Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Что случилось с шансоном: восточные мотивы, мемы и «танцевалочка»
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/702/image/article_featured-bbc63c11d3a5dc2263748a40d8fe37d9.jpgНаташа Хомякова2025-12-05T17:00Что случилось с шансоном: восточные мотивы, мемы и «танцевалочка»

Что случилось с шансоном: восточные мотивы, мемы и «танцевалочка»

Спрос на шансон в России в последние несколько лет растёт. Так, по данным МТС Live, одного из крупнейших билетных операторов с долей 30% в концертно-театральном сегменте, начиная с 2021 года количество шансон-концертов увеличивалось в среднем в полтора раза год от года, за 2025-й достигнув показателя в 776 событий. При этом, как сообщают в МТС Live, на растущем рынке концертов и фестивалей доля продаж билетов на события в этом жанре остаётся стабильной и составляет в среднем 2-2,5% последние пять лет. Афиша.ру (по данным ICMR, в 3 квартале 2025 года входит в топ-3 самых популярных билетных сервисов) подтверждает рост интереса к жанру с 2021 года и отмечает пик заказов билетов на шансон-события в 2023-2024 годах. В 2025-м же, по данным сервиса, интерес к шасону сохраняется и держится почти на уровне 2024 года. Яндекс Афиша на запрос ИМИ не ответила.

Вместе с тем шансон живёт иначе, чем другие музыкальные направления. Рэп-, поп-, инди-артисты могут резко набрать популярность через завирусившиеся рилсы, выступить на многочисленных летних фестивалях и поехать по клубам-тысячникам с гастролями. У шансонье и другие пути продвижения, и другие тренды. Что модно и что больно в жанре сегодня? Рассказывает журналистка, автор Telegram-канала «Чифирнуть бы — ништяк», автор книги «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наташа Хомякова.

Мода на восток

Султан Лагучев, Ислам Итляшев, Зульфия Чотчаева, Гоша Грачевский

Исторически шансон с кавказским колоритом ещё в СССР создал певец Бока. Он пел в ресторанах, а потом на зонах. Как у уважающего себя кавказского состоятельного человека последней трети ХХ века, у Боки было несколько ресторанов, авторитетные друзья и всё схвачено. Он стал легендой «русской песни с акцентом»: «Доля воровская», «Я пьян», «Плановая девочка» — шлягеры жанра. Его лирический герой всегда сам во всём виноват. Тема раскаяния в песнях тянется красной нитью. А если это песня о любви, то для героя его избранница — свет в окошке. Первая звёздочка на небе. Луна, что освещает путь. 

Сегодня на «Радио Шансон» и в жанровых плейлистах на стримингах восточных мотивов стало очень много. Султан Лагучев, Ислам Мальсуйгенов и Зульфия Чотчаева, Рустам Нахрушев и так далее. 

«Сейчас в жанре преобладает “восточное” направление, даже те, кто не пел в этом стиле, начинает его имитировать», — говорит журналист, коллекционер шансона Михаил Дюков.

Действительно, восточные нотки появились у Гоши Грачевского, который раньше был ближе к хулиганскому шансону, у романтичной Тамары Кутидзе, у танцевального Маракеша. 

Риторика современных кавказских артистов изменилась кардинально. Теперь виноваты все вокруг. Лирического героя совсем замучали, его границы перешли, с ним поступили не так, как он заслуживает. До той «кобры», которая разбила сердце, ему нет дела — она получила, что хотела. И все, газ в пол, он летит, ему сносит крышу. Султан Лагучев про это поёт в треках «Люблю и ненавижу», «Горький вкус», «Горячая, гремучая» и прочих. А Ислам Итляшев — в «Кобре» и «Че ты, как ты?»

Фрагмент видеоклипа на песню «Кобра» Ислама Итляшева, 2021 год. Источник: Ислам Итляшев / youtube.com

Если есть акцент у певца, это даже хорошо, колоритнее будет. Но главное — подача. Такая, чтобы девушкам хотелось изящно танцевать кистями рук и из непокорной превращаться в мягкую и податливую, а мужчинам — топтать асфальт и кричать: «Ауф!», и в воздух пау-пау из воображаемого автомата, как в «Короле лезгинки» Лагучева. 

