Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив

Что изменилось на рынке винила в России

И помог ли Record Store Day 2022 увеличить продажи пластинок
Источник: Samuel Regan-Asante
журналhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/article/553/image/article-5b04fb6462ee838a6dfe830318587722.jpegЮля Рябова2022-04-26T19:25И помог ли Record Store Day 2022 увеличить продажи пластинок

23 апреля по всему миру отмечался Record Store Day, или День музыкального магазина. Каждую третью субботу апреля сотни магазинов проводят масштабные промоакции для привлечения покупателей — организовывают встречи с артистами, продают раритетные издания и дают скидки, — а лейблы специально к этому дню выпускают новые партии винила. «ИМИ.Журнал» поговорил с владельцами рекордсторов, лейблов и заводов по производству винила, чтобы выяснить, как обстоят дела с российским рынком пластинок и насколько в 2022 году эффективно проведение таких событий как Record Store Day. 


Российский рынок винила в начале года

В России винил производит только один завод — «Ультра Продакшн», входящий в «Мультимедиа Холдинг». Его мощность, по данным Intermedia, достигает 50 тысяч пластинок в год, что составляет менее 10% от всего объема продаж винила в стране — все остальное рекорд-компании заказывают на зарубежных предприятиях. В беседе с «ИМИ.Журналом» в 2021 году генеральный директор «Ультра Продакшн» Андрей Белоногов рассказывал, что завод покупает сырье — матрицы и сам винил — по всему миру, а возраст оборудования на заводе — примерно полвека. «Если задаться целью, можно построить завод с новым оборудованием. Но это будет долго, потому что найти аппаратуру сложно и дорого. Да и не факт, что она окажется качественной», — говорил Андрей.

О том, как устроено производство винила на заводе «Ультра Продакшн», мы рассказывали здесь

Высокая стоимость производства, в том числе влияет на цену винила в магазинах: в среднем новая пластинка стоит полторы тысячи рублей, но стоимость лимитированных или коллекционных изданий может доходить и до нескольких десятков тысяч. Несмотря на это, в январе 2022 года издание «Коммерсант» сообщило, что за последние два года продажи винила в России выросли на треть. По оценкам экспертов, объем ежегодных продаж нового винила отечественного и зарубежного производства в России составлял от 400 тысяч до 1 миллиона пластинок в год.  

Что изменилось в марте 2022-го

По словам представителя рекорд-лейбла из Петербурга They Live! Records, выпускающего музыку независимых исполнителей из России, Константина Коврижных, с июня 2021 года стоимость готового пресса выросла почти на 70%: «Поэтому ближайший заказ на печать тиража мы делаем через наших товарищей в ЕС. Вопрос о том, есть ли сейчас проблемы с производством пластинок в России, лучше адресовать непосредственно к производителям: в стране есть только один завод по производству виниловых пластинок — „Ультра Продакшн“». (На запрос комментария представители завода «Ультра Продакшн» не ответили. — Прим. «ИМИ.Журнала»)

Сооснователь рижского завода виниловых пластинок Semikols Record Pressing и основатель московского клуба и студии звукозаписи Powerhouse Андрей Алгоритмик отмечает, что на российский рынок приходится только пятая часть производства. «Нужно сразу отметить что 80% клиентов завода — это Восточная Европа и Штаты, для России производится около 20% тиражей. Похоже, что теперь их станет около 10%, а то и меньше. Уже есть затруднения, связанные с доставкой и оплатой, как будет дальше — прогнозировать сложно», — рассказал Андрей.

Говоря об изменениях на рынке, связанных с приостановкой деятельности мейджор-лейблов (включая производство винила) в России, сооснователь и идеолог магазина виниловых пластинок DIG Петр Чинават отмечает, что на данный момент не понятно, как покупать современные релизы у российских дистрибьюторов, и магазин ищет способы решения этой проблемы.  

Но похоже, что эти изменения не отразились негативно на спросе — по крайней мере, пока что. По словам главного категорийного менеджера магазина аудиотехники Dr.Head Вячеслава Гоголадзе, в магазинах сети спрос на продукцию, включая винил, рос вплоть до середины марта. «Какие-то позиции оказались в дефиците в силу настройки новых логистических связей. Мы усиленно работаем над тем, чтобы вывести наши логистические и финансовые каналы на новый уровень для поддержания динамики продаж. В целом, спрос на винил никуда не делся — это совершенно точно» — рассказал Гоголадзе в разговоре с «ИМИ.Журналом».

