Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
20 шагов начинающего музыканта: от старта до первого успеха
Бесплатные полезные материалы и понятный гид по карьерному пути
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/619/image/article_featured-80a9da533c28e5cef35cc309ef3820a6.jpgКарина Бычкова2022-10-07T16:40Бесплатные полезные материалы и понятный гид по карьерному пути20 шагов начинающего музыканта: от старта до первого успеха

20 шагов начинающего музыканта: от старта до первого успеха

Бесплатные полезные материалы и понятный гид по карьерному пути
07 октября 2022

Содержание

Много кто занимается музыкой, но далеко не все ставят цель зарабатывать своим творчеством и собирать вокруг себя аудиторию. Если же вы все-таки решили связать жизнь с музыкой на таком уровне, вам пригодится наш гид, в котором мы разложили карьеру музыканта на 20 шагов и сопроводили каждый шаг бесплатными материалами, созданными вместе с экспертами индустрии. 


Зачем нужны шаги и что важно знать

Существует множество вариантов развития музыкальной карьеры, и чтобы описать их все, не хватит и книги. Но мы решили нарисовать примерный путь начинающего музыканта, чтобы тот, кто находится на старте, лучше понимал, что нужно сделать, чтобы иметь шанс прийти к первому успеху.

ИМИ провел исследование с участием 320 музыкантов из разных регионов России и сформулировал ключевые проблемы, которые беспокоят начинающих артистов. В разработке своего гида мы опирались на полученные данные

Мы взяли за основу наиболее распространенный сценарий, при котором музыкант уже умеет создавать музыку и владеет инструментами (а не учится этому с нуля), рассматривает российскую аудиторию как основную, исполняет свою музыку или обращается для ее создания к другим музыкантам. 

Вместе с тем за годы работы ИМИ выпустил большое количество бесплатных вебинаров, проектов и инструкций, которые помогают начинающему музыканту сориентироваться в индустрии. Поэтому мы дополнили гид основными материалами, ориентированными на тех, кто стоит на старте. 

Шаги помогут:

  • Определить точку, в которой вы находитесь сейчас: чтобы понять, что вы уже умеете, а чему вам предстоит научиться
  • Наметить дальнейшую карьерную траекторию: чтобы разработать понятный план действий
  • Посмотреть на весь путь «сверху» и понять свои перспективы: чтобы научиться думать не только о сиюминутном успехе, но и о долгосрочной стратегии
  • Изучить полезные материалы, ссылки и инструкции, которые сделают этот путь чуть проще: чтобы получить информацию и опыт из надежных источников

Важно помнить, что представленный карьерный путь — не панацея. В профессии музыканта слишком много переменных, и то, что сработает у одного артиста, может не пойти на пользу другому. Если же ваш труд приведет к тому, что все сложится для вас наилучшим образом, не останавливайтесь. Музыкальная карьера — это марафон: бежать придется долго, лучше запастись терпением. Но помните: если работать много и с умом, шансы на успех будут гораздо выше. Начните с малого, и кто знает, куда это вас приведет. 

1. Напишите музыку

Лучше сразу 5-6 треков. С одной стороны, это позволит сложить наиболее полное впечатление о вашей музыке, с другой — поможет вам нащупать свой стиль. Если вы не пишите треки сами, найти сонграйтеров и музыкальных продюсеров можно в разделе «Специалисты» на сайте ИМИ. Ну и конечно, вдохновляйтесь опытом других музыкантов.

Материалы по теме:

  • Вебинар Лека из группы «Увулы», в котором он делится опытом написания песен без углубленных знаний сонграйтинга
  • Видео Антона Маскелиаде о том, как доделывать треки до конца и получать удовольствие в процессе
  • Вебинар Куока, во время которого он разбирает свои треки и объясняет, как они устроены

2. Создайте демозаписи

Демозаписи можно сделать дома или на репбазе. Можно записаться и в студии, но это будет дорого. Вам же нужен минимально жизнеспособный продукт (MVP), который поможет найти музыкантов для вашей группы или первую аудиторию. Отыскать студию или репбазу можно, задав вопрос в чате «Круг ИМИ» — заодно познакомитесь с кем-то из музыкального сообщества.  