Тренд на танцы

Mirolybova, Максим Апрель

«Основной тренд последнего времени в жанре — это танцевальный шансон. То, что когда-то начинал Сергей Наговицын и продолжила группа “Бутырка”. Сегодня активно набирают популярность и двигаются в этом направлении Султан Лагучев, Mirolybova, Маракеш, Максим Апрель», — отмечает главный редактор «Радио Шансон» Рустем Ахметшин

Фрагмент видеоклипа на песню «А я кайфую с ней» Маракеша, 2023 год. Источник: soyuzmusic / youtube.com

По мнению Дюкова, это не просто тренд, а «смягчение» жанра в сторону эстрады: «Стало больше “танцевалочек” и очень много перепевок старых хитов». Например, Настасья Самбурская перепела Михаила Круга, Афина — Аркадия Северного, где есть и текст со смыслом, и вокал, который превалирует над музыкой. 

Блатняк как прикол

Иван Кучин, «Воровайки»

В 2025 году, после семилетней паузы, новый альбом выпустил легенда шансона Иван Кучин. Для тех, кто не погружён в жанр, но хотя бы чуть-чуть с ним знаком: главные хиты Кучина — «В таверне тихо плачет скрипка», «Человек в телогрейке» и «А на чёрных ресницах». В 1990-х и начале нулевых он был одним из столпов шансона. На его концертах плакали и подпевали и бандиты, и правоохранители, и простые слушатели. Он экспериментировал с электронным звучанием песен, но при этом сохранял блатную стилистику: воры, зэки, несчастная любовь. Сегодня к нему относятся как к мэтру, от которого ждут нового, но похожего на старое. Если Кучин вдруг запишет фит с рэпером или TikTok-певицей, его аудитория этого не поймёт. Но альбом «Любовь хулигана» слушатели приняли с восторгом. Песни с пластинки сразу попали в чарт профильной радиостанции, но в соцсетях они не завирусились, мемов на песню «Отцвела черемуха за оградкой чёрной» ни у кого не родилось.

Но есть блат-поп-шансон, который снова стал популярным и мемообразующим. Группа «Воровайки» в очередной раз ищет солистку и активно гастролирует по России, выступая с концертами в ДК и клубах — график расписан до апреля 2026 года. Певец Мафик попал в активную ротацию на «Радио Шансон», недавно одна из его песен («Розы гибнут на газонах, а шпана — на красных зонах») была признана экстремистской, что, конечно, добавило пиара этому артисту. Группа «БумеR» в 2025 году выпустила семь новых синглов, а в 2024-м — десять. Часть из них попадала в хит-парады радиостанции. Кроме того, все три коллектива стали участниками престижного фестиваля «Бархатный шансон», который проходит на круизном лайнере. Бывший солист группы «Бутырка» Владимир Ждамиров выпустил блатную песню «Чифирок», хотя за более чем 10 лет после ухода из группы его репертуар состоял из песен о любви.

Фрагмент видеоклипа на песню «Чифирок» Владимира Ждамирова, 2025 год. Источник: MELOMAN HIT / youtube.com

«Мне не кажется, что блатные мотивы сейчас популярны по-настоящему, — говорит Рустем Ахметшин. — Это временная мода на 1990-е: Буланова, Кай Метов, Газманов залетают в тренды благодаря интернету и ностальгии. Тоже самое происходит с шансоном. Культура 1990-х и начала нулевых так или иначе возвращается. На выпускных дети ради смеха поют и снимают рилсы под “Аттестат в крови” группы “Бутырка”. Если посмотреть на аудиторию песен “Вороваек”, то вы увидите очень много молодежи. Они, скорее всего, даже не знают, что это за группа, о чём именно эти композиции. Им просто по приколу. Но будет ли по приколу через год? Непонятно. Такой активный интерес к блатняку я бы воспринимал как временное явление. Хотя Круга, Кучина, Катю Огонёк и группу Лесоповал” все любят и будут любить всегда». 

