ИМИ.Сцена
Самара 2020
Подробности
«Московские соло. Кунстхалле музыки» в ТДК «Тройка» . Фото предоставлено Фондом V–A–C

Рыночные отношения. Зачем живая музыка звучит в торговых точках Москвы

До 15 сентября в Москве продлится серия перформансов «Московские соло. Кунстхалле музыки». В ходе проекта на четырех столичных рынках продавцы и сотрудники администрации площадок выступают с короткими музыкальными номерами, подготовленными совместно с приглашенными российскими артистами.

Мы выяснили, кто и зачем проводит концерты среди торговых рядов, чем «Московские соло» могут быть полезны для музыкантов и как эта задумка может повлиять на городское пространство.

Текст: Александр Голиков

Справка ИМИ:

Главный вдохновитель проекта «Кунстхалле» — американский композитор Ари Бенджамин Мейерс, организатор более 70 музыкальных перфомансов, которые художник устраивал в том числе на 55-й биеннале в Венеции в 2013 году.

Цель «Кунстхалле» — показать, что неочевидные публичные пространства тоже могут стать площадкой для творчества музыкантов, как профессионалов, так и любителей.

Ранее акции серии «Кунстхалле» проходили в Гонконге (март—апрель 2017 года) и в Роттердаме (январь — март 2018 года). В последней среди прочих участвовала группа The Residents.

«Перформансы „Соло“ всегда происходят в контексте разных служебных помещений», — поясняет Ари.

Так, «Гонконгские соло» проходили в нескольких музеях современного искусства при участии работников выставок и культурных учреждений.

«Московские соло» отличаются от своих предшественников тем, что вышли за пределы пространства музеев — в столице музыкальные перформансы проходят в общественных пространствах города, а именно на рынках.

«Кунстхалле» в Гонконге (2017). Фото предоставлено Фондом V–A–C
«Кунстхалле» в Гонконге (2017). Фото предоставлено Фондом V–A–C

Как родилась концепция «Московских соло. Кунстхалле музыки»

Организовывать проект Ари Мейерсу помогает российский культурный Фонд V–A–C.

По словам композитора, авторы «Московских соло» сфокусировались на торговых площадках и продавцах, чтобы изучить пейзаж столицы во всем его многообразии.

«Пожалуй, нет мест, которые позволили бы в такой же мере окунуться в исследование московской жизни, как продуктовые рынки», — убежден Мейерс.

Ари Мейерс во время «Московских соло. Кунстхалле музыки» (2019). Фото предоставлено Фондом V–A–C
Ари Мейерс во время «Московских соло. Кунстхалле музыки» (2019). Фото предоставлено Фондом V–A–C

Кто и как отбирал участников проекта

Артистов для предстоящих «Соло» выбирали сотрудники Фонда V–A–C совместно с Ари Мейерсом. Сперва был составлен лонг-лист из 50 имен, который в ходе обсуждений сократился почти втрое.

«Мы стали обращаться к тем, кто, как мы подозревали, открыт к новым форматам и интенсивной коммуникации», — рассказал «ИМИ.Журналу» продюсер музыкальных программ фонда V-A-C, аудиохудожник, диджей и искусствовед Никита Рассказов.

По словам продюсера, в шорт-листе остались 15 артистов, но тут возникли сложности.

«С большинством не удалось договориться из-за графиков (записей материала, туров) или, как было с одним артистом с Украины, по политическим причинам. В итоге остались четыре артиста», — отметил Рассказов.

Никита Рассказов на Черемушкинском рынке во время «Кунстхалле» в Москве. Фото предоставлено Фондом V–A–C
Никита Рассказов на Черемушкинском рынке во время «Кунстхалле» в Москве. Фото предоставлено Фондом V–A–C

Как проходила подготовка к выступлениям

К акции готовились восемь месяцев. Никита Рассказов отметил, что шесть из них ушли на поиск площадок и артистов, — самым сложным было договориться с рынками. Репетиции длились от двух недель до полутора месяцев.

В процессе подготовки некоторые сотрудники рынков уходили из проекта: одни не желали вступать в договорные отношения, другие были вынуждены закрывать торговые точки по экономическим причинам, третьи уезжали в отпуска или меняли место работы. Были и те, кто отказывался участвовать в «Московских соло» по религиозным соображениям.

«Московские соло. Кунстхалле музыки» на Ленинградском рынке. Фото предоставлено Фондом V–A–C
«Московские соло. Кунстхалле музыки» на Ленинградском рынке. Фото предоставлено Фондом V–A–C

Как звучат «Московские соло»

Музыкальные перформансы в рамках акции Ари Мейерса проходят ежедневно на Ленинградском, Братиславском и Черемушкинском рынках, а также в ТДК «Тройка».

