В список вошли 100 альбомов, вышедших в России и странах бывшего СССР с 1991 по 2020 год. В числе экспертов — более 50 представителей индустрии, музыканты, журналисты и промоутеры.
«Музыкальные рынки стран (бывшего СССР) вопреки геополитике были если не единым целым, то постоянно соприкасались друг с другом, влияли друг на друга. Какие‑то больше, какие‑то меньше. И топ-20, показывает, что эти соприкосновения и взаимопроникновения были довольно сильными. Это была некая общая сфера и общий рынок. Данный топ — взгляд на этот общий рынок, прежде всего из России. Вполне возможно, если похожий топ будет составляться в Киеве, Минске или Риге, он будет другой — и это классно. Мы живем в мире множества оптик. Мы долго думали про то, как обозвать альбомы из списка. Русские и российские не подходят по определению, отечественные — тоже русскоязычные — тем более, поэтому мы пошли тем же путем, что создатели книги „Не надо стесняться”. Термина лучше „постсоветский», увы, никто не придумал», — рассказал редактор раздела «Музыка» «Афиши Daily» и продюсер проекта Николай Овчинников.
Итоговый топ-20 выглядит так.
- «Звуки Му» — «Грубый закат»
- «Птицу Емъ» — «Давай забудем о морали»
- Tequilajazz — «Целлулоид»
- «Грибы» — «Дом на колесах, ч. 1»
- Сергей Курехин — «Воробьиная оратория»
- Дельфин — «Глубина резкости»
- Zdob Is Zdub — «Hardcore Moldovenesc»
- «5’ NIZZA» — «5’ NIZZA»
- ЛСП — «Tragic City»
- Скриптонит — «Дом с нормальными явлениями»
- Иван Дорн — «Randorn»
- T.A.T.U — «200 по встречной»
- Борис Гребенщиков — «Русский альбом»
- Егор Летов — «Сто лет одиночества»
- NRKTK — «Планета любовь»
- «Мумий Тролль» — «Морская»
- «Аукцыон» — «Птица»
- «Кино» — «Черный альбом»
- Михей и Джуманджи — «Сука Любовь»
- Иван Дорн — «Co’n’Dorn»
С полным списком можно ознакомиться здесь.