Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/244/image/article-8174487ddf0f422298dc32aeb35fbb9d.jpgВладимир Завьялов2020-07-17T17:20«Мы ожидаем прироста и больших доходов»Black Star, Warner, A+ и другие лейблы — о запуске Spotify в России
Black Star, Warner, A+ и другие лейблы — о запуске Spotify в России
«Мы ожидаем прироста и больших доходов»
Фото: Ivan Samkov

Black Star, Warner, A+ и другие лейблы — о запуске Spotify в России

«Мы ожидаем прироста и больших доходов»
Фото: Ivan Samkov

Изменит ли приход Spotify в Россию правила игры на местном музыкальном рынке? Сможет ли шведский сервис навязать конкуренцию другим стриминг-платформам? Как появление Spotify в России поможет артистам, лейблам и индустрии в целом? 

На эти и другие вопросы «ИМИ.Журналу» ответили представители Soyuz Music, A+, ONErpm, Black Star, FRWRD Music и Warner Music Russia. 


Алексей Аляев

генеральный директор лейбла Soyuz Music 

Надо признать: Spotify является лучшим рекомендательным стриминг-сервисом на данный момент. Они этим планомерно занимаются много лет, тратят очень большие средства на это, покупают стартапы.

В первую очередь Spotify — это площадка для меломанов, для людей, которые хотят открыть новую музыку. Мы понимаем, что в России у Spotify есть очень серьезные конкуренты — во-первых, Apple Music, во-вторых — Boom, практически уникальный стриминг с платформой на социальной сети. 

Сейчас мы можем ожидать определенного оттока платных подписчиков с других стриминг-платформ на Spotify. Я рассчитываю на то, что это даст пуш рынку, заставит площадки, которые уже активно работают на нашем рынке — YouTube Music, «Яндекс.Музыка», Apple Music, — более активно и тщательно разрабатывать свои музыкальные платформы — и в плане рекомендаций, и в плане удобства интерфейса.

Мы живем в мире, где почти вся музыка доступна по щелчку, но обычный пользователь растерян: ему нужно показать, что он хочет услышать, дать рекомендации. Spotify эти рекомендации дает: по настроению, по похожести музыки. Я очень надеюсь, что наши площадки (Boom и «Яндекс.Музыка») будут еще круче развиваться и уделять рекомендациям должное внимание.

Конкуренция — это всегда хорошо, она не дает расслабляться. Представьте себе, если бы у нас был один лейбл? Это было бы плохо и для лейбла, и для артиста, потому что лейбл бы не развивался, а у артиста не было бы выбора. Сейчас выбор есть: мы понимаем, что редакторы Spotify в России в первую очередь будут работать на базе рекомендаций сервиса. Если человек уже имеет определенную слушательскую историю на Spotify, то спустя неделю стриминга ему будет рекомендоваться именно та музыка, которая может понравиться. То есть если человек слушает Sex Pistols, то JONY ему в рекомендациях никогда не выскочит. 

Это идеальная схема потребления музыки: если ты слушаешь только панк и метал, то получаешь новости и рекомендации только по тем стилям музыки, которые тебе нравятся.

Что касается экономики, я думаю, что перспективы развития музыкального рынка у нас далеко не исчерпаны — я имею в виду платных подписчиков. Считаю, что Spotify займет достойное место среди лидеров — Apple, Boom, YouTube Music и «Яндекс.Музыки». Думаю, что в итоге сформируется пятерка лидеров, а вот как они будут ротироваться внутри себя после появления Spotify, еще предстоит понять. 

Но мне кажется, что Spotify не повторит судьбу Deezer, который так и не сумел развиться в России в нечто внятное. Spotify в этом плане гораздо мощнее и по каталогу, и по подаче.

Чем приход Spotify ознаменован именно для Soyuz Music? Наш каталог уже много лет на площадке. Мы уже получаем оттуда доход, платим роялти нашим артистам. То есть, условно говоря, группу «Порнофильмы» слушают в Германии и Штатах с помощью Spotify весьма активно. Мы думаем, что, скорее всего, русскоязычная диаспора.

