Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Всё растёт: издержки, спрос, конкуренция — как живут концерты и фестивали
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/672/image/article_featured-2367e14f3e939771d9475dffd47b3043.gifКарина Бычкова, Яна Циноева2025-09-29T15:20Всё растёт: издержки, спрос, конкуренция — как живут концерты и фестивали

Всё растёт: издержки, спрос, конкуренция — как живут концерты и фестивали

29 сентября 2025

Содержание

29 сентября 2025

Рынок восстановился и растёт  

В 2022 году в России массово отменяли свои выступления иностранные исполнители, а часть российских артистов, в том числе хедлайнеров, покинула страну, была признана иноагентами или оказалась в «списках». 

Объёмы продаж билетов на концерты тогда упали по меньшей мере вдвое — по сравнению с допандемийным 2019 годом. Но рынок не только выжил, но и находится на подъёме. 

С 2022 года, по данным МТС Live (Ticketland, Ticketscloud), прирост количества фестивалей и концертов составил 158%. Директор по финансам и стратегическому развитию компании Дмитрий Зорихин отмечает, что сегмент концертов и музыкальных шоу обгоняет остальные — как по числу событий, так и по спросу. Продажи билетов МТС Live на эти события выросли в 2024-м на 35% в деньгах и на 21% в штуках. Позитивную динамику на рынке в этом году подтверждают данные о продажах билетов на концерты в Яндекс Афише и ресурсах партнёров: за первые полгода они выросли в 2,2 раза до 12,5 млрд рублей и составили около 50% продаж сервиса. Всплеск продолжился и во втором полугодии 2025-го: этим летом на Яндекс Афише купили на 59% больше билетов на концерты и фестивали, 1,3 млн штук.

Источник: данные MTC Live, Яндекс Афиши, Kassir.ru; анализ OKS Labs (by Okkam)
Источник: данные MTC Live, Яндекс Афиши, Kassir.ru; анализ OKS Labs (by Okkam)

Кирилл Фельдман

генеральный директор компаний Headliner и Headliner Music

«Концертная индустрия остро реагирует на атмосферу внутри страны. Последние три года естественно повлияли на готовность людей покупать билеты. Однако покупательская активность постепенно вернулась в привычный ритм. И сегодня она вновь зависит от события, а не от внешних обстоятельств. Процент возвратов на концерты низкий и стабильный, по сравнению с периодом 2022-2023 годов, когда было много возвратов, связанных с частыми отменами концертов, и организаторы несли финансовые потери».

Начиная с 2022 года, фестивали в среднем стали продавать на 15% больше билетов ежегодно. Об этом нам сообщили организаторы как столичных, так и региональных событий. По данным Ticketscloud, суммарно за три года и посещаемость, и количество фестивалей увеличились вдвое. 

Источник: Яндекс Афиша для «Коммерсанта», май 2025
Источник: Яндекс Афиша для «Коммерсанта», май 2025

Благодаря растущему спросу организаторы добавляют количество дней, как, например, на удмуртском «Улетай» и московском Motherland.

Артём Вараб 

сооснователь агентства музыкального менеджмента The Fence и концертного агентства GNG

«Зарубежных концертов больше нет, а публика, желающая ходить на концерты, никуда не делась. В этом смысле для локального рынка всё стало действительно лучше. Условно говоря, собрать тысячу человек сегодня — это как раньше — триста. Раньше заполнить “Главclub” (ныне — Base) для российского артиста считалось серьёзным достижением, а теперь только мы в агентстве запланировали на сезон сразу 8 таких концертов». 

Никита Чебанов 

экс-концертный директор 1930 Moscow, промоутер и создатель Telegram-канала «Главный Концертный»

«Также сыграл важную роль уход зарубежных стримингов: многие слушатели полностью переключились на российские сервисы, где практически отсутствуют иностранные новинки. В итоге люди начали активнее открывать для себя бурно развивающуюся российскую сцену. Вместе с тем срабатывает и ностальгия по старой музыке. Как результат — растут сборы почти у всех. 

