
Василий Сумароков2025-10-22T14:20Опыт музыкантов и чек-лист для новичковКак сделать успешную кавер-группуКак сделать успешную кавер-группу
Содержание
Авторы
Отношение к участию в кавер-группах среди музыкантов неоднозначное. Для одних это короткий путь к сцене, заработку и славе, для других — тупик и антитворчество. Но обе точки зрения — крайности. Мы изучили опыт музыкантов из кавер-групп и попытались выяснить, почему одни пользуются успехом в сфере, а другие исчезают, не дойдя до получения первого крупного гонорара.
Кавер-групп в России становится больше. По данным «Авито Услуг», в период с января по сентябрь 2025 года число объявлений от коллективов выросло в 2,9 раза по сравнению с аналогичным периодом 2024-го и в 4,7 раза по сравнению с 2023-м. Группы выступают в барах, на свадьбах, корпоративах, городских праздниках и даже гендер-пати. Однако найти заказы непросто: по словам музыкантов, рынок перенасыщен. Главная причина в том, что в кавер-индустрию идёт много начинающих музыкантов. Новички видят в этой нише лёгкий старт карьеры и возможность хоть сколько-то заработать на музыке. Но реальность жёстче, и многие молодые группы не находят место на рынке.
Чтобы изучить опыт музыкантов в кавер-индустрии, мы поговорили с участниками трёх коллективов с разной карьерной траекторией:
- московский успешный кавер-проект;
- самоокупаемая региональная группа;
- коллектив, который не нашёл свою нишу.
На основе их опыта мы подготовили чек-лист для новичков, который поможет избежать типичных ошибок на старте тем, кто решить развиваться в этой сфере. Ищите его в конце материала.
«Ты не артист, а громкий магнитофон»: кавер-группа как бизнес
Денис Манчейстер — звукорежиссёр и организатор кавер-групп с многолетним опытом. В 2023 году он запустил последний на данный момент проект — группу Birds band. За два года коллектив не только отбил затраты на продвижение, но и начал приносить доход. Правда, музыканты всё равно не могут жить только за счёт выступлений в группе и совмещают кавер-музыку с другой работой.
В продвижение кавер-группы нужно вкладываться с первого дня
На ивент-рынке кавер-группа — это бизнес, и важно понимать: ты не артист, а «громкий магнитофон». Хотя кавер-группы и артисты выступают на одной сцене, у них совершенно разные пути, они не пересекаются. Поэтому начинать нужно с продвижения, а не с музыки. Нельзя экономить на «обёртке».
Прежде всего — качественное промо. Нужно сделать профессиональное видео — с хорошим светом, звуком и монтажом. В нём важно ярко показать весь коллектив, его сильные стороны, играть узнаваемые и доступные массовой аудитории песни. Промовидео должно быть таким, чтобы заказчик посмотрел две-три минуты и сказал: «Всё, берём».

Дальше сценический образ: группу надо красиво одеть, чтобы она запоминалась. При этом стиль может быть разный. Например, если вы выступаете не для супербогатой аудитории, то достаточно выглядеть ярко и опрятно. А если для, скажем так, для состоятельных заказчиков, есть смысл одеваться в узнаваемые брендовые костюмы и платья. Это добавит группе статуса.
Потом сайт, SEO-продвижение, соцсети, площадки для размещения интернет-рекламы. В начале можно давать объявления на свадебных агрегаторах — сайтах-каталогах, где подрядчики размещают объявления об услугах для молодожёнов. Чаще всего оставить объявление на таких площадках можно бесплатно. При этом продвижением должны заниматься специалисты. Если самостоятельно отвечать за всё, то, скорее всего, хорошо не получится ничего.
Со временем начинает работать сарафанное радио. Оно становится очень важным средством продвижения, чуть ли не ключевым, и приносит хороших корпоративных заказчиков, от которых приходит по два-три выступления в год.


