Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/68/image/article-a559056f59b22ee977e08dc725a2ca69.jpgИлья Зинин2019-09-09T20:43Депрессия у музыкантов. Как распознать и лечить
Депрессия у музыкантов. Как распознать и лечить
Караваджо. «Музыканты», 1597. Из коллекции Метрополитен-музея

Депрессия у музыкантов. Как распознать и лечить

Караваджо. «Музыканты», 1597. Из коллекции Метрополитен-музея

Мы поговорили с психиатром-психотерапевтом и ведущей программы “Пси-лекторий” на радио MediaMetriсs Викторией Читловой о том, почему музыканты сильно подвержены депрессии, из-за чего в этом состоянии невозможно писать музыку и песни, как распознать болезнь и почему ее ни в коем случае нельзя игнорировать.

Записал: Илья Зинин

Виктория Читлова, психиатр-психотерапевт, к. м. н.

Почему музыканты в группе риска

«Фактором риска для возникновения депрессии у музыкантов могут служить особенности их мышления. В психологии и психиатрии есть такое понятие, как креативность.

Креативные люди — эмоциональные и тонко чувствующие, но они, как правило, меньше всего осознают свои проблемы. Еще одна сложность заключается в образе жизни музыкантов.

Тут можно провести аналогию с язвой желудка, где есть бактерия, которая провоцирует заболевание. Но, чтобы оно обострилось, необходимы несколько факторов.

Одна из главных причин психического расстройства у артиста — отсутствие нормированного сна. Помимо этого, играет роль постоянное эмоциональное напряжение музыканта, который всегда думает о самореализации, поиске своего места, возможности или невозможности написать что-то и так далее.

Также на психически налаженные процессы артиста, отвечающие за стабильность настроения, влияет прием психоактивных веществ.

Интересно, что и сама музыка порой может усугубить депрессию. Научные данные говорят о том, что тяжелая, громкая, надрывная и шумная музыка способствует повышению напряжения в психике. Если у человека есть предрасположенность к депрессии, он может зафиксировать свои негативные мысли на такой музыке. Она будет актуализировать его негативное мышление, которое тоже может подтолкнуть к депрессии и декомпенсации.

Знаете, какая самая здоровая музыка для мозга человека и для психосоматики? Классическая. Какие музыканты живут дольше всех? Дирижеры. А из исполнителей — классические гитаристы и арфисты. Если говорить о рок-музыкантах, то средний возраст, без отягощения в виде алкоголизма и наркомании, — 53 года для мужчин. Композиторы тоже живут дольше рок-исполнителей».

Валантен де Булонь. «Лютнист», ок. 1625–1626. Из коллекции Метрополитен-музея
Валантен де Булонь. «Лютнист», ок. 1625–1626. Из коллекции Метрополитен-музея

Как распознать депрессию

«Депрессии бывают разные. Важно помнить, что с депрессией в том или ином виде мы сталкиваемся каждый день. Первый и основной критерий диагностики — если такое состояние длится не менее двух недель.

Оно может выражаться в плохом настроении (тоска, апатия, раздражение), либо человек просто чувствует изменения, понимает, что с ним что-то не так.

Депрессия не просто психическая проблема — она затрагивает весь организм в целом. Например, нарушается сон: его становится либо слишком много, либо человек вовсе не может спать. Также снижается работоспособность—за счет того, что нарушаются мыслительные процессы. Больному бывает сложно запомнить что-то, сконцентрировать внимание, он плохо соображает, у него нет идей. Грубо говоря, процессор такого человека тормозит.

Если мы говорим про музыканта — при депрессивном состоянии сужается палитра того, что он может почувствовать или придумать. Также депрессивным расстройствам свойственно руминативное мышление — это когда одна и та же мысль крутится по кругу. Чаще всего музыкант начинает упрекать себя: „У меня ничего не получается, я бездарный, я ничего не могу, я больше никогда ничего не сыграю, я не музыкант, не композитор, меня все забудут“. К этому может присовокупляться чувство вины, а также апатия: „Не могу ничего делать, не хочу, не буду, оставьте меня“.

Впрочем, депрессивное расстройство важно не путать с таким понятием, как депрессивный характер,— это когда человек, что называется, с грустинкой по жизни. Если кто-то всегда такой, все нормально: он адаптирован к жизни. Эти люди, как правило, социализированны, у них есть друзья, они могут жить в нашем мире, несмотря на депрессивный тип мышления.

Если мы не видим, что состояние человека с депрессивным характером как-то меняется, в таком случае мы будем говорить скорее о типе личности. А если наблюдается трансформация „был одним, стал другим“ и она набирает обороты (меняется творчество, мы видим, что состояние нестабильно), тогда можно говорить о расстройстве».

Эдуар Мане. «Испанский певец» («Испанский гитарист»), 1860. Из коллекции Метрополитен-музея
Эдуар Мане. «Испанский певец» («Испанский гитарист»), 1860. Из коллекции Метрополитен-музея

Как злоупотребления могут повлиять на развитие депрессии

«Алкоголь сам по себе продукт, который вызывает депрессию. Сначала у выпившего возникает чувство успокоения и эйфории, потом появляется импульс к действию, а на следующее утро метаболиты становятся мощным стрессором биологического характера.

Алкоголь вообще разрушительно действует на головной мозг, разбалансирует биохимию, которая отвечает за стабильность настроения. И в нашей стране, и за рубежом музыканты (особенно рокеры) подвержены употреблению алкоголя. Кроме того, выпивка в России популярна среди большинства мужчин, а их зачастую с детства научили скрывать свои эмоции, не думать о них. Если мужчине плохо, он будет искать возможность „быстрой таблетки“, легкого способа успокоения.

