Фестиваль «Индюшата-2019»: 10 шоукейсов в 10 городах и президентский грант
Авторы
Фестиваль «Индюшата»— старейший отечественный смотр-конкурс молодых независимых групп, организованный писателем и продюсером Александром Кушниром в начале 1990-х. Первыми участниками «Индюшат» стали знаковые группы местного андеграунда «Комитет охраны тепла», «Резервация здесь»,«Коллежский асессор» и другие.
С середины 1990-х «Индюшата» долгое время не проводились, фестиваль возродился в 2006 году в новом формате — жюри отслушивало демозаписи участников, формировало шорт-лист, после чего приглашало музыкантов выступить в Москве на отборочных турах, дорога группам не оплачивалась.
По итогам отборов проводился финал, его победители получали PR-поддержку агентства «Кушнир Продакшн» и партнерские призы — приглашение на крупные концерты в качестве открывающих групп, записи в студии или съемку клипа. Среди победителей разных лет — заметные и сейчас проекты «Обе Две», Kira Lao, «Дайте два», Jack Wood, Женя Любич и Junkyard Storytellaz (полный список участников фестиваля за все годы проведения — тут).
В этом году «Индюшата» получили президентский грант и снова изменили формат: теперь это выездной шоукейс. Эксперты музыкальной индустрии выезжают в города, где вместе с местными представителями жюри отслушивают 10 локальных групп, по итогам голосования выбирается один победитель. Отборочные концерты объявили в Москве, Калининграде, Петербурге, Симферополе, Краснодаре, Екатеринбурге, Перми, Воронеже, Казани и Владивостоке, на момент публикации материала состоялись 6 из 10 запланированных шоукейсов.
Финалисты выступят в Москве в сентябре, там же будут определены победители.
Идейный вдохновитель и продюсер «Индюшат» Александр Кушнир рассказал нам о том, как получил государственный грант на шоукейс независимых команд, о том, что стало с победителями прошлых лет, и дал несколько советов молодым музыкантам.
Записал: Илья Зинин
💵 О получении президентского гранта
«На финал прошлогодних „Индюшат“ пришли представители структур, которые занимаются поддержкой культурных проектов. Мы познакомились, а потом начали думать о сотрудничестве. В итоге получили средства Фонда президентских грантов, около пяти миллионов рублей. В проекте задействованы четыре организации. Фонд „Молодежь отечества“ организовал создание заявки на получение президентского гранта и партнерское сопровождение. Этот фонд — организация-заявитель, он отвечает за соответствие конкурсным требованиям. PR-агентство „Кушнир продакшн“ реализует сам проект. Компания „РФ Аналитика“ занимается юридическим и бухгалтерским учетом, „Лекс Легаси“ —всеми правовыми вопросами.
Я очень боялся цензуры, но в процессе общения и подачи документов понял, что цензуры не будет. То есть мы можем свободно заниматься своим делом, а нам будут помогать, естественно, при условии строгого документооборота. До этого мы много лет сидели на печи и ждали, найдут ли группы деньги, чтобы приехать к нам. Проводить фестиваль с государственным грантом в плане документооборота не всегда просто, основная нагрузка ложится на плечи линейных менеджеров и бухгалтерии. Отчетности действительно очень много, она порой прямо-таки сражает мой мозг своей фундаментальностью и эпохальностью, но там все по делу, и мы прекрасно знали, на что идем. Так что здесь никаких сюрпризов.
На „Индюшатах“ мы почти не зарабатываем, помощь фонда подразумевает просветительский, культурологический и некоммерческий вектор. Я очень благодарен всем, в том числе именитым членам жюри, которые выезжают в города — у нас все очень по-спартански. И, оглядываясь на шесть прошедших шоу-кейсов в разных городах, я вижу, что мы реально помогаем группам — и словом, и делом».
🚀 О МИССИИ ФЕСТИВАЛЯ
«Меня самого часто зовут на фестивали, например на „Старый новый рок“ в Екатеринбург. Я приезжаю, вижу массу отличных групп, но понимаю, что за пределами региона их, скорее всего, никто не услышит. Мы можем предоставить артисту некоторое ускорение: получив статус победителя „Индюшат“, музыкант попадет на федеральные и местные эфиры. Мы для них — мостик из подвала на сцену клуба „16 тонн“ или „Мумий Тролль бара“, а иногда даже и „Главклуба“.
Вообще, „Индюшата“ — это фестиваль идей, очень сырых, где больше всего ценится оригинальность. Они могут быть с кривым звуком, с сумасшедшинкой, самобытной концепцией, уникальным взглядом на мир. Это банальные слова, но так и есть. Нет смысла тратить время на поиск новой группы „Чайф“, про нее Первый канал на днях показал фильм, который получил мою личную премию „Грэмми“ как самый скучный фильм о рок-н-ролле за всю его историю.
