

«Вернемся ко времени торрентов»: чем грозит закон о запрете пропаганды наркотиков
С 1 марта 2026 года (а не с 1 сентября 2025 года, как предполагалось ранее) в силу вступит ужесточение закона о пропаганде наркотиков. Артисты убирают упоминания запрещенных веществ из песен — блюрят или вовсе перезаписывают треки.
Так, группа АК-47 переписала тексты треков с альбома «Berezovskiy» вскоре после блокировки песни «Тем, кто с нами» с Ноггано и Гуфом. OG Buda переписал трек «Грусть». Некоторые музыканты удаляют с площадок целые релизы — например, альбом Джона Гарика «Шансун», где было много упоминаний наркотиков, уже исчез со стримингов. Песни Платины и Lil Krystalll, Kizaru и Big Baby Tape из-за пропаганды веществ запретил суд.
Вместе с представителями индустрии мы разобрались, как закон повлияет на артистов, слушателей, лейблы и рынок в целом:
- под запрет могут попасть не только прямые упоминания наркотиков, но и метафоры и ирония;
- границы между упоминанием и пропагандой размыты, поэтому маркировка, допустимая по закону, не может являться гарантом того, что артиста не привлекут к ответственности;
- некоторые релизы могут исчезнуть навсегда: у кого-то не сохранились исходники, а где-то степень редактуры настолько велика, что из-за изменений трек потеряет ценность;
- больше всего пострадает рэп: жанр теряет аутентичность, построенную на правдивости в отражении реальности;
- под угрозой зарубежная музыка, ведь пропаганда может быть выражена на любом языке;
- расцвет пиратства может привести к падению доходов индустрии и снижению налоговых поступлений.
Что считается пропагандой по закону
Запрет на пропаганду наркотиков существует еще с 1998 года. Новые нормы уточняют понятие пропаганды и ужесточают наказание — в том числе вводят уголовную ответственность. Именно она стимулировала индустрию к активной цензуре треков.
Закон считает пропагандой информацию о:
— способах производства, хранения, сбыта, потребления, местах приобретения наркотиков;
— допустимости, привлекательности, необходимости потребления наркотиков;
— об использовании наркотиков в медицинских целях;
— оправдании потребления наркотиков как общепринятой нормы поведения.
За нарушения предусмотрено наказание:
— для физлиц — штраф до 30 тыс. рублей, в случае двух нарушений в течение года — до 300 тыс. или лишение свободы до двух лет;
— для ИП — штраф до 100 тыс. рублей или приостановление деятельности;
— для юрлиц — штраф до 1,5 млн рублей или приостановление деятельности.
Ответственность за распространение треков, содержащих пропаганду, понесут как артисты, так и лейблы, дистрибьюторы и стриминговые сервисы.
Юрист по авторскому праву Вадим Хохлов предупреждает: в законе запрещено любое распространение информации с пропагандой наркотиков — не только на стримингах, но и даже по электронной почте или в личных сообщениях.
Под закон не попадают произведения, обнародованные до 1 августа 1990 года, а также произведения, где информация о наркотиках «составляет оправданную жанром неотъемлемую часть художественного замысла». В таких случаях требуется маркировка следующего содержания: «Незаконное потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов причиняет вред здоровью, их незаконный оборот запрещен и влечет установленную законодательством ответственность».
Изменения в законодательстве, которые касаются маркировки и ответственности, будут действовать до 31 марта 2032 года. Юрист Gamma Music Владислава Зиновенко предполагает, что это может быть пробным периодом, который «покажет действие и работоспособность нововведений», а в дальнейшем срок действия новой редакции закона будет продлен.
Все субъективно: что на деле могут посчитать пропагандой
Исчерпывающего списка слов, которых стоит избегать в треках, не существует. Появившийся в сети «словарь слов, сленга и фраз, связанных с наркотиками в текстах песен» не является официальным документом. Его автор неизвестен. Ориентироваться можно только на список запрещенных веществ, установленный Правительством.
