Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Актуальные проблемы начинающих музыкантов в России
Результаты исследования ИМИ
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/618/image/article_featured-f08dcae2380d153e6b31338f28a1dc15.jpgРедакция ИМИ.Журнала2022-10-07T16:35Результаты исследования ИМИАктуальные проблемы начинающих музыкантов в России

Актуальные проблемы начинающих музыкантов в России

Результаты исследования ИМИ
07 октября 2022

Содержание

Авторы

Редакция ИМИ.Журнала

В 2021 году ИМИ провел двухэтапное исследование, целью которого было узнать об основных проблемах, с которыми сталкиваются начинающие музыканты в России на своем пути. А чтобы представить этот путь еще нагляднее, мы разделили его на четыре уровня карьерного развития — в зависимости от опыта музыкантов, их признания аудиторией и веса в индустрии. Результаты исследования помогли нам в проектировании новых проектов ИМИ. Надеемся, они смогут быть полезны и нашим читателям.


Как мы работали над исследованием

Мы разделили исследование на два этапа: в ходе качественного исследования провели 15 глубинных интервью с музыкантами из разных жанров и городов. После этого сформировали основные гипотезы и провели количественное исследование при помощи онлайн-опроса с участием 320 музыкантов из разных городов России:от Калининграда до Владивостока. В выборку вошло более 10 представителей от каждого музыкального жанра, а также большое число представителей из различных населенных пунктов, поэтому мы считаем ее достаточно репрезентативной. 

Исследование подготовили Артем Атанесян, Александр Фенин и Юлия Герасимова.

Основные проблемы начинающих музыкантов в России

  • Стратегия. Музыкантам трудно определить свою целевую аудиторию и нишу. Они часто не ставят четких целей по росту аудитории и доходов, редко строят долгоидущие планы. 
  • Монетизация. Многие музыканты не понимают, каким образом можно зарабатывать на немейнстримной музыке; уделяют основное внимание стримингам и (реже) выступлениям — в ущерб других способам монетизации. В итоге не могут выйти «в ноль» с помощью стримингов и концертов.
  • Продвижение. Музыканты пробуют самостоятельно настраивать таргетированную рекламу, но не получают заметных результатов. Им сложно найти специалиста по продвижению музыкальных проектов: если специалист эффективен, то он дорого стоит, а если стоит недорого, то результат не соответствует запросу или его нет вообще. Некоторые начинающие музыканты считают, что с небольшой аудиторией нет смысла взаимодействовать и вести постоянную коммуникацию.
  • Когнитивные искажения и психологические проблемы. Наиболее распространенные из них: недостаток мотивации, отсутствие должного упорства, завышенные ожидания, прокрастинация, желание добиться всего сразу и как можно быстрее.
  • Непрозрачность локальных сообществ и отсутствие поддержки. Музыкальных объединений недостаточно, особенно в регионах. Зачастую музыканты не ощущают, что кому-то нужны — даже друг другу.

Выводы: что может помочь музыкантам

  • Общее понимание устройства музыкальной индустрии России
  • Актуальная прикладная информация о том, как развивать свой проект
  • Связи: контакт с журналистами, промоутерами, лейблами
  • Сообщество: общение с участниками индустрии
  • Деньги: средства для жизни и музыкального проекта
  • Промо: возможности для бесплатного и недорогого продвижения
  • Понимание повестки: изменения в индустрии и использование их себе на благо
  • Вдохновение
  • Менторство по ходу карьеры: обратная связь и советы опытных профессионалов 

Постулаты, связанные с профессией музыканта — версия ИМИ

Получив результаты исследования и собрав опыт, накопленный за годы работы, ИМИ сформулировал несколько постулатов, касающихся карьеры музыканта.

  • Музыкант — марафонская профессия. Как правило, результатов добиваются те, кто работает системно, долго и упорно.
  • Начинающий музыкант должен сам знать, как работает индустрия. Это поможет ему понимать процессы, а также адекватно оценивать экспертизу работающих с ним людей — менеджеров, промоутеров, маркетологов.
  • Творческий поиск и создание музыки — приоритет для музыканта. Знание процессов и механизмов индустрии помогает, но не гарантирует успех. В памяти людей остаются песни, а не маркетинговые ходы.
  • Каждому музыканту стоит определить собственные критерии успеха и не равняться на других.

Классификация этапов развития карьеры музыкантов — версия ИМИ

Любые классификации субъективны, поэтому мы понимаем, что наша типология может вызвать дискуссию. Тем не менее, нам кажется важным сформулировать и показать возможный вектор развития музыканта.

  • Начинающие

Находятся в поиске своего звука. Как правило, у них еще нет своего «фирменного» трека, альбомов и команды. В основном начинающие музыканты дистрибутируют музыку через DIY-сервисы и редко бывают подписаны на лейблы. Они еще не дают сольных концертов и не могут зарабатывать музыкой. У начинающих нет упоминаний в медиа и поддержки от стримингов, их аудитория немногочислена.

Ядро нашей аудитории — начинающие музыканты. Мы разложили их карьеру от старта до первых успехов. О том, без каких шагов начинающий музыкант не может обойтись, а также о полезных материалах ИМИ, которые помогут пройти этот путь, читайте тут.

  • Фрешмены. Нашли свой звук. Есть «фирменный» трек, EP или альбом, а также команда, с которой они работают проектно. Публикуют музыку через крупные дистрибьюторы, подписаны на небольшие лейблы или мейджор. Дают сольные концерты в своих городах, участвуют в фестивалях. Частично могут зарабатывать музыкой. Локально известны, поддерживаются медиа по крупным инфоповодам и попадают в тематические плейлисты стримингов. Фрешменов знает часть их потенциальной аудитории.
  • Профессионалы. У них есть узнаваемый стиль, два-три хита и несколько EP или альбомов. Есть постоянная команда и иногда собственный небольшой лейбл. Также могут быть подписаны на важный нишевый лейбл или мейджор. Публикуют музыку через крупные дистрибьюторы. Профессионалы дают концерты в других городах, ездят в туры и выступают в прайм-тайм перед хедлайнерами фестивалей. Могут зарабатывать своей музыкой. Их поддерживают в том числе немузыкальные медиа и стриминги. Таких музыкантов знает большая часть их потенциальной аудитории.
  • Звезды. Их музыка часто становится референсом, у них больше пяти хитов и более трех альбомов.  Есть постоянная команда и иногда собственный лейбл. Также могут быть подписаны на важный крупный лейбл или мейджор. Публикуют музыку через крупные дистрибьюторы. Ездят в туры и становятся хедлайнерами фестивалей. Финансово благополучные благодаря заработку от музыки. Поддерживаются федеральными немузыкальными медиа и стримингами. Звезд знают все. 

Авторы

Редакция ИМИ.Журнала