
Яна Циноева, Карина Бычкова2025-09-29T15:20Перемены в правовом поле: запреты, сборы, ужесточения ответственностиПеремены в правовом поле: запреты, сборы, ужесточения ответственности
С 2022 года контекст, в котором существует российская музыкальная сцена, изменился — в том числе и на уровне законодательства. «Политика и законы начали влиять на развитие индустрии так же сильно, как новые жанры или тренды из TikTok: хочешь ты того или нет, но это реальность», — говорит юрист по интеллектуальной собственности Вадим Хохлов. Ниже — ключевые законы и инициативы, которые заметно повлияли на музыкальный рынок за последние три года.



Введение санкций
Мейджоры, зарубежные стриминги и дистрибьюторы либо ушли с рынка, либо сократили своё присутствие в России.
Отключение от системы SWIFT
Сделало невозможным прямое получение доходов от стриминга, дистрибуции и продаж за рубежом.
Появление статей за фейки и дискредитацию армии
Так, артистов и других публичных персон могут оштрафовать или посадить — вплоть до 15 лет. Это повлияло на содержание текстов песен, интервью и постов в соцсетях.
Принятие закона о запрете пропаганды ЛГБТ
Теперь такой контент вне закона даже для взрослых, что сузило рамки того, о чем можно говорить в клипах, текстах и визуале. Нарушение предусматривает штрафы — до 400 тысяч для физлиц и до 5 млн или приостановку деятельности на 90 дней для юрлиц.
Принятие указа «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями»
Если российская компания использует произведения, принадлежащие правообладателю из «недружественного государства», оплату можно провести только через специальный счёт типа «О» в российском банке — и лишь с разрешения правительственной комиссии. Без этого правообладатель не получит деньги за рубеж.
Прекращение работы иностранных авторских обществ с РАО
Это заморозило выплаты авторам за использование их музыки в России, а для российских авторов — возможность получать деньги из-за рубежа. В то же время Россия сохранила за собой право собирать деньги за зарубежную музыку, но выплачивать их можно теперь только через специальный счёт и с разрешения правительственной комиссии. Впрочем, о случаях, когда иностранные правообладатели открывают такие счёта, пока не известно.
Введение обязательной маркировки интернет-рекламы
Артисты, продвигающие свои релизы или бренды, а также интегрирующие продукты в клипы, обязаны маркировать такие материалы как рекламу и передавать данные государству. За нарушения предусмотрены штрафы: до 100 тысяч для физлиц и до 500 тысяч для юрлиц.

Ужесточение закона об иноагентах
Обязанность маркировать контент стала распространяться не только на самих иноагентов, но и на всех, кто публикует или распространяет их материалы — включая стриминговые сервисы. На музыкальных платформах это начало применяться с октября 2024 года, хотя юридическое требование действует с 2023-го. Штрафы для физлиц — до 50 тысяч, для юрлиц — до 300 тысяч.
Масштабирование деятельности Лиги безопасного интернета
Надзорные органы усилили внимание к артистам, в том числе, в рамках деятельности Екатерины Мизулиной и Лиги безопасного интернета. Через обращения в Генпрокуратуру и МВД организация способствовала отмене ряда концертов и возбуждению административных дел о пропаганде наркотиков, ЛГБТ и противоправной рекламе — в частности, онлайн-казино, наркошопов.