Мемов с блатными песнями в 2025 году стало действительно много. Блогеры «обыгрывают» дуэты Ирины Круг и Алексея Брянцева — 21 тысяча видео на песню «Заходи ты ко мне во сне» и более 12 тысяч на трек «Как будто мы с тобой». Песни Михаила Круга профессионально перепевают студенты консерватории. Невеста идёт к алтарю под «Не воровка, не шалава» группы «Воровайки» и видео набирает почти 2 миллиона просмотров. В Челябинске девушка проводит тренировки под хиты тех же «Вороваек» и «Бутырки»: ролики набирают десятки тысяч просмотров, а конкуренты из соседних студий обращаются в РАО, чтобы привлечь тренера к ответственности за использование песен без разрешения правообладателей и как-то навредить её клиентскому потоку из любителей блатных шлягеров. 

«Стало издаваться и переиздаваться большое количество винила с так называемым “старым” блатняком — Михаил Круг, Аркадий Северный, Иван Кучин, Виктор Шульман, — говорит Михаил Дюков. — Будет ли молодёжь петь классический блатняк прежнего уровня — не уверен, но они находят новые симбиозы — в саунде, аранжировках, но блатная тематика всё равно остаётся».

Издания альбомов Михаила Круга на виниле. Источник: Яндекс Маркет, OZON маркетплейс

Новых громких имён в классическом блатняке с синтезаторами и жаргоном нет, но заигрывание с этой культурой популярности не теряет. К примеру, песня «Жиганская» Jakone и Killiana набрала более 36 тысяч лайков в Яндекс Музыке, на неё сняли 25 тысяч рилсов. Дуэт собрал все тренды в одном треке: восточные мотивы, блатной сленг и пацанский рэп в куплетах.  

Смешение жанров

«Каспийский груз», Гио Пика, Ноггано, Нурминский

В 1995 году на альбоме Михаила Круга «Зелёный прокурор» вышел трек «Зек-реп». Про воров, фармазонов, ментов и корешей. У Ивана Кучина в 2009 году вышел трек «Бэби», он сам про него говорил: «Там и рэп, и лондонский биг-бит, который сейчас входит в моду. Я в курсе!». А ещё были Ноггано, «Номерок» у «Касты» и «Крёстной Семьи», «Тишины хочу» у «АнтиРеспекта» и «Каспийский груз» с «Рингтонами для зоны» в 2013 году. В общем, у шансон-рэпа уже богатая история.

Фрагмент видеоклипа на песню «Номерок» групп «Каста» и «Крёстная Семья», 2009 год. Источник: Каста / youtube.com

Блатная, пацанская и лагерная песни уходят всё больше в рэп. Есть музыканты, которые пишут и выпускают треки прямо на зоне. 

«Мы против пропаганды криминальной романтики, — говорил основатель лейбла Саша Falkone. — Поэтому никаких призывов в моих текстах нет. Наоборот, я предупреждаю: делать в тюрьме нечего, сюда лучше не попадать. В колонии вообще сложно чем-то вдохновиться: всё серое и однотипное. Но мы иногда собираемся тут с пацанами, включаем в колонках биты, чай завариваем и придумываем новые темы». 

Но криминальную романтику в своих треках показывают и те, кто в лагерях никогда не был. Это нормально. Ни Круг, ни Наговицын, ни Катя Огонёк тоже не сидели. Тут важнее чувствовать эту культуру, чем быть её непосредственной частью. 

«StaFFорд63, Нурминский, Гио Пика — это тоже шансон, который идёт в ногу со временем», — говорит Рустем Ахметшин. 

