

Почему музыкантам важно разбираться в договорах
Содержание
Авторы
Невнимательно прочитанные контракты, проданный «всерую» мерч, незарегистрированные названия групп могут обернуться серьезными проблемами для музыкантов. К тому же работа в теневом поле не идет на пользу индустрии и делает ее непрозрачной для всех участников. Все это вещи, о которых многие начинающие артисты начинают задумываться слишком поздно.
Директор «СБПЧ» Катя Волкова, директор Mujuice Алексей Оконосов, а также юрист Вадим Хохлов делятся своим опытом, который подтверждает: сориентироваться в мире юридических и законодательных тонкостей непросто, но очень важно — и чем раньше, тем лучше.
О том, почему музыканту нужно самостоятельно вникать в детали договоров, фиксировать на бумаге как можно больше договоренностей и с самого начала работать по правилам, — в материале «ИМИ.Журнала».
Для чего музыканту нужно быть юридически подкованным
Чтобы зарабатывать музыкой и бесконфликтно делить доходы
Рано или поздно почти каждый музыкант начинает зарабатывать деньги на своем творчестве. Это могут быть доходы от концертов и продажи мерча, роялти от прослушивания треков в стриминговых сервисах или гонорары за участие в спонсорских ивентах. Классно, когда артист получает доходы от музыки, но зачастую вместе с первыми деньгами приходят первые серьезные конфликты.
Мне кажется, в России в целом людям довольно трудно обсуждать комплексные темы и договариваться друг с другом — к тому же когда речь идет о такой сфере, как совместное творчество. Люди начинают заниматься музыкой потому, что им это дает кайф и веселье, они открывают для себя что-то новое, испытывают килотонну радости и счастья. Но когда веселье начинает приносить деньги, как ни странно, возникают проблемы. У всех участников процесса внезапно могут оказаться различные ожидания, связанные с получаемыми суммами. Если эти ожидания не проговорить и не зафиксировать своевременно, возможны ссоры, недопонимание и конфликты вплоть до распада коллектива. Например, барабанщик, не являющийся автором песен, может вдруг заявить, что делает в группе больше всех, и потребовать повышенный процент от доходов. Это, если что, реальная история.
Артисту не стоит углубляться в юриспруденцию только в том случае, если он занимается музыкой для души, на уровне «даже если у нас завтра украдут имя, мы переименуемся, и 15 наших поклонников никуда не денутся». Я знаю много хороших андеграундных групп, которые не ставят себе цель стать звездами всероссийского масштаба, но и им нравится время от времени играть на каких-то фестивалях для своих, организовывать местечковые рейвы. Так вот, все это уже извлечение прибыли, даже с учетом того, что по итогам подобных мероприятий они выходят в ноль.
Чтобы иметь возможность продвигать свою музыку: в том числе через коллаборации с брендами и участие в рекламе
Даже начинающая группа с небольшой аудиторией способна заинтересовать крупный бренд: музыкантам могут предложить отдать свои песни в рекламу или выступить на закрытом мероприятии. Например, в 2008 году, еще до выпуска дебютного альбома «Manicure», группа Manicure предоставила свой трек «Another Girl» для рекламы пива Miller. Лидер коллектива Евгений Новиков рассказал «ИМИ.Журналу», что доходы от участия в проекте позволили группе снять первый клип.
Брендов много; креативных команд, которые их обслуживают, еще больше. Поэтому сегодня, чтобы участвовать в рекламных интеграциях, музыкант совсем не обязательно должен быть таким же известным, как условный Моргенштерн. Рекламные интеграции могут начаться уже на старте карьеры. С молодыми музыкантами сотрудничает, например, Levi’s. Что можно сказать наверняка — все продакшен-команды и агентства перешли на работу с артистами, легально оформленными как ИП или самозанятые. Если автор не зарегистрирован, он заметно теряет в конкурентоспособности.
Если музыканты подкованы в юридических вопросах, их сразу воспринимают как серьезных артистов. А если представители бренда увидят со стороны группы какие-то капризы вроде «мы не готовы ковыряться с бумажками», они никогда не пойдут на риск сотрудничества с такими ребятами. Я бы провела здесь следующую параллель. Изучать нотную грамоту и таким образом совершенствовать свое мастерство (или не делать этого) — выбор каждого музыканта. Но вряд ли кто-то поспорит, что владение нотной грамотой помогает вывести творчество на совершенно другой уровень. Так же и с юридическими нюансами. Бонусы от знания этих тонкостей однозначно стоят времени, потраченного на их изучение. И вообще, новые знания, развитие и любознательность — это супер!
