
 Кирилл Саликов2025-10-27T18:45«Не говорим, что сделаем из кого-то звёзд»: как устроен лейбл «цк», работающий с инди-рок-группами
Кирилл Саликов2025-10-27T18:45«Не говорим, что сделаем из кого-то звёзд»: как устроен лейбл «цк», работающий с инди-рок-группами«Не говорим, что сделаем из кого-то звёзд»: как устроен лейбл «цк», работающий с инди-рок-группами
Содержание
Авторы
«цк» — лейбл из Петербурга, занимающийся выпуском инди-музыки и организацией концертов. Появившись в 2018 году, «цк» стал заметным явлением в андеграундной среде: на организованные им концерты приходят даже те, кто ничего не знает о выступающей группе.
Сегодня лейбл имеет в своём ростере несколько десятков инди-рок-коллективов, среди которых «Конъюнктура», Юра Аристов, «Сизрс», «Умер хорват» и многие другие. У «цк» есть и своя сцена в баре «Усы на пене», и фестиваль «Саммер мьюзик викенд», традиционно проходящий в конце лета. Также «цк» организует концерты в СПб для набирающих популярность инди-исполнителей из других городов, таких как МС Улыбочка и «Два обреза».
Мы поговорили с одним из основателей лейбла и участником «Конъюнктуры» Ильёй Сахаровым о появлении и развитии «цк», работе с DIY-артистами и организации фестиваля.
Команда «цк» начинала с организации концертов DIY-артистов и до сих пор работает как промогруппа
Изначально «цк» был промогруппой и делал концерты. Тогда я не знал, как это называется. Я начал заниматься этим просто потому, что играл в группах «Стиральная машина» и «Шихан», на которые приходило 30 человек, и нам очень плохо организовывали выступления. Никто не хочет делать хорошие концерты группе, на которую приходит 30 человек. Я подумал, что смогу сделать лучше. Попробовал — получилось. Тогда мне это понравилось больше, чем играть в группе. Где-то через год, как мы уже делали концерты, появилась возможность заняться дистрибуцией.
В основном мы всегда были промогруппой. Сейчас стали больше дистрибутировать, потому что таким образом мы можем чуть-чуть иметь отношение к группам не из Питера: «Помочь» и «11:11» из Нижнего Новгорода, «Меланхолия 1» из Перми. Плюс у нас есть фестиваль «Саммер мьюзик викенд». Мне не нравится делать большие фестивали, но что мне нравится — к нам едут из разных городов. Приехала та же «Меланхолия 1», «Умер хорват» из Барнаула, «Геранирад» и «Мерцание» из Казани.
Концерты «цк» передают дух петербургского андеграунда середины 2010-х
Вайб условного 2016 года зафиксировался для меня как что-то волшебное, невероятное: тусовки, красивые модные люди, которые занимаются искусством и пьют пиво. Я как человек, у которого лет до 16 вообще не было друзей, прихожу в клуб Slam City от лейбла Saint-Brooklynsburg и такой: «В России это возможно?». Клуб просуществовал, наверное, полгода. Лейбл — до 2022 года, а сейчас почти полным составом переехал за границу.
Тогда атмосфера меня восхитила, но если бы я сейчас туда пришёл, я бы увидел, какой там плохой звук и странный свет. Но из-за того, что это первое впечатление, было ощущение сказки. Хочется тоже создавать для наших слушателей ощущение чего-то сказочного — другого пространства, в которое ты попадаешь и чувствуешь себя свободно: тебя все принимают, тебе безопасно, все на тебя похожи.