Сотрудники Ленинградского рынка аккомпанируют песне, написанной специально для проекта рэпером Антохой МС. Продавцы несколько раз в день обходят площадку с перкуссией, подстукивая в такт звучащей из колонок композиции. Видео предоставлено Фондом  V–A–C
Сотрудники Братиславского рынка выступают с композицией «Заклинание», придуманной вместе с группой «Созвездие отрезок». Пять человек сначала ходят по рынку с колокольчиками, а затем начинают считать на разных языках, а также играть на аккордеоне и контрабасе. Сотрудники Братиславского рынка выступают с композицией «Заклинание», придуманной вместе с группой «Созвездие отрезок». Пять человек сначала ходят по рынку с колокольчиками, а затем начинают считать на разных языках, а также играть на аккордеоне и контрабасе. Фото предоставлено Фондом V–A–C
Сотрудники Братиславского рынка выступают с композицией «Заклинание», придуманной вместе с группой «Созвездие отрезок». Пять человек сначала ходят по рынку с колокольчиками, а затем начинают считать на разных языках, а также играть на аккордеоне и контрабасе. Сотрудники Братиславского рынка выступают с композицией «Заклинание», придуманной вместе с группой «Созвездие отрезок». Пять человек сначала ходят по рынку с колокольчиками, а затем начинают считать на разных языках, а также играть на аккордеоне и контрабасе. Фото предоставлено Фондом V–A–C
На Черемушкинском рынке представлена аудиоинсталляция Анастасии Толчневой из группы Lovozero. Ежедневно несколько раз в день на площадке играют звуковые дорожки, составленные из записей интервью с работниками рынка и местных шумов. Кроме того, на интерактивных весах звучат пять алгоритмических композиций, которые каждый раз создаются заново. С помощью специальной программы устройство конвертирует вес продуктов не в деньги, а в звук. Фото предоставлено Фондом V–A–C
На Черемушкинском рынке представлена аудиоинсталляция Анастасии Толчневой из группы Lovozero. Ежедневно несколько раз в день на площадке играют звуковые дорожки, составленные из записей интервью с работниками рынка и местных шумов. Кроме того, на интерактивных весах звучат пять алгоритмических композиций, которые каждый раз создаются заново. С помощью специальной программы устройство конвертирует вес продуктов не в деньги, а в звук. Фото предоставлено Фондом V–A–C
Посетители торгового комплекса «Тройка» могут понаблюдать за тем, как работники магазина разъезжают на траволаторах с мегафонами в руках и исполняют текст партитуры «Дальше только громкая связь» художника Виктора Алимпиева и композитора Алексея Коханова. Видео предоставлено Фондом V–A–C

Как проект может помочь музыкантам и повлиять на городскую среду

«За участие в проекте мы платим как за производство новой художественной работы, требующей около двух-трех месяцев подготовки. Это больше, чем независимый артист получает в среднем за выступление на крупном фестивале», — поделился Рассказов.

Организаторы проекта рассчитывают на то, что после «Московских соло» представители других организаций поймут, что смогут обращаться к артистам с более смелыми предложениями, выходящими за привычные рамки сотрудничества с музыкантами.

«Мы хотим, чтобы участники проекта и другие музыканты в будущем сформировали собственные ансамбли на базе других рынков или иных городских пространств, — отметил Рассказов. — Еще мы хотим показать, что подобный проект можно делать без нашего участия и без больших имен».

«Московские соло. Кунстхалле музыки» на Братиславском рынке. Фото предоставлено Фондом V–A–C
«Московские соло. Кунстхалле музыки» на Братиславском рынке. Фото предоставлено Фондом V–A–C

Рассказов отметил также, что после окончания проекта организаторы «Московских соло» планируют выпустить фэнзин. В нем они расскажут о процессе подготовки акции, открытиях и ошибках, которых, по словам куратора, было совершено достаточно — особенно в плане коммуникации с площадками и набором людей.

«Только пройдя через это сами, мы поняли, как подобный проект в будущем можно сделать лучше», — добавил Рассказов.

Один из участников «Московских соло», рэпер Антоха МС, рассказал «ИМИ.Журналу», что в целом удовлетворен проектом.

«В целом я оцениваю открытие [«Соло»] на четверку. Проект позволил мне совместить мою музыку с жизнью людей совсем из другой среды. Одна из покупательниц подошла и поблагодарила за то, что мы подняли ей настроение. Это в каком-то смысле показатель успеха проекта», — заявил рэпер.

Музыкант отметил, что на открытии «Соло» было немного людей, но перформансы органично вписались в атмосферу рынка.

«Это интересный подход к поддержке искусства и экономики. Такого в России не хватает», — резюмировал Антоха МС.

«Московские соло. Кунстхалле музыки» на Ленинградском рынке. Фото предоставлено Фондом V–A–C
«Московские соло. Кунстхалле музыки» на Ленинградском рынке. Фото предоставлено Фондом V–A–C

Подписывайтесь на ИМИ в социальных сетях:

Facebook | ВКонтакте | Telegram | Instagram

Читайте также