Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив

Как подготовиться к выходу сингла или альбома

План действий и наглядные примеры
журналhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/article/405/image/article-8f8d20e4669d31ac08e792f2a54324cc.jpgГлеб Лисичкин2021-05-11T18:15План действий и наглядные примеры

Короткий гид о том, как спланировать выход сингла или альбома. Вы можете пользоваться этим текстом как чек-листом перед выпуском нового материала. 

Впереди много работы — примите это

Помните: работа над треком не ограничивается его записью, сведением или мастерингом. Доставка песни или альбома на стриминг-сервисы — процедура, которая также потребует внимательности и таланта. Чтобы ваш трек заметили редакторы стриминговых сервисов и музыкальные медиа, надо постараться и приготовиться к нетворческой работе — написанию пресс-релизов, питчингу песен и планированию промо. Об этих и других шагах мы рассказываем ниже. 

Составьте календарь релизов

Доставка ваших песен на стриминговые платформы может занять месяц. Закладывайте это время на отгрузку музыки: если вы хотите выпустить альбом 30 июня, то 20 мая он должен быть отгружен дистрибьютору. Время доставки релиза на стриминговые сервисы зависит от вашего лейбла или дистрибьютора, но мы советуем все делать заранее. 

Если это альбом — распланируйте выпуск синглов и клипов. Выпуская серию синглов, помните, что между релизами должно проходить не меньше 2–3 недель. Так вы успеете продумать и сделать промо для каждого сингла и подготовить аудиторию к выходу полноформатного релиза.

Убедитесь, что вы довольны звучанием 

Ваш сингл или альбом будет конкурировать с большим количеством других песен, отгруженных в стриминг-сервисы. Важно, чтобы музыка была готова на 100%: вы довольны звучанием, сведением и мастерингом и уже не будете переделывать финальный WAV-файл. 

Проверьте, все ли файлы и документы вы собрали 

Подготовьте файлы для отправки вашего релиза на дистрибуцию и соберите промоматериалы, которые вы будете использовать. У каждого издателя может быть свой список требований к файлам. Вот наиболее часто встречающийся набор данных для отгрузки релиза: 

  • Документы, лицензии, соглашения авторов. Подписывая договор с лейблом или дистрибьютором, вы гарантируете, что выпускаете контент, который эксклюзивно принадлежит только вам. Если в создании вашего произведения участвовали соавторы — заключите с ними соглашение: в нем указываются детали вашего сотрудничества и доли роялти (это также касается семплов и цитат). Если вы используете в оформлении альбома фотографии или иллюстрации сторонних авторов — заключите с ними договор.
  • WAV-файлы всех треков релиза. Битрейт и частотность — 16-bit/44.1k.
  • Обложка альбома. Чаще всего это JPG-файл, RGB, ровный квадратный файл не менее 3000 x 3000 пикселей, разрешение не менее 72 dpi.
  • Тексты песен построчно. Большинство издателей доставляют тексты ваших песен на Apple Music, Spotify, «Яндекс.Музыку» и другие стриминг-сервисы. Если у вашего партнера по дистрибуции нет такой функции, самостоятельно загрузите тексты песен с помощью musixmatch или Genius. В настоящий момент не все стриминговые сервисы (в частности, Spotify) показывают тексты песен пользователям из России и стран СНГ, но все больше площадок подключают эту функцию.
  • Маркировка для «взрослого» контента. Если в текстах вы используете нецензурные выражения или провокативные понятия, которые не стоит слышать детям, поставьте метку Explicit. Это относится не только к текстам: если на обложке вашего релиза изображено оружие, то такой релиз тоже нужно маркировать как «взрослый».
  • Фотографии артиста. Найдите фотографа, который сможет отразить историю и характер вашего проекта. Также подумайте о том, что эти фотографии могут быть использованы не только в вашем инстаграме, но и в карточке артиста на стриминг-сервисах. Внимательно изучите технические требования дистрибьютора к таким фотографиям — у разных сервисов свои характеристики.
Пример продуманного оформления страницы музыканта в Spotify. Фотографии Ивана Дорна специально подобраны и кадрированы для десктопного и мобильного формата: артист как будто стоит и сидит на шапке своего профиля
  • Видео. Если вы пока не можете позволить себе съемку клипа, подготовьте небольшие видео — например, анимированные сторис для Instagram и VK. По сравнению с клипом такой ролик стоит недорого.
Пример анимированной сторис, которую можно отправить друзьям, инфлюенсерам и слушателям

Если у вас есть бюджет на другие видеоформаты, подготовьте сниппет и тизер релиза. Ниже — пример хорошего сниппета, который сделал рэпер Truwer: короткий, со зрелищной съемкой и цепляющим отрывком из песни. Сниппет помогает музыканту эффектно заявить о себе. 