«У начинающей группы в Москве средний бюджет на все продвижение — от 60 до 100 тысяч рублей в месяц. Да, нужно потратить деньги, но жалеть их нельзя, потому что так нарабатывается база заказчиков.» — Денис Манчейстер, Birds band
Со временем, когда выступлений и знакомств будет больше, бюджеты на продвижение можно сокращать.
Заработок кавер-групп — сезонный
Если делить равными частями на год, то у Birds band — два-три выступления в месяц. Но работа кавер-группы — сезонная. Пики — вторая половина лета, когда много свадеб и корпоративов, и новогодний период. Например, в январе или феврале может быть по одному выступлению. Зато один успешный сезон с июля по сентябрь окупит все затраты на продвижение группы.
Данные «Авито Услуг» подтверждают ярко выраженную сезонность. Первый пик активности — в декабре, второй — летом. Например, в декабре 2024 года количество объявлений от музыкальных групп по всей России выросло на 22% по сравнению с ноябрем 2024-го. В Москве и Московской области рост за этот период ещё заметнее — 36%.
При этом в пиковые месяцы цены снижаются: на 28% в среднем по России и на 40% в Москве. Вероятно, на рынок выходят недорогие группы, которые активно выступают на небольших мероприятиях.
Однако из-за нестабильности заработка в Москве по пальцам одной руки можно пересчитать музыкантов, которые живут только за счёт выступлений в кавер-группах. Для подавляющего числа это может быть хорошей подработкой, но не основной работой. Birds band — не исключение. Например, наш ударник выступает с Юлией Савичевой, гитарист и вокалистка преподают. У всех есть какая-то стабильная работа, но связанная с музыкой.
Уникальные шоу ценятся выше стандартного концерта
Полезный совет для молодых музыкантов: не упирайтесь в классическую форму выступления. Сыграли три сета по тридцать минут, люди поплясали под «Видели ночь» или «Хали-гали, паратрупер» — и до свидания, вас больше не позовут, потому что сто раз уже это слышали. Нужна фишка. Кавер-групп много, надо выделяться, предлагать заказчику что-то уникальное. Сейчас рынок переполнен, и если ты хочешь сделать из группы бизнес, то приходится разбираться в смежных сферах.
Мы стараемся делать полноценный шоу-продакшен. Допустим, звонит заказчик и хочет кавер-группу. Я спрашиваю, что со звуком, светом, бэклайном, а человек даже не знает, что это. Потом я предлагаю диджея, музыкальное караоке с гостями, чтобы люди вышли на сцену спеть. Заказчику это интересно, и так одна продажа наслаивается на другую. Поэтому мы делаем шоу под ключ. И группе дополнительный заработок, и у заказчика не болит голова об оборудовании и дополнительных подрядчиках.
При этом цены за выступления могут сильно отличаться. Сыграть сокращённым составом — до пяти человек — мы можем и за 100 тысяч рублей. И таких заказов примерно половина. А если полный состав — семь музыкантов, а ещё диджей, звук, свет, то и миллион может быть. Ещё цена зависит от количества гостей. Если много людей, большой зал, то звук должен соответствовать, а это больше работы и денег.
В группе есть два вида зарплат: фронтменов и музыкантов. Фронтмены — лицо группы, их сложно заменить, поэтому они получают больше.
Умение чувствовать аудиторию — крайне важно
Мы всегда заранее обговариваем с заказчиками пожелания по сет-листу, ни от чего не отказываемся, это же наша работа. Бывает, что заказчик просит не петь песни музыкантов-иноагентов, бывает — петь что угодно. Нет проблем, подстраиваемся.
Надо ориентироваться на публику. Молодые группы часто заранее составляют трек-лист и играют по нему, что бы ни происходило. Но аудиторию надо чувствовать. Например, если люди только собрались, начинают общаться, не надо долбить громкие и энергичные песни. Гости просто уйдут на улицу, они ещё друг с другом даже не познакомились. Входить в мероприятие нужно плавно, разгоняться постепенно. Мы можем менять репертуар по ходу, если аудитория не цепляется.
Совет всем начинающим: если выступление не идёт, трансформируйте его. На самом деле, на танцполе нужно собрать всего 30% гостей — остальные подтянутся. Грубо говоря, если в зале десять человек и три танцуют, скоро будут танцевать все. Ориентируйтесь на то, что нравится людям, и постарайтесь привлечь эти 30%.
Ещё важно сразу понимать, группу какого масштаба вы хотите создать: если коллектив маленький, три-четыре человека, его будут звать на маленькие мероприятия.
Рынок меняется, заказчики активнее просят русскоязычную поп-музыку
За последние годы рынок сильно изменился. Причём слом начал происходить лет пять назад. Сегодня у молодёжи очень популярны 1990-е, просят сыграть Овсиенко, Буланову. Взрослая аудитория тоже хорошо воспринимает такие песни, но и современные — не хуже. С выбором композиций сейчас удобно: все слушают всё.


