Фестиваль «Индюшата»— старейший отечественный смотр-конкурс молодых независимых групп, организованный писателем и продюсером Александром Кушниром в начале 1990-х. Первыми участниками «Индюшат» стали знаковые группы местного андеграунда «Комитет охраны тепла», «Резервация здесь»,«Коллежский асессор» и другие.
С середины 1990-х «Индюшата» долгое время не проводились, фестиваль возродился в 2006 году в новом формате — жюри отслушивало демозаписи участников, формировало шорт-лист, после чего приглашало музыкантов выступить в Москве на отборочных турах, дорога группам не оплачивалась.
По итогам отборов проводился финал, его победители получали PR-поддержку агентства «Кушнир Продакшн» и партнерские призы — приглашение на крупные концерты в качестве открывающих групп, записи в студии или съемку клипа. Среди победителей разных лет — заметные и сейчас проекты «Обе Две», Kira Lao, «Дайте два», Jack Wood, Женя Любич и Junkyard Storytellaz (полный список участников фестиваля за все годы проведения — тут).
В этом году «Индюшата» получили президентский грант и снова изменили формат: теперь это выездной шоукейс. Эксперты музыкальной индустрии выезжают в города, где вместе с местными представителями жюри отслушивают 10 локальных групп, по итогам голосования выбирается один победитель. Отборочные концерты объявили в Москве, Калининграде, Петербурге, Симферополе, Краснодаре, Екатеринбурге, Перми, Воронеже, Казани и Владивостоке, на момент публикации материала состоялись 6 из 10 запланированных шоукейсов.
Финалисты выступят в Москве в сентябре, там же будут определены победители.
Идейный вдохновитель и продюсер «Индюшат» Александр Кушнир рассказал нам о том, как получил государственный грант на шоукейс независимых команд, о том, что стало с победителями прошлых лет, и дал несколько советов молодым музыкантам.
Записал: Илья Зинин
«На финал прошлогодних „Индюшат“ пришли представители структур, которые занимаются поддержкой культурных проектов. Мы познакомились, а потом начали думать о сотрудничестве. В итоге получили средства Фонда президентских грантов, около пяти миллионов рублей. В проекте задействованы четыре организации. Фонд „Молодежь отечества“ организовал создание заявки на получение президентского гранта и партнерское сопровождение. Этот фонд — организация-заявитель, он отвечает за соответствие конкурсным требованиям. PR-агентство „Кушнир продакшн“ реализует сам проект. Компания „РФ Аналитика“ занимается юридическим и бухгалтерским учетом, „Лекс Легаси“ —всеми правовыми вопросами.
Я очень боялся цензуры, но в процессе общения и подачи документов понял, что цензуры не будет. То есть мы можем свободно заниматься своим делом, а нам будут помогать, естественно, при условии строгого документооборота. До этого мы много лет сидели на печи и ждали, найдут ли группы деньги, чтобы приехать к нам. Проводить фестиваль с государственным грантом в плане документооборота не всегда просто, основная нагрузка ложится на плечи линейных менеджеров и бухгалтерии. Отчетности действительно очень много, она порой прямо-таки сражает мой мозг своей фундаментальностью и эпохальностью, но там все по делу, и мы прекрасно знали, на что идем. Так что здесь никаких сюрпризов.
На „Индюшатах“ мы почти не зарабатываем, помощь фонда подразумевает просветительский, культурологический и некоммерческий вектор. Я очень благодарен всем, в том числе именитым членам жюри, которые выезжают в города — у нас все очень по-спартански. И, оглядываясь на шесть прошедших шоу-кейсов в разных городах, я вижу, что мы реально помогаем группам — и словом, и делом».
«Меня самого часто зовут на фестивали, например на „Старый новый рок“ в Екатеринбург. Я приезжаю, вижу массу отличных групп, но понимаю, что за пределами региона их, скорее всего, никто не услышит. Мы можем предоставить артисту некоторое ускорение: получив статус победителя „Индюшат“, музыкант попадет на федеральные и местные эфиры. Мы для них — мостик из подвала на сцену клуба „16 тонн“ или „Мумий Тролль бара“, а иногда даже и „Главклуба“.
Вообще, „Индюшата“ — это фестиваль идей, очень сырых, где больше всего ценится оригинальность. Они могут быть с кривым звуком, с сумасшедшинкой, самобытной концепцией, уникальным взглядом на мир. Это банальные слова, но так и есть. Нет смысла тратить время на поиск новой группы „Чайф“, про нее Первый канал на днях показал фильм, который получил мою личную премию „Грэмми“ как самый скучный фильм о рок-н-ролле за всю его историю.
