Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/98/image/article-a6ded7342b1c9ee863adb3c3e171f4fd.jpgАнтон Стешенко2019-09-18T15:53В Москве открылся первый музыкальный коворкинг. Что это и как устроено?
В Москве открылся первый музыкальный коворкинг. Что это и как устроено?
Фото и видео предоставлены музыкальным коворкингом CoLab

В Москве открылся первый музыкальный коворкинг. Что это и как устроено?

Фото и видео предоставлены музыкальным коворкингом CoLab

В начале сентября состоялось техническое открытие первого в столице музыкального коворкинга CoLab (Кирпичная улица, 24). Мы поговорили с основателем проекта Геннадием Васильевым о концепции и особенностях необычного пространства, а также возможностях, которые оно может дать музыкантам.

Текст: Антон Стешенко

Что такое музыкальный коворкинг

CoLab — специально оборудованное пространство для совместных занятий музыкой. От привычных репетиционных баз коворкинг отличается тем, что делает упор на создание электронной музыки и возможность спонтанных коллабораций.

Как ни странно, сегодня возможностей для взаимодействия у музыкантов, кажется, больше в онлайне, чем живьем. К примеру, сервис Splice позволяет загружать проекты из DAW и открывать к ним доступ для других пользователей, а с помощью SoundBetter можно по всему миру находить  авторов, инженеров сведения, сессионных музыкантов для коллаборации «по объявлению», опубликовав описание своего проекта.

CoLab хочет перенести коллаборации артистов из интернета в офлайн, внеся в них интригу и элемент случайности.

Как это работает

«Играющий на гитаре человек из одного конца комнаты может не знать музыканта, сидящего напротив, который делает бит себе в трек. Битмейкер же может услышать гитариста и предложить ему записать партию для своей композиции», — рассказал «ИМИ.Журналу» основатель  CoLab Геннадий Васильев.

В CoLab несколько помещений для работы. Прежде всего это общее пространство, где могут разместиться до 15 человек. В просторной комнате  есть места для работы с ноутбуками в наушниках, небольшая сцена и точка для записи вокала. Там же установлены синтезаторы от производителей Access, Arturia, MFB, Dreadbox и Waldorf, каждый из которых можно использовать для игры и записи.

Также в коворкинге оборудованы две студии, или продакшен-комнаты, — большая и малая, в которых установлены компьютеры, несколько пар студийных мониторов и MIDI-контроллеры для работы над созданием и записью композиций или их сведением.

По части программных решений создатели коворкинга не привязывались к конкретным брендам или DAW.

«Мы не списывались ни с кем из партнеров для выбивания скидок, не просили слезно. Весь пул софта пришлось просто покупать», — отметил Геннадий Васильев.

В CoLab  стоят лицензионные версии Pro Tools, Logic Pro, «урезанные» версии Cubase Elements 10, Ableton Live 10 Standard.

«По плагинам — тоже все за денежку: Soundtoys, Waves, UAD, Plugin Alliance. Мы постарались максимально загрузить продакшен-комнаты, чтобы их можно было использовать для сведения, благо возможности студийных мониторов и акустической отделки помещения это позволяют. Компьютеры в общей зоне, наоборот, заточены под начальный продакшен, поэтому там упор сделан на виртуальные инструменты», — заявил Васильев.

Между разными зонами коворкинга установлена система коммутации на базе Audio over IP (передача аудио по интернету) с использованием протокола Dante. Такое решение позволяет посылать звук из любой точки пространства в другую для моментального соединения с другими музыкантами. Например, музыкант из малой продакшен-комнаты может подключиться по кабелю Ethernet к сети, чтобы записать голос из вокальной точки, не отрываясь от работы над проектом. В разных зонах CoLab установлены звуковые карты с возможностью подключения через USB, FireWire или Thunderbolt. По словам Геннадия, использование разных интерфейсов позволило максимально расширить возможности одновременного подключения для большего количества людей.

Сколько это стоит

В коворкинге будет действовать поминутная модель оплаты. Разрабатывая бизнес-план, авторы проекта ориентировались на антикафе и каршеринговые сервисы. В зависимости от количества музыкантов, находящихся в пространстве, стоимость пребывания для каждого из них будет разной.

«Для понимания уровня стоимости одной минуты можно ориентироваться на цены в столичном каршеринге: в среднем это 9 рублей. Отличия от того же каршеринга в том, что мы ориентированы на коллаборации, а наша стратегия — в максимальном заполнении пространства. Если, грубо говоря, в общей зоне находится один человек, он заплатит 9 рублей, если пятнадцать — каждый заплатит по 3 рубля», — рассказал Васильев.