Фрагмент видеоклипа на песню «Валим» Нурминского, 2019 год. Источник: Нурминский / youtube.com

Шансон ещё в 1990-е смешался с танцевальным попом, в нулевых — с эстрадой: Стас Михайлов, Григорий Лепс, Елена Ваенга. В десятых стали активно появляться шансон-рэперы, а теперь новые музыканты пробуют миксовать жанр и с трэпом, и добавлять рейва в свои треки. Лейбл Nedostupnostь выпустил пластинку ремиксов на хиты «Бутырки», а Джон Гарик взял припев «Рюмки водки на столе» и использовал его в своём треке, рифмуя «водки — ходки». 

Нейрошансон

Лисицын, a8p4s, обложки альбомов «Кругом голова» АлСми и «Шансон для зумеров 2» Илюши

За последние пару лет к реальным шансон-рэперам и артистам жанра добавились искусственные. Сначала АлСми сгенерировал голоса, похожие на Круга и Гио Пику и выпустил трек «Балет», а дальше — понеслось. Через ИИ артист a8p4s написал 24 трека в стиле лирического шансона и набрал более 2 миллионов слушателей на Яндекс Музыке. Исполнитель Лисицын тоже «заставил» Круга запеть снова, добавляя между своим именем и именем легенды «skit.». Про любовь, про лепестки, про ночь. Ленты рекомендаций его подкидывают всем, кто нет-нет да и включит себе «Фраера», «Владимирский централ» или «Девочку-Пай». Так и набралось более 2 миллионов слушателей за месяц. И более 100 тысяч подписчиков в паблике «ВКонтакте». Несмотря на такой успех, артист объявил, что концерты в декабре 2025 года будут последними в его музыкальной карьере. Вероятно, это пиар-ход, довольно заезженный, но всё ещё рабочий. 

Блогер Илюша в попытках занять юмористическую нишу стал выпускать короткие видео с песнями «на злобу дня» для офисных сотрудников, используя блатные ИИ-аранжировки. Прикол вышел из-под контроля, Илюша выпустил уже два альбома с песнями: «Синкую, брат», «Чё по апдейтам, мужики», «Как же хочется альтушку» и так далее. 

Поиск новых имён

Релизы, выпущенные лейблом United Music Group

В эстрадном шансоне новых звёзд нет, но есть поиски внутри жанра, а это уже хорошо — есть какое-то движение. Возможно, молодые артисты дорастут, заматереют и возьмутся за дворовые аккорды, чтобы вложить всю свою душевность в музыку и стихи. 

«На мой взгляд, классическое понятие шансона давно приобрело иные смыслы и звучание. Лично я не слышал что-то похожее на Вертинского или Утёсова, на Сержа Генсбура или Фабрицио Ди Андре в последнее время, — говорит шансонье Иван Трофимов. — Музыка остаётся искусством. В моём понимании, если артист именно начинающий, то подстроиться под тенденции — легко, влиться в формат радиостанции и её поток песен — можно. Но важно помнить об индивидуальности. Шансон на самом деле — очень абстрактное понятие с большим спектром музыкальных стилей».

Самый крупный лейбл, выпускающий шансон сегодня — United Music Group. С начала года на нём вышло более 1570 релизов. Среди них встречаются детские песни и сборники хитов, но на один детский релиз приходится порядка 30 песен шансона. Известных имён не так много, например: Елена Ваенга, Владимир Ждамиров, Ярослав Сумишевский, «Воровайки», Алексей Петрухин. Большинство — начинающие и пытающиеся. 

По словам одной из артисток, подписанных на UMG, для начинающих и непопулярных, как правило, предложение состоит в том, что лейбл полностью выкупает песню, получает все отчисления со стримингов, а артист получает фиксированную сумму за релиз — от 30 тысяч рублей, цифра также зависит от востребованности. На запрос ИМИ в лейбле не ответили. Директор Владимира Ждамирова и Ильи Яббарова — Елена Федоренко-Полежаева — отмечает, что условия сотрудничества крупного лейбла зависят от масштаба артиста. Играют роль и договорённости: у некоторых лейбл выкупает песню и забирает все отчисления со стримингов себе, с некоторыми договариваются на роялти 60/40 либо 70/30. «Можно договориться, чтобы и оплату авторам текста, музыки и аранжировки лейбл взял на себя. Условия все обсуждаемы, но лейблу важен потенциал и статус», — добавляет Елена. 

