чем выступление артиста. Менеджер группы должен заранее изучить тех, кто из покупателей едет на тот или иной фестиваль. Затем нужно с ними познакомиться, написать им адресные имейлы, связаться в Facebook — зависит от профиля. В дни шоукейса менеджер должен охотиться на делегатов, приглашать их на выступление артиста и ненавязчиво напоминать о времени и месте. Поэтому важно не быть, например, самым первым в программе, когда половина делегатов еще в аэропорту, а половина не вышла с фуршета. Лучше отыграть несколько слотов в разное время и в разных местах и, возможно, на площадках разного формата. Если позволяет концепция фестиваля.
Познакомьтесь с делегатом и подарите ему что-то на память
Менеджеру артиста: когда покупатели пришли на площадку, попробуйте завязать с ними отношения. Как минимум тепло поприветствуйте нужного человека, предложите пива, обязательно дайте диск, кассету, майку, значок, стикер (в соответствии со стилистикой проекта) — то, что напомнит об артисте, будет найдено на дне делегатской сумки и не выкинуто. Позаботьтесь о том, чтобы у важного для вас покупателя осталось приятное впечатление и напоминание об артисте, которое позволит выделить его из многих отслушанных.
Что это может быть за напоминание — вопрос индивидуальный. Если, например, это японский делегат, то дарите все позиции мерча, красиво их заверните: японцам важна физическая составляющая. Если это условный Мартин Элборн из Glastonbury, у него, в общем, все в этой жизни уже есть. Но, возможно, такой человек не откажется от пинты хорошего пива, за которой вы ему сможете сказать два лишних ценных слова об артисте. Стройте отношения.
Приведите в порядок ваши соцсети
Если мы говорим, например, о видео на YouTube — очень важно, чтобы в поиске по вашему имени первым выпадало ваше самое крутое концертное видео. Потому что его посмотрят потенциальные промоутеры и мало кто будет терпеть неинформативное интро или отсматривать несколько роликов, если не понравился первый.
На самом шоукейсе кто-то придет на вашу первую песню, кто-то опоздает, кто-то придет на последнюю, кто-то придет посередине, кто-то не дойдет — думайте о том, как построить программу, чтобы понять и оценить ее можно было, слушая с любого места.
В этом году ИМИ — генеральный партнер музыкальной конференции Moscow Music Week, которая состоится 3 и 4 сентября на площадке дизайн-завода «Флакон». Мы проведем на MMW три дискуссии о важных и актуальных проблемах отечественной музыкальной индустрии. Купить билеты.