В 2018 году, когда появился «цк», активность лейбла Colanade Magic Bros. была уже на излёте, они даже ничего не постили в паблик. По сути, серьёзно функционировал только Saint-Brooklynsburg. У меня была мысль сделать фестиваль больше, чем у них. Я хотел так же, но не знал, как залететь в их тусовку. Скорее всего, это не получилось бы, потому что мы были из очень разных поколений. И мы просто начали делать что-то своё. Помню, нам с Шошей [соосновательницей «цк» и солисткой группы «Конъюнктура»] на каком-то концерте понравился Юра Аристов, и мы такие: «Надо сделать лейбл». Это история не про коммерцию, а про то, что ты просто можешь быть причастным к чему-то, что тебе очень нравится.

Работа «цк» как лейбла началась с мотивации загрузить микро-инди-группы на стриминги
У нас не было цели. Мы просто ходили такие: «Сделаем лейбл, давайте сделаем лейбл». Потом я случайно наткнулся на персонажа, который загружал микро-инди-группы в интернет. Он сказал: «Давай загрузим на стриминги Юру Аристова и “Конъюнктуру”». Мы с ним начали работать, всё было очень плохо: у нас были договорённости, которые он нарушал. Нарушал сроки, не платил, как обещал, а в те моменты, когда я напоминал ему об этом, вёл себя агрессивно и заявлял, что эти релизы ему ничего не приносят. Он обещал удалить всё, не хотел заключать никакие договоры. Наше сотрудничество продлилось где-то год-полтора. Потом моя давняя подруга Саша Маяк сделала в Москве свой лейбл «Ракурс» и позвала нас загружать релизы через них.
До этого у нас было три релиза: первый альбом Юры Аристова и пара альбомов «Конъюнктуры». А теперь мы начали много грузить. Сейчас через наш кабинет загружено около 300 релизов — и не только с лейбла «цк». Я начал помогать ребятам загружать музыку, которая не подходит под формат «цк» — саб-лейбл называется «НКО Максимальная Мощность». Какое-то время через нас грузились Shabash Records («Два обреза»), Microdose rec (Black Hole Surfers). Сейчас им создали кабинет, они уже там сами всё это делают. Когда это проходило через меня, всё было грустно, времени не хватало.
Мы выпускаем интересную, актуальную и искреннюю музыку. Недавно смотрел клуб, где каждый день проходит вечер каверов на песни Цоя. Вот это наоборот — не интересно, не актуально, не искренне. Во-первых, это не их музыка, во-вторых, это устарело. Плюс это не подходит под понятие андеграунда. Андеграунд — музыка, которую придумывают и исполняют не для того, чтобы её продать, чтобы она понравилась кому-то, а потому, что тебе просто хочется это показать, высказаться — и ты не можешь по-другому.
Как «цк» отбирает артистов и на каких условиях работает с ними
С 2019-го по 2023-й мы принимали заявки. В то время мне каждую неделю писали по две-три группы. Я всё честно слушал. За четыре года мы подписали одну группу — не помню какую. Обычно это просто ***** [слабая музыка] полное. Или ребята веерной рассылкой пишут всем и вообще не понимают, куда они пишут: у них музыка совершенно не мэтчится с нашей. Был сделан вывод, что нет смысла держать открытую форму заявки.

Всех, кого мы подписывали, нам советовали друзья или я находил сам. Я ещё работаю в Motherland, у меня есть доступ к предложке. Периодически я сажусь и слушаю оттуда за день 20 тысяч групп, у которых по четыре прослушивания в Яндекс Музыке. Так я нашёл очень много хороших групп, которые сейчас уже подросли.
Обычно я пишу группе и говорю: «Привет, хотите на лейбл?». Мы никогда не обещаем того, чего не можем, не говорим, что сделаем из кого-то звёзд. Это результат опыта с первым чуваком, с которым я работал. Наобещал кучу всего — потом не сделал. И когда мы начали делать свой лейбл, было ощущение, что нужно сделать максимально не так, как было у нас с ним. В принципе в инди-кругу, где все плюс-минус всех знают, пытаться кого-то обмануть — очень странная затея. С тобой просто со временем не захотят работать. Честность даёт возможность долго и продуктивно сотрудничать с группами.
