Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/285/image/article-2a7f7451a72d6721d43fbf219af78201.jpgГеоргий Кожевников2020-09-22T19:45Сооснователь агентства Stereotactiс — о клипах для Shortраris, «Аигел», Motorama и других
Сооснователь агентства Stereotactiс — о клипах для Shortраris, «Аигел», Motorama и других
Павел Карыхалин

Сооснователь агентства Stereotactiс — о клипах для Shortраris, «Аигел», Motorama и других

Павел Карыхалин

Московская креативная студия Stereotactic снимает клипы для «Аигел», Shortparis, Mujuice и других заметных независимых музыкантов. «ИМИ.Журнал» поговорил с исполнительным продюсером и сооснователем студии Павлом Карыхалиным о том, как его команда подходит к работе с музыкальными видео, какие бюджеты нужны для съемок качественного клипа и что делать группам, которые хотят сотрудничать с известными продакшенами.

Бэкграунд Stereotactic

Начав со съемок сноуборд-видео, камерная студия за 15 лет превратилась в креативное агентство, которое, помимо видеорекламы, снимает клипы, документальные фильмы и короткометражное кино. Некоторые работы из портфолио студии завоевывают престижные европейские и российские премии. 

Так, короткометражка «Лалай-Балалай» в 2017 году победила на «Кинотавре», а документальный проект «Саламанка» в 2016 году вошел в программу именитых фестивалей в Амстердаме, Женеве и Кливленде. Помимо этого, студия занимается ивент-менеджментом: за плечами ее команды — организация российских выступлений Grimes, Justice, The Skatalites и других мировых звезд. Также компания открывала в столице две успешные летние площадки — бары «Кругозор» и «ЭМА», памятные многим москвичам своей насыщенной культурной программой.

Как Stereotactic взаимодействуют с музыкантами

Для представителей агентства производство музыкальных видео — прежде всего творчество, которое авторы не хотят переводить в коммерческое русло. Такой подход не уникален: многие режиссеры и креативные студии снимают клипы прежде всего ради укрепления имиджа, то есть используют их как дополнительный способ заявить о себе на рынке. 

Однако именно Stereotactic удалось привлечь самых ярких представителей отечественного андерграунда — Антоху MC, Vtgnike, OL, Motorama и других заметных артистов. В этом году студия сняла ролик для «Аигел» и Shortparis — востребованных групп, с которыми хотят сотрудничать многие режиссеры. Однако в Stereotactic подчеркивают: студия вовсе не стремится снимать клипы и делает это лишь по «большой любви» к отдельным музыкантам.

«Аигел» — «Две недели» (2020)

«Когда мы делаем клипы, нам важно иметь к музыке эмоциональную привязанность. Поэтому стараемся выбирать только те произведения, которые с нами резонируют. Заработать деньги можно и на рекламе, а музыка — это сакральное, — объясняет Карыхалин. — Было много случаев, когда к нам приходили артисты с большим бюджетом на съемки, но авторам из нашего пула не очень хотелось работать с их треками. Это не значит, что артисты плохие. Просто абсолютно субъективно они нам не подходили».

Обычно Stereotactic сами обращаются к любимым артистам с предложением о сотрудничестве. Именно по такой схеме компания договорилась о съемках своего первого музыкального видео для ростовской группы «Берген Кремер» на песню «Гроза». 

Продюсеры студии решили подарить дуэту клип просто потому, что симпатизировали творчеству «Берген Кремер». Такой способ взаимодействия с музыкантами сохраняется в компании до сих пор. Например, в начале лета студия проспонсировала съемки клипа для Леонида Федорова, авторами которого выступили представители режиссерского объединения Ataka51, входящего в команду студии. Премьера работы должна состояться до конца 2020 года.