Для поддержки молодых артистов, которые готовы экспериментировать с шансоном, в конце лета 2025-го появился лейбл «Ништяк». «Ништяк» помогает музыкантам с дистрибуцией, работой в соцсетях и пиаром. Запись треков — на стороне артистов. 

В лейбле говорят, что основной критерий отбора в «Ништяк» — «без нафталина». Если музыка похожа на то, что было в 2003 году у группы «Бутырка», сотрудничество вряд ли сложится, даже если у этого артиста уже есть аудитория и хорошие цифры на стримингах. После объявления об открытии лейблу пришло более 30 заявок от начинающих и продолжающих шансонье. С четырьмя из них началось сотрудничество, ещё трое дописывают материал и готовятся к релизам в начале 2026 года. 

Площадки для продвижения

Любовь Успенская, Евгений Григорьев, Александр Иванов

У артистов других популярных жанров есть широкий спектр каналов продвижения: музыкальные Telegram-каналы, публикующие анонсы и информацию о новых релизах, СМИ, телевидение, многочисленные радио, музыкальные фестивали. 

В случае с шансоном, о насыщенности рынка говорить не приходится. Тематический Telegram-канал только один — «Чифирнуть бы — ништяк» (eго ведёт автор этой статьи), иногда посты о жанре появляются в «Русском шаффле», «Сломанных плясках», «PRNRP» или новостных каналах, если появилось что-то скандальное про звёзд. Есть «Радио Шансон» и менее популярная «Милицейская волна», авторскую бардовскую песню можно услышать на радио «Калина красная». По данным Mediascope, «Радио Шансон» в сентябре 2025 года занимало пятое место по доле слушателей в Москве и седьмое — в России, то есть — 5,4% рынка. «Милицейская волна» в топ-10 не входит. Радио «Калина Красная» вещает не по всей стране, а только в 14 регионах, в десятку лучших пока не попадало. 

Каналы «Шансон ТВ» и «Ля-Минор» сейчас вещают по кабельному телевидению, на онлайн-платформах «Кинопоиск» или Okko их нет. На музыкальных каналах Муз-ТВ или Bridge TV клипов шансонье нет, на музыкальных премиях специальных жанровых номинаций нет. Иногда в программах Андрея Малахова на канале «Россия-1» появляются звезды шансона со своими песнями. На «Первом» в 2025 году вышел девятый сезон шоу «Три аккорда», в котором эстрадные артисты и актёры перепевают шансон-хиты и киношлягеры. Шоу идёт с 2021 года, рейтинги не публикуются, но, судя по всему, показатели у программы хорошие — в декабре должен стартовать 10-ый сезон.

Из фестивалей есть сборные солянки звёзд «Шансон ТВ» и несколько ежегодных событий «Радио Шансон»: премия «Шансон года», музыкальный марафон «Ээхх, Разгуляй», фестиваль «Бархатный шансон». Церемония вручения премии до 2022 года проходила в Государственном Кремлёвском Дворце (вмещает до 6 тысяч человек), а затем переместилась на «Live-Арену» (вмещает до 11 тысяч). «Ээхх, Разгуляй!» проходил и в «Олимпийском» до его перестройки, и в ЦСКА-Арене (вмещает на концерты и шоу до 16 тысяч человек), но сейчас также проводится на «Live-Арена». На премии предусмотрены только сидячие места, поэтому площадка вмещает около 8 тысяч зрителей, на фестивале «Ээхх, Разгуляй!» есть танцпол — около 11 тысяч танцуют под хиты жанра. Эти показатели посещаемости стабильны из года в год. В регионах иногда проходят сборные концерты местных шансон-артистов и приглашённых хедлайнеров, например, Анатолия Полотно и Феди Карманова, но это проводится нерегулярно и далеко не по всей стране. 