С приходом Spotify в Россию мы ожидаем прироста и больших доходов — в первую очередь для артистов. Мы надеемся, что Spotify даст существенное промо. С учетом всех замечательных рекомендаций Spotify позиционировать релизы, особенно более сегментированные (например, панк, инди, альтернативу или даже классику русско-советского рока), станет проще. Нам можно будет достучаться непосредственно до профильных слушателей жанров и «попасть» в них. Это ништяк, теперь все основные игроки здесь.


Артем Боровков

генеральный директор лейбла A+

Я думаю, [приход Spotify] ничего сверхъестественного не привнесет на российский музыкальный рынок. Spotify сейчас за счет рекламы и кросс-сервисов с МТС получит часть уже сформированной другими стриминговыми сервисами аудитории. 

Мы в A+ давно работаем со Spotify. С появлением российского офиса станет проще подавать заявки на поддержку наших приоритетных релизов.

Что приход Spotify значит для артистов? Я могу лишь сказать, что в глобальном смысле появление новых стриминг-сервисов — позитивная тенденция для рынка, это признак развития индустрии. Я думаю, что приход Spotify в Россию немного подстегнет конкуренцию между сервисами, что выльется в увеличение рекламных активностей со стороны сервисов. Это, в свою очередь, увеличит появление новых платных потребителей музыки. В результате все в плюсе, включая артистов.


Глеб Лисичкин

директор по маркетингу дистрибьютора ONErpm

Нужно понимать, что во всем мире Spotify — это один из главных и самых прибыльных сервисов для музыкантов. Мне хочется надеяться на то, что Spotify будет пропагандировать и применять ту модель потребления музыки, которая, собственно, Spotify присуща, когда у пользователя много свободы навигации в музыке за счет плейлистов и алгоритмических рекомендаций. Здесь у артиста гораздо больше свободы использования сервиса — это и Spotify for Artists, и плейлисты, и общение с кураторами.

Чем Spotify отличается от большинства конкурентов? В отличие от Apple, Google, YouTube, «ВКонтакте» и «Яндекса», Spotify никогда не занимался каршерингом, доставкой еды, производством дронов и каких-то еще таких корпоративных историй. Музыка для Spotify всегда была единственным бизнесом: они много лет пилят, по сути, один продукт. 

Конкуренция с другими сервисами? Мне кажется, что успех Spotify в борьбе с конкурентами во многом зависит от пользователей, потому что в каждой стране очень сильно отличается пользовательское поведение и по части потребления локального и международного каталога. 

Надо понимать, что конкуренты могут делать войну цен за счет бандлов (наборов. — Прим. «ИМИ.Журнала»): например, когда ты покупаешь «Яндекс.Плюс», ты, кроме музыки, получаешь еще кучу всего. То же самое с Mail.ru. Spotify с бандлами не может играть: у них, по сути, одно предложение, но при этом мы до конца не понимаем, в чем заключается партнерство Spotify с МТС. 

Для нас Spotify — это очень важный глобальный партнер. Помимо дистрибуции, у нас собственная сеть плейлистов, которая дает неплохой буст артистам.

Если говорить про какую-то общую статистику по стриминг-сервисам, то едва ли у нас вырастет вдвое абсолютное число платных подписчиков — из-за того, что в Spotify будут мигрировать из других сервисов. Но общий рост подписчиков, безусловно, будет.


Максим Задворнов

пресс-атташе лейбла Black Star

Приход Spotify — это еще один кирпичик в формирующуюся музыкальную индустрию в нашей стране. Другое дело, что с точки зрения PR все воспринимают это событие как нечто эпохальное, хотя оно больше похоже на сказку о том, как мальчик кричал: «Волки!» Поест ли этот волк всех баранов на рынке? Я очень сомневаюсь! 