В CoLab планируют вводить программу лояльности для постоянных посетителей, а также льготы для школьников и студентов. Геннадий считает такую систему оплаты наиболее честной.

«Не все могут позволить себе аналоговый синтезатор для записи жирного баса в треке, но любой музыкант сможет прийти к нам, открыть ноутбук, потратить 20–25 минут на семплирование инструмента и уйти. Но если музыканту действительно на это понадобится 25 минут, какой смысл ему платить за час студийного времени?»  — отметил Васильев.

Музыкальные коворкинги в России и мире

Концепция пространства для совместных занятий музыкой не нова. Подобные коворкинги с начала 2010-х работают как минимум в Берлине, Торонто и Буэнос-Айресе. В России первопроходцем в  этом деле стал основанный в 2012 году красноярский проект «Волна»,  часть местного молодежного центра «Новые имена».

Несмотря на то что авторы проекта называют «Волну» музыкальным коворкингом, его создатель Александр Сергеев рассказал «ИМИ.Журналу», что акцент в молодежном центре делается прежде всего на регулярных занятиях с преподавателями в гитарных и вокальных кружках, а также на поддержке локальных музыкальных коллективов («Волна» помогает молодым группам с помещением, рекламой и аппаратурой).

У столичного коворкинга CoLab несколько иная концепция, но похожие корни.

«Наша команда из небольшого подмосковного поселка, где функционировал молодежный клуб „Прометей“. Это был клуб по интересам, куда приходила молодежь для занятий в разных кружках. Нам было по 13-14 лет, у нас было несколько групп, несколько песен. Все было очень наивно, но процесс творчества был прекрасен. Мы росли как музыканты и как личности, прошли через репетиционные базы, студии звукозаписи, но такого ощущения единения и совместной работы мы  с тех пор так и не получили», — рассказал Геннадий Васильев.

Говоря о более известных аналогах, основатель CoLab вспоминает британскую студию Abbey Road, которую в свое время оккупировали для совместного творчества The Beatles, а также открывшийся в Киеве в конце мая Дом культуры «Мастерская» — проект одноименного лейбла Ивана Дорна. Там тоже есть возможность аренды синтезаторов, студий и всего необходимого для создания музыки.

Поиск пространства для коворкинга и вложения

Помещение для CoLab возле метро «Семеновская» было найдено в 2018 году, однако арендовать его у авторов проекта получилось лишь в апреле 2019-го. Тогда же команда будущего коворкинга начала ремонт с целью подготовить помещение к запуску за полтора месяца. Эти планы не осуществились, ремонт растянулся на 5 месяцев, за которые были переделаны все инженерные системы пространства, а также установлены звукоизоляционные панели.

Опыт подобной работы у Васильева с коллегами уже был.

«Я работаю в компании, которая занимается строительством кинозалов и киноконцертных площадок по России и СНГ. Вместе с супругой мы взяли стандартные архитектурные решения, спроектировали их в AutoCAD и предоставили строителям. На открытии звукоизоляция проявила себя: пока на сцене выступала группа, в большой студии ребята джемили на синтах, и никто никому не мешал», — отметил основатель CoLab.

На полную перестройку помещения, покупку оборудования и необходимых программ команда CoLab потратила около 10 миллионов рублей. Геннадий говорит, что проект должен окупиться за 3–5 лет, это примерно соответствует среднему показателю, например, на рынке кинотеатров. Такие сроки Васильева и его коллег не пугают.

«Никто не планирует вытаскивать деньги из оборота, мы нацелены на дальнейшее развитие. Я уверен, что мы найдем определенную ценовую точку, при которой сможем оплачивать все расходы и продолжать вкладывать средства в проект», — заявил основатель музыкального коворкинга.

Видео: Дмитрий Вишняков

Что дальше?

У создателей CoLab есть планы по развитию в регионах, как минимум в городах-миллионниках Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Геннадий говорит, что музыкальный коворкинг — это стартовая единица большого инфраструктурного проекта, который поможет развиваться не только музыкантам, но и художникам, писателям, скульпторам.

«Пространство, продажа времени — не главная цель для нас. Мы нацелены на то, чтобы создать сообщество тех, кто будет совместно писать песни и продвигать их, артистов и музыкантов.  Если все получится, то мы не исключаем также создания  полноценных арт- и медиапроектов», — рассказал Васильев.

В субботу, 21 сентября, в CoLab планируется открытие всех зон коворкинга.

CoLab в соцсетях: ВКонтакте, Facebook.