Аналогичную динамику спроса отмечает и рекорд-лейбл They Live! Records. «В первые две недели с начала спецоперации в соседней стране я заметил, что люди, помимо приобретения авиабилетов в разные страны, стали больше пить и совершать много покупок, включая пластинки. У нас за этот период скупили где-то полуторамесячный объем. Потом вроде подуспокоились», — говорит представитель лейбла Константин Коврижных. 

Петр Чинават считает, что пока что динамика спроса на пластинки не изменилась, но при этом увеличился интерес покупателей к виниловому оборудованию. «Видимо, в марте люди думали, что цены на виниловые проигрыватели поднимутся, и начали активно скупать их, чтобы обезопасить себя от возможного дефицита в будущем», — добавил Петр. 

Андрей Алгоритмик говорит, что касательно заказов на заводе все довольно стабильно. «Открыв вторую линию производства, мы уменьшили время производства до трех недель — это хороший показатель по сравнению с большинством производителей. Что касается магазинов, насколько мне известно, продажи сейчас только выросли», — подытожил Андрей. 

Record Store Day 2022 в магазине Dr.Head на Арбате

Как прошел Record Store Day 2022

Вячеслав Гоголадзе из Dr.Head говорит, что традиционно в Record Store Day есть спрос именно на особенные RSD-издания — такие релизы имеют строго ограниченный тираж и обладают уникальной «фишкой», вроде цвета пластинки или измененной обложки. «Мы в Dr.Head говорим: RSD — это, прежде всего, День музыкального магазина. Это день, когда все, кого Dr.Head объединяет — персонал, покупатели и артисты — собираются вместе, чтобы проникнуться духом особой культуры, сложившейся вокруг магазинов с пластинками и их роли в жизни общества. Этот год не стал исключением». Подводя финансовые итоги RSD 2022, Вячеслав отмечает, что в сравнении с предыдущим годом он показал чуть меньшую маркетинговую эффективность. «Думаем, это связано с тем, что мы решили провести эксперимент и транслировать воркшопы не в YouTube, а на других площадках: во «ВКонтакте» и в Telegram. Тем не менее, акция RSD 2022 помогла увеличить доход в категории „Винил“ на 35%», — резюмирует Вячеслав.

Андрей Алгоритмик рассказывает, что у Semikols Record Pressing заказывают релизы для RSD — часто это происходит сильно заранее, поэтому динамику отследить сложно. 

В DIG в этом году Record Store Day собрал много покупателей, что очень обрадовало команду рекордстора. «RSD — класснейший день в году, когда мы все в магазине чувствуем себя особенно: к нам проявляют всегда такой интерес и ты чувствуешь, что занимаешься не просто торговлей, а особенным, возвышенным и приятным делом. Релизов RSD-2022 у нас не было по понятным причинам: мейджоры приостановили работу в России и ничего купить мы не могли. Но все равно в этом году у нас было очень много покупателей, просто нереально много. Мы сделали скидки на все пластинки 10% — отчасти люди пришли поэтому, а отчасти — просто чтобы потусоваться и поздравить нас», — рассказывает Петр. 

Что будет с рынком винила в России дальше

«ИМИ.Журнал» спросил, насколько вероятна ситуация, при которой запасы иностранного винила в стране закончатся и потребители сосредоточатся на перепродаже, а не на покупке новых пластинок в магазинах. Наиболее позитивный взгляд на ситуацию у Вячеслава Гоголадзе: по его прогнозам, это возможно только в случае полного отсутствия поставок винила из-за рубежа, а пока что такого не наблюдается. Вячеслав отмечает, что логистика будет меняться, стоимость транспортировки будет расти, но в полный запрет ввоза винила в Россию «верится с трудом».

Другие представители рынка менее оптимистичны. По словам Андрея Алгоритмика, ситуация с дефицитом иностранного винила абсолютно реальна, «более того — это происходит прямо сейчас». Петр Чинават отмечает, что пока что запас винила в России есть и, как говорят в разных индустриях и сферах, «до сентября мы протянем». Что начнется после этого, по словам Петра, никто не знает. 

В They Live! Records отмечают, что уже сейчас видят подорожание виниловых пластинок. Стабилизировать рынок, по мнению Константина Коврижных, могут перестройка логистических каналов и возможное смягчение санкций в будущем. 

Говоря о будущем винила в России в целом, Вячеслав Гоголадзе из Dr.Head утверждает, что оно «весьма и весьма перспективное» — причем не только в России, но и во всем мире. «Человеку необходимо регулярно подпитывать свою эмоциональную составляющую. Музыка, особенно на виниле, в этом смысле — практически вечный источник. К тому же, в кризисный период приобретение винила — это еще и отличный способ поддержать музыкантов и независимые звукозаписывающие лейблы», — уверен Вячеслав.

Подпишитесь на рассылку
Рассылка о самом интересном в музыкальной индустрии