Договор заключается только на дистрибуцию. Договора с лейблом, в котором прописываются условия: здесь играть, а здесь не играть — нет.
Мы не будем делать за вас контент, не дадим денег на продвижение, потому что мы как лейбл не берём процент с групп, которые загружаются через нас. Мы можем помочь с питчингом для платформ, сделать вам концерты. По каждому концерту отдельная договорённость: на фикс, на процент, привозим из другого города или нет.

Сейчас в ростере лейбла чуть меньше 30 групп. Из них функционирующих — штук 10, дай бог. Чей-то проект на паузе, как, например, Юра Аристов. На сколько этот отпуск затянется — непонятно.
Артисты если и уходят, то обычно куда-то. К примеру, группа жёстко затусила с каким-нибудь менеджером, у которого есть свой лейбл, и поняла, что их условия нравятся больше. Но никто не уходил со скандалом, просто ребята понимают, что другое подходит им больше. В первый раз мне было грустно, сейчас я уже это понимаю.
Основной заработок «цк» — от концертов
Лейблом занимаемся мы с Шошей вдвоём: Шоша — пресс-релизами, я — коммуникацией с артистами и выгрузкой релизов на стриминги. Это надо менять. Нужно отдавать кому-то технические задачи — ту же загрузку в кабинет. Но пока нет времени на то, чтобы кого-то этому научить.

Промогруппа — это сильно больше людей: наши постоянные звукорежиссёры, Сава, Ваня. Саша, которая заведует всеми людьми на площадке — билетёрами, мерчерами. Стейдж-менеджер Ульяна. Кто-то периодически рисует нам картинки для афиш. Иногда кто-то пишет тексты для анонсов, но это скорее люди на аутсорсе.
Мы зарабатываем только с концертов. 90% всего дохода приносят группы не с лейбла: мы делаем фестивали, где играет куча не наших артистов, делаем большие сольники для артистов типа MC Улыбочки или группы «Дом престарелых аутистов», которые тоже никак с лейблом не связаны. Мы промогруппа, которая делает концерты всем, кто нам нравится.
Самое важное событие среди сделанных нами — «Запоздалый хэлуин» в 2023 году. Я вытащил туда группы, которые в принципе сложно вытащить поиграть: «Жарок» и «Дом престарелых аутистов». Плюс The Mysterious Town of Oak Hill, которые не играли года с 2019-го. С того времени у них был ноль постов во «ВКонтакте». Я был уверен, что они мёртвые, но оказались, что не отсвечивали просто. Через 20 рукопожатий нашёл контакт чувака — и всё получилось. Было круто.
Для меня самые прикольные и важные концерты, где я могу кого-то вытащить, кто мне самому очень нравится и играет редко. Или если группе делают плохие концерты — хочется сделать момент встречи музыки со зрителем максимально качественно.
У «цк» есть своя сцена в баре «Усы на пене»
Ещё в 2021 году мы познакомились с девчонкой, которая хотела открыть с нами клуб. Через неё мы купили весь звук, который сейчас стоит в «Усах», но потом она сказала, что не готова этим заниматься. Аппарат остался у её семьи, и несколько лет я ничего про него не знал. В какой-то момент возникла идея вернуться к задумке с клубом: долго сидим, ничего не делаем, пора бы. Написал ей и узнал: вдруг они ещё не продали звук. А они его не продали, он всё это время стоял в загородном домике. Съездили туда с нашим техническим директором Савелием, послушали, подключили — всё работает. Договорились на рассрочку с её семьёй: будем выплачивать определённую сумму в месяц, и они нам это всё отдадут. Когда закроем рассрочку, всё перейдёт к нам в собственность. Таким образом у нас организовался звук.
Мы делали «Саммер мьюзик викенд» в 2023 году, и одна из сцен была в «Усах на пене». Мы давно уже знакомы с их директором Сашей, и он мне после феста говорил, что я могу поделать у них концерты на постоянной основе. Но там не было звука: сцена — и всё. Уголочек такой.