Злоупотребление алкоголем нередко маскирует хроническое стрессовое состояние, которое незаметно перетекает в депрессивное.

Также среди музыкантов распространено употребление марихуаны. Ко мне обращался молодой музыкант, который до возникновения депрессии курил траву. У него была депрессия между умеренной и тяжелой — это тот рубеж, где личность уже не может творить (в отличие от первой, достаточно продуктивной стадии).

В случае моего пациента каннабис был одним из главных триггеров заболевания, во всем мире трава считается одной из весомых причин развития депрессии. Легкий наркотик нарушает нейронные связи, и, видимо, таким образом в случае моего пациента был запущен механизм дальнейшей патологии. То есть болезнь могла бы вообще не возникнуть, если бы не это вещество. А потом пошло-поехало».

Неизвестный утрехтский караваджист. «Два музыканта», XVII век. Из коллекции Метрополитен-музея
Неизвестный утрехтский караваджист. «Два музыканта», XVII век. Из коллекции Метрополитен-музея

К чему может привести депрессия

«Сложный вопрос, бывает много разных депрессий.

Легкая депрессия — когда человек может сам не замечать, что он в этом состоянии. Просто его что-то начинает не устраивать, или продуктивность падает, он становится менее работоспособным и вовлеченным в жизнь. Нарушения сна и аппетита на этапе легкой депрессии тоже могут быть не слишком ощутимыми.

На второй стадии эти состояния заметны уже близким людям. Тяжелая степень — человек совсем неработоспособен, он вообще ничего не может делать.

Депрессия, связанная со стрессом (например, если ушла любимая или контракт разорвали), может не зайти дальше легких стадий. Кто-то может из этих состояний выйти и сам, если в целом со здоровьем у него все в порядке. Но когда мы говорим про болезнь, она в принципе не зависит от внешних событий и в крайнем случае может закончиться суицидом.

Пример из моей практики. Молодой человек 22 лет, пишет музыку и играет в группе. Он без креативного процесса не может, это его стиль жизни, его мышление. Когда он был в нормальном состоянии, то чувствовал музыку и воспринимал ее максимально богато. Когда наступила реальная депрессия, его навыки музыканта и чувствительность притупились настолько, что он понял, что не может ни слушать музыку, ни тем более ее сочинять. Пока ему не прописали специальные препараты для вывода из депрессии, его картина мира, яркость звука и острота восприятия не могли восстановиться.

За нормальное настроение отвечает колоссальная система в мозге, хоть мы этого и не замечаем. В нее вовлечены разные отделы, от поверхностных корковых до глубинных. Все это взаимосвязано и отвечает за переработку информации, за то, как мы ее сортируем, фильтруем, воспринимаем, оцениваем. Во время депрессии эти связи нарушаются. На разных степенях тяжести — в разном виде и с разной интенсивностью.

Когда мы говорим о депрессии умеренной и тяжелой — тут не до креатива».

Симон Вуэ. «Женщина, играющая на гитаре», ок. 1618. Из коллекции Метрополитен-музея
Симон Вуэ. «Женщина, играющая на гитаре», ок. 1618. Из коллекции Метрополитен-музея

Как справиться с депрессией

«Каждый случай индивидуален; надо разобраться, с какой именно формой депрессии мы имеем дело. Возьмем усредненную, связанную со стрессом или какими-либо проблемами в жизни. Ее обязательно нужно лечить. Возможно, понадобятся медикаменты, подходящий антидепрессант. Потом квалифицированный специалист должен подключить терапию, чтобы человек научился справляться со своими проблемами, заблуждениями, возможно, травмами детства.

Многие музыканты боятся обращаться за психологической помощью, так как существует расхожее мнение, что, если мы полечим человека, он перестанет быть талантливым или его творчество изменится.

На самом же деле психотерапевтическая работа, напротив, способствует включению креатива в мозге, что сказывается на всех сферах жизни. Да, творчество музыканта может измениться, но эти изменения будут, скорее всего, к лучшему. Работа артиста станет более разнообразной, богатой и управляемой. У меня лечатся не только музыканты, но и танцоры. У всех в результате терапии модифицировалось творчество, оно стало интереснее, никто не жалел о том, что пришел».

Томас де Кейзер. «Музыкант и его дочь», 1629. Из коллекции Метрополитен-музея
Томас де Кейзер. «Музыкант и его дочь», 1629. Из коллекции Метрополитен-музея

Как помочь музыканту, который не осознает, что у него депрессия

«Его нужно взять за руку и отвести к врачу. Сделать это, к сожалению, бывает непросто. Музыканты в депрессивном состоянии часто становятся более раздражительными, начинают воспринимать информацию в штыки. С ними становится сложнее договориться, возникают нарушения внимания и памяти: тут забыл, тут перепил.

Тем, кто знает человека не один год, важно ощутить разницу, когда он вдруг становится совершенно другим. Артисту нужно дать понять, что он изменился, потому что сам музыкант может не отдавать себе в этом отчет. Человека нельзя оставлять наедине со своими мыслями или как-либо демонстрировать ему, что он прав в своих заблуждениях. Нужно максимально доброжелательно говорить музыканту, что его мышление исказилось.

К счастью, стигматизация психиатрии в нашей стране уменьшается. Мы уже не живем в мире, где поход к психиатру — это что-то страшное и непонятное».