Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/646/image/article-c5a4e9514c7158a2e70464ab878580ed.gifВадим Хохлов2025-08-27T17:00Юрист по авторскому праву Вадим Хохлов — о новых условиях работы с лейблами, претензиях артистов и возможностях зарабатывать больше.«За спокойствие можно отдать лишний процент роялти»
«За спокойствие можно отдать лишний процент роялти»
Юрист по авторскому праву Вадим Хохлов — о новых условиях работы с лейблами, претензиях артистов и возможностях зарабатывать больше.

«За спокойствие можно отдать лишний процент роялти»

Юрист по авторскому праву Вадим Хохлов — о новых условиях работы с лейблами, претензиях артистов и возможностях зарабатывать больше.

Продолжение рекапа первого вебинара ИМИ после возвращения. В этой части эксперт выделил ключевые предложения лейблов и механики сотрудничества с артистами, а также отметил, на что в новых реалиях стоит теперь стоит обращать внимание при подписании договора.


Ответственность артистов выросла

Повально в контрактах лейблов появились новые уточнения — артисту нужно гарантировать, что его музыка не содержит запрещенную информацию. Когда в силу вступают новые законы, договор продолжает распространяться и на них тоже. Если раньше ваша музыка ничего не нарушала, а сегодня — нарушает, вы влетаете на ответственность. В новых контрактах этой ответственности стало больше, потому что нужно соответствовать гораздо большему количеству законов. 

Претензий от правообладателей тоже стало гораздо больше. Кажется, за всю жизнь, за всю карьеру я не писал столько досудебных претензий, как за последние полгода. Продюсеры, битмейкеры, художники обложек — все поняли, что могут зарабатывать деньги. Поэтому лейблы не хотят единолично отвечать за все косяки артистов. 

Новые пункты в договорах 

Все чаще лейблы стали требовать от артиста гарантий, что он не является иностранным агентом или экстремистом. Я вижу такой пункт в каждом втором договоре, если не чаще. Ни одному лейблу не хочется работать с каталогом с большими рисками. Если у них найдется артист-иногент, не получится просто его выгнать. Поэтому лейблы перестраховываются и перекладывают ответственность на артистов.

Второй популярный пункт — артист гарантирует соответствие контента требованиям закона. Это нельзя убрать из лицензионного договора. Лейбл не обладает надлежащей экспертизой, не держит штата юристов, чтобы проверять на соответствие закону все песни. Это физически невозможно, поэтому эту ответственность возлагают на артистов. 

Третий момент — гарантия чистоты прав. Использовать чужой семпл без согласия правообладателя нельзя. В последнее время стало неприлично много историй, когда другие лейблы, авторы, битмейкеры, чьи-нибудь наследники приходят ругаться за чужие права. У некоторых артистов, даже профессионалов рынка, людей из эстрады это буквально стало бизнес-моделью. Они отслушивают каталог в интернете, используют Shazam, следят, какие песни мэтчатся, где использованы их семплы и куда можно прийти, надавить и внезапно заработать очень хороших денег. Поэтому в договорах от артистов требуют получения всех соответствующих согласий от всех авторов. 

В договорах часто упоминают запрет на финансирование экстремистских или нежелательных организаций, запреты на публичные высказывания на определённые темы. Я главный противник подобных положений. По-моему, если артист будет привлечён к ответственности за совершение этих действий, одним штрафом лейблу он не отделается и ни к чему наседать на него вторым ярусом.

Я стараюсь эти положения убирать из договоров. Как представитель артиста я считаю достаточным, что мы слушаем маму, папу и Уголовный кодекс. Я противник таких пунктов, говорю об этом прямо и публично и призываю других артистов быть нетерпимыми к положениям, которые ограничивают их права. 

Советую артистам обращать внимание на ответственность и гарантии. Потому что согласие вы даете сейчас и оно будет действовать следующие несколько лет, но никто не знает, как повернется закон, что нового произойдёт в мире и как поменяются границы допустимого. Будьте внимательны и осторожны. 

