Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/243/image/article-beec8a0101d738122c8f12ebca63c38b.gifАндрей Клинг2020-07-16T22:00Подробности и реакция российских пользователейХроника прихода Spotify в Россию
Хроника прихода Spotify в Россию
Подробности и реакция российских пользователей

Хроника прихода Spotify в Россию

Подробности и реакция российских пользователей

Информация о том, что Spotify запустится в России 15 июля, появилась в американском Variety еще неделю назад. Новость активно поддержали российские медиа, правда, с формулировкой «запускается (вроде бы)». Это неудивительно: за последние шесть лет о приходе Spotify в Россию сообщалось неоднократно. Тем не менее в середине лета приложение действительно стало доступно в нашей стране — причем на день раньше объявленной даты. «ИМИ.Журнал» рассказывает об этапах прихода шведского стриминга в Россию и о том, как на это отреагировали участники музыкальной индустрии.


Запуск раньше срока

14 июля на сайте Spotify появилось новое пользовательское соглашение, где были опубликованы правила пользования сервисом в разных странах, включая Россию, Беларусь, Украину, Болгарию и другие государства Восточной Европы. В этот же день многие россияне смогли скачать десктоп-версию Spotify, оплатить подписку и загрузить приложение из местных App Store и Google Play — правда, поначалу программа работала некорректно. 

Как стало известно «ИМИ.Журналу», появление российского Spotify раньше срока связано с большим вниманием местных медиа к запуску сервиса. Так, приветственное видео, в котором российские и зарубежные музыканты сообщали о доступности шведского стриминга в России, должно было появиться 15 июля, однако представители сервиса решили выпустить видео 14-го. 


Какие планы у Spotify в России

Вице-президент Spotify Густав Гилленхаммер рассказал газете «Коммерсантъ», что компания долго готовилась к выходу на российский рынок и сейчас для этого отличное время. 

«Согласно последнему отчету IFPI, объем российского рынка составляет 171 миллион долларов. У нас 130 миллионов платных подписчиков по всему миру, и мы хотим, чтобы Россия вошла в топ 10–15 по этим показателям. 90% прибыли мы получаем от продажи премиальных подписок, и 10% — от рекламы. Это соотношение разнится от страны к стране. В России у нас будет локальная команда по продаже рекламы», — прокомментировал запуск приложения Гилленхаммер. 

Музыкальные редакторы Spotify также подготовили серию фирменных плейлистов «This Is» с хитами русскоязычных артистов — «This Is Nina Kraviz», «This Is FACE», «This Is Шарлот» и многих других.


Как отреагировали на приход Spotify другие российские стриминг-сервисы

В день прихода Spotify музыкальный сервис «ВКонтакте» Boom предложил новым пользователям трехмесячную подписку по символической цене в 1 рубль вместо прежних 447. 

Аудиосервис «Одноклассников» представил систему умных рекомендаций: алгоритм сервиса научился анализировать звучание треков, прослушанных пользователем, и подбирать похожие песни с помощью нейросетей и технологий машинного обучения. 

«Яндекс.Музыка» сменила иконку приложения — теперь вместо ноты на логотипе сервиса изображен беспроводный наушник, напоминающий AirPods. «Смена иконки стала частью кампании в поддержку аудиоподкастов: 27% подписчиков „Яндекс.Музыки“ включают подкасты минимум раз в месяц», — пояснили представители сервиса.

Совпадение или нет — но в Россию Spotify пришел без возможности прослушивать подкасты. Российский офис стриминга сообщил, что запуск подкастов в России пока отложен: «К сожалению, правда, на этапе запуска [Spotify] в России подкастов не будет. Несмотря на это, подкасты — очень важное для нас направление, и мы обязательно представим их российским пользователям, когда будем к этому готовы». 