Договорился по аппарату, договорился с Сашей, всё собралось в одно — и сцена заработала. Задача — весь аппарат довыкупить в собственность и ещё заработать на пульт, на свет и другую технику. Отложить денег на ремонт, на бар, на кухню. Изучить, как это всё работает и открыть что-то своё.
Вначале 90% концертов в месяц были под моей организацией. Я сам искал группы, делал промо, афиши, описания. Сейчас о нас знают чуть больше, и мы в основном работаем как площадка, которая предоставляет свои мощности организаторам. Когда к нам приходят с предложениями, я всегда прошу ссылки на всё, что будет играть, чтобы послушать и прочекать. У всего, что у нас играет, должен быть определённый вайб.
Мы не просто площадка, на которой играют все, кто заплатит нам денег. Выборка делается для того, чтобы люди со временем приходили не только на определённые группы, чтобы они могли доверять нашему букингу. В Питере так же работает Union, где, по-моему, большую часть концертов делает сам арт-директор Миша. И «Мачты» тоже. Самый близкий нам по духу — «Ровесник». Мы много лет не могли там сыграть с «Конъюнктурой». Я всегда хотел, потому что это определённая галочка. Не то что статусная штука, но уважаемая.
Для того, чтобы нашему выбору доверяли, мы должны быть узнаваемы. У нас определённым образом выглядят афиши, тексты. Мы формируем комьюнити, которое будет ходить не только на группы, а на нас как на организаторов. Которые будут идти за нами, если мы им предложим группу, которую они не знают. Потому что мы не делаем фигни, да? Сейчас в «Усах» эти рамки чуть более расслабленные, чем мне бы хотелось, потому что есть финансовый вопрос: нам нужно закрывать сетку, ставить много концертов — в основном по два в неделю. Это заставляет меня чуть-чуть расширять рамки и вписывать в программу то, что мне не кажется полностью подходящим под нас. Но как только мы откроем свою площадку, рамки будут уже и мы будем чётко бить в одну аудиторию.
В «Усах на пене» может выступить и рэп-группа. «Два обреза» уже для нас великоваты, но если бы они хотели... Или МС Улыбочка. Это разговор не про жанр, а про то, что мне кажется искренним и актуальным.
Единственные, кто точно не может выступить, — это очень агрессивные группы, на которые приходит не та аудитория. Даже если они кажутся мне искренними и актуальными. Хочется, чтобы к нам ходили определённые люди. У меня в голове и где-то в Google-таблицах прописан примерный портрет ЦА, которым суперагрессивная музыка с бешеными слэмами не подходит, им будет некомфортно. Это зависит, наверное, от вайба музыкантов. Они не музыкой, а своей сутью собирают вокруг похожих на себя. Поэтому пока вживую не увидишь — не узнаешь. Но ходить на всех и проверять их времени нет.
Я могу сделать описание нашего потенциального слушателя. 20-25 лет. В основном ребята творческих профессий, из творческих вузов, которые следят за культурой, ходят на выставки и концерты, которым прикольно жить жизнь, вкусно кушать, пить, слушать хорошую музыку, общаться с людьми, красиво одеваться. Люди с какой-то лёгкостью. У нас музыка для расслабленной интеллигенции. Можно пойти в Академию Штиглица и увидеть, что примерно каждая вторая была у нас на концерте. И каждый второй тоже.
Как устроен фестиваль «Саммер мьюзик викенд», который также делает команда «цк»
«Саммер мьюзик викенд» появился в 2021 году. У фестиваля был прародитель — «Большой лузерфест», который мы делали вместе с московским лейблом «Давай Без Глупостей». Там уже была похожая концепция: он длился несколько дней, было два зала «Ласточки», достаточно большие артисты для нашего среза.