Стандарты лейблов повысились, время авансов в подарок прошло

Я всегда считал, что авансы — это суперплохая история, настоящая опухоль. Ничто не закрепощает артиста сильнее, не порождает больше моральных и материальных долгов, чем авансирование

Раньше рынок был лояльнее, 4-5 лет назад каждый лейбл разбрасывался авансами и артистам их не надо было отбивать. И артист ничего не был должен, весь риск лежал на лейбле. Это время прошло. 

Сейчас деньги никто артистам не дарит, лейблы очень чётко прописывают, как и с какой доли отбивается аванс. Если они что-то вкладывают, они требуют назад. 

Четыре года назад классическими условиями лейблов были промо, тестовый бюджет, посев. Лейблы обещали разместить [рекламу релиза], например, на «Октябре». Тогда это удивляло, а сейчас — обыденность. Если лейбл не умеет выбивать спецпроекты и его артисты ни разу не попадали на «Октябрь», значит, лейбл не справляется со своей задачей. Сейчас это может делать чуть ли не каждый второй. Стандарты работы лейблов повысились, и это уже не является киллер-фичей, поэтому лейблам нужно предлагать что-то новое. Нужно снова переизобретать себя, подход к рынку, к артистам и к тому, что лейбл может дать артистам. 

Как лейблы приучают работать вдолгую и позволяют артисту зарабатывать больше

Лейблы дают новые условия: прогрессирующий процент — это повышаемая со временем ставка в зависимости от роста оборота и количества релизов. Я собственноручно украл его из договора Universal и Канье Уэста и других западных договоров. Так, кажется, впервые он появился на лейбле C+, когда я там работал. 

Эта механика хорошо работает на политику эксклюзивности. Она позволяет не запирать артиста насильно на несколько лет на лейбле: так артисту будет невыгодно нести следующий релиз на другой лейбл по старой ставке. Он может отгрузить релиз через прежний лейбл и поделить доход не 70/30, а уже 85/15. Не важно, если конкурент предложит ему те же условия, ведь здесь он может получить 85/15 на весь каталог, а не только новый альбом. Это отличный способ взаимодействия с артистами и выстраивания лояльных отношений. 

Среди лейблов прогрессирующий процент работает по-разному. Например, если доход артиста за квартал превышает 1 млн рублей, он может получить ставку 85/15. В следующем квартале каталог заработал 900 тыс., и ставка вернется к 70/30. 

Система может быть достаточно гибкой. Процент может зависеть от совокупного дохода. Эта сумма всегда будет больше, чем квартальный доход, например, 3-5-10 млн рублей. Небольшие лейблы ставят планки ниже, большие лейблы — выше. Как только артист переступит определённый порог дохода, его ставка автоматически изменится навсегда в отношении всего каталога или в отношении только новых релизов. 

Еще один вариант — если число слушателей артиста на стриминге превысит, например, 1 млн ежемесячно. Это адекватная метрика, потому что у одного артиста может быть 10 млн слушателей и доход 500 тыс. рублей в квартал, а у второго — 2 млн слушателей и 2 млн. рублей в квартал. 

Последний вариант из популярных — планка по количеству треков. Например, артист сдаст лейблу девять треков по ставке 70/30, а как только выпустит десятый — ставка улетит в космос. Причем речь может идти не только о треках, а хронологических релизах. Например, один альбом может считаться за один релиз. 

В ходу тестовые сотрудничества 

Лейблы стали повально предлагать тестовые механики, пробные периоды, триалы или обязательные пакеты. Артист и лейбл подписывают эксклюзивный договор и работают в тестовом формате какое-то время или до выполнения других условий. По истечению этого периода они встречаются снова и обсуждают условия сотрудничества: нужно ли лейблу увеличить вложения или артисту — увеличить отдачу. 

Триал может быть полным эксклюзивом на полгода-год, чтобы отработать пару релизов, притереться характерами, обкашлять острые вопросики и разойтись или продолжить работу.

Большие и маленькие лейблы также предлагают эксклюзивный выпуск нескольких треков подряд. Они пытаются их качественно отработать, а затем стороны оценивают прогресс. Если не получается, то артист уходит и лейбл понимает, что не умеет работать с таким материалом или артистом. 