В памятке для артистов одного из российских лейблов, которая есть в распоряжении ИМИ, предупреждают, что даже ирония и метафора «могут быть расценены как нарушение закона». Юрист Илья Чамуха рассуждает, что пропаганда может быть выражена даже жестами. Так что скрывать придется в том числе отрывки в клипах, где есть невербальные намеки на наркотики.
«Критерии „пропаганды” размыты и часто субъективны, поэтому художники опасаются не столько прямых запретов, сколько неверной трактовки».
Артисты и лейблы готовы оперативно блюрить и удалять треки, но они пока не понимают, как будут оцениваться образы, допускающие разные толкования.
«Мы ожидаем от госорганов более понятную инструкцию. Сейчас же непонятно, что делать. Если в песнях присутствуют метафоры, связанные с дымом — например, „тает дым”, или выражения вроде „ночной кумар”? Что такое „кумар”? Это алкогольное опьянение или головокружение от любви?
То же самое касается „модных” названий веществ, которые могут иметь аналоги и в кулинарии, и в любовной лирике. Что такое „жидкий кристалл”? Считать ли его наркотиком или это просто термин, связанный с технологией экранов телевизора? Это очень субъективно и, скажем так, на руку тому, кто это будет оценивать.
Как закон различит иронию и реальную пропаганду? Ответа нет, и сомневаюсь, что суды смогут работать с такими нюансами».
То, является ли конкретная фраза пропагандой, решает лингвистическая экспертиза. В мае прошлого года Алексея Вишню оштрафовали на 5 тыс. рублей за пропаганду в том числе из-за слов «приход» и «улет». Эксперты подчеркивают: сейчас многое остается неясным и важен диалог властей с индустрией, чтобы законодатели учитывали реалии рынка.
«В законе отсутствует система предупреждений: сейчас сразу предусмотрены жесткие санкции, что лишает возможности исправить нарушения. В итоге уже с 1 марта директора звукозаписывающих компаний окажутся под угрозой уголовной ответственности.
Необходима четкая система критериев, позволяющая различать художественный образ и реальную пропаганду. Логично создать экспертный совет, куда войдут юристы, музыковеды и представители индустрии — а не только силовые структуры. Без такого механизма невозможно обеспечить объективность и справедливость.
Закон не должен иметь обратной силы: все, что было выпущено до его принятия, должно оставаться нетронутым. В противном случае пострадают все, кто вовлечен в правовые и материальные отношения с произведением — те, кто официально продает песню на основании договора с музыкантом, обладатели авторских и смежных прав, музыканты, исполняющие ее на концертах».
«Хочется, чтобы государство прислушивалось к рекомендациям рынка. Перенос введения уголовной ответственности по закону о запрете пропаганды наркотиков на 1 марта 2026 года, несмотря на всю неоднозначность этой истории, дает положительный пример. Так у артистов и лейблов появилась возможность перестроить работу и решить множество вопросов, которые бы неизбежно привели к существенным проблемам, если бы закон вступил в силу уже 1 сентября».
Критерии маркировки также непрозрачны
Несмотря на то, что закон допускает упоминание наркотиков при условии маркировки, лейблы и артисты, похоже, будут избегать этой практики. В еще одной памятке уже другого лейбла, который также видела редакция, сказано, что на стримингах «технический механизм маркировки пока отсутствует», а «критерии оправданности упоминаний не определены». Поэтому «маркировка треков в данный момент не осуществляется».
На лейбле Gamma Music работают именно над изменением текстов песен, поскольку «законодатель не дает разъяснений, что же является частью художественного замысла и где находятся ее грани». Но не все артисты готовы переписывать треки: так, на лейбле «Студия Союз» рассказывают, что некоторые «категорически отказываются менять контент» — и в таких случаях лейбл вынужден будет просто удалить треки.
«Наибольшее неудобство вызывает непрозрачность закона и его формулировок, когда непонятно, что считать „запрещенкой” и пропагандой. Возникают споры — компании, чтобы избежать лишних проблем, готовы убрать все, что хоть как-то может вызывать иное толкование. Артисты же порой, особенно если они действительно не использовали эзопов язык, могут не пойти навстречу».
Некоторые музыканты и лейблы, однако, хотят ограничиться маркировкой.