Принятие закона о сиротских произведениях
Закон легализует использование произведений с неустановленными авторами или правообладателями. Теперь, если автора не удаётся найти даже после публичного поиска, можно получить неисключительную лицензию на использование произведения через ОКУП. Это позволило закрыть давний правовой пробел, но создатели, работающие анонимно или под псевдонимами, оказались под угрозой: их произведения могут быть признаны «сиротскими» без их ведома. Также под угрозой и правообладатели, с которыми сложно связаться.
Смягчение уголовной ответственности за нарушение авторских прав
Теперь преступлением считается нарушение только при ущербе от 500 тысяч (раньше было 100 тысяч), а порог для особо крупного размера увеличен до 2 млн. Это означает, что менее значительные нарушения чаще будут рассматриваться в административном или гражданском порядке.
Введение ответственности за пропаганду чайлдфри
Под запретом оказались любые формы оправдания или позитивного образа бездетной жизни в публичном поле. С 1 сентября владельцы сайтов обязаны удалять подобный контент, чтобы не попасть в реестр запрещённых. Штрафы для физлиц — до 100 тысяч, для юрлиц — до 1 млн или приостановка деятельности на 90 суток.
Разрешение свободного использования песен времён ВОВ
Теперь патриотические песни времён ВОВ, обнародованные до 26 декабря 1991 года, можно использовать без согласия правообладателей, но только в некоммерческих целях и в рамках памятных мероприятий. Решение затронуло правообладателей «Катюши», «Журавлей», «Дня Победы» и других таких песен, которые теперь лишаются части дохода.
Требование РКН о регистрации аккаунтов с аудиторией от 10 тысяч
Изменения затрагивают артистов, блогеров и всех, у кого в соцсетях или на каналах более 10 тысяч подписчиков. Теперь они обязаны предоставить в Роскомнадзор данные для идентификации — ФИО, номер телефона и e-mail. Штрафы для физлиц — до 10 тысяч, для юрлиц — до 500 тысяч.
Введение прямого запрета на рекламу у иноагентов
Больше нельзя размещать рекламу на ресурсах иноагентов, а также рекламировать их сайты и страницы — в том числе в СМИ и соцсетях. Это касается как рекламодателей, так и самих артистов, если они распространяют информацию о своих концертах, релизах или мерче. Штрафы для юрлиц — до 500 тысяч.

Введение специального рублевого счёта для иноагентов
На этот счёт будут поступать все доходы от лицензий и отчуждения прав, но распоряжаться деньгами иноагент сможет только после отмены статуса. Если же счёт не открыт, эта обязанность перекладывается на лейбл, площадку или дистрибьютора.
Обновление правил расчёта компенсации за нарушение авторских прав
Вступит в силу в январе 2026 года. Максимальный размер компенсации за нарушение авторских прав вырос вдвое до 10 млн. При этом, если в одном объекте одновременно нарушены несколько прав — например, на песню, обложку и бренд на одном релизе, — это считается одним нарушением.
Введение рекламного сбора для всех, кто оказывает рекламные услуги
Рекламный сбор составляет 3% от дохода всех, кто оказывает рекламные услуги. Он не считается налогом, но обязателен к уплате, что уже повысило стоимость рекламы для артистов и их команд.
Повышение штрафов за неуведомление Роскомнадзора об обработке персональных данных
Лейблы и артисты, продающие мерч онлайн и собирающие персональные данные, вынуждены уведомлять об этом РКН, с 30 мая 2025 года штрафы для ИП и юрлиц выросли с 300–5000 рублей до 100-300 тысяч.
Запрет на рекламу на запрещённых платформах
Нарушением считается любое размещение материалов, направленных на продвижение чего-либо, даже если оно делается безвозмездно. В то же время информирование о своей деятельности — публикация афиши, сторис о релизе со ссылкой на сайт артиста (а не на сайт фестиваля или клуба) или смартлинк — не является рекламой, при условии, что артист публикует это на своих ресурсах. Штраф для юрлиц — до 500 тысяч.
Ужесточение ответственности за пропаганду наркотиков
Появились штрафы до 1,5 млн за первое нарушение и уголовная ответственность до 2 лет за повторное. Ужесточение вступит в силу 1 марта 2026 года, но артисты уже начали цензурировать треки или удалять их со стримингов. Пропагандой считается распространение информации о тех или иных действиях с наркотиками, а также о привлекательности потребления.
«Вернёмся ко времени торрентов: чем грозит закон о запрете пропаганды наркотиков»
Наказание за поиск экстремистских материалов
Закон предусматривает штраф 3-5 тысяч за поисковой запрос экстремистских материалов и получение к ним доступа. Перечень экстремистских материалов закреплен в реестре.
Источник: руководитель юридической фирмы Sample Legal и сооснователь сообщества Юристов музыкальной индустрии Илья Чамуха
Вадим Хохлов отмечает, что к такому объёму запретов и ответственности объективно не все были готовы. По его словам, индустрия находится в процессе адаптации к новым условиям, раньше таких масштабных ограничений просто не существовало. «Никогда ещё музыкальная тусовка не была такой сплочённой, ибо как никогда мы нуждаемся в советах и поддержке друг друга», — делится юрист.