Да, ещё несколько лет назад собрать “Главclub” было серьёзным достижением, а сегодня у многих молодых артистов первые же концерты проходят именно там. Раньше путь выглядел иначе: сначала “16 тонн”, потом Aglomerat, и лишь затем — двух- или трёхтысячники вроде “Главclub” и 1930 Moscow. Теперь же и VK Stadium собирают заметно активнее: “Дайте Танк (!)” и ATL выступали там по два-три дня подряд — раньше такого не было. Показательный пример — Слава КПСС: для него вершиной по сборам долгое время были 2000 человек, а теперь он собрал VK Stadium».

Ещё один важный фактор роста рынка — увеличение числа зрителей в возрастной группе 12+, рассуждает Артём Вараб. Эта аудитория активно посещает концерты, начиная следить за артистами в социальных сетях, например, Twitch. Многие музыканты, с которыми работает GNG, регулярно проводят стримы. «Возьмём кейс Ильи Мазелова. Изначально его аудитория с твича, но из-за правильно проведённой большой работы — он делает хорошую музыку и качественные шоу на концертах — артисту удалось конвертировать подписчиков в посетителей мероприятий. Это позволило Илье за два с половиной года пройти путь от Gipsy до VK Stadium», — делится Вараб. По его мнению, увеличение числа людей, которые привыкли с самого детства ходить на концерты, в будущем позитивно скажется на рынке.

За первые пять месяцев 2025 года Яндекс Афиша зафиксировала рост интереса к концертам, представленным в сервисе, среди молодёжи до 18 лет, а также в возрастной группе 18-24 лет.

Следующие несколько лет для рынка развлечений будут продуктивными и более спокойными с внешней стороны и отрасль ждёт скачок роста, ожидают в МТС Live.

Стриминг как новый канал продаж

«Яндекс Музыка стала хорошим дополнительным промо и прямым источником продаж билетов», — рассказывает продюсер Motherland Иван Бочаров. Это особенно релевантно для артистов, взлетевших с помощью «Моей волны»: по словам Артёма Вараба, у таких исполнителей (в качестве примера он приводит Cold Carti) Яндекс Афиша порой обгоняет по продажам другие сервисы, даже те, на которые музыканты размещали ссылки в соцсетях или на сайте. 

Фича по продаже билетов из Яндекс Музыки появилась осенью 2024 года. За прошедший год подписчики стриминга потратили на концерты в приложении 1 млрд рублей. Сейчас в Яндекс Музыке доступны билеты примерно на 6 тысяч концертов в 161 городе России. Иван Бочаров отмечает, что нельзя точно понять, какая часть продаж идёт из Яндекс Музыки — из карточек артистов и раздела концертов , а какая именно — из Яндекс Афиши. 

Спрос в регионах высокий

Спрос в регионах на концерты и фестивали растёт активнее, чем по стране в целом, рассказывают в МТС Live. Ежегодный темп роста продаж билетов компании на концерты за пределами Москвы и Санкт-Петербурга за последние три года составил 63% в деньгах и 41% в количестве покупок.

За январь-май 2025 года, по данным Яндекс Афиши, количество заказов билетов в столицах выросло в среднем вдвое, а в Новосибирске — сразу в 2,5 раза. По объёму продаж билетов на концерты по-прежнему лидируют Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и Екатеринбург, говорят в компании. При этом Новосибирск обошёл Екатеринбург за прошедший год. В GNG заметили в этом году всплеск спроса в Краснодаре.

Фестивали стимулируют путешествия по России

Фестивальный туризм стал катализатором интереса к городам вне столиц, куда зрители готовы ехать ради лайн-апов и атмосферы, отмечают в МТС Live. Среди ярких примеров — Казань и Нижний Новгород: «Здесь стабильно растёт спрос на локальные лайн-апы, а продажи билетов показывают уверенный прирост». К примеру, «Пари Фест», который прошёл в Нижнем Новгороде в конце августа, сделал солдаут, продав 15 тысяч билетов.

Это подтверждает и опыт удмуртского фестиваля «Улетай». «В последние годы всё больше людей прилетает из Москвы и Санкт-Петербурга — эта аудитория ощутимо выросла. Мы в партнёрстве с авиакомпанией “Ижавиа”, и она на время проведения мероприятия даже ставит дополнительные рейсы из столиц», — рассказывает Сергей Василевский, отвечающий за работу с партнёрами и спонсорами фестиваля.