Материалы по теме:

  • Вебинар музыканта и продюсера студии DTH Studios Андрея Ганкина, во время которого он рассказывает, почему важно делать музыкальные наброски и не усложнять свои демо
  • Отрывок из лекции группы «Электрофорез» про минимально жизнеспособный продукт в музыке
  • Советы по работе над демозаписью от группы Tapenight

3. Запишите треки

Это можно сделать как в профессиональной студии, так и дома — если вы уверены в своих навыках звукорежиссера. Не вкладывайте в первые записи целое состояние, но и не делайте их на коленке.

Материалы по теме:

  • Вебинар звукорежиссера и битмейкера Satan Hussein о том, как работать в студии, не записывать лишнего и общаться со звукорежиссером
  • Цикл видеоуроков звукорежиссера Ильи Лукашева, посвященных нюансам записи в студии и дома
  • Основы студийной работы для музыкантов и звукорежиссеров от владельца студии Resonant Arts Дмитрия Бабака

4. Разработайте стратегию артиста

Стратегия поможет вам сформулировать, что представляет собой ваш музыкальный проект, чем он отличается от остальных, какие у него цели и каким образом их можно достичь. Чтобы составить базовую стратегию, нужно: 

  • Определиться с позиционированием проекта: коротко, просто и понятно описать, чем примечательны вы и ваша музыка, и решить, чем вы отличаетесь от других проектов в похожем направлении 
  • Наметить себе цели и задачи на ближайшее время, год и 5 лет: от подготовки к ближайшему релизу до выступлений на крупных площадках
  • Попробовать определить свою целевую аудиторию, отталкиваясь от текущих слушателей и аудитории похожих артистов
  • Оценить, какие ресурсы вам понадобятся: от денег до помощи друзей и команды

Материалы по теме:

  • Чек-лист начинающего музыканта и опыт артистки Веснушки, связанный с позиционированием
  • Вебинар сооснователя лейбла Music Development Russia Евгения Меркушева, посвященный стратегии артиста
  • Отрывок из лекции основателя лейбла «Лейбл» Ильи Фоменко про краткосрочные и долгосрочное планирование для артистов

5. Проработайте образ

Подумайте, каким именно музыкантом вы хотите быть с точки зрения имиджа. Определитесь с образом и визуальной составляющей вашего проекта. Решите, будете ли вы выступать или сделаете ставку на карьеру в интернете.

Материалы по теме:

  • Инструкция по проработке образа и инструкция по позиционированию артиста
  • Лекция Gayana о поиске себя в качестве музыканта и самоопределении
  • Вебинар SMM-менеджера Никиты Суслова о личном бренде артиста

6. Заведите аккаунты в  соцсетях

Подумайте, какие соцсети лучше всего подходят вашему музыкальному проекту — кому-то будет достаточно «ВКонтакте», кто-то решит развивать также Telegram и Twitter. При этом важно не заводить аккаунты в тех соцсетях, которые вам будет сложно поддерживать. Пока у вас мало подписчиков, можно экспериментировать с тем, как выглядят соцсети и контент-планом — отслеживайте, что получает наибольший отклик аудитории. Попробуйте разобраться в основах рекламы и самостоятельно запустить таргет.

Материалы по теме:

  • Общие советы по ведению публичной страницы во «ВКонтакте» и большая инструкция по работе музыканта с этой социальной сетью
  • Рекомендации по ведению соцсетей от музыкального маркетолога Тимура Тахаутдинова
  • Инструкция по работе с рекламным кабинетом «ВКонтакте»

7. Организуйте свое выступление

Если вы решили, что будете выступать, организуйте себе концерт. Вы можете устроить свое выступление, даже если у вас совсем небольшая аудитория — например, на вечеринке, сборном мероприятии или в небольшом баре. 

Материалы по теме:

  • Подробная инструкция по тому, как организовать себе концерт в клубе
  • Вебинар концертного директора Invisible Management Юлии Шрамковой о том, где начинающему артисту искать и как выбирать площадки и общаться с арт-директорами клубов
  • Советы практикующего психиатра по преодолению страха сцены

8. Изучите варианты дистрибуции

Первый вариант — сделать это самостоятельно: SoundCloud и «ВКонтакте» позволяют разместить музыку без участия дистрибьюторов, но и без монетизации.

Второй вариант — загрузить музыку через дистрибьютора — тогда ваши треки появятся на всех стриминговых площадках и вы сможете получать за прослушивания деньги.