«До 2019-го заказчики очень любили зарубежные песни, теперь репертуар в основном состоит из российских.» — Денис Манчейстер, Birds band
При этом приходится подстраиваться под конкретных заказчиков. Иногда речь не только о репертуаре. Однажды мы готовились выступить на свадьбе, позвонила невеста: «Зачем две гитары — одна с шестью струнами, другая с четырьмя? Давайте одну, нам больше не надо». Она хотела сэкономить, мы пошли навстречу: убрали бас-гитариста, его дорожку положили на бэк. Звучание, конечно, убилось, но надо отталкиваться от потребностей людей. Большинство заказчиков любят музыку, но не разбираются в ней.
Если говорить об изменениях на рынке, то ещё один аспект — отмена выступлений за рубежом. Например, с кавер-группой Gold, моим предыдущим проектом, часто ездили на корпоративы за рубеж. Сейчас бывают корпоративы в Турции и ОАЭ, но их сильно меньше.
Баланс между бизнес-проектом и творчеством возможен
Я считаю, что кавер-музыка — это работа, а не творчество. Не надо тянуть одеяло, группа работает для людей в зале.


«Конечно, неправильно позиционировать себя как обслуживающий персонал, но группа должна не выделиться, а создать атмосферу.» — Денис Манчейстер, Birds band
При этом нужно находить баланс. Чтобы не застаиваться мы, например, собираемся выпустить альбом: 10% авторского материала, остальное — хиты в джаз-рок-фанковой обработке. Это уже творчество. Но и здесь есть бизнес-интерес. В начале мероприятий часто играет фоновая спокойная музыка. Мы можем наши записи ставить в этот момент или исполнять их живьём. Пусть 90 человек из 100 пройдут мимо, но 10 запомнят и станут заказчиками.
«Кавер-музыка — не приговор творчеству»: кавер-группа как оплачиваемое хобби
Birds band — большой московский коллектив. Его продвижение показывает, как можно продавать свои услуги на рынке. Но большинство групп в регионах живут иначе. У них нет денег на дорогое промо и заказчиков, готовых платить по миллиону. При этом они всё равно могут быть коммерчески успешными.
По данным «Авито Услуг», цена за выступление кавер-групп в России начинается от 6 тысяч рублей. Стоимость может значительно варьироваться в зависимости от региона, продолжительности выступления, состава группы, репертуара, места проведения, необходимости оборудования и логистики, а также сезонных факторов и загруженности артистов.
Олег Баженов — вокалист одной из самоокупаемых локальных групп, «Лимузин». Это коллектив из Балаково, города в Саратовской области с населением 180 тысяч жителей. «Лимузин» появился в 1980-е. В нём играл балаковец Сергей Челобанов. В 1990-е он уехал покорять Москву, забрал с собой часть людей, и коллектив встал на паузу. В 2007-м группа возродилась в новом составе, но под старым именем, а в 2008-м в неё пришёл Олег Баженов.
Компромисс — как стратегия существования кавер-группы
У многих кавер-групп чисто коммерческий подход. Но у нас другой. Конечно, мы не игнорируем то, что слушает публика.


«Но если появилась новинка, которая звучит из каждого утюга, это не значит, что мы бежим её играть. Бывали случаи, когда брали в репертуар модные песни в момент выхода, а публика их не воспринимала.» — Олег Баженов, «Лимузин»
Так что популярная на стримингах не значит популярная на мероприятиях. Теперь играем в основном то, что нам интересно. За редкими исключениями. Например, я бы никогда не взял в репертуар «Белые розы» Юры Шатунова, но она у нас есть. Публика просит, поэтому стараемся находить компромисс: перед выступлением предоставляем сет-лист, согласовываем его и добавляем несколько песен по желанию заказчиков. Например, на свадьбах узнаём, есть ли у молодых «их песня» или просто любимая. Три-четыре трека, которых нет в репертуаре, учим. Бывает, во время выступления кто-нибудь из слушателей просит: «А сыграйте вот это». Если мы знаем песню, но давно её не репетировали, то всё равно сыграем, людям будет приятно.
Но иногда подстройка не идёт на пользу. Был случай, когда заказчику не понравилось, что мы немного отошли от плейлиста, потому что кто-то из публики попросил сыграть другую песню. Заказчик начал вести себя по-хамски. Тогда я принял решение закончить концерт в середине сета, музыканты были согласны. Мы поблагодарили людей и ушли. Но подобное всё-таки редкость.

