Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/92/image/article-d5b615d366f2b38339682a1013bd91f8.jpgКристина Сарханянц2019-09-09T20:00Профессия: музыкальный продюсер
Профессия: музыкальный продюсер
Илья Мазаев. Фото: Ольга Хахалина/предоставлено Ильей Мазаевым

Профессия: музыкальный продюсер

Илья Мазаев. Фото: Ольга Хахалина/предоставлено Ильей Мазаевым

11 и 12 сентября в Образовательном центре Музея «Гараж» состоятся ИМИ.Семинары, которые проведет продюсер, звукорежиссер, микс- и мастеринг-инженер Илья Мазаев. Он расскажет о репетиционном процессе и этапах создания фонограммы в студии.

Мы поговорили с продюсером, который работал с «СБПЧ», Mujuice, «Наадей», «Моральным кодексом» и многими другими о тонкостях и сложностях его профессии.

Записала: Кристина Сарханянц

Чем занимается саунд-продюсер

«Продюсер отвечает за звучание альбома или песни. Его работа устроена по-разному: одни артисты приносят полностью готовый материал, и его надо только зафиксировать, у других есть идея, которую надо доработать, сделать аранжировку. Иногда нужно пригласить музыкантов, организовать репетиции с ними. Некоторые проекты я свожу сам, некоторые мы отдаем другим микс-инженерам.

Недавно сделали сингл с живущим в Москве грузинским артистом Нэшем Альбертом „Smile of You“, который сводил Фрэнк Филипетти, семикратный обладатель „Грэмми“. Мне нравится то, что получилось. У всех микс- и мастеринг-инженеров есть свой почерк и стиль. Примерно так же, как у музыкантов».

Nash Albert — «Smile of You»

Как стать продюсером

«Кто-то начинает ассистентом, потом инженером в большой студии, учась у более опытных инженеров и продюсеров. Это очень хороший старт для карьеры — так начинали Фил Рамон, Эл Шмитт, Эллиот Шайнер. Они продолжали традиции своих учителей Билла Патнэма, Тома Дауда. Попасть на такую должность и удержаться на ней непросто, но возможно.

На ранних этапах карьеры личные качества, дисциплина, воспитание, обучаемость, стрессоустойчивость часто оказываются важнее таланта или музыкального и технического бэкграунда. Плюсы такого опыта — вы сразу привыкаете к хорошему звуку в правильно настроенных залах и комнатах, работаете с музыкантами с высоким исполнительским уровнем.

Есть продюсеры, которые изначально являются успешными композиторами и аранжировщиками, и для них продюсирование — следующий этап карьеры. Например, Джефф Линн, Куинси Джонс, Тревор Хорн. Этот путь тоже возможен, я бы сравнил его с переходом от игры на инструменте к дирижерскому пульту или от актерской игры — к режиссуре.

Есть диджеи, которые становятся прекрасными продюсерами: умение чувствовать танцпол, реагировать на слушателя и подстраивать музыкальный поток под то, что происходит в зале, важно для продюсера.

И, конечно, есть продюсеры, которые начинают с домашней звукозаписи или небольших студий.

Илья Мазаев за работой. Фото: Ольга Хахалина/предоставлено Ильей Мазаевым
Илья Мазаев за работой. Фото: Ольга Хахалина/предоставлено Ильей Мазаевым

Я играл в группе, ходил в музыкальную школу. Позже в какой-то момент заинтересовался звукозаписью, поступил на онлайн-курсы Беркли и накупил книг, чтобы освоить Pro Tools, а также основы записи и сведения. Моя изначальная цель была записывать свою музыку.

Затем мне просто повезло: в 2008 году „Моральный кодекс“ как раз поставили небольшой пульт и компьютер с Pro Tools на свою репетиционную базу (Илья — сын лидера „Морального кодекса“ Сергея Мазаева. — Прим. ИМИ), и мы с Сергеем Суховым (гитаристом групп „Мои ракеты вверх“ и „Небо здесь“) записали там песню „Где ты?“, которая тут же стала хитом одновременно на „Нашем“ и „Русском Радио“».