Видеотизер дает вашей аудитории понимание о звучании выходящего альбома, демонстрирует, каких от него стоит ждать настроений и образов. У рэпера Fardi, например, видеотизер сделан из не вошедших в клип «СНГ» кадров: 

  • Описание проекта. Напишите текст, который расскажет историю вашего творческого проекта: что вдохновило вас на создание релиза, к какому жанру вы относите свою музыку, какие шаги по продвижению релиза вы планируете предпринять. Пресс-релиз должен заинтересовать журналистов и блогеров, мотивировать их оказать вам поддержку. Не увлекайтесь неймдроппингом, будьте честными и пишите коротко.

Подробнее о том, как написать пресс-релиз, читайте в нашей инструкции «Я музыкант. Что делать?»

  • EPK. Будет удобно, если вы соберете все материалы в папку EPK (electronic press kit) — таким образом вы создадите единую ссылку на все промоматериалы, это удобнее для партнеров. EPK должен включать в себя:

    • описание проекта и пресс-релиз альбома;
    • фотосессию группы;
    • ссылки на все актуальные профили группы в соцсетях и стриминг-сервисах;
    • контактную информацию.

Для создания EPK вы можете использовать любой файлообменник, сервис смарт-ссылок, с которым работаете, или сервис Sonicbids

Продумайте дизайн вашего релиза

Обложка релиза, фото артиста и другие виды визуальной коммуникации продолжают музыку. Не откладывайте решение по дизайну обложки на последний момент: отсутствие кавера задержит отправку релиза на все площадки. У дистрибьюторов есть гайды по оформлению обложек: внимательно изучите технические требования и передайте их дизайнеру. Так вы сэкономите деньги и сократите количество правок. 

Определитесь с дистрибьютором

Выберите лейбл или дистрибьютора, который доставит ваш релиз на стриминги. Процесс обсуждения и заключения договора с ними может занять от одного до трех месяцев. Если вы решили отгрузить релиз самостоятельно через агрегаторы — например, TuneCore, ONErpm или DistroKid, — обязательно прочитайте договор, который вам предлагают. Поставить галочку недостаточно: откройте документ полностью, внимательно изучите условия и, если что-то непонятно, обратитесь к юристам. Для совершения сделки вам могут понадобиться оформление юридического лица или консультации с юристами, поэтому чем больше времени у вас есть, тем лучше. 

Найти музыкальных юристов можно в нашем разделе «Специалисты»

 

Постройте план продвижения

Если вы хотите, чтобы ваш релиз заметили, перед подписанием договора с лейблом или дистрибьютором подумайте, какую часть промо вы возьмете на себя, какую — издательство, а какую — нанятые специалисты (таргетологи, маркетологи, пиарщики), и, главное, кто будет оплачивать их работу. Прежде чем ставить задачу специалистам, определитесь:

  • Каким стриминг-сервисом пользуется ваша целевая аудитория. Безусловно, музыка должна быть доставлена на все платформы, но стоит обратить внимание на привычки ваших слушателей — возможно, они активно пользуются SoundCloud или предпочитают скачивать FLAC-файлы с Bandcamp. Значит, стоит представить свою музыку на этих платформах.
  • Какие инфлюенсеры и медиаканалы поддержат ваш релиз. Стоит обращаться в те медиа и к тем специалистам, которые уже поддерживали музыку, похожую на вашу. Не фокусируйтесь только на традиционных СМИ: изучите паблики, телеграм-каналы, YouTube-блогеров и других лидеров мнений, которые уже успешно работают с вашей потенциальной аудиторией.

Найти телеграм-каналы, которые пишут про музыку вашего жанра, можно в нашем разделе «Источники»

  • Какие соцсети стоит задействовать для промо. В первую очередь для таргетинга и другого платного промо используйте VK и Instagram. Если есть бюджет на профессиональных маркетологов и более масштабные кампании, подумайте о кампаниях в TikTok, AdSense, «Яндекс.Директе» и других сервисах.
  • О чем вы будете писать в своих соцсетях. Важно, чтобы ваша активность в соцсетях накануне и после выхода релиза была максимальной. Например, расскажите историю о записи вашего релиза, придумайте розыгрыш приза для ваших фанатов, устройте голосование, не забудьте про снипетты, видеотизеры и анимацию для сторис. Сделайте все для того, чтобы алгоритмы соцсетей заметили всплеск интереса к вашему аккаунту и помогли вам охватить новую аудиторию (так, например, это происходит в VK с меткой Прометея).
  • Сколько времени и денег уйдет на промокампанию. Соберите все придуманные промоактивности в Google-календарь, оцените, сколько времени и денег нужно для воплощения задуманного, и отбросьте те идеи, которые кажутся слишком рискованными или неоправданно дорогими. Оставьте только те решения, которые дадут вам заметный рост аудитории на короткой дистанции и с помощью разумных усилий. Возможно, это даже окупит часть ваших вложений.