Цены на локальном рынке прогнозируемо ниже столичных
Оплата выступлений зависит от платежеспособности клиента и размаха мероприятия. Обычно наш гонорар — 60 тысяч рублей, по 10 тысяч на каждого участника. Максимальная стоимость была 85 тысяч. Мы хотим взять в штат звукорежиссёра, ценник поднимется, но всё равно не будет огромным. Знаю, что в Саратове, например, группам платят больше, но в Балаково люди не готовы отдавать много.
На цены влияет и демпинг молодых групп. Они знают, что мы играем за 60 тысяч, и просят 40. Это тоже не позволяет задирать цены.
Ещё одна наша особенность — нестабильное количество заказов. Например, в июле был один концерт, а потом часть музыкантов уехала в отпуск. Заказчики звали, но ребят не было в городе — выступить не могли. А в августе все вернулись, и было четыре концерта. Так что разброс большой: от пяти в месяц до нуля.
Кавер-группа может быть увлечением, а не основным источником заработка
Музыка для нас не основная работа, а скорее кружок по интересам. У всех есть другой заработок: кто-то предприниматель, кто-то айтишник, я работаю в пресс-службе предприятия. Для всех группа — увлечение, которое ещё и приносит дополнительные деньги. Но только за счёт музыки никто из нас не живёт. Поэтому мы можем больше играть для себя и не делать рекламу. К нам приходят люди, которые знают, кто мы такие, что играем. Знают, что у нас не будет ничего пошлого, вычурного, а будет просто хорошая музыка: от качественной эстрады вроде Агутина до старой рок-группы Whitesnake. Люди в курсе, что придут не мальчики, а взрослые ребята, которые могут и повеселить, и спеть для души.
Я ещё и сам пишу песни. Они не совсем подходят для группы, поэтому выпускаю их под своим именем. Вот это чистое творчество. В «Лимузине» его меньше, но оно есть. Мы не играем известные песни точь-в-точь, а стараемся интерпретировать их. Добавляем в аранжировки что-то своё и за счёт этого реализуемся в музыке. Например, однажды в качестве шуточного эксперимента совместили две песни — «Между нами тает лёд» группы «Грибы» и «Бьет бит» Iowa. Получилось интересно и понравилось публике. Так что кавер-группа — это не приговор творчеству.
«Важнее не как ты звучишь, а как смотришься»: кавер-группа как неудачный опыт
Для начинающих музыкантов полезны не только истории успеха, но и неудачные кейсы: они показывают, какие ошибки допускают молодые музыканты, когда делают кавер-группы.
Олег Данцев — гитарист из Воронежа, он больше года играл в кавер-группе, которая так и не нашла свою нишу.
Сильный менеджмент и внешний вид может быть важнее музыки
В 2021 году на концерте я познакомился с интересным человеком. Он играл в разных группах, а потом решил создать свой кавер-бэнд и позвал меня.
Группа называлась Snickerz Cover Band. Концепт был прикольный: в основном мы играли попсу из 1990-х и 2000-х — Аллегрова, «Комбинация», Меладзе — в джаз-роковой обработке. Кроме ударных, баса и гитары, была духовая секция. Мы даже один раз выступали на фестивале «Джазовая провинция» с 10-минутной джаз-рок-версией «Freestyler».
Мы играли на корпоративах, днях рождения баров и клубов. Но заказов было мало. Мешал слишком необычный и сложный концепт, но это не основная причина.
Парень, который меня позвал в группу, был крутой музыкант, но так себе менеджер. У него не получалось продавать нас. Вся индустрия в Воронеже держалась на знакомствах. Надо было много общаться с ивентщиками, арт-директорами, другими группами. Музыканты часто выручали друг друга. Например, если одну группу звали на выступление, а у них уже была занята эта дата, они могли порекомендовать вместо себя вас. Я знаю о таких кейсах, но это не наш случай, потому что было мало знакомств. Нужно продвигать группу, светиться — без сарафанного радио никак.
Плюс ещё мы выглядели не стильно. Никто из нас не был дизайнером или стилистом, не было концепта — одевались вразнобой. Духовая секция — в строгих костюмах, а вокалист — в чём попало. Стёртая джинсовая куртка с кожаными рукавами, под ней жёлтая футболка с принтом, шапка с лого Kiss — это вокалист, лицо группы. И так мы играли Аллегрову в джазовой обработке — кому это надо?