Фрагмент видеоклипа на песню «За друзей» Анатолия Полотно и Феди Карманова, 2012 год. Источник: Анатолий Полотно и Федя Карманов / youtube.com

О том, что артистам не хватает грамотного продвижения внутри жанра говорит и Елена Федоренко-Полежаева: «Если раньше редакторская группа радио сама искала новых артистов и открывала имена, то сегодня всё наоборот. В ротацию попадают либо мэтры, либо те, кто коммерчески интересен станции, либо те, кто уже набрал аудиторию в соцсетях и на стримингах и теперь может зазвучать на FM-волнах. Вся надежда только на интернет и хороший менеджмент». 

Один из артистов «Ништяка» — группа «Песни» — на радио и ТВ надежд изначально не возлагала. Музыканты экспериментируют с системой релизов, чтобы попробовать залететь в рекомендации разными путями.

«У нас много запала, поэтому мы и песни готовы выпускать часто, раз в две недели, чтобы по статистике смотреть, что именно нравится аудитории, и не противоречит нам самим. Исключительно под запрос слушателей подстраиваться не хочется, мы ищем золотую середину», — говорит один из участников группы Андрей Покровский. 

Еженедельно песни «Песен» попадают в жанровые плейлисты почти на всех стриминговых платформах, за месяц рост слушателей на Яндекс Музыке с нуля до почти 11 тысяч. 

Шансон — это по любви

Сергей Трофимов, Михаил Шуфутинский, Александр Розембаум

Несмотря на все индустриальные сложности, у шансона как жанра остаётся народная любовь. Музыкальный марафон «Ээхх, Разгуляй» объявил о солдауте за два месяца до самого события. Александр Розенбаум ежедневно давал концерты в Москве в течение двух недель, в течение недели — в Санкт-Петербурге, в Новосибирске он выступал три дня подряд, в Челябинске и Перми — по два дня. И это он делает с 2021-го ежегодно. Михаил Шуфутинский каждый год собирает Кремлёвский дворец 3 сентября и много гастролирует по стране. Концертные графики Жеки, Ярослава Сумишевского, Владимира Ждамирова, Алексея Брянцева и других лауреатов «Шансона года» расписаны на полгода вперёд.

Топ-10 артистов по продажам билетов на события в жанре шансон в 2021-2025 гг.:

Александр Розенбаум
Ислам Итляшев
Елена Ваенга
Сергей Трофимов
Алексей Брянцев
Ирина Круг
Александр Розенбаум. Сны
Бутырка
Михаил Шуфутинский
Любэ

Источник: Афиша.ру

Источник афиши: redkassa.ru

«Перспективы у жанра самые радужные, только шансон несёт в себе человеческое и настоящее. И неважно, в какой именно форме: рэп, как у Нурминского, или танцевальные песни, как у Сергея Завьялова. Шансон всегда будет востребован, потому что только в нём непридуманные истории. Если плакать, то настоящими слезами. Если смеяться, то в голос. Тут нет полутонов и иллюзий. Ни в каком другом жанре такая прямолинейность и искренность невозможны», — говорит Рустем Ахметшин. 

Главное — за шансон и артистам, и слушателям, кажется, больше не стыдно. Ещё пять лет назад музыкальные журналисты называли жанр одиозным, говорить, что ты любишь Круга и Наговицына было неловко, да и в целом шансон считался «музыкой для бати». Но через мемы и стриминги в плейлисты зумеров пробиваются и Михаил Бублик, и Сергей Трофимов. А за их музыку не может быть стыдно, она хорошая. Как отметил Михаил Дюков, шансон будет всегда — как ни крути. Видоизменяться — да, исчезнуть — нет. 

Никто из нас моложе не становится. С первой ипотекой и после первого развода Михаил Шуфутинский и Ирина Круг уже будут как родные всем, даже вчерашним ценителям Вани Дмитриенко или Macan’а.