Поделитесь вашим промопланом с лейблом или дистрибьютором, который сможет оценить амбиции, что-то посоветовать, а также использовать вашу стратегию для питчинга треков стриминговым площадкам — если, конечно, такая услуга входит в его обязанности. Подробнее о питчинге мы расскажем ниже.

Если вы доверяете какую-то часть вашей кампании сторонним профессионалам, обязательно согласовывайте ожидаемые показатели, сроки, бюджет и форму отчета о результатах работы. Старайтесь работать с людьми с хорошей репутацией, подписывайте с ними договор об оказании услуг. 

Найти проверенного профессионала можно в нашем разделе «Специалисты»

Подготовьтесь к питчингу вашего релиза

Большинство лейблов и некоторые дистрибьюторы занимаются питчингом релизов своих артистов — заранее показывают музыкальный материал стриминговым сервисам. Так редакции стримингов могут оперативно оценить релиз — увидеть план продвижения артиста и решить, стоит ли давать артисту промо на витринах и в плейлистах.

Важно: ни один лейбл или дистрибьютор не может гарантировать промо артиста в стримингах. Решение всегда зависит от предпочтений редакций сервиса. Эти опции не продаются. 

Плейлисты «Яндекс.Музыки», Apple Music и Spotify
Баннер в BOOM (в верхней части экрана), витрина VK, плейлист Spotify с местной инди-музыкой

Уточните у вашего лейбла и дистрибьютора, делают ли они регулярный питчинг приоритетных релизов для редакций стриминг-сервисов и попадет ли ваш релиз в список таких приоритетов. 

Вы можете запитчить свой релиз самостоятельно. Такие опции есть у Spotify в сервисе Spotify for Artists, у «Яндекс.Музыки», а также у «Музыки ВКонтакте». Питчинг нужно проводить не позднее чем за две недели до выхода релиза. 

Подготовьте слушателей к релизу

Когда релиз пройдет модерацию площадок, объявите дату выхода сингла или альбома в соцсетях и начните подготовку к премьере. Два-три раза в неделю публикуйте посты в соцсетях, которые вы придумали на этапе планирования продвижения, ведите обратный отсчет, повышайте градус ожиданий.

С помощью вашего дистрибьютора или сервисов FFM.toToneden.io и band.link вы можете подготовить пресейв релиза — сгенерировать специальную ссылку на еще не вышедший сингл или альбом в стримингах. По ней ваши фанаты смогут заранее его сохранить. Релиз автоматически появится в медиатеке слушателей в день выхода и привлечет еще больше внимания к себе.

Релиз вышел — уделите ему максимальное внимание

В день релиза и после него делайте все, чтобы о вашей музыке узнало как можно больше людей. Сперва создайте смартлинк — единую ссылку на ваш релиз на всех цифровых платформах. Это можно сделать с помощью band.link или других подобных сервисов. Поставьте эту ссылку в шапке или профиле каждой социальной сети.

Мотивируйте вашу аудиторию слушать и обсуждать релиз, делиться им в сторис и с друзьями. Устройте конкурс среди подписчиков: например, предложите им снимать видео с вашим треком в TikTok и придумайте особенный приз за лучший, по вашему мнению, ролик. Расскажите о релизе знакомым музыкантам: если он им понравится, можно попросить их опубликовать вашу анимированную сторис или сниппет.

Запустите таргетированную рекламную кампанию и попросите близкие вам каналы опубликовать посты о выходе релиза (об этом мы говорили в пункте «Постройте план продвижения»). Организуйте онлайн-трансляцию в Instagram или VK с ответом на вопросы подписчиков.

Хорошо, если вскоре после премьеры вы анонсируете концерт-презентацию и позовете туда своих слушателей, редакторов медиа и всех, кто вам помогал.

Отпразднуйте премьеру и продолжайте работу

Премьера — только один из этапов работы над релизом, но это не финал. Продолжайте искать возможности рассказывать о вашей музыке новой аудитории, активно ведите соцсети, наблюдайте за статистикой прослушиваний, делайте выводы и планируйте следующие шаги. «Бросать» альбом или песню сразу после ее выхода — самая распространенная ошибка многих музыкантов, которая мешает им выйти на новый уровень популярности.

Музыкант — марафонская профессия. Как правило, результатов добиваются те, кто работает долго и последовательно. Не переживайте, если релиз не сделал вас звездой сразу, — продолжайте упорно делать то, что вы любите, и тогда ваши шансы на успех будут намного выше.

 

Подпишитесь на рассылку
Рассылка о самом интересном в музыкальной индустрии