Как клип «Аигел» «Татарин» собрал 44 миллиона просмотров
Темы
Авторы
Темы
Дуэт певицы Айгель Гайсиной и электронщика Ильи Барамии «Аигел» на днях выпустил третий альбом «Эдем». Мы попросили музыкантов рассказать, как была записана песня «Татарин», главный хит группы с дебютного релиза «1190» (2017), а также о том, как создавался и продвигался клип на нее. На момент выхода материала наиболее популярное видео «Аигел» набрало 44 миллиона просмотров в YouTube.
Текст: Кира Вайнштейн
Как была записана песня «Татарин»
Прежде чем найти свой саунд и стиль, Илья Барамия и Айгель Гайсина записали около 20 экспериментальных треков с мелодекламацией. Ни один из них в дебютный релиз дуэта не вошел. В основу пластинки «1190» легли песни, которые рассказывали реальную историю о судебном обвинении и тюремном заключении молодого человека Айгель. Главный хит, «Татарин», появился, когда альбом уже был практически записан.
Айгель Гайсина: «Я мылась в душе, и в голове начали крутиться строчки. Я напела их на какой-то минус, найденный в интернете, супертреш дискотечный. Мне показалось, что в альбоме не хватало такой песни. Альбом грузовый, а это такой черный юмор».
Песня «Татарин» не сразу стала хитом. Альбом группы оказался настолько необычным, что несколько СМИ отказались его презентовать. Несмотря на то что в арсенале Ильи Барамии было несколько успешных проектов («Елочные игрушки», 2H Company, «СБПЧ»), журналисты сомневались в успехе «Аигел». В итоге альбом «1190» опубликовал портал Colta.ru.
Илья Барамия: «Все боялись. Запись была дикая и на грани. И я очень хорошо понимаю этих людей. Это была первая реакция на альбом, я с таким не раз сталкивался. Люди говорили: „Ой, это что такое? Шансон под электронную музыку? Выключи“. А потом привыкали. На самом деле у нас все очень плохо с музыкальной журналистикой, прямо крайне плохо, поэтому я и не рассчитывал особо».
Как возникла идея клипа и каким был бюджет
С предложением снять клип на «Татарина» к музыкантам обратился их старый друг — режиссер Илья Соловьев. Нижегородское агентство Fastway, которым он руководил, придумало название «Аигел», логотип и дизайн обложки альбома. Сами участники проекта на тот момент не думали о съемке видео. Они недавно выпустили дебютную запись и сыграли первый полноценный концерт в московском клубе «16 тонн». Собственно, после презентации и состоялся разговор музыкантов и режиссера.
Илья Барамия: «Илья показал нам свой сценарий и сказал: „За полмиллиона это можно сделать“. Мы такие: „А, ну, ладно, не будет у нас клипа, жили без него и дальше проживем“. Это были реально неподъемные деньги для нас».
Но для режиссера было важно снять это дебютное видео. Он много работал в рекламе, делал ролики для брендов, но мечтал о кино и хотел начать с такой короткометражки. Поэтому Илья Соловьев решил вложить в производство часть собственных денег.
Илья Барамия: «Он уговорил сотрудников видеопродакшена Profilm, чтобы они работали бесплатно. Более того, они там тоже потом свои деньги вкладывали. То есть они нам очень сильно помогли. Мы в итоге заняли деньги и в течение полугода половину гонораров отдавали на погашение долга».
На самом деле полмиллиона на клип — это не так дорого. Средняя стоимость производства аналогичного видео составляет 2–3 миллиона рублей.
Илья Соловьев: «Если клип стоил дешевле и он выстреливал — это очень большое везение. Ну или это действительно классный трек, которому, может, и клип не нужен был. Зарабатывают на клипах в России вообще единицы. Я не учитываю попсовые клипы, там свой мир. Аренда локации для съемок стоит денег. Люди с камерами, техники, осветители бесплатно работать не будут. Ты сможешь с ними договориться о скидке, но все равно им придется платить деньги. Костюмы стоят денег. Транспорт стоит денег. Питание — про него часто забывают, но люди должны хорошо питаться на площадке обязательно. Монтаж хороший стоит денег. Чем больше у тебя денег, тем более классных чуваков ты можешь найти на все работы: на монтаж, цветокоррекцию, договориться с хорошим оператором».