«Многие артисты категорически не хотят менять какие-то треки, исходя из стилистического художественного наполнения. У меня был разговор с очень крупным артистом, и он отказывается сотрудничать с теми лейблами, которые будут ему диктовать, надо или не надо изменять треки. Вариант маркировки — самый оптимальный».
Несмотря на возможность маркировки, юристы призывают быть осторожными и советуют убирать из треков все упоминания веществ.
«На практике разница между пропагандой и упоминанием едва уловима. Упоминание все равно будет в каком-то контексте, а не в вакууме. И этот контекст можно будет отнести к одному из вариантов пропаганды.
Маркировка доступна только для треков, в которых упоминание наркотиков содержит сведения о способах, методах производства, хранения, перевозки, пересылки, сбыта, приобретения, потребления наркотиков, [но не о привлекательности наркотиков или оправдании их потребления как общепринятой нормы поведения]. Нельзя петь про легaлайз, говорить, какие бархатные тяги, — и просто промаркировать контент.
Да и такой критерий, как „оправдано художественным замыслом”, неясный. Кто определяет оправданность в песне? Будут ли дела, где песню промаркировали, но МВД и суд признали это пропагандой, а не упоминанием, которое оправдано замыслом? Вопросов много, и как тут будет вести себя практика — неясно.
Я бы рекомендовал мьютить упоминания наркотиков. Однако если считаете, что в треке наркотики представлены в плохом свете, как в треках Миши Маваши, то обсудите с дистрибьютором маркировку и выкладывайте на площадки».
По закону маркировка в интернете должна выглядеть следующим образом: восклицательный знак и предупреждение в текстовом формате, которое отображается при наведении на знак. Сейчас так стриминги маркируют артистов-иноагентов.

Предупреждение должно быть разборчивым, шрифт текста — контрастным фону, а размер шрифта — легкочитаемым.
Маркировка в аудиоформате, подчеркивает Илья Чамуха, возможна только во время живого исполнения. Такое предупреждение должно быть размещено без применения технологий по увеличению скорости воспроизведения, должна быть обеспечена его слышимость и равномерный уровень громкости.
На стримингах требуется текстовая маркировка. Также она должна присутствовать на афишах мероприятия, где исполняются песни с упоминаниями наркотиков, и на физических носителях (например, на виниле).
Некоторые артисты уже помещают предупреждение о вреде наркотиков и их незаконном обороте в сам трек. Илья Чамуха говорит, что это самоцензура и что у такого трека все равно должна быть текстовая маркировка.
Российские стриминговые сервисы отказались комментировать, как именно они будут размещать маркировку. При этом площадки уверяют, что к 1 марта все требования будут соблюдены.
Некоторые треки исчезнут из-за отсутствия исходников
Обычно в чистой версии просто замьючены отдельные слова (вместо них может быть тишина или какой-то звуковой эффект), но можно пойти и другим путем — переписать строчки или целые фрагменты текста. В одной из уже упомянутых памяток от артистов требуют предоставить чистые версии треков и клипов до 15 января 2026 года.
«Мы призываем артистов блюрить треки, не удалять их полностью с площадок. Любое ограничение мы воспринимаем как дополнительную возможность для креатива и для того, чтобы выйти из ситуации победителем.
Но ограничение может сказаться на артистах, у которых нет исходников — и они никак не могут заблюрить треки. Возможно, часть их песен навсегда пропадет с площадок».
«В целом артисты все понимают, пропагандировать „запрещенку” адекватные люди не хотят. Проблемы начинаются с тем, чтобы найти старые проекты, внести изменения. Сам процесс переписывания уже готового материала у артистов часто вызывает моральные страдания. Многие уже давно поменяли стиль, образ жизни, направили творчество в другое русло и возвращаться, поднимать былое, не хотят».
Тем артистам, у кого не сохранились STEM-файлы, разделить песню на дорожки могут помочь нейросети: например, LALAL.AI, Ultimate Vocal Remover, Sesh.fm или Moises.
