Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/57/image/article-ef5c690f3cd0b740907a0522857364cb.pngВладимир Завьялов2019-09-09T20:43Карта бита. Каким софтом пользуются битмейкеры
Карта бита. Каким софтом пользуются битмейкеры
Фото: Ableton/YouTube

Карта бита. Каким софтом пользуются битмейкеры

Фото: Ableton/YouTube

Труд битмейкера до сих пор незаслуженно малозаметен — большинство слушателей, скорее всего, не знают, как была написана музыка для их любимых треков.

Каким софтом пользуются битмейкеры, формирующие звук актуального хип-хопа и поп-музыки? На этот вопрос нам ответили Феликс Бондарев, Рома РЖБ, 4EUS, SP4K, Smitbeat и другие музыканты.

Записал: Владимир Завьялов

Akai MPC live. Фото: Akai Professional
Akai MPC live. Фото: Akai Professional

Илья Барамия (участник «АИГЕЛ»)

«Я софтом практически не пользуюсь. Предпочитаю железо. Использую Logic для того, чтобы отредактировать вокал, но пишу и свожу в семплере Akai MPC live. С ним же и выступаю.

Почему именно Akai MPC live? Мне нравится его звук. Я работал с предыдущими моделями, привык к нему и к его архитектуре. И еще немаловажно, что он с аккумулятором. Хватает на 6 часов. В дороге это важная фича. А еще 6 физических выходов, это удобно».

Ableton live 10. Фото: Ableton/Youtube
Ableton live 10. Фото: Ableton/Youtube

Smitbeat (экс-участник продакшн-дуэта Dark Faders, автор музыки ATL, Horus, Мэйти)

«Пользуюсь Ableton live 10, выбор сделан по причине возможности играть с его помощью лайв-сеты, в отличие от, например, FL Studio и Logic Pro. Также нравится довольно гибкая маршрутизация и то, как реализована работа с лупами и семплами».

FL Studio 8. Фото: JakeNoluv/Youtube
FL Studio 8. Фото: JakeNoluv/Youtube

4EUS (автор музыки к трекам Yanix, Меззы, Big Russian Boss, ATL)

«Сейчас основа — это старенький FL Studio 8, люблю его за минималистичный дизайн, суперпростой интерфейс и быстроту.

На подхвате FL Studio 12, в поздних версиях есть жизненно незаменимые плагины и фишки (например, Gross Beat и последние библиотеки для Kontakt). Всегда говорю: важен не секвенсор, а твое видение — и привожу в пример легендарного DJ Vadim, который умудрялся делать музыку в Cool Edit Pro».

Acid Pro. Фото: MAGIX
Acid Pro. Фото: MAGIX

Рома РЖБ (исполнитель инструментального хип-хопа, автор музыки к трекам Бабангиды, группы «Ленина пакет» и Наума Блика)

«Пилю на древнем и неудобном Acid. Привык и доволен. Это обычный секвенсор. Старый, негибкий, для современного битмейкера (наверное) — как колесница для водителя Tesla. По большому счету инструмент — дело второе, можно в чем угодно пилить нормик. Дело привычки, видимо: я пользуюсь Acid примерно с 2008-го. Сейчас иногда юзаю Logic, но только для набросков и потому, что на macOS нет Acid».

Ableton Live. Фото: Ableton
Ableton Live. Фото: Ableton

SP4K (исполнитель и продюсер, экс-участник YungRussia, автор музыки к трекам Boulevard Depo, Basic Boy, Thomas Mraz)

«Я очень давно работаю в Ableton Live, все дело в привычке. Изначально я учился работать в Reason 4, а потом перепрыгнул на Ableton: тогда мне показалось, что у этой программы функционал гораздо шире. Раньше тот или иной софт давал разные возможности, а сейчас большой разницы в программах нет. При желании одну и ту же задачу можно реализовать в любой программе, сейчас функционал у всех практически идентичный, и поэтому остается отталкиваться только от критерия удобства при выборе программ. Так, FL Studio мне кажется совсем неудобной, но это не значит, что эта программа лучше или хуже, там просто нужен немного другой подход при работе».

Ableton Push 2. Фото: Ableton/YouTube
Ableton Push 2. Фото: Ableton/YouTube

Сергей Подосинов (музыкант, основатель и продюсер лейбла Gentle Music, участник проектов Amen 78, Joker James, The Frotters, работал над музыкой T-Fest, Гарика Сукачева, «Ночных Снайперов», «25/17» и других)

«В качестве среды для создания битов и аранжировок с нуля я использую и горячо рекомендую Ableton Live — пожалуй, самую современную по менталитету оболочку для создания музыки. В сочетании с контроллером Push 2 это уникальная система, позволяющая практически из воздуха на ходу писать биты, семплировать чужую музыку, накладывать ударные и наслаивать синты.

Преимущество перед большинством других программ (несмотря на то что многие фрэшмены радостно справляются во Fruity Loops) в том, что для наброска хип-хоп-бита поначалу достаточно одного-двух циклических квадратов, и в режиме Session View этой программе нет равных.