Мы не собираемся искать новый „Чайф“, „Моральный кодекс“ или „Машину времени“. Всегда был и будет некий магистральный путь развития мейнстрима — на здоровье, но мне интереснее другие группы —те, которые не возьмут на наши крупные рок-фестивали. Которые не играют рок, а несут мироощущение людей, съезжавшихся на „Вудсток“ и „Монтерей“ в 1960-х годах, когда не было правил, когда это было просто шаманство и нож в кармане.
Мы — зеркало, мы отражаем то, что есть, и после выступления направляем софиты медиаресурсов на группу, пытаемся дать ей рекомендации, конструктивные и доброжелательные».
🏆 О ПОБЕДИТЕЛЯХ «ИНДЮШАТ» ПРОШЛЫХ ЛЕТ
«Есть группы из пула „Индюшат“, которыми я могу гордиться. Например, последние два победителя, „Дзинь“ и „Авангард Леонтьев“, они классные, но очень локальные. Или еще один пример, Junkyard Storytellaz, которые сейчас тысячники в Питере собирают, неоднократно ездили на „Дикую мяту“, заняли второе место у нас в 2016 году. The Jack Wood, победители 2012 года, ездили на фестиваль Гластонбери, разогревали The Offspring в Москве. Или группа Cardio Beat — они благодаря „России-1“ года три были в топе после участия в шоу „Главная сцена“.
„Полиция кармы“ несколько раз участвовала в разогревах больших артистов в „Главклубе“ по приглашению его директора Игоря Тонких, он есть у нас в жюри. Победители 2014 года, Veiila, тоже играли на больших концертах. Когда „Индюшата“ заканчиваются, мы все равно стараемся помогать нашим артистам».
🎤 О ШОУКЕЙСАХ ЭТОГО ГОДА
«Формула „талант пробьется, несмотря ни на что“ абсолютно ущербна. Музыканты зачастую абсолютно беспомощны в организационном плане — от выстраивания драматургии концерта до приглашения хотя бы нескольких десятков поклонников. Я бы назвал это русским словом „бесхозяйственность“. Но находки тем не менее были. По моему ощущению, из 6 городов мы выбрали 3 очень сильные команды и 3 гениальные. Но в целом группы очень сырые. Хотя есть и исключения: играет в Екатеринбурге группа, которая, по всей видимости, победит в отборе, а все местное жюри с удивлением говорит: „Как вы ее нашли?“
И это показательно: часто мы не знаем, что происходит у соседа за забором. И еще есть одна тенденция: я вижу на отборах много групп, которые собирались за несколько недель до подачи заявки, фактически только для этого. Это было и раньше, если вернуться к тем же Junkyard Storytellaz (они и сами в какой-то момент забыли, а я им доброжелательно напомнил), что были созданы за 3 недели до „Индюшат“, ими было написано 5 песен, чтобы сыграть на отборе фестиваля.
Со стилистической точки зрения происходит полная эклектика. Качественного роста новых групп я не вижу. Когда мы с ними обсуждаем их выступления, я узнаю, что все они репетируют 1–2 раза в неделю. Для них это полухеппенинг, полуперформанс, полухобби. Поэтому в жюри мы всегда зовем саунд-продюсера, звукорежиссера или опытного музыканта, которые разбираются в аранжировках, чтобы они что-то подсказали нашим участникам».
☝ ️СОВЕТЫ МОЛОДЫМ ГРУППАМ
«Определитесь с 5–7 песнями, которые являются вашей визитной карточкой. Сконцентрируйтесь на большем количестве репетиций и методах улучшения звуковой картинки песен — на сыгранности группы, звукоизвлечении и так далее. Я вижу, что у групп обычно нет ни звукорежиссера, ни человека, который отвечает за то, как она выглядит на сцене. Но ведь у всех есть знакомые из мира моды, дизайна, фотохудожники, операторы — подключайте их. Группа — это не только музыканты, это еще и команда рядом. Постарайтесь стать частью культурного движения.
Артистические костюмы тоже очень важны. Это могут быть порванные джинсы и черные футболки, но в каком месте порванные? Пример стиля — это Илья Лагутенко: в клипе „Владивосток-2000“ видно, что футболка у него немного надрезана, чтобы ее было удобно рвать. Это стиль. И еще важный момент — работа со своей устойчивой фанатской аудиторией, она должна быть заметна во время выступления. Группа Madness возила из Лондона в Манчестер три автобуса с поклонниками, и бедный Манчестер не понимал, что происходит: группа начинает играть первую песню, а у сцены творится безумие».
Следить за «Индюшатами», финал которых состоится в Москве в сентябре.