Триал отлично складывается с прогрессирующей ставкой. Это возможность смотивировать артиста продолжить сотрудничество на взаимовыгодных условиях. Например, отработать три трека по ставке 70/30 а потом продлиться с другими условиями. Лейблы, задумайтесь, это отличные, выгодные предложения для артистов. 

Еще один подвид триала — релиз 1-2 треков с тестовым бюджетом. Никакой лейбл не хочет на старте рисковать, подписаться сразу на 10 треков и пообещать рекламный бюджет на 100-200 тыс. рублей. Часто это указывает на неуверенность лейбла в аудитории узконаправленного артиста, в ее отклике или опыте работы с ней.

Наконец, с лейблом можно договориться о работе по отдельным направлениям. Сначала артисту пробный полноценный договор, куда входят мерч, концерты, реклама и другие виды дохода. Через полгода эти условия можно будет поменять, и, например, доверить этому лейблу только дистрибуцию и синхронизацию в кино и сериалы, а другому или самостоятельно — заняться концертами и мерчем. 

О каких услугах стоит договариваться с лейблом 

Сплит — это когда лейбл платит напрямую нескольким соавторам или нескольким артистам. Чаще всего это распространяется на фиты, но также касается сонграйтеров, которые хотят напрямую получать свою долю роялти. Таким образом, каждый из артистов получает деньги напрямую от лейбла и им не нужно обсуждать этот вопрос. 

Раньше лейблы давали сплиты либо большим артистам, либо по особым случаям, потому что не хотели делать в два раза больше отчетов бесплатно. Сейчас у многих лейблов, даже небольших, с маленькими командами, собралась внутренняя инфраструктура, появились скрипты для автоматизации отчетов и выплат. 

У больших и маленьких лейблов появились Artist Service, форматы полного менеджмента. Они могут помочь решить бытовые задачи: найти стилиста, фотографа, подобрать дату релиза, придумать обложку, оказать юридическую помощь в вопросе прав. Зачастую это происходит без страшных вложений, чуть ли не бесплатно, но в обмен на повышенную ставку. Иногда 5-10% роялти стоят того, чтобы не платить зарплату другим специалистам

Все артисты в первую очередь думают о сроках, деньгах и ставках. Но обсуждать нужно и мелкие детали. Например, готов ли лейбл готов пойти навстречу, если в группе 15 человек, один из них регулярно фитует и каждый хочет получить деньги напрямую? Поможет ли он составить договор с соавтором, чтобы потом артиста не засудили и не отняли музыку? За это спокойствие можно отдать лишний процент роялти.

Лейблы начали осознавать, что их роль гораздо важнее и не упирается в выгрузку треков. И артисты начали понимать, что они не просто говорящие-поющие головы и можно требовать уважение к себе. Это оздоравливает индустрию, повышает стандарты.

Виды эксклюзивных отношений с лейблом 

Каждый лейбл стремится к эксклюзивности, потому что нет ничего лучше огромного артиста с миллионами рублей дохода и вечным эксклюзивным договором. Для него это деньги из воздуха. 

Опцион — один из трех основных видов таких условий. Это полная эксклюзивность на какой-то срок без возможности работать с другими лейблами. Работать по опциону любят все лейблы, для них это крайне выгодно. А вот плюсов для артиста я так и не смог придумать.

Другой вариант — это право первых переговоров. Это самая мягкая форма эксклюзивности, она не обязывает к работе с определённым лейблом, но заставляет выслушать его офер. Хотеть поговорить — это нормальное желание, которое отличает человека от юридического лица. У юридического лица нет сердца, нет души, оно хочет зарабатывать деньги. А человек хочет разговаривать, слушать и доносить какую-то мысль. Артист может отклонить это предложение и унести материал куда-то еще.

Третий вариант эксклюзивности — это заказ на новые треки. Лейбл заказывает у артиста определённое количество треков, которые нужно сдать в срок. 

Все три эти механики существуют давным-давно на рынке. 

Сейчас лейблы стали всё чаще отказываться от политики эксклюзивности и делать её более комфортной и понятной артистам. Например, могут предложить опцион в обмен на самую высокую ставку роялти на рынке, прогрессирующий процент, доступ к внутренней инфраструктуре, активную синхронизацию или продвижение.