Источник: New Star
Источник: New Star

Цены на билеты растут

Примечательно, что спрос продолжает расти, несмотря на подорожание билетов.

Источник: МТС Live
Источник: МТС Live
Источник: Яндекс Афиша; по данным на лето 2025-го
Источник: Яндекс Афиша; по данным на лето 2025-го

«Всё подорожало — строительные материалы, питание, транспорт, аренда оборудования, оплата работы охраны. Выросли и зарплаты нанимаемого персонала, и счета за электричество. Это общий инфляционный рост, и он, конечно, отражается на стоимости билетов», — отмечает основатель «Дикой Мяты» Андрей Клюкин. Это подтверждают в нижегородском «Пари Фест» и в МТС Live

В агентстве GNG также отмечают, что «всё стало очень сильно дороже». Артём Вараб дополняет, что на итоговую стоимость концерта влияет не только инфляция, но и изменения в налоговом регулировании. Так, с января всех предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения, обязали платить НДС. «Это дополнительные 5% или 7%, но нюанс в том, что так происходит у всех. Я начинаю работать с клубом, и у него всё подорожало из-за этого на 5%. То же самое и у технического подрядчика, к примеру. Соответственно, это сказывается на ценах для зрителя», — говорит Вараб.

Основатель Stereoleto Илья Бортнюк отмечает, что подрядчики всё чаще требуют частичную или полную предоплату — в отличие от прошлых лет: «К сожалению, все живут сегодняшним днем, без уверенности в будущем».

Источник: «Звук», билетный агрегатор «Афиша» и медиахолдинг Rambler&Co; исследование 2025 года
Источник: «Звук», билетный агрегатор «Афиша» и медиахолдинг Rambler&Co; исследование 2025 года

Ожидается, что цены на билеты продолжат расти из-за инфляции, увеличения расходов и повышения среднего уровня гонораров российских артистов в условиях сниженной конкуренции с зарубежными исполнителями.

Гонорары артистов тоже растут 

О том, что гонорары значительно выросли, говорят в частности Андрей Клюкин и генеральный продюсер «Пари Фест» Евгений Матвеев«Мало артистов, спрос на них выше — соответственно, цены поднимаются вверх. Конкуренция идёт за тех, кто остался», — поясняет последний. 

Кроме того, выступающие на фестивалях исполнители нередко запрашивают «полноценные концертные ставки». «Фестиваль должен платить 50-70% от стандартного гонорара: организаторы работают с большим числом артистов, а фестивальные сеты короче, чем на сольниках», — говорят в «Пари Фест». 

Евгения Анисимова

организатор фестивалей «Продай душу русскому инди» и Emoland

«Я не могу понять, откуда берутся эти чёртовы цифры — когда артист запрашивает гонорары на фестивали на уровне общего концертного вала с последнего сольника в городе Х, будто никаких расходов, кроме его гонорара, вообще не существует. Или когда он выкатывает бытовые райдеры уровня “вагон СВ / отель 4 звезды / суточные 3000 рублей — причём только потому, что сам решил уехать попозже”»

Источник: Telegram-канал «мать русского инди»

Леонид Иорданян

помимо менеджмента артистов занимается организацией вечеринок «Loud Boyz»

«Собрать без спонсоров сильный лайн-ап из 5-6 артистов при нынешних ценах почти невозможно без уступок. Все, с кем мы дружим, идут навстречу — и это очень приятно. Плюс гонорары растут на фоне отсутствия зарубежных привозов, которые раньше сдерживали рынок. Когда есть выбор — привезти артиста или пригласить местного за те же деньги — начинаешь сравнивать. Но сейчас иностранцы не приезжают, и российские исполнители получают больше — это плюс».  

Во многом рост гонораров оправдан 

Источник ИМИ в одном из московских фестивалей отмечает, что крупные артисты, вышедшие на плато популярности, повысили свои гонорары в 1,5-2,5 раза

Причинами роста могли стать в том числе выросшие затраты: «Кто-то, например, сделал шоу дорогое, и у него теперь дороже звук, дороже свет, большие затраты на продакшн — соответственно, вырастает гонорар». 