На территории СНГ традиционно сильны местные, уже хорошо обжитые платформы — я сейчас о Boom и других площадках Mail.ru и «Яндекса». Они собрали гигантскую аудиторию и дали ей свои музыкальные сервисы, по существу сравнимые с тем, что дает Spotify. Если говорить о плюсах Spotify, то речь идет об ощущении взаимной коммуникации с друзьями через плейлисты, но «ВКонтакте» с ее музыкальной базой и приложением Boom дает похожий эффект. И отвоевать аудиторию у площадки, к которой несколько поколений привыкало годами, будет сложно. 

Но однозначно приход такого гиганта на наш рынок — это лакмусовая бумажка, что рынок есть, что его «размер имеет значение», что он в мировом объеме важен и с ним нужно считаться. В долгой перспективе я, конечно, предполагаю бурное развитие этой платформы в России, рынок будет меняться!  

Для всех музыкальных объединений и лейблов, в том числе и для Black Star, приход Spotify — показатель того, что наш музыкальный рынок стал самодостаточным и мощным, что его уровень развития в настоящий момент не предел. Ведь приход такого гиганта, как Spotify, — это работа на перспективу. Для нас это показатель, что мы идем верным путем.


Идан Залмансон

генеральный директор дистрибьютора FRWRD Music (выпускает музыку Markul, Loqiemean, Куока, Джизуса и других артистов)

[С приходом Spotify] у стриминговых сервисов появилась здоровая конкуренция на территории России и СНГ. 

С одной стороны, если Spotify приживется, доходы российской музыкальной индустрии возрастут, количество активностей в музыкальном маркетинге — тоже. Вслед за ростом одного сектора креативной индустрии неизбежно растут другие — digital marketing (кураторы Spotify, плейлистинг-агентства), event management (Spotify x Coachella) и так далее.

С другой стороны, конкурентное снижение цен на подписку может привести к падению цен за стрим (музыканты, внимание!) — на Западе уже немалое время идет борьба за «честные выплаты», нас же это только ждет. В целом, если оценивать ситуацию на зарубежных рынках, хочется верить, что приход Spotify пойдет на пользу музыкальной индустрии и в особенности ее независимому сектору.

Что приход Spotify значит для лейблов в целом и конкретно для FRWRD Music? Во-первых, мы будем слышать слова «плейлист» и «куратор» в несколько раз чаще. Во-вторых, с приходом сервиса станет больше точек в подготовке стратегий, больше возможностей для анализа аудитории, увеличатся объемы дохода лейблов. Spotify присуща высокая маркетинговая активность, так что можно также ожидать появления новых офлайн- и онлайн-ивентов, подкастов и видеошоу. В общем, у лейблов, в том числе FRWRD MUSIC, появятся новые вагоны работы, но это, по-моему, к лучшему.

Что приход Spotify значит для артистов? На рынке появился самый крупный стриминговый сервис в мире, в ядре которого заложена забота о стороне артиста. Опять же мы еще не знаем, как приживется Spotify и приживется ли вообще, но если операция пройдет успешно, судя по зарубежным примерам, у артистов появится мощный маркетинговый инструмент, который сможет принести им неплохую часть дохода. Этим инструментом будут пользоваться все, но особую пользу он принесет растущим независимым артистам. 


Ольга Ким

заместитель генерального директора по вопросам бизнеса и внешним связям лейбла Warner Music Russia

Добросовестная конкуренция между легальными стриминговыми сервисами, которая усилится в связи с приходом нового сильного игрока, всегда приносит пользу как слушателям, так и артистам, авторам и другим правообладателям. 

Ожидаем ли мы роста доходов? Не буду делать какие-либо прогнозы, скажу только, что мы рассматриваем запуск сервиса как очень позитивный шаг для музыкальной экосистемы в России.

У нас уже есть вдохновляющие примеры прорывов наших звезд на международной арене, и мы приложим все усилия к тому, чтобы расширить глобальное присутствие локальных артистов нашего лейбла с помощью новых инструментов, которые становятся доступны благодаря запуску Spotify в России.