«С опытом я понял, что для кавер-бэнда важнее не как ты звучишь, а как смотришься. Мы звучали хорошо, а выглядели как оборванцы.» — Олег Данцев, Snickerz Cover Band и Vanilla Sunrise
В общем, из-за слабого менеджмента и странного внешнего вида заказов почти не было. А если были, то платили мало. Как-то ездили в Пензу на корпоратив, на группу заплатили в районе 20 тысяч, каждому — где-то по 3 тысячи. Это был один из самых больших гонораров.
Структурный подход порой перевешивает творческий
В какой-то момент у Snickerz Cover Band вообще не было заказов, и в этот момент меня позвали в другую группу — Vanilla Sunrise. Это был другой уровень.
Группу организовал бас-гитарист «Бутырки». Для него это был дополнительный заработок, и он придерживался утилитарного подхода. Все классно выглядели, по дресс-коду. Заказов было много. Я играл с ними в новогодний период почти каждый день. У группы было даже два состава, чтобы везде успевать.

При этом с точки зрения музыки ничего оригинального: популярная попса, старые хиты, немного зарубежных треков. Играли в обычных аранжировках, без изюминки. Причем практически не репетировали. В Snickerz Cover Band мы не вылезали из репетиционной базы, оттачивали каждую ноту, в каждую синкопу должны были попадать. А когда я приходил в Vanilla Sunrise, мне сказали выучить 30 партий. Было что-то вроде прослушивания, я поиграл немного под минус, и говорят: «Отлично. Послезавтра концерт в Липецке, ты с нами». А я с группой даже ни разу не репетировал, впервые сыграл сразу на концерте.
Зарабатывать музыкой можно, если выбрать профессию музыканта и заниматься только ей
С точки зрения музыки Snickerz Cover Band была прикольнее, там было больше творчества. А Vanilla Sunrise более профессиональная и, соответственно, зарабатывать там можно было больше: по 5 тысяч за выступление музыканты получали стабильно. Но этого всё равно недостаточно для жизни.
В итоге из кавер-индустрии я ушёл: из-за ковида отменились выступления. Простой продолжался больше года. За это время я уехал из Воронежа, начал больше внимания уделять обычной работе, потому что совмещать всё-таки сложно. Когда я играл, у меня не получалось построить карьеру ни в музыке, ни на обычной работе.
Сейчас я работаю программистом. Если бы предложили за эти же деньги играть в кавер-группе, пошёл бы с радостью.


«Ты выступаешь, вокруг тебя какой-то праздник. Это веселее, чем сидеть перед компом.» — Олег Данцев, Snickerz Cover Band и Vanilla Sunrise
Но мне кажется, чтобы зарабатывать музыкой, нужно изначально выбрать профессию музыканта. Сказать себе, что ты занимаешься только этим. Большая редкость, когда можно совмещать постоянную работу с музыкой и реализоваться в обеих сферах.
Чек-лист для начинающих музыкантов
- Определитесь с позиционированием группы: это бизнес-проект, с помощью которого собираетесь зарабатывать, или хобби, где важнее творческая самореализация.
- Если цель — зарабатывать, определитесь с масштабом группы. Например, если делаете небольшой коллектив, то получать крупные заказы будет сложнее.
- Изучите локальный рынок. Узнайте ценники конкурентов и поймите, на какие мероприятия стоит ориентироваться в вашем городе.
- Найдите уникальную фишку — то, за счёт чего будете выделяться на фоне конкурентов. Она необязательно должна быть связана с музыкой.
- Придумайте визуальную концепцию группы: разработайте дресс-код и при необходимости визуальное оформление выступлений.
- Определитесь с бюджетом на продвижение и разработайте план продвижения. В начале используйте все средства для поиска заказов, но вкладывайте основные финансы в наиболее эффективные методы в вашей нише. Например, если планируете выступать на свадьбах, подойдут публикации на свадебных агрегаторах и точечный таргетинг на свадебную тематику в соцсетях.
- Снимите промовидео, которое подчеркнёт фишку группы. Распространите его в соцсетях.
- Ведите все соцсети, но делайте разный контент, более подходящий для целевой аудитории конкретной площадки.
- Заводите знакомства в индустрии: ходите на концерты кавер-групп, пишите ивент-менеджерам и концертным директорам площадок — пользуйтесь любой возможностью, чтобы обзавестись знакомствами.
- Собирайте обратную связь после выступлений. Если концепт группы не пользуется спросом, то корректируйте его, ориентируясь на отзывы аудитории и коллег-музыкантов.
- Будьте гибкими в репертуаре. Отталкивайтесь в первую очередь от потребностей аудитории, а не от личных предпочтений.
- Планируйте личный бюджет. Не рассчитывайте, что сможете быстро зарабатывать кавер-музыкой.