Также собеседник отмечает, что рост гонораров крупных артистов с взрослой аудиторией связан с сокращением конкуренции в этой нише после 2022 года. 

В случае с молодыми артистами повышение их ставок источник ИМИ объясняет, в частности, карьерным ростом за последний год: так, у многих, кто в 2024-м выступал на второстепенных сценах крупных фестивалей, за год гонорары удвоились. Владелец лейбла «Лейбл» Илья Фоменко говорит, что рост гонорара артистов соизмерим с ростом ядра их фан-базы, и приводит пример: «За год МС Улыбочка удвоила количество подписчиков в телеграм-канале, также удалось и удвоить сбор с её последнего сольника. Но это не значит, что людей на концерте было вдвое больше. Мы нарастили базу суперфанов, готовых платить, и благодаря этому смогли повысить стоимость билета». 

Полина Фаворская, участница группы Lavblast, говорит, что на размер гонорара влияет и спрос: «Если мы видим, что нас много куда зовут, мы аккуратно поднимаем цену, чтобы чаще выступать на крупных площадках и фестивалях за большие гонорары». 

Артистка отмечает, что влияет и «экономическая ситуация в стране». 

Среди причин роста гонораров группы Фаворская называет и улучшение качества лайвов: вложения в танцоров и звукорежиссера. «За год для больших мероприятий мы увеличили гонорар примерно на 100-150%, для маленьких — на 20-50%. Если это крупный классный фестиваль, мы хотим сделать более масштабное шоу», — объясняет она.  

Схожие лайн-апы снижают конкурентоспособность фестивалей 

Фестивалям стало сложнее конкурировать, ведь примерно «у всех выступают одни и те же артисты» (подтверждали Евгений Матвеев и Иван Бочаров). Илья Бортнюк также видит главную проблему в дефиците артистов, а ещё в том, что расходы на проведение фестивалей растут быстрее доходов. Он отмечает: «Чтобы сохранить привычный уровень качества и прибыли, приходится придумывать нестандартные ходы. Важно не просто собрать артистов, а выстроить из их песен интересный плейлист. Ещё мы делаем ставку на продюсерские спецпроекты, например, трибьют Майку Науменко и переосмысление музыки Белы Бартока. Это было только на Stereoleto», — говорит он. 

«Пикник Афиши также готовит специальные проекты или особенные номера с артистами, — рассказывает музыкальный продюсер Марина Зёмка. — Так, в 2024 году Антон Беляев сделал для фестиваля особую версию шоу Lab, где приняли участие как артисты “Пикника”, так и приглашённые звёзды, Kito Jempere создал программу, в которой артисты фестиваля исполняли песни хедлайнеров прошлых лет, например, The Cure, а Feduk организовал для зрителей караоке. В 2025 году на Пикнике Афиши состоялся реюнион культовой уфимской группы Dopeclvb». 

Игорь Игнатьев (фестивали New Star) отмечает, что поскольку у его ивентов «много точек притяжения, помимо музыки», проблемы с формированием лайн-апа для его команды не столь остры.

Иван Бочаров

продюсер Motherland

«Количество артистов не увеличивается, а промоутеров и фестивалей становится больше. Всё больше брендов — от крупных до совсем небольших — запускают собственные мероприятия, что ведёт к жёсткой конкуренции и росту гонораров артистов. Из-за этого фестивальные лайн-апы становятся всё менее уникальными. 

Тем не менее, большинству организаторов всё равно нужны артисты, которые гарантированно приведут зрителей. Поэтому все за этих артистов конкурируют: их перекупают, тасуют из фестиваля в фестиваль. Как решить эту проблему — пока никто не понимает. Приходится просто ждать и надеяться на лучшее».

Фестивали со схожими лайн-апами стали объектом юмора в 2025 году. Источники: «Родной звук», @angelyupi 

Разбавьте лайн-апы собственным именем: многие фестивали проводят опен-коллы для артистов. Список событий, на которых можно выступить, ищите тут.

