Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/419/image/article-f68eeb84fafffd453f1c716ebbfccd61.jpgКарина Бычкова2021-06-23T18:20Разбираем кейс артиста Lueur вместе с юристомЧто делать, если у музыканта «украли голос»
Что делать, если у музыканта «украли голос»
Разбираем кейс артиста Lueur вместе с юристом
Источник: Григорий Повтарев / instagram.com/povtarev_

Что делать, если у музыканта «украли голос»

Разбираем кейс артиста Lueur вместе с юристом
Источник: Григорий Повтарев / instagram.com/povtarev_

В начале этой недели музыкант Lueur (произносится «Лёр») рассказал, что демоверсия трека, для которого Иван написал текст на заказ, выложена на стриминговые площадки под чужим псевдонимом. По сути, у артиста «украли голос»: Иван не давал разрешения на использование демоверсии и своего вокала. Музыкант не оформлял договор с заказчиком, условия сотрудничества были закреплены только в переписке. Песня «I’m Lost», залитая в стриминги под псевдонимом issuer, уже набрала в Spotify почти 295 тысяч прослушиваний и попала в кураторский плейлист «Все сложно». Мы связались с менеджером Lueur Анной Сагателовой, чтобы узнать о ситуации подробнее, а также разобрали этот кейс с юристом Еленой Гладковой.

Что случилось

«Эта полузабавная история началась в феврале. Во „ВКонтакте“ ко мне обратился паренек без аватарки и попросил написать текст на английском. Как обычно, вместе с текстом я скинул ему демку, в которой показал, как мелодичнее положить мои слова на музыку, получил оплату и благополучно забыл про таинственного заказчика. Буквально на днях мне написал знакомый и спросил, почему в Spotify есть песня с моим голосом, но под другим псевдонимом. Оказалось, что тот заказчик решил не перезаписывать трек, а выложить мою демку на площадки. Да-да, ту самую, с моим голосом», — написал Иван в посте.

Также Lueur отмечает, что артист, укравший его голос, недавно обратился к нему с фейковой странички в социальной сети и попросил написать ему альбом. «Видимо, в его планах взять мой голос в аренду на всю жизнь (а выступления проводить по фейстайму)», — делится Иван.

«Смешно, что наш гений оригинальности без капли стыда отвечает на комментарии в духе „Вау, какой голос!“, „Текст тронул до глубины души“, а респект ему кинули даже мои знакомые саунд-продюсеры (братья, вас обманули). Чувак, респект за целеустремленность, но воровство к успеху не приведет. Спасибо, что заплатил мне за пиар моих треков. Собой быть намного проще и дешевле», — добавляет музыкант.

Как команда Lueur решает конфликтную ситуацию

Анна Сагателова

менеджер Lueur  

Мы разговаривали с этим человеком еще в августе 2020-го: такая ситуация происходит не в первый раз, он уже выкладывал треки с Ваниным голосом как свои. После диалога с артистом он извинился, сказал, что больше так делать не будет, после чего выложил еще один трек, о котором и говорится в посте. Ваня этого не видел, так как мошенник заблокировал его в соцсетях, в том числе в своей группе. Позже оказалось, что этот мальчик несовершеннолетний, ему пятнадцать, поэтому мы связались с его старшим братом, но тот не ответил на наши сообщения. 

С площадками мы пока не разговаривали, но уже общаемся с дистрибьюторами трека «I’m Lost»: песня была выложена через одного партнера, затем перешла в каталог к другому. Оба дистрибьютора оказались честными: прекратили сотрудничество с мошенником и готовы оказать нам любую необходимую помощь. 

Мошенник и правда планировал выпустить альбом с Ваниным голосом — для этого он заказывал треки с новых фейков. Мы догадывались об этом, но теперь знаем наверняка, потому что поговорили с дистрибьюторами, через которые распространялся трек. Они обсуждали будущий альбом, и темы треков совпадают с теми, что фейковый артист заказывал у Вани.

Мы составили досудебную претензию с юристом, после которой надеемся получить ответ от молодого человека. Хотим решить вопрос в досудебном порядке, но пока не знаем, насколько это будет возможно, ведь ни артист, ни его брат не связываются с нами, коммуникация идет через дистрибьютора. И хоть дистрибьютор и готов перечислить все стриминговые деньги нам, хотелось бы поговорить и с виновником ситуации. Ведь если сейчас оставить это просто так, он может поступить нечестно снова, возможно, с другим артистом и под другим псевдонимом.

Нам уже написали несколько артистов, которым этот мальчик предлагал фит. С одним из них композиция должна была выйти через неделю — очень повезло, что мы узнали о ситуации раньше и под удар не попал еще один ни в чем не виноватый человек.

Lueur, естественно, несет репутационные потери. Теперь многие думают, что это голос другого исполнителя. Также мы потеряли фан-базу, которая собралась вокруг того трека, они полюбили голос Вани, и теперь будет крайне сложно перенести этих людей на настоящий аккаунт артиста.

Как ситуацию комментирует юрист

Елена Гладкова

юрист компании Nevsky IP Law

Ситуация, в которой оказался Lueur, на данный момент является уникальной. Однако из-за того, что заказчики и исполнители часто работают без договоров и общаются исключительно через мессенджеры, крайне вероятно, что в будущем с ней могут столкнуться многие. 

В первую очередь, необходимо различать следующие объекты — текст песни (объект авторского права) и ее исполнение, то есть «голос» (объект смежных прав). В данном случае артист написал за вознаграждение текст композиции и передал исключительные права именно на него. Однако право использовать и распространять запись исполнения песни Lueur не было специально оговорено — следовательно, и не передавалось заказчику.

Во избежание долгосрочных и дорогостоящих судебных разбирательств я рекомендую Lueur обратиться в Spotify с приложением всех доказательств и потребовать удалить песню, ведь право на ее исполнение принадлежит Ивану и не предоставлялось артисту issuer. 

Тем не менее, чтобы обезопасить себя от подобных конфликтов, я советую авторам текстов не предоставлять демо, не записывать свой голос и не направлять такие записи заказчикам.

Если демо все же необходимы, стоит всегда сохранять переписку и оговаривать объем передаваемых исключительных прав. Например, писать заказчику, что высылаемое голосовое сообщение или фрагмент записи предоставляется в информационных целях и не подлежит распространению без получения дополнительного согласия исполнителя и выплаты дополнительного вознаграждения.

Безусловно, конфликт возник и по причине того, что стороны не заключили договор, в котором они могли бы указать все существенные условия и только те объекты права, что подлежат передаче.

О том, почему музыкантам важно работать «по-белому» и разбираться в договорах, читайте в нашем материале