Третий вариант — доверить дистрибуцию музыки лейблу. В этом случае лейбл возьмет все заботы на себя и — в идеале — поможет вам масштабировать карьеру и стать известнее.  

Материалы по теме:

  • Инструкция по работе с SoundCloud
  • Большая сравнительная таблица дистрибьюторов
  • Вебинар A&R лейбла Zion Music Владимира Кузьмичева о том, как лейблы работают с начинающими и большими артистами

9. Выберите лейбл и найдите его контакты

Посмотрите, на какие лейблы подписаны артисты, которые вам нравятся, спросите совет в чате «Круг ИМИ» и поговорите со знакомыми музыкантами. Когда выберете нужный лейбл, ищите контакты для связи. Отправьте свои треки. Не отчаивайтесь, если вам не ответят: чтобы ваша музыка появилась в интернете уже сейчас, можно выложить ее на площадки без монетизации, а потом загрузить треки официально.

Материалы по теме:

  • Список лейблов, которые работают с начинающими музыкантами
  • Инструкция «Как выбрать лейбл»
  • Инструкция «Как отправить свою демозапись на лейбл»

10. Изучите основы авторского права

Музыканту крайне важно правильно оформить все необходимые документы и ориентироваться в правах и обязательствах — прежде всего, чтобы впоследствии не пришлось отстаивать свои интересы в суде. Подпишите договоры со всеми участниками группы и подрядчиками. Не стоит рассчитывать на то, что ваши отношения всегда будут хорошими — хоть к этому и следует стремиться. Избежать лишних проблем помогут корректно составленные и подписанные документы.

Материалы по теме:

  • Основные договоры для музыканта — шаблоны и комментарии юриста по использованию
  • Базовые положения авторского права для музыкантов
  • Инструкция по тому, как пользоваться чужой музыкой и не нарушать авторские права

11. Подпишите договор с лейблом

Если вы все же подписываете контракт с лейблом, внимательно изучите его самостоятельно и покажите юристу, который разбирается в музыкальной индустрии. Рассматривая такой договор, всегда думайте о карьерных перспективах. Посмотрите, что еще лейбл может вам предложить, помимо дистрибуции: менеджмент, ведение соцсетей, организацию концертов. Найти юриста можно в разделе «Специалисты» на сайте ИМИ.

Материалы по теме: 

  • Вебинар директора лейбла Sovietwave Records Александра Колупаева о главных проблемах в коммуникации между лейблом и артистами
  • Лекция юриста по интеллектуальной собственности Вадима Хохлова о том, как артисту не ошибиться при заключении договора с лейблом
  • Вебинар директора Basic Boy, 104 и KURT92 Кристины Григорьевой и адвоката в сфере шоу-бизнеса Дмитрия Гурина об опасных положениях музыкальных контрактов

12. Поработайте над визуальным сопровождением релиза

Не забывайте о подготовке обложки, сниппетах (отрывках из трека для его пререлиза) и анимациях для поддержки песни в соцсетях и стримингах. Их можно сделать при помощи знакомых или найти дизайнера в разделе «Специалисты».

Материалы по теме:

  • Инструкция по работе с дизайнером во время подготовки обложки
  • Статья про то, как нейросети DALL-E 2 и Midjourney, генерирующие картинки по текстовым запросам, могут быть полезны музыканту
  • Отрывок из вебинара дизайнера и видеохудожника Антона Чиженока про обложки музыкальных релизов 

13. Подготовьтесь к выходу релиза

Соберите все необходимые файлы и документы. Расскажите о своем релизе редакторам площадок — такая опция есть у Spotify в сервисе Spotify for Artists, у «Яндекс Музыки», а также у «VK Музыки» и «Звука».

Материалы по теме: 

  • Инструкция о том, как подготовиться к выходу релиза: с понятным чек-листом и рекомендациями по продвижению
  • Советы главы дистрибьютора ONErpm Eastern Europe Надежды Бойчевски по подготовке к выпуску нового материала
  • Вебинар редактора «Яндекс Музыки» Дианы Пашковской о том, как достучаться до редакции стриминга

14. Запланируйте промо

Изучить возможности промо для начинающих музыкантов — продвинуть релиз можно даже без большого бюджета. Запланируйте посты в соцсетях, обратитесь за медиаподдержкой к блогерам и журналистам, а также подумайте над необычным виральным промо, в том числе оффлайн.