Списки «запрещённых артистов»: попасть легко — выйти трудно 

Ещё одна причина уменьшения числа выступающих музыкантов — их попадание в списки «запрещённых артистов», которые за последние три года стали частью новой реальности.

«Я знаю несколько групп, чьи концерты отменяются в отдельных регионах, и никто — ни они сами, ни представители индустрии — не понимает, за что они оказались в этих списках. Причём речь идёт не о громких публичных высказываниях, не об эмигрантах и не об иноагентах, чья позиция понятна. А о сравнительно небольших группах, которые вообще никак себя не проявляли в публичном поле. Такие случаи особенно неприятны, потому что они тормозят развитие индустрии и сокращают количество артистов, которые могут выступать», — делится источник ИМИ.

Собеседники «Афиши Daily» сообщали, что списки действительно существуют, но носят рекомендательный характер. По словам источников издания, «основным создателем» списков является администрация президента, при этом артисты для больших мероприятий в Москве согласовываются в МВД, в Санкт-Петербурге — в Комитете по культуре. По данным «Афиши Daily», даже в рамках двух городов списки «запрещённых артистов» отличаются. Собеседник ИМИ добавляет, что в регионах решения принимаются на уровне местных администраций. В декабре 2024 года гендиректор МТС Live Михаил Минин признавал «отмены мероприятий из-за фейковых списков запрещённых артистов» одной из проблем в индустрии, «которые нужно решать».  

Источник ИМИ рассказывает, что особенно остро проблема со «списками» проявилась в прошлом году: «В процессе подготовки многим организаторам пришлось отменять уже анонсированных артистов, менять лайн-апы, перестраивать всю программу. Сегодня мы стали лучше ориентироваться в ситуации с запретами — не идеально, но чётче, чем год назад. Сейчас мы понимаем, кто из артистов точно запрещён, и у нас есть свои способы быстро это проверить хотя бы на каком-то уровне. Мы не букируем тех, кто может вызвать проблемы. Просто потому, что не хотим оказываться в ситуации, когда артиста приходится отменять уже после анонса. Тем не менее, на рынке остаются организаторы, которые продолжают рисковать, бронируют спорных исполнителей. Но на практике такие артисты тихо исчезают из афиш перед фестивалем».

Так, из лайн-апа «Дикой Мяты» в 2024 году убрали Shortparis, Риту Дакоту, «План Ломоносова» и «Операцию Пластилин» — после попадания исполнителей в опубликованный в медиа список «запрещённых артистов». Впоследствии две последние группы все же выступили на фестивале. В том же году с выступления на Пикнике Афиши сняли группу «Лауд» — по словам источника в индустрии, также попавшую в «списки», но впоследствии их покинувшую.

Собеседник ИМИ из концертного бизнеса рассказывает, что причины попадания в списки могут быть неочевидными: «Делается скрин поста восьмилетней давности — уже удалённого, но выложенного в каком-то левом канале. И, ссылаясь даже не на пост артиста, а на это, могут запретить артисту выступать. Даже если артист уже много лет не поёт песни с каким-то запрещённым контекстом, ничего не пропагандирует». Другой источник вспоминает случай, когда кто-то написал поддельный пост, поменяв никнейм в соцсети на имя артиста, и теперь человек тоже в списках.

При этом попавшие в «списки» артисты могут из него выйти — для этого менеджменту исполнителя нужно найти контакт в АП и выстроить «нормальную коммуникацию», делится источник ИМИ в концертном бизнесе. По его словам, это не обязательно происходит через поездку на линию фронта и прямую поддержку СВО, а может быть реализовано с помощью благотворительных мероприятий в пользу детей или пострадавших на «старых» территориях России, а также с помощью поздравлений с государственными праздниками.

«Если ты негативно высказался про государство, то тебя попросят сказать про него что-то хорошее. Съёмки извинений на видео присутствуют в этой сфере, к сожалению», — говорит собеседник.

Впрочем, с того момента, когда команде артиста удаётся найти нужный контакт, до принятия решения о его исключении из списков может пройти и полгода, рассказывают в индустрии. 