«Мы не видим в музыкальных клипах какой-то дополнительной точки роста для бизнеса, хотя она там есть. Хочется в этом поле оставаться крайне выборочно. Мы довольно большой продакшен по московским меркам, и в случае с музыкальными видео можем позволить себе не зарабатывать, а, наоборот, тратить, наслаждаясь тем, что создаем что-то с музыкантами, которых уважаем», — рассказывает Карыхалин. 

В то же время, по наблюдениям продюсера, артисты стали все реже обращаться за помощью к студиям и предпочитают снимать видео самостоятельно, набирая для этого команду специалистов-фрилансеров. Так музыканты экономят деньги и сохраняют больше креативного контроля, чем при сотрудничестве со студийными режиссерами, которые могут настаивать на своем видении сценария.


Что нужно для съемок качественного видео

Карыхалин убежден: бюджет в клипах не главное. По его мнению, для съемок выдающегося ролика куда важнее хороший креатив, а при наличии оригинальной идеи качественную работу можно создать и за несколько сотен долларов. 

Ярким примером такого бюджетного проекта продюсер назвал клип электронщика Даниила Лопатина (Oneohtrix Point Never) на песню «Boring Angel». 

Тем не менее, как пояснил Карыхалин, на российском рынке действительно существуют определенные ценовые границы, в которые принято укладывать расходы на клипы

«Бюджет основной массы работ лежит в диапазоне от одного до двух миллионов рублей», — сообщил представитель Stereotactic. Конечно, бывают исключения из этого правила. Так, звездные группы порой снимают себе клипы со сложной CGI-графикой (изображения, сгенерированные компьютером. — Прим. «ИМИ.Журнала»), огромными массовками и кучей локаций, общая стоимость которых может доходить до десяти миллионов рублей. С другой стороны, существуют и начинающие артисты, расходующие на музыкальные видео не более 300 тысяч рублей.

Shortparis — «Так закалялась сталь» (2019)

Бюджеты клипов Shortparis и «Аигел», выпущенных Stereotactic в этом году, оказались чуть ниже среднего ценового сегмента в 1–2 миллиона рублей. Съемки обоих проектов заняли всего несколько дней, но им предшествовала долгая подготовка. 

Кстати, работать над клипом для «Аигел» студия начинала по привычной схеме: ее авторы сами пришли к музыкантам с этой инициативой. А вот видео для Shortparis «Стереотактики» создавали с подачи солиста группы Николая Комягина, который захотел снимать его вместе с режиссером Stereotactic Владом Фишем (автором клипов для «Грибов», Quest Pistols, певицы Луны и других).

Самый сложный клип в истории Stereotactic

Рассказывая об этом, продюсер назвал видео «Troika» для электронщиков OL и Vtgnike. По словам Карыхалина, основная проблема заключалась в коммуникации съемочной группы с исполнителем главной роли, нью-йоркским уличным танцором по имени Storyboard P (также появлялся в клипах Jay-Z и Flying Lotus).

Если до начала работы команда студии была убеждена, что приглашение этого танцора было лучшим кастинг-решением из всех возможных, то довольно скоро поняла, что совершила большую ошибку. Несмотря на то что Storyboard P действительно обладал фантастическим сочетанием навыков уличного брейкдансера и артиста балета, договориться с ним о чем-либо оказалось затруднительно.

«Мы почувствовали, что такое быть черным, потому что в общении с ним мы подвергались постоянной дискриминации и были в его глазах белыми бездушными безмозглыми жабами, — вспоминает Карыхалин. — Поэтому съемки проходили в режиме тлеющего конфликта, и это тяжелее всего. Ведь трудным проект делает не масштаб. Масштаб — это просто больше планирования. По-настоящему сложным процесс делают люди; когда складываются негармоничные отношения внутри команды. Если энергетика тяжелая, то всем будет хреново. Это гарантированно». 