Как встретили Spotify представители российской музыкальной индустрии

Мы собрали наиболее интересные посты о Spotify из соцсетей представителей индустрии (спойлер: много споров о том, что лучше — «Яндекс.Музыка» или Spotify; авторская орфография и пунктуация сохранены). 

Андрей Никитин, главный редактор The Flow:

«Начал я с плейлистов с локальными артистами. Это редакторские плейлисты — их составила команда. И знаете что? Те что я проверил (рэп и около того) были ну очень тривиальными. Это ровно те же имена, что в редакционных плейлистах Apple Music или VK, а часто и треки те же самые».

Читать пост целиком

Данил Перушев, управляющий директор ИМИ:

«У всякого человека из индустрии, кажется, сейчас такая дилемма. Выбирать „Яндекс.Музыку“ значит тогда ваши деньги остаются в отечественной (пусть голландской) компании и идут, в конечном итоге, на хорошие дела для страны: красивый дом на Косыгина, бонусы яндексоидам, рабочие места. Все это мультипликатор для российской экономики в целом».

Читать пост целиком

Игорь Банников, руководитель «Афиши Видео»:

«Одной минуты в Spotify было достаточно, чтобы решить отписаться от Apple Music немедленно. Дорогой Apple Music, мы прошли с тобой через многое и благодаря тебе я послушал огромное количество новой музыки».

Читать пост целиком

Алексей Николаев, основатель бюро inSimple

«Когда-то во времена планов первого запуска сервиса в России мы контактировали весьма плотно с директором по развитию из берлинского офиса. Мне также приятно, что мне довелось беседовать с коллегой, которого пригласили на роль Директора Российского офиса в прошлый раз, с разъяснениями некоторых особенностей локального рынка».

Читать пост целиком

Даня Порнорэп, трэп-критик

«Полдня провел за изучением Спотифая, который наконец запустился в России. Ощущения в двух словах: как будто поменял глючный CD-плеер на новенький iPod».

Читать пост целиком

Что говорили про Spotify до его прихода в Россию 

За две недели до официального появления Spotify в России менеджер Oxxxymiron Женя Муродшоева пересказала в своем телеграм-канале фрагменты книги «Spotify Teardown: Inside the Black Box of Streaming Music» 2019 года, которая рассказывает об изнанке работы шведского стриминг-сервиса. Над книгой работала группа исследователей, которые на примере Spotify анализировали феномен музыкальных стриминг-сервисов в течение последних 10 лет. Представители Spotify пытались помешать выходу книги.

Вот несколько любопытных наблюдений из «Spotify Teardown...», опубликованных Женей. 

Об отсутствии в Spotify «негативных» плейлистов

«Посмотрите, как оформление Spotify похоже на ленту Instagram. Почти на всех обложках плейлистов — улыбчивые беззаботные девушки. Такая категоризация легко продается брендам. Негативных плейлистов у Spotify очень мало: „coping with loss“, „break up songs“, „stress buster and life sucks“. Какой бренд хочет ассоциироваться с непростой жизнью людей?»

Читать пост в канале

О том, как начинался Spotify: 

«Бета-версия Spotify появилась в 2007 году и представляла собой обычный торрентовый сервис с возможностью бесплатно обмениваться нелегально скачанной музыкой». 

Читать пост в канале

Об отношениях Spotify и мейджор-лейблов:

«Алгоритмы Spotify контролируют как собственные отделы компании, так и компании трех мейджоров — Filtr (Sony), Digster (Universal), Topsify (Warner music), — которые еще и владеют долями компании [Spotify]. В совокупности 10% на 2018 год: Sony — 5,7%, Universal и Warner — 4%. Spotify сильно зависит от продления лицензии трех мейджоров, поэтому в обмен дает этой тройке много рекламы и доступ к пользовательским данным».

Читать пост в канале

Подробное исследование о том, как алгоритмы Spotify узнают о музыке, которая нам нравится, ранее публиковал «ИМИ.Журнал». Если коротко: это очень сложно.