Отмены концертов как новая норма 

До 2022 года практика предварительной проверки текстов, исполняемых со сцены, существовала в основном на официальных мероприятиях или в отношении артистов, уже попадавших в поле зрения властей, говорят источники на концертном рынке. Сейчас же эта процедура более распространена, но применяется выборочно и толком не зарегулирована. По словам одного из собеседников ИМИ, полиция может прийти на концерт и требовать его отмены, ссылаясь на песни артиста на стримингах с матом или упоминанием «чего-то взрослого» (хотя эти версии песен на выступлениях не исполняются). 

В апреле 2023 года концерт Scally Milano остановила полиция. Позже артист уехал из России, но впоследствии вернулся, а также первым из музыкальных исполнителей встретился для разговора с главой Лиги безопасного интернета Екатериной Мизулиной. Несмотря на это, с тех пор выступления Scally Milano регулярно отменяются. В ноябре того же года полиция сорвала концерт группы Zero People — тогда силовики положили слушателей лицом в пол, а музыкантов повели на беседу. В январе 2024-го полицейские прервали выступление Baby Melo, задержали его, надели наручники и увезли в автозаке в спецприемник. «Фонтанка» со ссылкой на источник писала, что задержание произошло сразу, как только со сцены прозвучал мат.

Источник рассказывает, что чаще всего это происходит так: «Приходят в клуб и говорят: “Мы не дадим вам провести концерт”. Всё как будто идёт к тому, как устроено в Беларуси: артисты будут получать “гастрольный паспорт”».

Так, в последние два года почти все площадки и организаторы пытаются защищаться от возможных рисков с помощью включения в договоры обширных блоков штрафов, связанных с возможной дискредитацией вооруженных сил России и другими запрещёнными действиями, которые могут произойти во время выступления или в процессе сотрудничества с артистом, рассказал продюсер фестиваля Motherland Иван Бочаров. По его словам, эти пункты часто «зеркалят требования, которые площадки указывают в арендных договорах, в контексте 2025 года их спокойно подписывают, они не вызывают напряжения или конфликтов». 

На отмены концертов всё чаще влияют общественные организации

Существует большое число общественных организаций — от «Русского меча» до «Отцов России», — которые регулярно подают заявления на организаторов концертов в прокуратуру, Следственный комитет, МВД, Минкульт и требуют отменить их по разным причинам, в основном — нравственного характера. 

В августе в Алтайском крае отменили выступление Эльдара Джарахова на фестивале молодёжи по инициативе общественников из регионального движения «Народного фронта». Среди названных причин — «оскорбление россиян, пропаганда асоциального поведения, грубые нарушения этических и иных общественных норм». В конце июня в Архангельске отменили концерт артиста Lida: «Русская община» написала заявление руководству клуба «М33» о том, что исполнитель «глумится над традиционными ценностями». Из-за жалоб представителей «Офицеров России» губернатору Оренбургской области в марте был отменен концерт Дианы Арбениной и группы «Ночные снайперы». Причина — «негативное отношение» артистки к СВО. 

«Проблема в том, что с артистами разбираются жёстко, а с доносчиками — не так», — говорит собеседник в индустрии. По его словам, «доносы зачастую на 70% состоят из клеветы, но ведомствам приходится на них реагировать». Также источник добавляет, что «большинству сотрудников ведомств проще отменить событие, чем разбираться в каждой ситуации, а сами общественники могут приходить на площадку и пытаться сорвать концерт». 

Помимо общественных организаций есть и просто недоброжелатели, которые хотят «набрать социальные баллы», делится другой источник ИМИ. «Это просто безумие, какой-то гигантский синдром вахтера, когда у человека есть возможность жаловаться просто так. А ведь из-за этого люди страдают, потому что вообще-то мы бизнесом занимаемся, налоги платим. Да и есть огромное количество людей, которые просто хотят послушать эту музыку», — отмечает он.

Зарубежные привозы уже (всё ещё) не те

В сентябре 2022-го продажи билетов на концерты снизились в деньгах на 56% по сравнению с допандемийным 2019 годом, отмечали в «МТС Энтертейнмент». А по сравнению с 2021 годом падение составило 23%. Основной причиной падения генеральный директор компании Михаил Минин называл отмену туров крупных иностранных артистов.

