Что изменилось на рынке винила в России
Содержание
Авторы
23 апреля по всему миру отмечался Record Store Day, или День музыкального магазина. Каждую третью субботу апреля сотни магазинов проводят масштабные промоакции для привлечения покупателей — организовывают встречи с артистами, продают раритетные издания и дают скидки, — а лейблы специально к этому дню выпускают новые партии винила. «ИМИ.Журнал» поговорил с владельцами рекордсторов, лейблов и заводов по производству винила, чтобы выяснить, как обстоят дела с российским рынком пластинок и насколько в 2022 году эффективно проведение таких событий как Record Store Day.
Российский рынок винила в начале года
В России винил производит только один завод — «Ультра Продакшн», входящий в «Мультимедиа Холдинг». Его мощность, по данным Intermedia, достигает 50 тысяч пластинок в год, что составляет менее 10% от всего объема продаж винила в стране — все остальное рекорд-компании заказывают на зарубежных предприятиях. В беседе с «ИМИ.Журналом» в 2021 году генеральный директор «Ультра Продакшн» Андрей Белоногов рассказывал, что завод покупает сырье — матрицы и сам винил — по всему миру, а возраст оборудования на заводе — примерно полвека. «Если задаться целью, можно построить завод с новым оборудованием. Но это будет долго, потому что найти аппаратуру сложно и дорого. Да и не факт, что она окажется качественной», — говорил Андрей.
О том, как устроено производство винила на заводе «Ультра Продакшн», мы рассказывали здесь.
Высокая стоимость производства, в том числе влияет на цену винила в магазинах: в среднем новая пластинка стоит полторы тысячи рублей, но стоимость лимитированных или коллекционных изданий может доходить и до нескольких десятков тысяч. Несмотря на это, в январе 2022 года издание «Коммерсант» сообщило, что за последние два года продажи винила в России выросли на треть. По оценкам экспертов, объем ежегодных продаж нового винила отечественного и зарубежного производства в России составлял от 400 тысяч до 1 миллиона пластинок в год.
Что изменилось в марте 2022-го
По словам представителя рекорд-лейбла из Петербурга They Live! Records, выпускающего музыку независимых исполнителей из России, Константина Коврижных, с июня 2021 года стоимость готового пресса выросла почти на 70%: «Поэтому ближайший заказ на печать тиража мы делаем через наших товарищей в ЕС. Вопрос о том, есть ли сейчас проблемы с производством пластинок в России, лучше адресовать непосредственно к производителям: в стране есть только один завод по производству виниловых пластинок — „Ультра Продакшн“». (На запрос комментария представители завода «Ультра Продакшн» не ответили. — Прим. «ИМИ.Журнала»).
Сооснователь рижского завода виниловых пластинок Semikols Record Pressing и основатель московского клуба и студии звукозаписи Powerhouse Андрей Алгоритмик отмечает, что на российский рынок приходится только пятая часть производства. «Нужно сразу отметить что 80% клиентов завода — это Восточная Европа и Штаты, для России производится около 20% тиражей. Похоже, что теперь их станет около 10%, а то и меньше. Уже есть затруднения, связанные с доставкой и оплатой, как будет дальше — прогнозировать сложно», — рассказал Андрей.
Говоря об изменениях на рынке, связанных с приостановкой деятельности мейджор-лейблов (включая производство винила) в России, сооснователь и идеолог магазина виниловых пластинок DIG Петр Чинават отмечает, что на данный момент не понятно, как покупать современные релизы у российских дистрибьюторов, и магазин ищет способы решения этой проблемы.
Но похоже, что эти изменения не отразились негативно на спросе — по крайней мере, пока что. По словам главного категорийного менеджера магазина аудиотехники Dr.Head Вячеслава Гоголадзе, в магазинах сети спрос на продукцию, включая винил, рос вплоть до середины марта. «Какие-то позиции оказались в дефиците в силу настройки новых логистических связей. Мы усиленно работаем над тем, чтобы вывести наши логистические и финансовые каналы на новый уровень для поддержания динамики продаж. В целом, спрос на винил никуда не делся — это совершенно точно» — рассказал Гоголадзе в разговоре с «ИМИ.Журналом».
Аналогичную динамику спроса отмечает и рекорд-лейбл They Live! Records. «В первые две недели с начала спецоперации в соседней стране я заметил, что люди, помимо приобретения авиабилетов в разные страны, стали больше пить и совершать много покупок, включая пластинки. У нас за этот период скупили где-то полуторамесячный объем. Потом вроде подуспокоились», — говорит представитель лейбла Константин Коврижных.