Обман или недоразумение: как артисту получить то, что ему обещали

Многие из этих офферов и механик появились два-три года назад, и работать с ними научился еще не весь рынок. Допустим, вы согласовали прогрессивный процент по методике общего вала, заработали 10 млн рублей и с этого момента ваша ставка повышается с 70/30 на 80/20. Артист ждет, что уже сейчас, в третьем квартале 2025 года, он уже перейдет на новую ставку. А лейбл считает, что изменение ставки произойдет только в четвёртом квартале, ведь формально нужно сначала получить отчёты и зафиксировать превышение порога. 

На этой почве возникает много недопониманий, многие артисты обвиняют лейблы в обмане, хотя лейбл просто не успел проговорить этот момент или не подумал об этом. Так проявляется неопытность, неумение применить собственную придумку на практике. Иногда она перетекает в глупость, и таких кейсов появляется 50, это пример очень плохого лейбла.

Часто глупость граничит с намеренным обманом, и такого также стало больше. За последние полгода-год многие лейблы ввели артистов в заблуждение. Например, на словах обещали прогрессивный процент, а на деле получилась разовая премия. Артист один раз выполнил условие, ожидал полного перехода на ставку 80/20, но затем лейбл продолжал делить 70/30. Триалы оказывались совсем не пробными периодами, и артиста вынуждали работать ещё несколько лет. 

Прозрачности стало меньше из-за огромного количества саблейблов, которые не научились работать с отчетами. Личные кабинеты, конечно, удобный инструмент для дистрибьюторов, для артистов, для саблейблов. С другой стороны, некоторые лейблы из-за этого разленились и больше не хотят выкатывать артисту большие подробные отчеты. Всё это часто приводит к конфликтам и недопониманиям. 

Глупость или неопытность не должны становиться причиной конфликтов. Чтобы вас не обманули, можно изучить вебинары и прочитать ликбез по авторскому праву (первая частьвторая часть). А недомолвки нужно прорабатывать через диалог: отложить в сторону принципиальные позиции и искать компромиссы, не только требовать, но и быть готовым что-то отдать. Разговаривать нужно не только на стадии подписания и заключения документов, но и интересоваться, что произойдет сегодня, завтра и в будущем. Иногда в этом разговоре можно узнать, что лейбл сам не понял, как реализовать ту или иную фичу, и вы таким образом ему поможете.

Цена стрима как инструмент манипуляции 

Цена стрима формируется крайне сложными формулами. Она зависит от нереального количества факторов. Например, от площадки. У них есть разное количество платных подписчиков, цены подписок, региональные цены и коэффициенты... Цены стримов у лейблов и дистрибьюторов отличаются: там, где один лейбл может зарабатывать больше, второй будет зарабатывать меньше. 

Поэтому не нужно бояться финансовых офферов со ставками 60/40 или 70/30. Попросите лейбл показать демонстрационный отчёт без имен и фамилий, чтобы узнать их цену стрима. Может оказаться так, что с большим количеством слушателей и ставкой 90/10 на одном лейбле вы получите значительно меньше, чем артист с меньшей фанбазой и ставкой 70/30 на другом лейбле — просто потому что дистрибьютор получает больше денег от «Яндекс Музыки», например.

Сейчас лейблы соревнуются за более высокую цену стрима. Однако никто не гарантирует, что вам скажут правду. К сожалению, на рынке много персонажей, которые обещают самые высокие цены стримов, хотя это не так. Нередко артисты узнают об обмане лишь через два-три квартала, когда сопоставляют отчёты с друзьями с соседнего лейбла. 

Иногда на это бывают объективные причины. Возможно, это оказалось неправдой, потому что в конкретном квартале лейбл показал неудачный результат по объёму стримов и недозаработал денег. А иногда причина в том, что люди просто понятия не имеют, о чём говорят, или врут, чтобы достичь KPI. 

Артисты могут поинтересоваться доказательствами, запросить разъяснения, ведь на слово верить не хочется. Если вы хотите зарабатывать музыкой, относитесь к этому как к работе. Не доверяйте никому. Если лейблом управляет ваш друг, требуйте составить договор и не доверяйте его словам. Дружба очень часто рушится о деньги. 

