Рыночные отношения. Зачем живая музыка звучит в торговых точках Москвы
Авторы
До 15 сентября в Москве продлится серия перформансов «Московские соло. Кунстхалле музыки». В ходе проекта на четырех столичных рынках продавцы и сотрудники администрации площадок выступают с короткими музыкальными номерами, подготовленными совместно с приглашенными российскими артистами.
Мы выяснили, кто и зачем проводит концерты среди торговых рядов, чем «Московские соло» могут быть полезны для музыкантов и как эта задумка может повлиять на городское пространство.
Текст: Александр Голиков
Справка ИМИ:
Главный вдохновитель проекта «Кунстхалле» — американский композитор Ари Бенджамин Мейерс, организатор более 70 музыкальных перфомансов, которые художник устраивал в том числе на 55-й биеннале в Венеции в 2013 году.
Цель «Кунстхалле» — показать, что неочевидные публичные пространства тоже могут стать площадкой для творчества музыкантов, как профессионалов, так и любителей.
Ранее акции серии «Кунстхалле» проходили в Гонконге (март—апрель 2017 года) и в Роттердаме (январь — март 2018 года). В последней среди прочих участвовала группа The Residents.
«Перформансы „Соло“ всегда происходят в контексте разных служебных помещений», — поясняет Ари.
Так, «Гонконгские соло» проходили в нескольких музеях современного искусства при участии работников выставок и культурных учреждений.
«Московские соло» отличаются от своих предшественников тем, что вышли за пределы пространства музеев — в столице музыкальные перформансы проходят в общественных пространствах города, а именно на рынках.
Как родилась концепция «Московских соло. Кунстхалле музыки»
Организовывать проект Ари Мейерсу помогает российский культурный Фонд V–A–C.
По словам композитора, авторы «Московских соло» сфокусировались на торговых площадках и продавцах, чтобы изучить пейзаж столицы во всем его многообразии.
«Пожалуй, нет мест, которые позволили бы в такой же мере окунуться в исследование московской жизни, как продуктовые рынки», — убежден Мейерс.
Кто и как отбирал участников проекта
Артистов для предстоящих «Соло» выбирали сотрудники Фонда V–A–C совместно с Ари Мейерсом. Сперва был составлен лонг-лист из 50 имен, который в ходе обсуждений сократился почти втрое.
«Мы стали обращаться к тем, кто, как мы подозревали, открыт к новым форматам и интенсивной коммуникации», — рассказал «ИМИ.Журналу» продюсер музыкальных программ фонда V-A-C, аудиохудожник, диджей и искусствовед Никита Рассказов.
По словам продюсера, в шорт-листе остались 15 артистов, но тут возникли сложности.
«С большинством не удалось договориться из-за графиков (записей материала, туров) или, как было с одним артистом с Украины, по политическим причинам. В итоге остались четыре артиста», — отметил Рассказов.
Как проходила подготовка к выступлениям
К акции готовились восемь месяцев. Никита Рассказов отметил, что шесть из них ушли на поиск площадок и артистов, — самым сложным было договориться с рынками. Репетиции длились от двух недель до полутора месяцев.
В процессе подготовки некоторые сотрудники рынков уходили из проекта: одни не желали вступать в договорные отношения, другие были вынуждены закрывать торговые точки по экономическим причинам, третьи уезжали в отпуска или меняли место работы. Были и те, кто отказывался участвовать в «Московских соло» по религиозным соображениям.
Как звучат «Московские соло»
Музыкальные перформансы в рамках акции Ари Мейерса проходят ежедневно на Ленинградском, Братиславском и Черемушкинском рынках, а также в ТДК «Тройка».
Как проект может помочь музыкантам и повлиять на городскую среду
«За участие в проекте мы платим как за производство новой художественной работы, требующей около двух-трех месяцев подготовки. Это больше, чем независимый артист получает в среднем за выступление на крупном фестивале», — поделился Рассказов.
Организаторы проекта рассчитывают на то, что после «Московских соло» представители других организаций поймут, что смогут обращаться к артистам с более смелыми предложениями, выходящими за привычные рамки сотрудничества с музыкантами.
«Мы хотим, чтобы участники проекта и другие музыканты в будущем сформировали собственные ансамбли на базе других рынков или иных городских пространств, — отметил Рассказов. — Еще мы хотим показать, что подобный проект можно делать без нашего участия и без больших имен».
Рассказов отметил также, что после окончания проекта организаторы «Московских соло» планируют выпустить фэнзин. В нем они расскажут о процессе подготовки акции, открытиях и ошибках, которых, по словам куратора, было совершено достаточно — особенно в плане коммуникации с площадками и набором людей.
«Только пройдя через это сами, мы поняли, как подобный проект в будущем можно сделать лучше», — добавил Рассказов.
Один из участников «Московских соло», рэпер Антоха МС, рассказал «ИМИ.Журналу», что в целом удовлетворен проектом.
«В целом я оцениваю открытие [«Соло»] на четверку. Проект позволил мне совместить мою музыку с жизнью людей совсем из другой среды. Одна из покупательниц подошла и поблагодарила за то, что мы подняли ей настроение. Это в каком-то смысле показатель успеха проекта», — заявил рэпер.
Музыкант отметил, что на открытии «Соло» было немного людей, но перформансы органично вписались в атмосферу рынка.
«Это интересный подход к поддержке искусства и экономики. Такого в России не хватает», — резюмировал Антоха МС.