Материалы по теме:

  • Инструкция по тому, как продвигать релизы с минимальным бюджетом
  • Инструкция «Что сделать, чтобы о вашем релизе написали медиа»
  • Примеры вирального промо для вдохновения

15. Работайте с аудиторией

После выхода релиза на лейбле о вас может узнать новая аудитория. В этот момент важно не забрасывать соцсети и присутствовать везде. Общайтесь с аудиторией, поддерживайте ее внимание, отвечайте на комментарии и делайте репосты тех, кто пишет про вашу музыку. 

Материалы по теме:

  • Опыт Локимина в выстраивании отношений с аудиторией
  • Вебинар основательницы промоагентства SoldoutMafia Катерины Павловой про то, как общаться со слушателями в социальных сетях
  • Лекция эксперта по SMM Даниила Дедова про эффективную работу музыканта и SMM-специалиста

16. Ищите поддержку слушателей

Как только вы наберете аудиторию в соцсетях, подумайте, чем она может помочь. Слушатели могут вас поддержать донатами, краудфандингом и покупкой мерча. Не тратьте миллионы на первый мерч, поначалу это делается исключительно для возможности получения поддержки от поклонников. Потом, по мере роста аудитории, мерч можно совершенствовать. 

Материалы по теме:

  • Инструкция по производству мерча
  • Секреты успешного краудфандинга на Planeta.Ru и плюсы и минусы российского краудфандингового сервиса Boosty
  • Лекция музыкального менеджера Андрея Орехова о том, как выстраивать карьеру так, чтобы не зависеть от стриминговых отчислений

17. Снимите видео

Подумайте о съемке видео. Клип важен для вашего позиционирования и определяет ваш образ. Плюс люди любят не только слушать музыку, но и смотреть на то, как ее визуализируют. Ищите близких по духу профессионалов — тех, кто снимает клипы, которые вам нравятся. Не снимайте супердорогие клипы, если у вас мало денег, запишите лайв или лирик-видео. Еще один вариант — договоритесь о коллаборациях со студентами или художниками.

Материалы по теме:

  • Пошаговый разбор съемки клипа с небольшим бюджетом
  • Вебинар режиссера Даши Feelinside о том, как снимать клипы без дорогой техники
  • Лекция режиссера и креативного директора агентства «Громкие рыбы» Амира Садыкова о создании DIY-клипов

18. Масштабируйте концертную деятельность

Если вы видите, что вас много слушают, и вы хотите, чтобы поклонники могли чаще ходить на ваши выступления, найдите концертного менеджера. Лучше искать этого специалиста не среди своих друзей, а попробовать найти человека с релевантным опытом — например, в разделе «Специалисты». Также вы можете организовать себе тур или сделать фестиваль.

Материалы по теме:

  • Инструкция по тому, как организовать тур
  • Советы юриста о том, как избежать срыва концерта организатором
  • Инструкция «Как организовать свой фестиваль»

19. Участвуйте в шоукейсах и фестивалях

Подавайте заявки на участие в шоукейсах и соглашайтесь выступать на фестивалях. Объявления о том, кто сейчас принимает заявки от музыкантов, мы публикуем в «Календаре». Используйте все средства для масштабирования своей аудитории, а деньги вы еще успеете заработать.

Материалы по теме:

  • Советы по успешному выступлению на шоукейсе
  • Отрывок из лекции основателя лейбла «Лейбл» Ильи Фоменко про важность участия в шоукейсах
  • Отрывок из вебинара начинающей артистки Веснушки про поиск возможностей для выступлений и фестивальный опыт

20. Ищите дополнительный заработок при помощи музыки

Вам могут поступать предложения от скаутов, которые отбирают музыку в фильмы, сериалы и игры — узнайте заранее, как работать с коммерческими заказами. 

Материалы по теме:

  • Инструкция по тому, как попадать в саундтреки и получать за это деньги
  • Опыт музыкантов в работе с коммерческими брендами
  • Советы по аудиобрендингу для музыкантов

Помните, что описанные выше шаги придется проходить не раз, причем у некоторых музыкантов последовательность этих шагов может отличаться. Карьера артиста не предполагает статичности: лейбл можно поменять, а соцсети, которые для вас не работают, больше не развивать. Не бойтесь узнавать индустрию, старайтесь везде искать единомышленников и профессионалов, обращаться за консультацией к коллегам и юристам, а также общаться с аудиторией.