Под угрозой тысячи популярных треков
«Есть артисты, которые имеют огромные каталоги с упоминанием веществ. Насколько глубоко [органы] будут погружаться в изучение материала? Будут ли копать альбомы и досконально проверять бэк-каталоги?»
ИМИ посчитал: в 22 % треков из топ-50 песенного чарта «VK Музыки» (на начало сентября) содержатся упоминания наркотиков. Всё это — рэп-песни. В альбомном чарте того же стриминга из первой десятки релизов в восьми есть треки с упоминанием наркотиков. Причем в одном релизе они встречаются в каждой песне.
На лейбле Effective Records говорят, что уже после 2022 года начали особенно внимательно отслеживать все песни и заниматься цензурой треков из-за действующих норм, поэтому сейчас изменения затрагивают только 3–4% каталога, несмотря на большое количество рэп-релизов. «Тенденция была понятна еще несколько лет назад, — рассуждает Владимир Дащенко. — И подавляющее большинство артистов ушли от упоминания веществ в песнях уже давно. А некоторые кардинально поменяли образ жизни, стали зожниками, как, например, Мукка».
Один из источников ИМИ полагает, что после вступления закона в силу проверки и санкции будут носить выборочный и показательный характер. «Артисты пока не до конца верят в происходящее: многим кажется, что все это коснется только артистов категории А», — рассказывают в «Студии Союз». При этом, чем больше артист, тем выше к нему внимание и опаснее для него ситуация, рассуждает Даниэль Блехер: «Но это не значит, что у остальных артистов есть поблажки, что их не слушают». Многие собеседники — менеджеры артистов и представители лейблов — отказались отвечать на вопросы из-за опасений привлечь к их артистам больше внимания.
Закон может затронуть зарубежную музыку
Кирилл Лупинос говорит, что закон может коснуться зарубежной — прежде всего англоязычной — музыки — рэп- и рок-треков, которые размещены на российских стримингах. Юрист Илья Чамуха подтверждает: по закону у пропаганды нет ограничения по языку. Источник в одном из крупных лейблов полагает, что какое-то время ограничения не затронут западную музыку, но, вероятно, органы дойдут и до нее.
Зарубежные артисты едва ли будут заниматься блюром или маркировкой треков на российских площадках. Стриминговые сервисы не комментируют ситуацию: будут ли они сами отслеживать упоминания наркотиков в зарубежных релизах и что они будут делать с этими упоминаниями — неизвестно. Юридическая фирма Semenov & Pevzner, которая после 2022 года представляет интересы мейджоров (Warner Music, Sony Music, Universal Music) в судебных разбирательствах, отказалась от комментариев.
«Думаю, что иностранные стриминги — Spotify и Apple — ничего предпринимать не будут. Речь о российских стримингах: при желании показать лояльность новой системе они могут удалить какие-то вопиющие популярные треки зарубежных артистов. Возможно, будут показательные случаи. Получается, мы перестанем слушать Тупака, Wu-Tang Clan или Эминема, который в треках открыто говорил о депрессии и наркотиках?»
Рэп-культуру ждет очередной страгл
Нововведения больше всего повлияют на рэп: упоминания наркотиков — важная часть жанровой специфики. По оценке Кирилла Лупиноса, закон затрагивает до 90% российского рэпа. Потери заметят лейблы, специализирующиеся на выпуске современных рэп-исполнителей, и лейблы с бэк-каталогами легенд конца 90-х — начала 00-х, утверждают в Gamma Music.
Старые рэп-релизы могут сильно пострадать — и неизвестно, останутся ли они на площадках вообще, если из них придется вырезать большие куски текстов или переписывать их. «Если это поможет будущему поколению быть здоровыми — я только за, но, *****, не трогайте Гуфа», — негодует один из собеседников ИМИ, основатель лейбла.
«Всему рэпу последних десяти лет придется все переписывать, запикивать. Даже тем, кто уже давно о таком не читает, придется переделывать старые треки. Старичкам вроде Смоки Мо, Гуфа, АК-47, Триагрутрики придется перелопатить все свои треки.

Жанр лишают основных атрибутов, которые неотъемлемы для рэперов, даже если они не используют их в реальной жизни».