С тех пор привозы зарубежных артистов в той или иной степени возобновились, но масштабы сильно изменились: организаторы в основном привозят не мировых суперзвёзд, а тех, чья востребованность на домашнем рынке пошла на спад, например, Lil Pump или 6ix9ine. Исключения, когда приезжающий артист всё ещё успешен и на Западе, редки, но бывают. Наш источник на концертном рынке рассказывает, что крупным зарубежным артистам в основном платят оверпрайс: «Раньше Tyga бы столько не получил. Я не могу разглашать цифры, но оно того вообще не стоило с точки зрения окупаемости для организаторов. Пока что это всё звучит не как бизнес, а скорее как благотворительность», — говорит собеседник.

Впрочем, у этой благотворительности, очевидно, есть мотивы. По словам источника в индустрии, организаторы зарубежных концертов рассчитывают, что это окупится в будущем: «Например, ты делаешь сейчас концерт DaBaby, Lil Pump, Jason Derulo — где-то зарабатываешь, где-то влетаешь на деньги, но ты нарабатываешь портфолио, чтобы потом показать иностранным агентам: смотрите, с какими звёздами я работал, отдайте мне условную Дуа Липу, которая отобьет потом все твои затраты. А без такого портфолио за плечами невозможно получить зарубежного топ-артиста». 

Вместе с тем в России продолжают выступать нишевые музыканты, а также кей-поп-артисты. Корейские исполнители, отмечает Никита Чебанов, который организовывал несколько таких концертов, приезжают чаще остальных — как на сольные выступления, так и в рамках тематических ивентов, типа «Фандом Фест». Но и с этими артистами доход, как оказалось, не всегда прогнозируемый. «Это дорогие привозы. Даже если в группе выступает четыре человека, в тур ездит, как правило, 15-20 человек, включая танцоров. Перелёты и проживание съедают существенную часть бюджета. Заработать на таких концертах можно, но существенно меньше, чем на концертах многих российских артистов с аналогичной туровой командой», — рассказывает Чебанов.

Есть и другие сложности. «Однажды мы уже анонсировали артиста, но вскоре нам пришлось всё отменить, так как он испугался ехать: его соцсети были буквально завалены сообщениями и комментариями (в том числе с угрозами) от собственных фанатов, которые не хотели, чтобы их кумир летел в Россию», — делится Чебанов.  

Впрочем, Иван Бочаров ожидает, что выступлений зарубежных артистов на фестивалях станет больше, но для большинства событий — кроме электронных — их участие останется редкостью. Он также отмечает, что в нынешних условиях привозить музыкантов сложно: политическая повестка, высокие курсы валют, проблемы с логистикой и визами. Даже если рынок станет более открытым, эти факторы останутся сдерживающими. «Некоторые события, например Stereoleto, как мне кажется, приглашают небольших зарубежных музыкантов скорее символически — чтобы сохранить статус международного фестиваля», — говорит он.

Илья Бортнюк 

основатель Stereoleto

«У нас были музыканты из Турции, Израиля, Мексики, Венгрии. Есть и небольшие с точки зрения аудитории артисты из Франции и Норвегии, готовые приехать. Проблема в другом — нет культурных институтов, которые раньше поддерживали такие поездки. Привезти малоизвестную французскую группу — это миллион рублей. Мы также смотрим в сторону Китая, Азии, Африки — там тоже много интересных музыкантов, о поддержке приезда которых мы ведём переговоры с консульствами». 

Марина Зёмка

музыкальный продюсер Пикника Афиши

«Привезти хоть немного известную за рубежом группу, которую в России, скорее всего, мало кто знает, обойдётся минимум в миллион рублей. За те же деньги можно пригласить российского артиста, на которого гарантированно придут люди. Концерты зарубежных нехедлайнеров носят скорее просветительский характер, но для такой культурной миссии нужны большие бюджеты. Когда же есть билетная задача и KPI, логичнее выбирать местных артистов — в этом случае можно хотя бы приблизительно спрогнозировать продажи и их соотношение с затратами».