«Моральный кодекс» — «Где ты?»

Как устроена работа продюсера

«Основные этапы моей работы — подготовка к записи, запись, сведение и затем финальный мастеринг альбома или трека. Иногда трек собирается вокруг лупа или запрограммированных барабанов, иногда играется живьем.

Я всегда стараюсь уделить побольше времени и внимания записи вокала. Частая ошибка начинающих инди-групп — потратить весь день на запись барабанов и гитар и потом в конце дня за час записать вокал. Иногда я делаю сведение и потом мы переписываем вокал под готовый микс, после чего доделываю микс под новый вокал. Цифровые технологии в этом смысле позволяют делать многое, процесс очень гибкий.

Траектория, по которой происходит запись альбома, — это отдельное искусство. Полезно на ранних этапах, когда пространства для маневра много, сделать и послушать одну-две песни в практически готовом виде и тут же начать их оценивать, не держать финальный звук в голове неделями.

Важно оставлять себе возможность поменять какие-то базовые вещи на этапе готовой записи, пусть без мастеринга. В звук не стоит целиться слишком сильно, потому что он все равно заметно меняется в процессе работы над песнями. А вкус и оценка тоже не стоят на месте: то, что неделю назад казалось вам классным, после очередного прослушивания может измениться.

Референсы должны скорее направлять и подстраховывать. Попасть в них слишком точно может быть вредным для песни. Брайан Ино по этому поводу прекрасно сказал: „Если целиться туда же, куда и все, то попасть практически невозможно: в мишень уже воткнуто очень много стрел. Стреляйте куда хотите и потом просто нарисуйте мишень вокруг“».

«Песня, которую было сложно собирать: это ремейк классической песни группы „Николай Коперник“. Мы очень много работали в студии с лидером команды Юрием Орловым, искали звуки, подбирали партии. Это единственная песня, где я два дня редактировал ритм-гитары и бас, чтобы добиться более легкого нью-вейверского звучания, слегка холодного. Вокал был собран из более чем 100 дублей. Но результатом я очень доволен. В конце песни можно слышать трубу Вадима Эйленкрига».

Сколько зарабатывает продюсер

«Не хочу вам врать, а если скажу правду, моя девушка поймет, что я ей вру. Если продюсер востребован, он зарабатывает в месяц больше, чем менеджер среднего звена, но это нестабильно и может меняться от месяца к месяцу и от проекта к проекту. Когда я перестал параллельно с продюсерской деятельностью работать на концертах, нужно было адаптироваться к новому ритму жизни (расписанные на два месяца вперед шоу давали некое ощущение стабильности). Проблема в том, что концерты на постоянной основе неминуемо вели к тому, что начинала страдать студийная карьера. Иногда я все еще с удовольствием работаю на концертах, но от предложений стать штатным звукорежиссером группы или клуба отказываюсь».

Какой путь проделывает трек, прежде чем попасть к профессиональному продюсеру

«Здесь много вариантов. Кто-то просто пишет песню под гитару, а мы аранжируем этот трек на репетициях или в небольшой студии. Кто-то приносит почти готовый микс и хочет „то же самое, только круто“. Годится любой вариант. Иногда это партитуры, по которым музыканты играют с листа, тогда мне оказывается полезен навык чтения нот, и я просто слежу за их исполнением.

Перед студией нужна подготовка —это хорошее правило, но бывают исключения. Так, Анжей Захарищев фон Брауш из группы „Оберманекен“ однажды написал музыку и слова прямо в студии, мы тут же записали и аранжировали песню, на все ушло 4 часа. В таком подходе есть спонтанность и магия, которой порой сложно достичь, действуя по заготовленному плану».