«Деликатные темы в творчестве артистов — это такая же часть реальности, пусть и негативная. Некий срез времени, который затрагивает многие сферы жизнедеятельности, социума и культуры, а также актуальные проблемы современности.
Безусловно, неверная трактовка убивает спонтанность и искренность, так как для рэп-музыки это часть правдивости жанра. И артисты, чьи треки заблокированы, могут неофициально становиться „героями” андеграунда, что может усилить обратный эффект от искусственного замалчивания проблем молодежи».
«Рэп традиционно отражает реальность без прикрас, и запрет на определенные образы фактически убивает его аутентичность. В результате мы рискуем потерять значительную часть музыкального наследия — целые пласты истории могут быть вычеркнуты или переписаны.
Творчество, которое формировало культуру десятилетиями, невозможно просто вычеркнуть. Как быть с песнями, которые стали символами эпохи?
Художественный образ наркотиков [чаще всего] — это часть культурного кода, а не призыв к действию. Большинство слушателей понимает разницу. Например, „Многоточие” писали о наркотиках с негативным подтекстом, но отдельные строки звучат как призывы. Группа возвела в культ пропаганду правильного образа жизни и вреда от действия наркотиков. Их описание негатива куда попадает? В художественность? Без четких инструкций дальнейшая судьба рэп-музыки в туманном состоянии.
В песне „Опиум” группы „Агата Кристи” по сути содержится прямой призыв к употреблению наркотиков: „Давай встретимся вечером, будем курить опиум”. Эти слова невозможно просто вычеркнуть из песни. Аналогичная ситуация с рэперами, которые возвели художественный образ наркотиков в элемент культурного кода — Ноггано, АК-47, Гуфом и многими другими».

Толя Пситеррор полагает, что русский рэп уже давно «перестал быть комфортным социальным лифтом» и «освободился для художников»: «Время турбулентности дало Джона Гарика и Урала Гайсина, вернуло в прайм Скриптонита и сделало Платину главным рэпером момента». Теперь же, пишет он, «в жанр будут лезть только отморозки, которых не смущают все эти издержки. И именно эти отморозки не дадут русскому рэпу закончиться. Ни 1 сентября, ни 1 марта, ни с принятием новых ограничений».
В индустрии опасаются, что внимание к рэпу будет только усиливаться. Иван Бондарев считает: под угрозой оказывается жанр в целом. 30 июля суд в Москве запретил треки «Актриса» рэперов Платины и Lil Krystalll и «Ганьг Аутро» OG Buda не только из-за пропаганды наркотиков, но и из-за описания «развратных действий сексуального характера» и «унижения человеческого достоинства». Речь идет о статье о запрете оскорбления человеческого достоинства и общественной нравственности. Критерии такого оскорбления в законе не определены.
Жанрово закон влияет не только на рэп, но и на другие направления — в частности рок, шансон и регги. «Важно, чтобы закон применялся одинаково ко всем жанрам, а не только к рэпу, чтобы не создавалось впечатление выборочной цензуры», подчеркивает Лупинос.
Лучше не оставлять оригиналы даже на зарубежных стримингах
Юристы советуют загружать чистовые версии на все площадки — даже на Spotify или SoundCloud, которые недоступны на территории России.
«Если в вашей голове родилась мысль удалить треки с российских площадок, но оставить их, например, на Spotify и Apple и так избежать ответственности, я хочу вас разочаровать — так не получится. Либо блюрим, либо перезаписываем, либо удаляем отовсюду».
Рекап вебинара Вадима Хохлова — о том, как защититься от штрафов за пропаганду наркотиков и рекламу в экстремистских соцсетях, претензий правоохранителей и активистов.
«У нас есть пример с Instagram**: не могли прийти к мнению, необходима ли маркировка рекламы. ФАС настаивала, что нет, так как сервис недоступен в РФ, однако Роскомнадзор считал иначе. В итоге победила позиция РКН — и реклама маркировалась до полного запрета с 1 сентября. РКН обосновывал это „критерием направленной деятельности”: информация размещается для потребителей на территории РФ, на русском языке. Какой будет подход госорганов по отношению к пропаганде на недоступных в РФ стримингах — неизвестно. Вполне возможно, что аналогичный».