Снять клип Соловьеву во многом помог его большой опыт работы в рекламе.
Илья Соловьев: «Во-первых, ты всегда должен удивлять зрителя в рекламе, держать его внимание. Во-вторых, ты приобретаешь связи, которые помогают снимать клипы, а в-третьих, ты приобретаешь опыт режиссера-постановщика, то есть ты придумываешь какие-то полезные штуки, которые ты не придумал бы никогда, не имея опыта в рекламе. И, в-четвертых, ты зарабатываешь на рекламе деньги и поэтому имеешь возможность делать клипы для души. Это самое главное».
Как осуществлялась промокампания клипа «Татарин»
Клип вышел 25 августа 2017 года и вызвал огромный резонанс как в медиа, так и в социальных сетях. Во многом это произошло благодаря PR-кампании, которую организовало для группы агентство Doing Great Agency.
Илья Барамия: «Я их давно знал. Они делали концерты „СБПЧ“ и работали с промо музыкальных событий. Я всегда представлял, что если буду делать свой проект, рекламу нужно будет доверить профессионалам. Это большой объем работы, который не должен выполнять музыкант. У группы должен быть менеджмент. Я не должен разговаривать с клубами про деньги. Это плохая практика. Голова должна быть занята либо расчетами, либо написанием песен».
Интерес к клипу начали подогревать заранее. На страницах «Аигел» были опубликованы тизер и фото с бэкстейджа, но основная промокампания началась после премьеры видео на сайте «Afisha-Daily». Сотрудники агентства стали рассылать ссылки на него в другие медиа: The Village, Meduza, Rap.ru, «Собака», The Flow, а также казанские СМИ (Айгель из Татарстана). В первый день вышло около 30 публикаций.
Одновременно с этим агентство распространяло видео по крупным музыкальным пабликам во «ВКонтакте»: «Новый рэп», MotherLand, «Полжизни я пропил, полжизни я пропью» фотографа Марата Сафина, «Родной звук», Indie Music и многим другим. PR-менеджеры напрямую связывались с администраторами сообществ и в результате получили около 50 публикаций. Благодаря активности больших пабликов было инициировано еще около 300 «вирусных» (репостов и публикаций в других сообществах).
Илья и Айгель известны в профессиональной среде, и это сыграло промоутерам на руку. Нескольких десятков лидеров мнений в диапазоне от дизайнера Артемия Лебедева до солиста группы «Грибы» Юрия Бардаша дали позитивные отклики на видео. Сотрудники агентства писали им напрямую в социальных сетях и на почту.
На промоушен было потрачено всего 10 000 рублей. Эти деньги пошли на таргетированную рекламу в социальных сетях. Пост с видео промоутировался «ВКонтакте» и Facebook от страницы «Аигел» на уже существовавшую аудиторию групп, которую собрали с помощью специальных приложений.
Вот какие типы аудитории туда вошли: участники группы и прошедших встреч, активная аудитория других проектов Айгель и Ильи, друзья музыкантов, слушатели (люди, которые добавили себе в аудио песни группы), аудитория, проявлявшая активности под публикациями о группе (собрали все старые публикации «ВК» о прошлых концертах и релизах, а также регулярно обновляли список актуальных постов с упоминаниями «Аигел» в различных пабликах и на личных страницах пользователей), аудитория ретаргетинга по просмотрам анонсов концертов (одно из недавних обновлений «ВК» позволяет собирать в отдельную базу пользователей, которые видели в ленте рекламные посты).