«Песня, которая легко получилась: „Наадя“ — „Корабли“. Эта композиция была прекрасно аранжирована, у музыкантов группы отличный эстетический вкус к звукам, мы быстро все записали. Весь альбом — меньше чем за месяц. Я как раз вернулся из Лондона и привез пленочный дилей, который купил у Ника Маккейба, гитариста The Verve. Когда Надя начала писать вокал, мы сразу же писали эхо, и Надя слышала его в наушниках. В треке можно слышать, как я прямо во время записи кручу фидбэк на дилее. Было весело».

Как регулируется правовая сфера работы продюсера

«Этим занимаются юристы, не продюсер. Я всегда советую музыкантам все правильно регистрировать и избегать использования юридически не очищенных семплов. Когда у артиста есть договор с адекватным лейблом, моя жизнь становится гораздо проще».

Профессиональные хитрости и приемы

«Приемов очень много, и много всего изобретается на ходу. Вчера, например, отлично сработало вибрато CE-1 перед посылом в пленочный дилей Roland.

Часто красивый прием совершенно не годится: все должно работать на контекст. У меня, например, нет шаблона для сведения. Мне нравится собирать все с нуля каждый раз. Это не занимает много времени, и так я лучше чувствую песню».

«Еще один пример, когда было просто и получилось круто — мы сделали запись за четыре часа, и потом я свел все за три, — это английская группа The Black Delta Movement. Они записали со мной трек днем, перед концертом, когда были в Москве. Это, кстати, первый трек из тех, что я продюсировал, который зазвучал по радио BBC».

Главные сложности профессии

«Главная сложность — оставаться нейтральным и все время видеть „большую картинку“. Музыканты часто уходят в детали в процессе и неминуемо завлекают туда продюсера. Уметь нырнуть, но потом обязательно вынырнуть — очень важный навык».

Есть ли у начинающего музыканта шанс поработать с именитым продюсером

«Да, конечно, есть. Часто артисты не верят, что человек, работавший с Coldplay или Майклом Джексоном, за них возьмется, но на самом деле большие продюсеры любят делать инди-проекты: это тоже интересно. Часто достаточно просто связаться с менеджером или самим продюсером, а затем отправить ему демо.

Найти правильного продюсера для правильного артиста — это целая история. Важно наладить личный контакт и научиться работать в связке; научиться просить переделать какие-то вещи, а иногда, наоборот, не просить и оставить как есть, хотя изначально хотелось по-другому.

Тут нужно уметь выйти за рамки стилистики, ожиданий и понять настроение, которое создает продюсер. Если в вашей работе есть третья сторона в виде лейбла, все гораздо легче организовать и выбор продюсера, скорее всего, будет продиктован не только музыкальным вкусом гитариста или вокалиста, но и осознанным отношением к материалу всей команды, его потенциалу, аудитории, эстетике.

Прекрасный пример такого взаимодействия (правда, из другой сферы)— платья, которые делали Кристиан Диор и Ив Сен-Лоран для киносъемок Одри Хепбёрн: это абсолютно штучные вещи, никак не связанные с коллекцией весна/лето соответствующего года. Они созданы для этой актрисы и для этой роли в конкретном фильме. Результат смотрится актуально и через полвека. Точно так же Люк Бессон работал в связке с Жан-Полем Готье в „Пятом элементе“ — прошло двадцать лет, фильм и костюмы до сих пор актуальны.

Многим хочется сделать крутую запись, чтобы ее взяли на хороший лейбл на хороших условиях. На самом деле можно пойти на лейбл с хорошим демо и дать компании принять участие в вашей записи. Это имеет смысл, поскольку лейбл, как и программный директор радиостанции, чувствует текущую ситуацию в музыке и помещает ваш материал в актуальный контекст. Разумеется, такое сотрудничество не дает никаких гарантий, но совершенно точно повышает вероятность успеха».

Несколько примеров удачных коллабораций продюсера и артиста, выбор Ильи Мазаева:

Продюсер: Фил Рамон. Артист: Боб Дилан
Продюсер: Хью Пэдхам. Артист: Стинг
Продюсер: Рик Рубин. Артист: Jay-Z
Продюсер: Уильям Орбит. Артист: Мадонна