Из последствий — расцвет пиратства и экономический удар по индустрии
Один из артистов в разговоре с ИМИ признался, что хочет загружать неочищенные версии треков через знакомого в фан-аккаунт в Telegram-канал. Но, предупреждает Вадим Хохлов, в таком случае к ответственности может быть привлечен сначала знакомый, а потом и сам артист — если будут основания полагать, что артист знал о правонарушении заблаговременно и ничего не предпринял (или даже содействовал).
Обычно пираты заливают треки под чужими никнеймами, говорит руководитель A&R отдела Gamma Music Анна Волкова. В таком случае, предполагает она, сам музыкант наказан не будет. Но ответственность ляжет на площадку, на которой был размещен контент. Илья Чамуха советует отслеживать случаи использования своего творчества где бы то ни было и вовремя блокировать контент.
По мнению экспертов, в сложившейся ситуации будет развиваться пиратство, при этом будут падать доходы от легального стриминга — как и налоговые поступления.
«Мы понимаем, что борьба с пиратством будет, к сожалению, неизбежной — очень надеемся, что мы не вернемся во времена zaycev.net [речь о временах, когда сайт был пиратским сервисом — прим. ИМИ], но риски есть».
«Наверняка появятся бутлеги, воскресят демки, в том числе платные, на каком-нибудь Bandcamp. Но я настоятельно рекомендую вам — чтобы избежать любых проблем в будущем, не использовать любые обходные пути. Давайте исходить из той парадигмы, что обходных путей не существует. И искать их тоже нежелательно».
«Мы вернемся ко времени зеркал и торрентов. Люди будут записывать туда одну музыку, а для площадок будут выпускать другую. Но это те, кто хочет остаться трушным и делать музыку для своей аудитории. Тем, кто делает только такую музыку, мои соболезнования, придется переформатироваться».
«Чем меньше мы заработаем, тем меньше заплатим налогов. Не совсем понятно, зачем пилить сук, на котором сидит музыкальная индустрия.
Это не просто творческая проблема — речь идет и об экономических рисках. Массовое удаление треков с платформ способно обрушить финансовые потоки внутри индустрии, ударить по лейблам, дистрибьюторам и региональным бюджетам. Исчезнут доходы от стриминга, которые сегодня поддерживают IT-сектор. Важно сохранить баланс между контролем и творческой свободой. Закон не должен превращаться в инструмент «охоты на ведьм», иначе пострадает не только культура, но и экономика».
«Безусловно, те компании, которым придется удалять подобный контент, понесут финансовые потери» — подтверждают в «Первом музыкальном».
Слушатели не перестанут искать контент, уверен Кирилл Лупинос: «Просто вернемся в эпоху скачиваний и офлайн-плееров — только теперь без налоговых поступлений, которые получают государство и регионы». Впрочем, неочищенный пиратский контент необязательно будет востребован.
«Людьми правит сила привычки. Современные сервисы, благодаря комплексным подпискам, смогли завоевать очень большое количество аудитории, что подтверждают недавние отчёты от VK и Яндекса. Даже то, что с площадок пропало очень большое количество контента (преимущественно зарубежного, выпущенного через «мейджоры») не оказало значимого влияния на рост количества платных подписчиков, а уж цензурирование и даже удаление некоторого количества треков точно не заставит людей поменять свою потребительскую экосистему. Ожидаем, что эти изменения повлияют на очень незначительную долю аудитории, для которых они окажутся принципиальными».
Некоторые спикеры считают, что ограничения дадут рэперам возможность обратить внимание на другие темы в творчестве. В «Студии Союз» ожидают волну негодования среди артистов, которая выльется в творчество: «Любой творец найдет адаптивные формы для самовыражения. Рэп всегда был про реакцию на реальность, и сейчас у нас просто новая реальность».
* Моргенштерн внесен Минюстом РФ в список иноагентов
** Instagram принадлежит компании Meta, которая признана в РФ экстремистской. Ее деятельность запрещена на территории страны