На организацию фестиваля уходит три-четыре месяца. Они нужны на промо — чтобы анонсировать, раскрутить, сделать рекламу. 30 выступающих групп — с каждым надо договориться: написать, согласовать условия, райдер, если они из другого города — согласовать билеты.
Прошлый «Саммер мьюзик викенд» мы делали с Шошей почти вдвоём. В этом году я понял, что нет возможности делать большой фест, так как не было ни сил, ни времени, поэтому сделали версию «мини».
В августе у нас было 11 концертов только в «Усах», плюс два показа клипов «Конъюнктуры» и «Умер хорват», плюс мы работаем прокатчиками для бара Redisco — мы ставим им аппарат и периодически делаем сцену, плюс мы запустили канал с анонсами, а в сентябре сделали с моей женщиной Дашей нашу первую двухдневную выставку.

В этот год масштабные фестивали меня уже достали. Приятнее сделать небольшую, но регулярную штуку. Ты можешь прийти туда в воскресенье и хорошо провести время.
Ваня Бочаров, который делает Motherland, каждый раз, когда мы встречаемся, спрашивает: «Илья, почему ты не делаешь "СМВ" по масштабам, как Motherland?». В Питере нет большого фестиваля с инди-музыкой. Есть Stereoleto, а есть «СМВ». Середины нет. Но я не хочу, чтобы у нас обороты были десятки миллионов рублей — я с ума сойду.
Как «Конъюнктура» ездит в туры с помощью «цк»
Пока что «цк» делает туры только для «Конъюнктуры». Они уходят в ноль, окупаем дорогу и ничего не зарабатываем, даже едим за свой счёт. Это работает как «музыкальный отпуск» — за бесплатно катаемся по клёвым местам, общаемся с людьми, хорошо проводим время. Я бы мог сделать тур другой группе, но мне это не прикольно. Процесс того, что я сижу две недели в ноуте и с кем-то договариваюсь, меня совершенно не возбуждает.
У нас это устроено так: мы с Шошей смотрим, куда ещё можно сгонять. Как в игре: карту открыть, увидеть Новосибирск — пока карта затуманена, нет никакой картинки. А я туда съезжу и пойму, в каких кафешках можно посидеть, по каким набережным погулять. Ещё и друзей найду.
Города с самым приятным откликом — в основном те, в которые никто не ездит: Пермь, Оренбург, например. В Оренбурге население 500 тысяч человек. При этом в первый год, когда мы туда приехали, пришло 60 человек, во второй — 80 на площадку, которая вмещает 60 человек. Потому что если это город, в который мало кто приезжает, и туда приезжает группа, на неё приходят все местные альтушки. В первый приезд им просто надо где-то потусоваться, а во второй они и друзей приведут, и уже слова песен знают. Пермь меня тоже поразила. Мы были в понедельник, делали концерт без местных организаторов, и людей пришло под сотку, и много, кто знал слова.
Как будет развиваться «цк» и петербургская инди-сцена
Я хочу свою площадку, где будут проходить пару концертов в неделю, где будут выставки, лекции, где можно посидеть, покушать, поработать на буднях, выпить пива с друзьями на выходных, ночью потусить под хорошую электронную музыку. И лейбл как помощь крутым музыкантам с тем, чем можем — быть им в тусовке, которая имеет вес в Питере.
Не думаю, что в Петербурге есть какой-то глобальный расцвет инди-сцены, но он есть у определённых тусовок. Когда я в эту историю влезал в 2015-2016 году, был расцвет Colanade Magic Bros, потом Saint-Brooklynsburg, прайм которого закончился году в 2020-м. Сейчас мы и «Фузз и Дружжба» в прайме. Когда-нибудь это закончится. Ещё есть подтусовки, как у Санана — «Лампочка».
В основном все заканчивают универ, устраиваются на работу, происходит тотальное оскуфение — и больше никто не занимается музыкой. Это грустно, но при мне уже так поколения три сменилось. Из первого состава «цк» только мы с Шошей и остались.