Почему разделение доходов может оказаться хорошей идеей

Большое количество лейблов связаны прямыми контрактами с локальными площадками. Но прямые контракты с западными площадками имеют далеко не все. Многие сотрудничают через других дистрибьюторов и удерживают комиссию за доставку песен в TikTok, Spotify, Apple Music и другие площадки. Некоторые лейблы могут предлагать вам отгрузку только на локальные площадки, а мировые — оформить через кого-то еще. Перед подписанием стоит обратить внимание на условия сотрудничества с Западом.

Один дистрибьютор может получать с локальных площадок больше денег, а с западных — меньше. У второго может быть ровно наоборот. Хотя цена стрима может складываться одна и та же, но совокупно с разных площадок приходят разные деньги. 

Лейблы предлагают разделение доходов и лицензий. Несколько лейблов могут предложить купить у артиста только права на синхронизацию. Другие готовы работать по локальным площадкам и монетизировать только «Яндекс Музыку», VK, «Звук», «МТС Музыку». Третьи предлагают дистрибуцию по Азии и собирают деньги только с азиатских площадок вроде Tencent. Четвертые готовы собирать Apple, Spotify, TikTok. 

Подобным разделением доходов стоит заниматься, когда у вас есть солидный доход в целом и ориентиры на конкретные зарубежные площадки. Если вы молодой артист и ваша специфическая музыка абсолютно точно понравится людям в Индонезии, ищите партнера с фокусом на эту территорию и там вы сможете извлекать гораздо больший доход. 

Изучайте собственную аудиторию, ведь можно разбить доход по разным лейблам и дистрибьюторам, заработать больше денег, понести меньше потерь и вложить прибыль в интересный контент, в клипы, в музыку. В конце концов, записать на два сингла больше, чем хотелось бы. 

При таком разделении по правам нужно внимательно синхронизировать договоры по срокам и ставкам. Допустим, артист подписался на два года с одним лейблом только на площадках в России, а со вторым — на 10 лет на все западные территории. Когда закончится первый договор, второй лейбл может увидеть, что за границей к этой музыке интерес значительно больше, чем в России и никто другой не захочет только российские права, потому что выручки слишком мало, а работы — много. И тогда он предложит запереться на 8 лет на его условиях, например, 50/50, потому что выбора у артиста уже нет. 

Задержки выплат и сложности с фитами

Артистов сильно раздражают нарушения сроков отчетности. Они редко интересуются, как выплачиваются деньги. Например, TikTok или Spotify могли начать платить один раз за весь год, а не поквартально. Тогда артист возмущенно требовал деньги с лейбла и внезапно узнавал, что площадки не расплатились. Запросить деньги у западной площадки очень сложно, особенно сейчас. Если лейбл задерживает отчёты и выплаты, у него могут быть объективные причины и злиться не стоит. 

Задержек с выплатами стало гораздо больше. Многие площадки расплачиваются не сразу, делают это с опозданием, криво, упускают какой-нибудь квартал или месяц. 

Также на это влияет бухгалтерская матчасть. Например, есть четвертый квартал, это октябрь, ноябрь, декабрь. Выплаты за него приходят только в середине февраля, а отдельно декабрьские могут вовсе уйти в первый квартал. Почему? Зачем? Так происходит. 

Мачасть здесь достаточно тяжёлая и лучше узнать о ней у вашего лейбла. Спросите, как выглядят отчёты и за какие периоды на самом деле приходят деньги. Вы точно можете получать квалификацию бухгалтера, когда въедете во всю эту историю. 

Фиты с зарубежными артистами стало делать всё сложнее. С ними невозможно расплачиваться адекватно ни фиксой, ни роялти. Пока что улучшений в этом плане  не предвидится и остается только ждать и терпеть. Некоторые лейблы все-таки умеют это делать и предлагают как киллерфичу. Можете посмотреть на практику выпуска фитов россиян с западными звёздами: откройте «Яндекс Музыку» или Spotify, почитайте информацию о треке и узнайте, какой лейбл его выпустил внизу страницы.