Для барабанов я использую как виртуальные драм-машины (D16 Nithonat, D16 Nepheton), так и всевозможные библиотеки (Splice Sound, Vengeance, Goldbaby), для винтажного звука синтов — Arturia, Roland, U-he, для модернового саунда — Serum, Operator.

Гитары и вокальные семплы мы пишем на собственной студии Gentle Music, а сводим и мастерим в Reaper (поскольку он наиболее легкий, дружелюбный для стороннего софта и гибкий в коммутации, а также программировании сложных действий). В качестве плагинов комбинируем преимущественно Slate Digital, Soundtoys, DMG Audio, Fabfilter, Valhalla и Melda. На мастер-секции абсолютно незаменим лучший в мире Invisible Limiter от AOM, а также плагины от Izotop».

FL Studio 11. Фото: lionstargood/Youtube
FL Studio 11. Фото: lionstargood/Youtube

Chaz Guapo (битмейкер, автор музыки к трекам Lil Baby, Gunna, Smokepurpp, Chris Travis, Kizaru, Adrien Broner, Lil Tracy)

«Я пользуюсь FL Studio 11. Это классика. Она удобная. Когда я начинал, мне было 13 лет, и я не знал, где можно делать биты. Я загуглил „Где делать биты?“ и увидел в поиске FL Studio. Окей, FL так FL.

Правда, тогда у меня была двенадцатая FL, и в ней у меня какая-то [ерунда] выходила. А потом я перешел на одиннадцатую, попробовать — потому что увидел, у всех пацанов одиннадцатая: Metro Boomin, Murda… Я перешел на нее, и сразу же пошли бэнгеры! И [нафиг] мне двадцатая, [нафиг] мне двенадцатая? Есть одиннадцатая, и она [зашибись]!»

Фото: Ableton
Фото: Ableton

Shumno (продюсер, битмейкер, автор музыки к трекам «Мальбэка», Луны, Markul, Souloud и других артистов)

«Я пользуюсь софтом Ableton, но изначально (лет 12–13 назад) попробовал FL. Между этими софтами нет колоссальной разницы. Есть направленность. Если говорить о живых выступлениях, Ableton выигрывает, потому что у него есть возможность работать живьем с дорожками.

Но у меня куча друзей, в частности Влад Палагин (битмейкерPalagin.— Прим. ИМИ), сидит на FL и делает отличные биты. Нет разницы [между программами] и знаниями [о них], есть желание и дело привычки. Я перепробовал много софтов — и Cubase, и Reason, и что-то еще, но с появлением MacBook лет пять назад я поставил себе Ableton.

Пробовал Logic — он вообще не понравился. А у Ableton я понял приколюхи и фишки: вполне клевый интерфейс. Плюсы? У него есть возможность работать в лайве, еще есть контроллер Ableton Push — с ним я выступаю на концертах.

Еще он очень часто обновляется, есть много различных уроков. Мне кажется, Ableton более гибок и интересен, чем FL. Все-таки его создавали культовые продюсеры и диджеи. Вообще, нет особой разницы, на чем ты пишешь: главное — желание».

Reason. Фото: Propellerhead/YouTube
Reason. Фото: Propellerhead/YouTube

Феликс Бондарев (лидер RSAC, музыкант группы «Щенки»)

«С 2011 года работаю в шведской Reason Propellerheads. У меня стоит 7-я версия, последнее обновление было совершено в 2014 году. Я человек старой школы, мне всегда тяжело от всяких модификаций и обновлений. Как раз в 7-й RP добавили функцию записи микрофона, и это меня подкупило: не нужно больше открывать Cubase для записи гитар и вокала. Нет никаких сторонних VST-плагинов — только внутренние покупки. В общем, Reason — это одна сплошная механическая коробка передач».

Фото: Ableton
Фото: Ableton

Витя Исаев / БЦХ (исполнитель, продюсер, автор музыки к альбому Монеточки «Раскраски для взрослых»)

«Я не считаю себя битмейкером. Хотя, это, наверное, придирка к формулировке — так-то мне все равно. Я не делаю биты в программе: когда прикасаюсь к софту, то понимаю, что хочу сделать: по крайней мере, я осознанно подхожу к каким-то решениям. В связи с этим я пользуюсь Ableton: он может быть любым, в зависимости от того, что тебе нужно.

Мои основные инструменты — это встроенный симплер, он для того, чтобы нарезать и записывать звуки. Этот подход очень удобно реализован — я в принципе не пользуюсь два раза одним и тем же звуком. Если мне нужен похожий звук, я все равно ищу тот, который будет больше работать в конкретной песне. Симплер позволяет это создавать. Например, нужен звук маримбы. Я его нахожу и делаю из него инструменты.

Когда появился Logic, я чуть-чуть попользовался им, потом на Windows у меня была куча разных программ. Единственноеникогда не пробовал Cubase. Считаю, что Ableton достаточно гибкий. Он меняется в зависимости от того, что тебе нужно».