Чтобы получать деньги от продажи мерча
Для начинающих музыкантов продажа мерча — один из основных источников дохода. При этом сегодня реализация мерча «всерую» — без юридического оформления — мало того что незаконна (продажа «мимо кассы» в зависимости от обстоятельств чревата разными приключениями вроде проблем с налоговой, административной или даже уголовной ответственности), но и ведет к потере значительной доли потенциального заработка. По оценке генерального директора московского «Главклуба» Игоря Тонких, «маленькие продавцы теряют на невозможности приема карт до 100% и более возможной дополнительной выручки. Если уже сейчас пиво по 300 рублей оплачивают картами две трети покупателей, то что говорить о футболках за полторы-две тысячи».
Если музыкант планирует работать по схеме «сам произвел — сам продал», без какого-либо оформления, это подпадает под статью о незаконной предпринимательской деятельности.
Но на самом деле в продаже мерча есть довольно много нюансов, даже если его производство оформлено легально. Я сталкивался с ситуацией, когда артист по недосмотру передал права на производство мерча лейблу — и, по сути, потерял права на его производство, причем бессрочно. Когда срок договора истек, артист искал новый лейбл, а старый продолжал производить мерч с символикой музыканта, при этом не платя ни копейки.
Была и другая ситуация: артист решил производить и продавать мерч не через проверенных людей, а через знакомых, без договоров и бумажек. Так вот, производитель в итоге так и не прислал деньги — речь шла о сумме в 900 тысяч рублей. Но более серьезная проблема возникла дальше. Когда артист начал вести переговоры с крупным лейблом, одним из условий сотрудничества был эксклюзив на производство мерча: лейбл рассчитывал получить половину дохода от работы с музыкантом. А так как в данном случае об эксклюзиве не было и речи, ведь ранее производством занималась мутноватая и плохо управляемая контора, лейбл отказался от сотрудничества. Сорвалась детально согласованная сделка и все дедлайны — а у артиста уже был готов к релизу сильный материал. В результате этот релиз не получил достойного промо, а сам музыкант выбирался из возникшей ямы года два — по сути, ему пришлось запускать карьеру заново. И все из-за отсутствия нормально оформленных договоренностей о правах на мерч.
О том, как российские музыканты производят мерч и что стоит в первую очередь выпустить молодой группе, читайте в материале «ИМИ.Журнала»
Чтобы защитить свое имя
Зарегистрировать название группы или имя артиста как товарный знак стоит достаточно дорого. По оценке Вадима Хохлова, регистрация только на территории России обойдется в 38–55 тысяч рублей. К тому же процедура может занять продолжительное время: два собеседника «ИМИ.Журнала» назвали срок в полгода. Но об этом следует позаботиться и начинающему музыканту — например, чтобы зарегистрироваться в соцсетях под нужным именем или названием. Да и просто чтобы вашим именем не воспользовалась какая-нибудь группа поуспешнее, как произошло с британскими психоделик-рокерами Nirvana.
Был случай, когда артист хотел зарегистрироваться в одной из соцсетей. Но доменное имя, совпадающее с именем музыканта, уже было занято. Могу предположить, что это был киберсквоттинг, то есть кто-то намеренно захватил доменное имя в надежде получить от нас деньги, уступив права на его использование. Мы заблаговременно, еще за полгода до этого, зарегистрировали товарный знак Mujuice, и это помогло нам через техподдержку соцсети получить нужное доменное имя. Кроме того, если музыканты закрепят за кем-то из участников группы ее название в качестве товарного знака, это позволит избежать массы споров. Например, о том, кто будет распоряжаться названием в случае распада коллектива.
От каких ситуаций может защитить подкованность в юридических вопросах
От потери прав на свою музыку и получение доходов от нее
В конце марта все альбомы группы My Bloody Valentine наконец-то появились в стриминговых сервисах. До этого некоторое количество их треков было доступно для прослушивания в стримингах только в США. Однако компиляция трех ранних EP группы как раз для американского рынка (крупнейшего и самого перспективного) будет недоступна. Распространение записи на этой территории заблокировал правообладатель — лейбл Warner.
Разумеется, не владея всей информацией о том, почему так произошло, сложно сказать, как группа могла застраховаться от подобной ситуации. Но юрист Вадим Хохлов считает: если на этапе обсуждения договоренностей обе стороны прозрачно обозначат друг другу свою позицию, они всегда смогут найти компромисс.
В праве США много нюансов относительно территории. В договорах, которые обычно заключаются в России, чаще всего указывается в качестве территории распространения «территория всего мира и всех стран без исключения». А на Западе принято конкретизировать: в США механические роялти (платежи, которые генерируются каждый раз при воспроизведении трека. — Прим. «ИМИ.Журнала») по такой-то ставке, в Канаде — по другой, в остальном мире применяется третья ставка.
Кроме того, за рубежом все обычно жестче в плане работы: тебя подписывают на несколько альбомов, сразу определяют аванс и ставку за каждый релиз, а также сроки сдачи и опционы. Однако почти все договоры на самом деле адекватные — при условии, что обе стороны дружат. Как только стороны ссорятся, условия становятся жесткими.