Vtgnike and OL — «Troika» (2014)

Несмотря на значительное количество сделанных его командой популярных видео, Карыхалин не считает, что его студию можно назвать весомым игроком на рынке клипов. Павел называет одними из самых активных участников этого сегмента команду Hype Production: «Их представители заметней и результативней остальных в этом поле. Например, у них прекрасный режиссер Ладо Кватания, который снимал клипы для „Ленинграда“, Оксимирона и Дельфина. Или вот Олег Трофим — тоже множество клипов снимает».

Как снимает клипы Олег Трофим

Кроме того, по наблюдениям продюсера Stereotactic, в России быстро растет рынок производства видеоконтента, а в клипмейкинге то и дело появляются новые имена. 

Так, количество специалистов в каталоге популярного в киноиндустрии сайта ReelSource, где можно найти и пригласить к сотрудничеству российских режиссеров, операторов и художников, за последние несколько лет увеличилось в десятки раз. 

«Если еще 8 лет назад на площадке было 20 режиссеров, то теперь их там 500. В индустрию приходят молодые авторы, которые понимают, что клипы дают большую возможность для самовыражения и реализации. Они используют этот рычаг, ищут коллабораций. Потому что музыка была и остается тем, что качает молодежь больше всего. Ну и музыканты тоже заинтересованы в видео», — сообщил Карыхалин. 

Что делать музыканту, который хочет, чтобы над его клипом поработали в Stereotactic? 

Ответ на этот вопрос оказался парадоксальным. По словам продюсера, артистам, у которых есть новый захватывающий материал, не следует искать коллабораций с коллегами Карыхалина. 

«Молодым музыкантам прежде всего нужно найти режиссера, который влюбится в их трек и сгенерирует классную идею, способную развить творческий потенциал композиции. Дальше идея может попасть к нам уже вместе с режиссером», — объясняет Карыхалин. 

В то же время продюсер выразил уверенность, что когда режиссер искренне хочет сделать что-то для артиста, то сам с ним связывается и находит общий язык, появляется идея — и уже на этой стадии можно идти в продакшен за помощью. 

«Так было в случае с режиссером Максом Томашем и Антохой MC, которые пришли к нам с просьбой о поддержке в съемках клипа „Время Ток”», — уточнил собеседник «ИМИ.Журнала». 

Антоха МС — «Время Ток» (2016)

Конечно, при отсутствии заинтересованного режиссера и возможности его найти музыкант всегда может прислать трек на почту Stereotactic и сообщить о том, каким бюджетом на съемки он располагает. 

«Или сообщить, что у него вообще нет денег и он ищет поддержки. Так тоже можно. Правда, более разумный подход — найти человека, у которого будет свое видение его музыки. Это связка, с которой можно смело идти в продакшен», — говорит Карыхалин, не переставая акцентировать внимание на том, что музыкантам лучше сначала найти единомышленника. 

Также продюсер сообщил, что периодически происходили случаи, когда артисты приходили к ним в студию с готовым креативом и просили найти им режиссера и денег, однако ни один проект, предложенный таким образом, так и не вызвал интереса у «Стереотактиков».

Всем ли музыкантам нужны клипы?

По мнению исполнительного продюсера Stereotactic, на свете существует много музыки, которая не нуждается в каких-либо дополнениях. 

«У композиций есть неоспоримое право быть услышанными без визуального ряда. Несколько лет тому назад я был на фестивале Sonar, и там выступала знаменитая группа Autechre, шоу участников которой сводилось к тому, что они выставили огромную черную перегородку и заставляли людей слушать музыку, а не смотреть на цифровые экраны. Так что воспринимать треки можно и не отвлекаясь на дополнительные визуальные переживания. Потому что музыка сама по себе — крайне ценное высказывание», — заключил Карыхалин.

Впрочем, представитель Stereotactic считает, что в целом мировая культура становится все более визуальной.

Слова продюсера подтверждает статистика: по данным аналитиков компании Cisco, объем видеотрафика в России с каждым годом увеличивается на 23%, а к 2021 году на его долю придется 80% от всех данных, передаваемых через сеть.