Петр Чинават считает, что пока что динамика спроса на пластинки не изменилась, но при этом увеличился интерес покупателей к виниловому оборудованию. «Видимо, в марте люди думали, что цены на виниловые проигрыватели поднимутся, и начали активно скупать их, чтобы обезопасить себя от возможного дефицита в будущем», — добавил Петр.
Андрей Алгоритмик говорит, что касательно заказов на заводе все довольно стабильно. «Открыв вторую линию производства, мы уменьшили время производства до трех недель — это хороший показатель по сравнению с большинством производителей. Что касается магазинов, насколько мне известно, продажи сейчас только выросли», — подытожил Андрей.
Как прошел Record Store Day 2022
Вячеслав Гоголадзе из Dr.Head говорит, что традиционно в Record Store Day есть спрос именно на особенные RSD-издания — такие релизы имеют строго ограниченный тираж и обладают уникальной «фишкой», вроде цвета пластинки или измененной обложки. «Мы в Dr.Head говорим: RSD — это, прежде всего, День музыкального магазина. Это день, когда все, кого Dr.Head объединяет — персонал, покупатели и артисты — собираются вместе, чтобы проникнуться духом особой культуры, сложившейся вокруг магазинов с пластинками и их роли в жизни общества. Этот год не стал исключением». Подводя финансовые итоги RSD 2022, Вячеслав отмечает, что в сравнении с предыдущим годом он показал чуть меньшую маркетинговую эффективность. «Думаем, это связано с тем, что мы решили провести эксперимент и транслировать воркшопы не в YouTube, а на других площадках: во «ВКонтакте» и в Telegram. Тем не менее, акция RSD 2022 помогла увеличить доход в категории „Винил“ на 35%», — резюмирует Вячеслав.
Андрей Алгоритмик рассказывает, что у Semikols Record Pressing заказывают релизы для RSD — часто это происходит сильно заранее, поэтому динамику отследить сложно.
В DIG в этом году Record Store Day собрал много покупателей, что очень обрадовало команду рекордстора. «RSD — класснейший день в году, когда мы все в магазине чувствуем себя особенно: к нам проявляют всегда такой интерес и ты чувствуешь, что занимаешься не просто торговлей, а особенным, возвышенным и приятным делом. Релизов RSD-2022 у нас не было по понятным причинам: мейджоры приостановили работу в России и ничего купить мы не могли. Но все равно в этом году у нас было очень много покупателей, просто нереально много. Мы сделали скидки на все пластинки 10% — отчасти люди пришли поэтому, а отчасти — просто чтобы потусоваться и поздравить нас», — рассказывает Петр.
Что будет с рынком винила в России дальше
«ИМИ.Журнал» спросил, насколько вероятна ситуация, при которой запасы иностранного винила в стране закончатся и потребители сосредоточатся на перепродаже, а не на покупке новых пластинок в магазинах. Наиболее позитивный взгляд на ситуацию у Вячеслава Гоголадзе: по его прогнозам, это возможно только в случае полного отсутствия поставок винила из-за рубежа, а пока что такого не наблюдается. Вячеслав отмечает, что логистика будет меняться, стоимость транспортировки будет расти, но в полный запрет ввоза винила в Россию «верится с трудом».
Другие представители рынка менее оптимистичны. По словам Андрея Алгоритмика, ситуация с дефицитом иностранного винила абсолютно реальна, «более того — это происходит прямо сейчас». Петр Чинават отмечает, что пока что запас винила в России есть и, как говорят в разных индустриях и сферах, «до сентября мы протянем». Что начнется после этого, по словам Петра, никто не знает.
В They Live! Records отмечают, что уже сейчас видят подорожание виниловых пластинок. Стабилизировать рынок, по мнению Константина Коврижных, могут перестройка логистических каналов и возможное смягчение санкций в будущем.
Говоря о будущем винила в России в целом, Вячеслав Гоголадзе из Dr.Head утверждает, что оно «весьма и весьма перспективное» — причем не только в России, но и во всем мире. «Человеку необходимо регулярно подпитывать свою эмоциональную составляющую. Музыка, особенно на виниле, в этом смысле — практически вечный источник. К тому же, в кризисный период приобретение винила — это еще и отличный способ поддержать музыкантов и независимые звукозаписывающие лейблы», — уверен Вячеслав.