Опираясь на ссоры и скандалы из своей практики, я пришел к выводу, что рецепт успешной работы кроется во взаимоуважении, когда стороны соблюдают договор, добросовестно оформляют все документы и вместо направления претензий задают вопросы и ведут переговоры. Вопрос взаимоуважения стоит ставить во главу угла еще при согласовании контракта. Если вам что-то принципиально не нравится, а ваш потенциальный контрагент не готов искать компромисс и идти навстречу (или хотя бы аргументированно и развернуто объяснить свою позицию), то ни о каком взаимоуважении в дальнейшем не может быть и речи.
Представим ситуацию: молодой музыкант пригласил свою подругу в качестве вокалистки — и при этом никак не оформил ее исполнение, не зафиксировал права на композицию. Кому в этом случае принадлежат права на песню? Даже если этот артист изначально не рассчитывает на успех, произойти может всякое: песня выстрелит через месяц, год и даже через пять лет. И в этом случае все равно придется разбираться, кому и в каком соотношении принадлежат права на композицию. А музыкант и вокалистка могут за это время поссориться, перестать общаться. И совсем трагическое может что-то приключиться. Не проще ли сразу зафиксировать отношения на бумаге?
От недобросовестных организаторов концертов
Вы — начинающая группа и решили провести совместный концерт с дружественными коллективами, такими же дебютантами, как и вы. Вам некогда заниматься организационными и техническими вопросами: нужно готовиться к выступлению, репетировать и разучивать песни. Поэтому вы доверили организацию человеку, который показался вам благонадежным. Он услужливо взял на себя всю бумажную волокиту: сам подписал документы, реализовал билеты и получил прибыль. А после начала концерта исчез и перестал брать трубку. И даже те копейки, которыми вы рассчитывали отбить аренду помещения и оборудования, вам увидеть не удастся: по формальным признакам вы не принимали никакого участия в организации этого ивента.
Однажды я не стала подписывать договор с организаторами одного опен-эйра, потому что они не предоставили подробную информацию о концерте. То есть информация была на таком уровне: «Ну, будет в парке, для такого-то примерно количества зрителей, такая-то техника». А о том, кто спонсоры, как вообще это все будет называться, к чему приурочено — ни слова. А у меня с этим строго: нет информации — нет договора, нет договора — нет концерта. В итоге оказалось, что это политически-ориентированное мероприятие. Мы, естественно, отменили выступление, хотя нас уже проанонсировали в качестве участников. И так как договор мы не подписывали, то никаких убытков не понесли.
От потери возможности записать и тиражировать свою музыку
В 2003 году лейблу «Ш2» пришлось изъять из продажи весь тираж альбома «Страшные песни» группы «Хоронько-оркестр». Дело в том, что одна из песен альбома представляла собой компиляцию музыки Дмитрия Шостаковича и текста блатной песни «Мурка». Наследники Шостаковича, с которыми использование музыки композитора никто не согласовывал, выступили против. В результате один из главных концертных хитов группы так и не был издан официально. В эпоху молниеносного распространения любой информации столкнуться с ограничением прав на запись своего интеллектуального труда стало еще проще.
Музыкант создает предмет интеллектуальной деятельности, который будет жить дольше него самого. Это вопрос даже не заработка на стримингах и концертах, а развития музыкальной культуры в целом и социальной ответственности в контексте вечности. Из-за того, что люди — в том числе авторитетные, культовые музыканты — на берегу не договорились о том, что они делают, многие записи сегодня уже не достать.
От походов в суд по поводу и без
У многих музыкантов есть убеждение: в крайнем случае они смогут обратиться в суд и отстоять там правоту — даже если в свое время поверхностно изучили подписываемые документы. В 2012 году музыкант Леван Горозия заключил с Black Star контракт, по которому передал лейблу права на все произведения, созданные им в период действия документа, а также на сценическое имя L'One. За время работы с Black Star Горозия выпустил четыре альбома, став одним из самых успешных артистов лейбла. При этом, по словам музыканта, с 2017 года он пытался уйти с лейбла, сохранив за собой бэк-каталог и имя. Но условия, предлагаемые Black Star, его не устроили. В итоге в 2019-м Леван попытался отстоять права на свое творчество и имя через суд — и проиграл. Правда, для него история закончилась хорошо: в апреле 2021-го он сумел договориться с бывшим лейблом и вернуть себе псевдоним. Но эти договоренности уже были достигнуты вне зала суда.
На самом деле, суд — это лотерея. Решение судьи в спорной ситуации может зависеть от того, как он добрался до зала суда: были ли пробки, испортил ли кто-то настроение с утра. Имеет место обыкновенный человеческий фактор. Но если у вас есть бумага, подписанная двумя сторонами, то есть некое железобетонное доказательство, это может помочь задушить конфликт в зародыше. Когда люди начинают ссориться, но у одного из них есть в загашнике документ, одобренный обеими сторонами, история зачастую попросту не доходит до суда.