Мы не собираемся искать новый „Чайф“, „Моральный кодекс“ или „Машину времени“. Всегда был и будет некий магистральный путь развития мейнстрима — на здоровье, но мне интереснее другие группы —те, которые не возьмут на наши крупные рок-фестивали. Которые не играют рок, а несут мироощущение людей, съезжавшихся на „Вудсток“ и „Монтерей“ в 1960-х годах, когда не было правил, когда это было просто шаманство и нож в кармане.
Мы — зеркало, мы отражаем то, что есть, и после выступления направляем софиты медиаресурсов на группу, пытаемся дать ей рекомендации, конструктивные и доброжелательные».
«Есть группы из пула „Индюшат“, которыми я могу гордиться. Например, последние два победителя, „Дзинь“ и „Авангард Леонтьев“, они классные, но очень локальные. Или еще один пример, Junkyard Storytellaz, которые сейчас тысячники в Питере собирают, неоднократно ездили на „Дикую мяту“, заняли второе место у нас в 2016 году. The Jack Wood, победители 2012 года, ездили на фестиваль Гластонбери, разогревали The Offspring в Москве. Или группа Cardio Beat — они благодаря „России-1“ года три были в топе после участия в шоу „Главная сцена“.
„Полиция кармы“ несколько раз участвовала в разогревах больших артистов в „Главклубе“ по приглашению его директора Игоря Тонких, он есть у нас в жюри. Победители 2014 года, Veiila, тоже играли на больших концертах. Когда „Индюшата“ заканчиваются, мы все равно стараемся помогать нашим артистам».
«Формула „талант пробьется, несмотря ни на что“ абсолютно ущербна. Музыканты зачастую абсолютно беспомощны в организационном плане — от выстраивания драматургии концерта до приглашения хотя бы нескольких десятков поклонников. Я бы назвал это русским словом „бесхозяйственность“. Но находки тем не менее были. По моему ощущению, из 6 городов мы выбрали 3 очень сильные команды и 3 гениальные. Но в целом группы очень сырые. Хотя есть и исключения: играет в Екатеринбурге группа, которая, по всей видимости, победит в отборе, а все местное жюри с удивлением говорит: „Как вы ее нашли?“
И это показательно: часто мы не знаем, что происходит у соседа за забором. И еще есть одна тенденция: я вижу на отборах много групп, которые собирались за несколько недель до подачи заявки, фактически только для этого. Это было и раньше, если вернуться к тем же Junkyard Storytellaz (они и сами в какой-то момент забыли, а я им доброжелательно напомнил), что были созданы за 3 недели до „Индюшат“, ими было написано 5 песен, чтобы сыграть на отборе фестиваля.
Со стилистической точки зрения происходит полная эклектика. Качественного роста новых групп я не вижу. Когда мы с ними обсуждаем их выступления, я узнаю, что все они репетируют 1–2 раза в неделю. Для них это полухеппенинг, полуперформанс, полухобби. Поэтому в жюри мы всегда зовем саунд-продюсера, звукорежиссера или опытного музыканта, которые разбираются в аранжировках, чтобы они что-то подсказали нашим участникам».
«Определитесь с 5–7 песнями, которые являются вашей визитной карточкой. Сконцентрируйтесь на большем количестве репетиций и методах улучшения звуковой картинки песен — на сыгранности группы, звукоизвлечении и так далее. Я вижу, что у групп обычно нет ни звукорежиссера, ни человека, который отвечает за то, как она выглядит на сцене. Но ведь у всех есть знакомые из мира моды, дизайна, фотохудожники, операторы — подключайте их. Группа — это не только музыканты, это еще и команда рядом. Постарайтесь стать частью культурного движения.
Артистические костюмы тоже очень важны. Это могут быть порванные джинсы и черные футболки, но в каком месте порванные? Пример стиля — это Илья Лагутенко: в клипе „Владивосток-2000“ видно, что футболка у него немного надрезана, чтобы ее было удобно рвать. Это стиль. И еще важный момент — работа со своей устойчивой фанатской аудиторией, она должна быть заметна во время выступления. Группа Madness возила из Лондона в Манчестер три автобуса с поклонниками, и бедный Манчестер не понимал, что происходит: группа начинает играть первую песню, а у сцены творится безумие».
Следить за «Индюшатами», финал которых состоится в Москве в сентябре.