Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/470/image/article-764466705288e4b71bf5d2935d3ffb93.jpgКарина Бычкова2021-10-20T14:50Виктория Синявская — о тенденциях в российской музыкальной индустрииСоветы музыкантам от главы Believe Россия
Советы музыкантам от главы Believe Россия
Виктория Синявская — о тенденциях в российской музыкальной индустрии
Фотография предоставлена героиней материала

Советы музыкантам от главы Believe Россия

Виктория Синявская — о тенденциях в российской музыкальной индустрии
Фотография предоставлена героиней материала

Дистрибьютор Believe работает в России с 2012 года: когда компания пришла в нашу страну, еще не существовало рынка цифровой музыки. С тех пор появились стриминги, а соцсети стали одними из основных площадок для наращивания аудитории. Мы поговорили с региональным директором компании Believe в России и Восточной Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Турции Викторией Синявской о тенденциях в российской музыкальной индустрии и попросили ее дать советы артистам по продвижению своей музыки.  


Российский музыкальный рынок очень перспективный. Дерзайте! 

В 2019 году Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) назвала российский рынок наиболее перспективным, потому что у него был самый высокий рост в мире. С 2018-го по 2019-й местный рынок вырос в два раза. По нашей статистике, в России за музыку платит не больше 7% населения. К примеру, во Франции это 16%. И по этому опыту можно судить, что после преодоления порога в 6% начинается особо стремительное развитие. 

Сейчас рынок становится более структурированным и зрелым. Будущее — за цифровой дистрибуцией, конкуренция среди площадок растет, и их общая задача — конвертировать людей в платных подписчиков. К тому же в России много сильных локальных стримингов с большой аудиторией. Значит, все будет идти быстрее и быстрее. 

Продолжайте записывать песни на русском языке  

В России очень много слушают локальную музыку, это сильно отличается от большинства других рынков. Локальная музыка здесь самая популярная, это заметно по чартам, в которых зачастую мало крупных западных звезд. Бывают недели, когда топовые международные артисты выпускают релизы одновременно с российскими музыкантами, и локальные артисты, несмотря на конкуренцию, выбиваются на первые места. 

Используйте все площадки для своего продвижения 

Когда рынок цифровой музыки начал развиваться, это принесло дополнительный доход для артистов и сами артисты поняли, что теперь они могут монетизировать творчество независимо от традиционного лейбла. Теперь у них есть прямая связь со своей аудиторией через площадки и соцсети. Создавайте креативный контент — в том же самом TikTok. Налаживайте обратную связь, общайтесь со своей аудиторией — как в турах, так и внутри социальных сетей. Пишите музыку, делитесь ею. Еще важно сотрудничать с другими артистами: иногда это тоже срабатывает.  

Выбирайте дистрибьютора музыки в зависимости от текущих карьерных потребностей  

Когда начинающий артист написал музыку у себя дома и просто хочет появиться на цифровых площадках, для него есть наш дистрибьютор TuneCore: артист получает 100% своего дохода и размещает творчество на всех стриминговых платформах мира.  

По мере роста — когда артист понимает, что не может развиваться самостоятельно — он может воспользоваться сервисом дистрибуции Believe. На этом этапе к нему подключается ряд специалистов, которые помогают ему развивать карьеру. Это наш основной бизнес в России. 

Есть еще направление Artist Services, в рамках которого мы предлагаем более расширенный список сервисов: например, помогаем формировать релизную стратегию, берем на себя пиар, диджитал-маркетинг, коммуникацию со стриминговыми сервисами и маркетинговые активности с ними, разрабатываем креативы для социальных сетей, запускаем наружную рекламу. Кроме этого, у каждого артиста автоматически появляется проджект-менеджер, способный решить любой текущий вопрос. В рамках Artist Services мы выстраиваем отношения на долгосрочной основе, в этом направлении у нас около двадцати артистов

Когда артисты начинают выходить на профессиональный уровень, они хорошо понимают, что происходит на рынке, и это тоже помогает им понять, в какую сторону нужно двигаться. Вообще, в пространстве, которое строится вокруг творчества и артиста, может произойти что угодно. Если у артиста есть потребность перейти из одного направления в другое, мы всегда это обсуждаем. По факту мы просто смотрим, правильный ли это момент для перехода, и принимаем общее решение. Например, артисты MiyaGi и #2Маши перешли из TuneCore в дистрибуцию, а группа Neverlove была сразу подписана на Artist Services.   

Не полагайтесь на контракты «360». Они нужны не всем

Мне кажется, что «360» (бизнес-модель, при которой лейбл не только выпускает музыку, но и занимается менеджментом артиста. — прим. «ИМИ.Журнала») и продюсерские контракты постепенно уходят в прошлое. Есть ощущение, что будущее музыкального бизнеса за моделью, в которой главный — артист. Ведь только он знает, что ему нужно, чтобы развиваться.   

Например, мы в Believe просто оказываем услуги, которые артист не может взять на себя. В направлении дистрибуции у артиста есть свой контент-менеджер, который проверяет контент на соответствие требованиям каждой площадки, есть саппорт-менеджер, решающий все технические вопросы, которые возникают в жизни релиза или каталога. Также есть видеоменеджер, он отвечает за все, что касается развития аудитории видеоплощадок. Еще есть менеджер, который занимается общением с редакциями стриминговых площадок и помогает выстроить правильную стратегию цифровой дистрибуции.  

Отслеживайте успешность своей работы с дистрибьютором 

Следите за статистикой в личном кабинете: каждый музыкант ежедневно видит цифры по использованию своего каталога на площадках, информацию о своей аудитории, о плейлистах, в которые он попал. Благодаря этому артисты могут понимать, как правильнее распределять маркетинговые бюджеты, на какие треки аудитория лучше реагирует, в каком городе.  

Следите за тем, чтобы вам предлагали рыночные условия сотрудничества  

У нас традиционная для рынка модель распределения доходов: мы забираем себе определенный процент от роялти, при этом бóльшая часть остается у артистов. Мы делаем музыкантам стандартные предложения, потому что наша цель в том числе — сохранить баланс внутри рынка.

Выпускайте музыку так часто, как того требует ваша карьерная стратегия  

Определенного правила нет. Да, аудитория может быстро переключиться на новый тренд или на новое имя, значит, по идее, нельзя оставлять своих слушателей без контента. Но есть и исключения, когда артист не хочет выпускать треки часто, как, например, Pharaoh, — и его аудитория лояльна к такому подходу.   

Не бойтесь записывать альбомы  

Я не считаю, что формат альбома умер. У артистов, которые выпускают полноформатные релизы, всегда больше стримов, чем у других. Скриптонит это очень хорошо понял, хронометраж его альбомов всегда продолжительный. Существует целая стратегия, как лучше выпускать альбом, и мы, конечно, советуем не исчезать с радаров: заходить с синглов, а потом готовиться к альбому.  

Думайте глобально  

Ваша музыка может выстрелить где угодно. Настя Каменских, например, очень заходит в Южной Америке. А нашего нового артиста Евгения Гринько хорошо поддерживают стриминговые площадки в Турции, ставят его в глобальные плейлисты с классикой.  

Не забывайте о визуальном сопровождении  

Важно прокачивать визуальную часть: даже если у тебя нет бюджета, ты можешь снять простой клип на телефон. Сегодня у артистов есть все, чтобы их музыка и их визуальный мир были доступны всем. Значит, надо развиваться и креативить.