Как развивались события после выхода клипа
В комментариях к клипу «Татарин» развернулся флешмоб. Пользователи YouTube брали за основу поэтический ритм песни и переделывали текст на свой лад.
Айгель Гайсина: «Песня в некотором смысле частушечная. На самом деле, я понимаю ее успех с точки зрения текста. Во-первых, малые народы, кровь — это все очень древняя тема, которая сразу находит отклик. Во-вторых, это история нетипичная, одиозная, с одной стороны, жутковатая, с другой — смешная, с третьей — у нас полстраны сидит, полстраны охраняет. Это связано с нашей реальностью. Я бы специально не придумала такой текст».
Илья Барамия: «Я понимаю, почему это работает. Это дико и свежо, когда девушка из интеллигентной семьи с хорошим образованием хорошим русским языком рассказывает про тюряшку и описывает ее со своей точки зрения. Такого не было. В шансоне это давным-давно ушло, они перерабатывают вторичный материал. Рэперы кичатся этой штукой, но на самом деле знать не знают, о чем пишут, они не сталкивались с ней, они просто переводят понты. А тут вдруг раз: по теме, исполнено хорошо и в форме актуальной».
За первые несколько недель клип собрал несколько миллионов просмотров. Большой скачок случился после того, как песня попала в Kwai и рекламу этого приложения.
Илья Барамия: «Они у нас не спрашивали разрешения, и мы попросили удалить видео. Ведь там дети пели: „Он сидит уж год шестой“. И нам начали писать: „Вы чего? Охренели? Что вы детям рассказываете?“ Дети разберутся, я за них не беспокоюсь, они прекрасно чувствуют, что можно, что нельзя, а что на грани. Но когда этих детей ставят в рекламу — это уже манипуляция. Эта компания зарегистрирована где-то в Гонконге, отсюда их нельзя забанить, это нужно ехать туда и с ними судиться(о том, почему это сложно, читайте в нашем материале.— Прим. ИМИ)».
Почему клип стал вирусным и что он дал группе
Спустя пару месяцев после выхода клипа «Татарин» группу пригласили в эфир «Вечернего Урганта»; в декабре 2017 года по УДО на свободу вышел молодой человек Айгель. Группа начала собирать тысячные залы, и концертов стала так много, что Илье Барамии пришлось взять творческий отпуск в «СБПЧ».
Айгель, которая работала диктором на радио, совсем ушла из озвучки, стала заниматься только музыкой. У главного героя клипа Гоши Бергала дела тоже пошли в гору. До съемок он работал фотографом, а после сам все чаще стал оказываться в кадре как модель и актер, снялся в сериале ТНТ «Толя-робот».
Режиссеру Илье Соловьеву вложенные деньги и усилия вернулись в виде крупных коммерческих заказов. Существует ли рецепт успешного клипа?
Илья Соловьев: «Хорошее видео начинается с хорошего трека. Музыка первична. У нас с Айгель, мне кажется, очень хороший в этом смысле пример получился. Потому что они только начинали, и получилась классная песня, потом сняли клип, и он сильно выстрелил, все вместе сработало. Это пример для музыкантов: в клип надо вкладываться. Если нет денег, то надо вкладывать ресурсы (самое главное — в сценарий), но при этом, повторюсь, начинается все с песни. Мы живем в визуальном времени, когда люди активно смотрят видео. Клип очень многое добавляет треку, помогает раскрыть его суть, наполнить какими-то дополнительными смыслами, которые голосом в песне невозможно передать. Чтобы выстрелило, клип должен быть насыщен событиями. Многие молодые группы и исполнители насыщают клип красивыми картинками, но делают его совершенно бессмысленным и забывают про события. Там ничего не происходит. А если ничего не происходит, то как клип будет конкурентоспособен? Если раньше клипы конкурировали с клипами, в основном в формате музыкального телевидения, то сейчас они конкурируют со всем контентом YouTube в более широком смысле. Сложно же конкурировать с порно, да?»
Следить за «Аигел» во «ВКонтакте» и фейсбуке.